Файл: Методика определения оптовых цен на новую продукцию производственно-технического назначения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

протяжении действия вводимой оптовой цены, верхний предел це­ ны рассчитывается по каждой сфере. Для обоснования уровня оп­ товой цены принимается верхний предел по той сфере, где новая продукция дает наименьший эффект из всех сфер, потребности ко­ торой могут быть удовлетворены имеющимися ресурсами. Тот же принцип и порядок расчетов используется и в том случае, если ре­ сурсы новой продукции достаточны для удовлетворения потребнос­ тей всех разнозффективных сфер ее использования.

2-13. Нижний предел оптовой цены (Цнп) на продукцию серий­ ного производства определяется по формуле:

Ннп= С +Р-Ф ,

(8)

где:

С — себестоимость новой продукции, принимаемая за базу оп­ товой цены;

Р—установленный для данной отрасли норматив рентабель­ ности, исчисленный к стоимости производственных фондов;

Ф— фондоемкость новой продукции, определенная с учетом до­ полнительных капитальных вложений, необходимых для

производства новой продукции.

Если практически невозможно определить фондоемкость едини­ цы новой продукции, для расчета нижнего предела цены принима­ ется расчетная рентабельность, исчисленная к себестоимости. Для этого сумма прибыли, рассчитанная для данной отрасли (группы продукции) по нормативу рентабельности, установленному по от­ ношению к стоимости производственных фондов, относится к себе­

стоимости товарной продукции этой отрасли (группы

продукции).

Тогда формула (8) примет следующий вид:

 

Цнп= С -(1 + Р 1),

(9)

где:

Pi — норматив рентабельности, определенный путем отнесения суммы прибыли, исчисленной по нормативу рентабельности к стоимости производственных фондов, к себестоимости товарной продукции данной отрасли.

В подотраслях и производствах, где существуют значительные различия в материалоемкости отдельных групп и видов продукции и, в частности, различия в удельных весах комплектующих изделий в составе затрат на их производство, норматив рентабельности для подотрасли (отрасли) целесообразно определять по отношению к себестоимости за вычетом комплектующих изделий или к стоимо­ сти на обработку. Конкретные указания по методам определения рентабельности в ценах отдельных видов продукции даются в от­ раслевых методиках.

2-14. Себестоимость, принимаемая за базу при расчете нижнего предела оптовой цены, исчисляется исходя из условий освоенного производства, как правило, второго года серийного выпуска продук­ ции, т. е. без учета затрат по подготовке производства, осуществля­ емых до начала серийного производства продукции, и повышенных

10


расходов первого года серийного выпуска, в установленном порядке возмещаемых за счет средств фонда освоения новой техники. В тех случаях, когда за счет средств фонда освоения новой техники воз­ мещаются повышенные расходы второго (а в отдельных случаях и третьего) года серийного производства — соответственно по услови­ ям производства третьего или четвертого года серийного выпуска продукции.

2-15. Если новая продукция будет производиться на ряде пред­ приятий, за базу расчета нижнего предела цены принимается проек­ тируемая среднеотраслевая себестоимость по предприятиям, вы­ пускающим подавляющую (не менее 3/4 от общего выпуска) часть продукции. В число отбираемых трех четвертей по выпуску продук­ ции включаются предприятия с относительночМеньшим уровнем за­ трат.

2-16. При решении вопроса о постановке на серийное производ­ ство новой продукции, а также для определения экономически обо­ снованной цены исчисляется величина экономического эффекта, подлежащего распределению между производителем и потребите­ лем, по следующей формуле:

Эр—Цвп— (Цнп+Зон) • (14-Км),

( 10)

где:

предприятий,

связанные с

Зон — плановые (по смете) затраты

подготовкой и освоением серийного производства нового

изделия (материала).

