Файл: Методика определения оптовых цен на новую продукцию производственно-технического назначения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДАЮ:

с Государственным комитетом

Председатель

Совета Министров СССР

Государственного комитета цен

по науке и технике

Совета

Министров СССР

 

(\

В. ситнин

 

 

 

26 апреля

1974 г. № 10-15/960

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТОВЫХ ЦЕН НА НОВУЮ ПРОДУКЦИЮ

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

1. Основные положения

1-1. Методика определения оптовых цен на новую продукцию производственно-технического назначения имеет целью обеспечить необходимое единство в системе оптовых цен, повышение их роли в стимулировании технического прогресса и в улучшении качества продукции с учетом высших отечественных и мировых достижений науки и техники.

1-2. В качестве исходного момента при определении оптовых цен на новую продукцию служат действующие цены на аналогич­ ную или родственную по своему функциональному назначению про­ дукцию, что обеспечивает необходимое единство в системе оптовых цеп, предупреждает возможность экономически неоправданного удорожания новой техники, а также нарушения правильных цен­ ностных соотношений. При этом на основе роста производительно­ сти труда и сокращения издержек производства должно осу­ ществляться постепенное, экономически обоснованное снижение уровня действующих цен как одно из условий более широкого при­ менения в народном хозяйстве прогрессивных материалов, машин, приборов и оборудования.

1-3. Цены на новую продукцию определяются, как правило, при­ менительно к уровню действующих цен с учетом экономически обоснованных затрат на производство и эффективности применения в народном хозяйстве новых изделий и материалов по сравнению с ранее освоенными.

Объективным критерием эффективности новой продукции и эко­ номической обоснованности ее цены служит экономический эффект, получаемый в народном хозяйстве от применения этой продукции по сравнению с ранее освоенной. Оптовые цены на новую продукцию в расчете на единицу полезного эффекта должны быть ниже цен на

—ранее освоенную продукцию. При оценке эффективности новой тех­ ники учитываются также социальные факторы (степень безопасно-' сти, облегчение труда, уровень шума и т. п.) и воздействие на окру-


жающую среду (загрязнение атмосферы и водных источников, влия­ ние на потери полезных ископаемых при их добыче и переработке и т. п.). Методы учета этих факторов в ценообразовании рас­ сматриваются в отраслевых методиках исходя из специфики кон­ кретных групп продукции.

1-4. Цены на новую продукцию должны заинтересовывать пред­ приятия, научно-исследовательские институты, проектно-конструк­ торские и технологические организации в разработке и освоении производства технически совершенной и экономически эффективной продукции, препятствовать выпуску устаревшей продукции с не­ удовлетворяющими народное хозяйство технико-экономическими показателями и одновременно стимулировать предприятия к внед­ рению и использованию новой продукции. Это предполагает в ка­ честве одного из условий экономически обоснованного установления цен на новую продукцию такое распределение экономического эф­ фекта, возникающего в результате производства и применения в на­ родном хозяйстве новой продукции, при котором одновременно с относительным удешевлением для потребителей по сравнению с ра­ нее освоенными аналогичными изделиями обеспечивалось бы поощ­ рение предприятий-изготовителей, а также предприятий и органи- заций-разработчиков образцов новой, прогрессивной продукции, в зависимости от величины экономического эффекта.

Для экономического стимулирования создания и выпуска высо­ коэффективной новой продукции, превосходящей по своим технико­ экономическим показателям лучшие достижения ' отечественной и мировой науки и техники, оптовые цены на такую продукцию уста­ навливаются с поощрительной надбавкой. Основанием для установ­ ления поощрительной надбавки является дополнительный эффект, получаемый от применения новой продукции.

Для создания необходимых экономических условий, побуждаю­ щих предприятия-изготовители к замене устаревшей продукции но­ вой прогрессивной высокоэффективной продукцией, устанавливают­ ся скидки с оптовых цен на ранее освоенную продукцию, которая по своим технико-экономическим показателям не соответствует современным требованиям.

