Файл: Методика определения оптовых цен на новую продукцию производственно-технического назначения..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
СОГЛАСОВАНА |
УТВЕРЖДАЮ: |
|
с Государственным комитетом |
Председатель |
|
Совета Министров СССР |
Государственного комитета цен |
|
по науке и технике |
Совета |
Министров СССР |
|
(\ |
В. ситнин |
|
|
|
|
26 апреля |
1974 г. № 10-15/960 |
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТОВЫХ ЦЕН НА НОВУЮ ПРОДУКЦИЮ
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
1. Основные положения
1-1. Методика определения оптовых цен на новую продукцию производственно-технического назначения имеет целью обеспечить необходимое единство в системе оптовых цен, повышение их роли в стимулировании технического прогресса и в улучшении качества продукции с учетом высших отечественных и мировых достижений науки и техники.
1-2. В качестве исходного момента при определении оптовых цен на новую продукцию служат действующие цены на аналогич ную или родственную по своему функциональному назначению про дукцию, что обеспечивает необходимое единство в системе оптовых цеп, предупреждает возможность экономически неоправданного удорожания новой техники, а также нарушения правильных цен ностных соотношений. При этом на основе роста производительно сти труда и сокращения издержек производства должно осу ществляться постепенное, экономически обоснованное снижение уровня действующих цен как одно из условий более широкого при менения в народном хозяйстве прогрессивных материалов, машин, приборов и оборудования.
1-3. Цены на новую продукцию определяются, как правило, при менительно к уровню действующих цен с учетом экономически обоснованных затрат на производство и эффективности применения в народном хозяйстве новых изделий и материалов по сравнению с ранее освоенными.
Объективным критерием эффективности новой продукции и эко номической обоснованности ее цены служит экономический эффект, получаемый в народном хозяйстве от применения этой продукции по сравнению с ранее освоенной. Оптовые цены на новую продукцию в расчете на единицу полезного эффекта должны быть ниже цен на
—ранее освоенную продукцию. При оценке эффективности новой тех ники учитываются также социальные факторы (степень безопасно-' сти, облегчение труда, уровень шума и т. п.) и воздействие на окру-
жающую среду (загрязнение атмосферы и водных источников, влия ние на потери полезных ископаемых при их добыче и переработке и т. п.). Методы учета этих факторов в ценообразовании рас сматриваются в отраслевых методиках исходя из специфики кон кретных групп продукции.
1-4. Цены на новую продукцию должны заинтересовывать пред приятия, научно-исследовательские институты, проектно-конструк торские и технологические организации в разработке и освоении производства технически совершенной и экономически эффективной продукции, препятствовать выпуску устаревшей продукции с не удовлетворяющими народное хозяйство технико-экономическими показателями и одновременно стимулировать предприятия к внед рению и использованию новой продукции. Это предполагает в ка честве одного из условий экономически обоснованного установления цен на новую продукцию такое распределение экономического эф фекта, возникающего в результате производства и применения в на родном хозяйстве новой продукции, при котором одновременно с относительным удешевлением для потребителей по сравнению с ра нее освоенными аналогичными изделиями обеспечивалось бы поощ рение предприятий-изготовителей, а также предприятий и органи- заций-разработчиков образцов новой, прогрессивной продукции, в зависимости от величины экономического эффекта.
Для экономического стимулирования создания и выпуска высо коэффективной новой продукции, превосходящей по своим технико экономическим показателям лучшие достижения ' отечественной и мировой науки и техники, оптовые цены на такую продукцию уста навливаются с поощрительной надбавкой. Основанием для установ ления поощрительной надбавки является дополнительный эффект, получаемый от применения новой продукции.
Для создания необходимых экономических условий, побуждаю щих предприятия-изготовители к замене устаревшей продукции но вой прогрессивной высокоэффективной продукцией, устанавливают ся скидки с оптовых цен на ранее освоенную продукцию, которая по своим технико-экономическим показателям не соответствует современным требованиям.