и освоение новой продук­

Затраты на подготовку производства

ции, относимые на единицу продукции серийного (массового) про­ изводства, определяются путем деления общей суммы этих затрат по смете на количество изделий (материалов), предусматриваемых к выпуску, как правило, в течение не свыше двух лет с момента начала их серийного или массового производства данной продук­ ции. По быстрообновляемым видам продукции, серийный выпуск которой длится не более двух-трех лет, в отраслевых методиках предусматривается другой срок для определения величины затрат, приходящихся на единицу продукции;

Км — коэффициент минимального превышения верхнего предела цены новой продукции над суммой нижнего предела цены и затрат на подготовку и освоение ее (Км, как правило, равен 0,15|). С учетом отраслевых особенностей этот коэф­ фициент может быть уточнен.

2-17. Результаты сопоставлений верхнего и нижнего предела цен дают основания для принятия следующих решений:

1) если ---- — ----- больше 1,15, то на эту высокоэффек1Днп“{"ЗоН

тивную новую продукцию к цене нижнего предела устанавливается поощрительная надбавка ( в виде дополнительной прибыли) за счет части распределяемого экономического эффекта. Формула оп­ ределения оптовой цены в этом случае имеет следующий вид:

11


Цоп = Ц нп+ Н 1Ь

( И )

где:

Цнп — нижний предел цены новой продукции; Нп — поощрительная надбавка к цене в виде дополнительной

прибыли.

Размер надбавок дифференцируется в зависимости от соотно­

шений верхнего и нижнего пределов цен

[---- -------- Л

и рассчи-

тывается по следующей типовой шкале:

\

Ц н п Ч - З о Н

'

 

 

 

 

 

Ц в п

Размер поощрительных

надбавок в

процентах

Ц и п - р З о н

к нормативной прибыли

 

 

 

 

 

 

 

1,16—1,3

 

20

 

 

(1,31—1,4

 

30

 

 

1,41—1,5

 

40

 

 

1,51—1,7

 

50

 

 

1,71—1,9

 

60

 

 

1,91—2,2

 

70

 

 

2,21—2,6

 

80

 

 

2,61—3,0

 

90

 

 

евыше 3,0

 

100

 

 

По отдельным видам высокоэффективной новой продукции воп­

рос о размере поощрительной надбавки,

превышающей

норматив­

ную прибыль, при необходимости может быть рассмотрен в каж­ дом случае отдельно.

При этом величина поощрительных надбавок к оптовым ценам не должна превышать 50% распределяемого экономического эффек­ та (Эр). В случаях, когда соотношения верхнего и нижнего преде­ лов цен по конкретным изделиям (материалам) в отдельных отрас­ лях существенно отличаются от данной шкалы, в отраслевых мето­ диках могут быть разработаны шкалы, учитывающие специфику отрасли. На новую высокоэффективную продукцию поощрительные надбавки устанавливаются на срок, как правило, до трех лет. Если по истечении этого срока продукция продолжает оставаться вы­ сокоэффективной, вопрос о продлении надбавки рассматривается органом ценообразования в каждом конкретном случае. Конкрет­ ные сроки, на которые устанавливаются поощрительные надбавки по группам продукции, определяются в отраслевых методиках с учетом ее морального старения;

2) если---- --------- составляет от 1 до 1,15 необходимо тщатель-

Цнп-{"Зон

но проверить целесообразность выпуска новой продукции. В таких случаях, как правило, представляется более целесообразным рас­ ширение производства ранее освоенной продукции.

В тех случаях, когда по соображениям дефицитности продук­ ции выпуск нового изделия (материала) представляется целесооб-

12


разным на известное время, оптовая цена устанавливается с рента­ бельностью на уровне отраслевого норматива;

3) если •---- -------- меньше 1, то это свидетельствует об ЦнпН-Зон

экономической неэффективности производства новой продукции и, во всяком случае, нецелесообразности ее выпуска на данном пред­

приятии* Возможность утверждения оптовой цены на такую

про­

дукцию рассматривается дополнительно.

 

 

 

3.

Определение оптовых цен

 

на новые однотипные изделия и материалы,

 

не предназначенные к замене ранее освоенной

 

 

продукции

 

 

 

3-1. На новые изделия и материалы, однотипные с ранее осво­

енными, не предназначенные для замены

ранее

освоенной

про­

дукции, относящиеся

к определенному

параметрическому

ряду

и являющиеся новым

исполнением в пределах

этого ряда, ли­

бо продолжением его, оптовые цены определяются применительно к уровню действующих цен на ранее освоенную продукцию с уче­ том установленной для соответствующего параметрического ряда зависимости между изменением технико-экономических параметров изделий (материалов) и изменением себестоимости (цен).