1-5. С учетом требований ценообразования новые изделия и ма­ териалы подразделяются на следующие основные группы:

а) изделия (материалы), предназначенные для замены ранее освоенных. Новые и ранее освоенные изделия (материалы) счита­ ются заменяемыми, если они в основных сферах применения обес­ печивают удовлетворение одной и той же потребности с учетом ис­ пользования их основных технико-экономических параметров. При установлении заменяемости изделий (материалов) учитываются не только технические возможности, но и экономическая целесообраз­ ность замены;

б) изделия (материалы) однотипные с ранее освоенными по своей конструкции, технологии производства, химическому составу и т. п., не предназначенные для замены, а являющиеся развитием определенного параметрического ряда ранее освоенных изделий

2


(материалов) и отличающиеся от них отдельными технико-экономи­ ческими параметрами;

в) принципиально новые изделия (материалы), впервые осваи ваемые в СССР и не имеющие аналогов (в производстве и потреб­ лении) среди выпускаемой продукции.

П р и м е ч а н и е . Кроме трех основных групп новой продукции могут иметь место случаи, когда, например, изделия (материалы), предназначавмые для замены ранее изготавливаемой продукции в то же время входят в параметрический ряд однотипной продукции.

1-6. На новые изделия (материалы), предназначенные для заме­ ны ранее освоенных, оптовые цены устанавливаются применитель­ но к уровню действующих оптовых цен на заменяемую продукцию с учетом экономического эффекта, получаемого при использовании новой продукции.

1-7. На новые изделия (материалы), однотипные с ранее освоен­ ными, не предназначенные для замены их, а являющиеся развити­ ем определенного параметрического ряда ранее освоенных изделий (материалов) и отличающиеся от них отдельными технико-экономи­ ческими параметрами, оптовые цены устанавливаются применитель­ но к уровню действующих цен на ранее освоенную продукцию по выявленной зависимости между ценой (себестоимостью) и технико­ экономическими параметрами соответствующей группы продукции.

1-8. На принципиально новые изделия (материалы), впервые осваиваемые в СССР и не имеющие аналогов среди выпускаемой промышленностью продукции (по определенной в установленном порядке номенклатуре продукции), на период освоения серийного выпуска устанавливаются временные оптовые цены. По истечении срока действия временных цен устанавливаются постоянные опто­ вые цены.

1-9. С целью установления правильных ценностных соотноше­ ний и контроля обоснованности уровня цен на новые виды продук­ ции, определенных в соответствии с положениями настоящей мето­ дики, необходимо рассчитывать удельные значения цен на новую продукцию (на единицу основных технико-экономических парамет­ ров), сопоставляя их с удельными значениями действующих цен на однотипную или заменяемую продукцию. Такие проверки должны способствовать нахождению правильных соотношений цен на новые и ранее освоенные виды продукции при относительном удешевле­ нии новой продукции.

1-10. Оптовые цены на новую продукцию могут устанавливать­ ся без ограничения срока их действия (так называемые постоян­ ные), с ограниченным сроком действия и ступенчатые, т. е, после­ довательно снижающиеся по отдельным периодам серийного (мас­ сового) выпуска продукции.

Оптовые цены с ограниченным сроком действия устанавлива­ ются в тех случаях, когда очевидна возможность и необходимость существенного снижения их уровня в ближайший период, однако

3


отсутствуют достаточные материалы для обоснованного определе­ ния ступенчатых цеп.

1- 11. В целях повышения ответственности изготовителей, ко структорских и проектных организаций за разработку эффективных технических решений, применение которых приводит к повышению технико-экономических показателей изделий (материалов) и техно­ логических процессов и созданию новой прогрессивной и экономи­ чески высокоэффективной продукции, превосходящей по своим тех­ нико-экономическим показателям лучшие достижения отечественной и мировой науки и техники, на стадии разработки технического за­ дания определяется лимитная цена, являющаяся обязательным па­ раметром технического задания на разработку новой продукции. Техническое задание не принимается в качестве исходного докумен­ та для разработки образцов новой продукции при отсутствии в этих заданиях лимитной цепы.