1-5. С учетом требований ценообразования новые изделия и ма териалы подразделяются на следующие основные группы:
а) изделия (материалы), предназначенные для замены ранее освоенных. Новые и ранее освоенные изделия (материалы) счита ются заменяемыми, если они в основных сферах применения обес печивают удовлетворение одной и той же потребности с учетом ис пользования их основных технико-экономических параметров. При установлении заменяемости изделий (материалов) учитываются не только технические возможности, но и экономическая целесообраз ность замены;
б) изделия (материалы) однотипные с ранее освоенными по своей конструкции, технологии производства, химическому составу и т. п., не предназначенные для замены, а являющиеся развитием определенного параметрического ряда ранее освоенных изделий
2
(материалов) и отличающиеся от них отдельными технико-экономи ческими параметрами;
в) принципиально новые изделия (материалы), впервые осваи ваемые в СССР и не имеющие аналогов (в производстве и потреб лении) среди выпускаемой продукции.
П р и м е ч а н и е . Кроме трех основных групп новой продукции могут иметь место случаи, когда, например, изделия (материалы), предназначавмые для замены ранее изготавливаемой продукции в то же время входят в параметрический ряд однотипной продукции.
1-6. На новые изделия (материалы), предназначенные для заме ны ранее освоенных, оптовые цены устанавливаются применитель но к уровню действующих оптовых цен на заменяемую продукцию с учетом экономического эффекта, получаемого при использовании новой продукции.
1-7. На новые изделия (материалы), однотипные с ранее освоен ными, не предназначенные для замены их, а являющиеся развити ем определенного параметрического ряда ранее освоенных изделий (материалов) и отличающиеся от них отдельными технико-экономи ческими параметрами, оптовые цены устанавливаются применитель но к уровню действующих цен на ранее освоенную продукцию по выявленной зависимости между ценой (себестоимостью) и технико экономическими параметрами соответствующей группы продукции.
1-8. На принципиально новые изделия (материалы), впервые осваиваемые в СССР и не имеющие аналогов среди выпускаемой промышленностью продукции (по определенной в установленном порядке номенклатуре продукции), на период освоения серийного выпуска устанавливаются временные оптовые цены. По истечении срока действия временных цен устанавливаются постоянные опто вые цены.
1-9. С целью установления правильных ценностных соотноше ний и контроля обоснованности уровня цен на новые виды продук ции, определенных в соответствии с положениями настоящей мето дики, необходимо рассчитывать удельные значения цен на новую продукцию (на единицу основных технико-экономических парамет ров), сопоставляя их с удельными значениями действующих цен на однотипную или заменяемую продукцию. Такие проверки должны способствовать нахождению правильных соотношений цен на новые и ранее освоенные виды продукции при относительном удешевле нии новой продукции.
1-10. Оптовые цены на новую продукцию могут устанавливать ся без ограничения срока их действия (так называемые постоян ные), с ограниченным сроком действия и ступенчатые, т. е, после довательно снижающиеся по отдельным периодам серийного (мас сового) выпуска продукции.
Оптовые цены с ограниченным сроком действия устанавлива ются в тех случаях, когда очевидна возможность и необходимость существенного снижения их уровня в ближайший период, однако
3
отсутствуют достаточные материалы для обоснованного определе ния ступенчатых цеп.
1- 11. В целях повышения ответственности изготовителей, ко структорских и проектных организаций за разработку эффективных технических решений, применение которых приводит к повышению технико-экономических показателей изделий (материалов) и техно логических процессов и созданию новой прогрессивной и экономи чески высокоэффективной продукции, превосходящей по своим тех нико-экономическим показателям лучшие достижения отечественной и мировой науки и техники, на стадии разработки технического за дания определяется лимитная цена, являющаяся обязательным па раметром технического задания на разработку новой продукции. Техническое задание не принимается в качестве исходного докумен та для разработки образцов новой продукции при отсутствии в этих заданиях лимитной цепы.