П р и м е ч а н и е .

При установлении формы параметрической зависи­

мости оптовых цен продукции от ее технико-экономических

характеристик

(параметров) должны

использоваться действующие оптовые

цены на ра­

нее освоенную продукцию данного параметрического ряда без утвержден­ ных к ним поощрительных надбавок (если они были утверждены на ранее освоенную продукцию).

3-2. Параметрический ряд представляет собой группу конструк­ тивно и (или) технологически однородных изделий (материалов), характеризующихся принадлежностью к одному типу продукции, имеющих одинаковое функциональное назначение и содержащих одинаковый набор главных параметров. При этом каждое изделие параметрического ряда в принципе предназначено для удовлетво­ рения строго определенной конкретной производственной потреб­ ности.

3-3. Параметрическое исчисление себестоимости (цен) изделий (материалов) предполагает следующее:

имеется ряд изделий (материалов), обладающих одинаковы­ ми технико-экономическими параметрами, но каждое из которых предназначено для удовлетворения строго определенной конкрет­ ной потребности;

уровень затрат на эти виды продукции различен, но при этом обнаруживаются определенные закономерности между изменением их основных параметров и себестоимостью (ценами) изделий (ма­ териалов);

13


— ставится задача нахождения количественной зависимости между изменением технико-экономических параметров изделий (материалов) и себестоимостью (ценами);

— полученная форма связи изменения себестоимости (цен) при изменении технико-экономических параметров изделий (материа­ лов) применяется для расчета уровней и соотношений цен на но­ вые виды продукции, пополняющие данный параметрический ряд.

3-4. Основными методами параметрического обоснования цен на изделия (материалы) являются:

метод удельных показателей;

метод регрессионного анализа;

агрегатный метод;

балловый метод.

Эти методы, как каждый в отдельности, так и в комбинирован­ ном сочетании (например, метод регрессионного анализа и агре­ гатный), применимы на всех стадиях обоснования оптовых цен, но роль и значение их различны как в зависимости от внутреннего со­ держания каждого метода, так и с учетом специфики применения их для обоснования цен в конкретных параметрических группах продукции. (Подробное изложение методов дано в приложении). Если параметрические формулы отражают зависимость себестои­ мости изделий от их технико-экономических характеристик (пара­ метров), то для определения оптовых цен на изделия (’материалы) параметрического ряда к себестоимости добавляется прибыль в размере утвержденного по данной параметрической группе изделий норматива рентабельности. В отраслевых методиках должны быть даны рекомендации и приведены формулы расчета себестоимости или оптовых цен применительно к отраслевым производствам или группам продукции.

3-5. На новую высокоэффективную продукцию к цене, опреде­ ленной одним из указанных выше параметрических методов, уста­ навливается поощрительная надбавка в виде дополнительной при­ были. Поощрительная надбавка устанавливается в размере сверх­ нормативной (дополнительной) прибыли, которая была определена в оптовой цене первых представителей продукции данного пара­ метрического ряда. При невозможности определения сверхнорма­ тивной (дополнительной) прибыли в оптовой цене первых предста­ вителей (модели, марки и др.) этого ряда поощрительная надбавка устанавливается, как правило, в размере 0,5 норматива.

Определенная таким образом оптовая цена сопоставляется со сложившимся соотношением цен на продукцию данного парамет­ рического ряда и при необходимости корректируется.

3-6. В случае, когда новое изделие (материал) находится в од­ ном параметрическом ряду с ранее освоенными изделиями (мате­ риалами), но отличается от них каким-то новым качеством, опто­ вая цена на такое изделие (материал) определяется с учетом этого дополнительного эффекта.

Если в изменении отдельных параметров изделия (материалов) заинтересованы только отдельные заказчики, то по соглашению с

14