2. Определение оптовых цен на новые изделия и материалы, предназначенные для замены ранее освоенной производством продукции

2- 1. Определение оптовых цен на новые изделия и материалы предназначенные для замены ранее освоенной продукции, включа­ ет в себя следующие основные этапы:

а) выбор базисного изделия (материала), с которым сопостав­ ляется новая продукция по своим технико-экономическим парамет­ рам, а также текущим и капитальным затратам;

б) определение верхнего предела цены на новое изделие (ма­ териал), при котором потребителю равновыгодно применение ба­ зисного и нового вида продукции;

в) определение нижнего предела цены на новое изделие (мате­ риал), при котором изготовителю равновыгодно производство ба­ зисного и нового вида продукции;

г) определение затрат на подготовку и освоение производства повой продукции;

д) сопоставление расчетных уровней верхнего и нижнего преде­ лов цены для определения экономической эффективности новой продукции;

е) определение оптовой цены на новую продукцию, обеспечи­ вающей за счет ее технико-экономических преимуществ экономи­ ческие выгоды как для изготовителя, так и потребителя.

Кроме того производится расчет и сопоставление удельных зна­ чений цен на единицу основных технико-экономических парамет­ ров новой и ранее освоенной продукции и на этой основе дополни­ тельная проверка соответствия уровня проектируемой цены на но­ вую продукцию общей системе цен на группу аналогичной про­ дукции.

2-2. В качестве базисного изделия принимается прогрессивное лучшее из освоенных производством отечественных изделий (мате­ риалов), имеющее, как правило, постоянную оптовую цену. При

4


этом оптовая цена базисного изделия (материала) корректируется применительно к уровню затрат, соответствующему году начала серийного производства новой продукции и установленному норма­ тиву рентабельности по данной группе (подотрасли) продукции.

Если на базисное изделие (материал) применяется система двух прейскурантов (предусматривающих разные цепы для изготовите­ ля и потребителя продукции), при расчете верхнего предела цены (Цвп) в качестве цены базисного изделия (материала) (Цб) прини­ мается более низкая цена.

В тех случаях, когда на базисное изделие (материал) действу­ ет временная цена, для расчетов принимается проектируемая пос­ тоянная оптовая цена, которая должна быть установлена по исте­ чении срока действия временной цены.

Для того, чтобы определение цен на новую продукцию с приме­ нением корректировки базисной цены не привело к неправильным соотношениям фактически применяемых цен на новую и базисную продукцию, должно быть принято одновременно решение о поправ­ ках в действующие цены на базисную продукцию. С учетом усло­ вий реализации продукции и существующего порядка ценообразо­ вания возможны следующие варианты:

пересмотренная оптовая цена на базисное изделие (матери­ ал) вводится одновременно с ценой на новое изделие;

цена базисного изделия (материала) не изменяется для по­ требителя, а разница между действующей и скорректированной це­

ной изымается у изготовителя в виде фиксированного платежа. 2-3. Верхний предел цены (Цвп) на новые орудия (средства)

труда рассчитывается, исходя из уровня цены на базисное изделие (Цб), скорректированного с учетом пункта 2-2 и следующих факто­ ров, определяющих величину экономического эффекта от использо­ вания орудия (средства) труда потребителями:

а) объемов продукции, работ, которые могут быть произведены • в течение года при помощи нового и базисного орудия' (средства труда, или других показателей, обеспечивающих эквивалентную замену;

б) сроков службы нового и базисного изделия. В качестве по­ казателя срока службы, как правило, принимается срок службы изделия с учетом морального износа. Методы определения сроков службы продукции с учетом морального износа указываются в от­ раслевых методиках;

в) изменения текущих затрат потребителя при использовании им нового орудия (средства) труда взамен базисного. При этом изменение текущих затрат определяется не по изменению полной себестоимости продукции, а без учета цеховых, общезаводских и внепроизводственных расходов, т. е. по изменению только прямых затрат и расходов по содержанию и эксплуатации оборудования, без включения в последние амортизационных отчислений со стои­ мости базисного и нового оборудования;

г) изменения капитальных затрат потребителя, связанные с приобретением дополнительного, только сопутствующего оборудо­

5