2. Определение оптовых цен на новые изделия и материалы, предназначенные для замены ранее освоенной производством продукции
2- 1. Определение оптовых цен на новые изделия и материалы предназначенные для замены ранее освоенной продукции, включа ет в себя следующие основные этапы:
а) выбор базисного изделия (материала), с которым сопостав ляется новая продукция по своим технико-экономическим парамет рам, а также текущим и капитальным затратам;
б) определение верхнего предела цены на новое изделие (ма териал), при котором потребителю равновыгодно применение ба зисного и нового вида продукции;
в) определение нижнего предела цены на новое изделие (мате риал), при котором изготовителю равновыгодно производство ба зисного и нового вида продукции;
г) определение затрат на подготовку и освоение производства повой продукции;
д) сопоставление расчетных уровней верхнего и нижнего преде лов цены для определения экономической эффективности новой продукции;
е) определение оптовой цены на новую продукцию, обеспечи вающей за счет ее технико-экономических преимуществ экономи ческие выгоды как для изготовителя, так и потребителя.
Кроме того производится расчет и сопоставление удельных зна чений цен на единицу основных технико-экономических парамет ров новой и ранее освоенной продукции и на этой основе дополни тельная проверка соответствия уровня проектируемой цены на но вую продукцию общей системе цен на группу аналогичной про дукции.
2-2. В качестве базисного изделия принимается прогрессивное лучшее из освоенных производством отечественных изделий (мате риалов), имеющее, как правило, постоянную оптовую цену. При
4
этом оптовая цена базисного изделия (материала) корректируется применительно к уровню затрат, соответствующему году начала серийного производства новой продукции и установленному норма тиву рентабельности по данной группе (подотрасли) продукции.
Если на базисное изделие (материал) применяется система двух прейскурантов (предусматривающих разные цепы для изготовите ля и потребителя продукции), при расчете верхнего предела цены (Цвп) в качестве цены базисного изделия (материала) (Цб) прини мается более низкая цена.
В тех случаях, когда на базисное изделие (материал) действу ет временная цена, для расчетов принимается проектируемая пос тоянная оптовая цена, которая должна быть установлена по исте чении срока действия временной цены.
Для того, чтобы определение цен на новую продукцию с приме нением корректировки базисной цены не привело к неправильным соотношениям фактически применяемых цен на новую и базисную продукцию, должно быть принято одновременно решение о поправ ках в действующие цены на базисную продукцию. С учетом усло вий реализации продукции и существующего порядка ценообразо вания возможны следующие варианты:
—пересмотренная оптовая цена на базисное изделие (матери ал) вводится одновременно с ценой на новое изделие;
—цена базисного изделия (материала) не изменяется для по требителя, а разница между действующей и скорректированной це
ной изымается у изготовителя в виде фиксированного платежа. 2-3. Верхний предел цены (Цвп) на новые орудия (средства)
труда рассчитывается, исходя из уровня цены на базисное изделие (Цб), скорректированного с учетом пункта 2-2 и следующих факто ров, определяющих величину экономического эффекта от использо вания орудия (средства) труда потребителями:
а) объемов продукции, работ, которые могут быть произведены • в течение года при помощи нового и базисного орудия' (средства труда, или других показателей, обеспечивающих эквивалентную замену;
б) сроков службы нового и базисного изделия. В качестве по казателя срока службы, как правило, принимается срок службы изделия с учетом морального износа. Методы определения сроков службы продукции с учетом морального износа указываются в от раслевых методиках;
в) изменения текущих затрат потребителя при использовании им нового орудия (средства) труда взамен базисного. При этом изменение текущих затрат определяется не по изменению полной себестоимости продукции, а без учета цеховых, общезаводских и внепроизводственных расходов, т. е. по изменению только прямых затрат и расходов по содержанию и эксплуатации оборудования, без включения в последние амортизационных отчислений со стои мости базисного и нового оборудования;
г) изменения капитальных затрат потребителя, связанные с приобретением дополнительного, только сопутствующего оборудо
5