Файл: Мокров, А. Н. Комплексное снабжение капитального строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
А. Н. М О К Р О В
КОМПЛЕКСНОЕ
СНАБЖЕНИЕ
КАПИТАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА
Издательство «Экономика»
Москва — 1974
■ 3‘
338:6C
M74
РЕДАКЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Редактор Е. В. Жаренков Мл. редактор Л. С. Козина
Художественный редактор А. Н. Михайлов Технический редактор Л. С. Сазонова Корректор Л. В. Одинцова
Сдано в набор 13/V 1974 г. Подписано к печати 31/VII 1974 г. А10674. Формат 84Х108‘/з-!. Печ. лист. 1,68. Уч.-изд. лист. 1,61. Изд. № 3542. Цена 9 коп. Тираж 22 000 экз. Заказ 352. Бумага типографская Ns 2.
Темплан издательства «Экономика» 1974 г. Ns 72.
Издательство «Экономика» 121864. Москва. Г-59, Бережковская наб., 6.
Ярославский полиграфкомбинат «Союзполиграфпрома» при Государ ственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Ярославль, ул. Свободы, 97.
М 10807—177 |
72—74 |
011(01)—74 |
© Издательство «Экономика», 1974 г. |
Капитальное строительство представляет собой такую отрасль материального производства, которая создает ос новные фонды страны, осуществляет сооружение, рекон струкцию, расширение промышленных предприятий, жи лых зданий и др. От темпов технического развития и со вершенствования капитального строительства в большой степени зависит обновление основных производственных фондов, повышение производительности труда, рост мате риального и культурного уровня жизни народа и укрепле ние обороноспособности страны.
XXIV съезд КПСС наметил грандиозную программу капитального строительства. О его масштабах можно су дить по объемам капиталовложений, которые превысят в текущей пятилетке 500 млрд, руб., что почти на 42% больше капиталовложений за предыдущие пять лет. «Мы строим сейчас в сфере материального производства боль
ше, чем любая другая |
страна в мире», — говорил |
Л. И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съез |
|
ду партии. |
из материалоемких отраслей |
Строительство — одна |
народного хозяйства. Строительные организации потреб ляют сейчас более 1,5 млрд, г материальных ресурсов в год. Они являются одним из основных потребителей продукции промышленности строительных материалов, черной металлургии, лесной и деревообрабатывающей, электрохимической и других отраслей народного хозяй ства.
В 1972 г. удельный вес строительства в потреблении важнейших видов строительных материалов от годового их производства составил в процентах: по цементу 75, пило материалам 30, мягкой кровле 61, стеклу оконному 42, стальным трубам 68. Удельный вес затрат на материалы имеет тенденцию к увеличению, так как изделия, детали и
3
конструкции заводской готовности поступают на строи тельство все в большем количестве. Такая тенденция обусловлена индустриализацией строительства, при кото рой все больше операций переносится в условия стацио нарного производства, а на строительной площадке про изводится в основном монтаж готовых узлов и деталей.
I. ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО СНАБЖЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Решение задачи всемерной индустриализации строи тельства, превращение строительного производства в ме ханизированный процесс сборки и монтажа зданий и соо ружений из крупноразмерных элементов и узлов, изготов ленных на специализированных заводах, улучшение организационных форм управления неразрывно связаны с постоянным совершенствованием системы материальнотехнического снабжения капитального строительства. Главным содержанием работы органов снабжения строи тельства становится организация своевременного обеспе чения материалами заводов, изготавливающих сборные конструкции, узлы и детали, централизованная доставка их комплектными партиями в зону монтажа, на строи тельные площадки.
От правильной организации материально-техническо го снабжения строительства зависят эффективность ка питальных вложений, рациональное и экономное расхо дование материальных и финансовых ресурсов, ускорение их оборачиваемости, снижение затрат, связанных с дос тавкой стройкам материалов, конструкций, изделий, обо рудования. От того, как снабжаются стройки, зависят ос новные показатели работы строительных организаций. Переход строительно-монтажных организаций и всей от расли на работу по новой системе планирования и эконо мического стимулирования предъявляет особые требова ния к органам снабжения строительства.
В решениях декабрьского (1973 г.) Пленума ЦК КПСС, положениях и выводах, содержащихся в выступ лении Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежне ва, отмечается, что одной из важнейших народнохозяйст
4
венных проблем является улучшение планирования и ликвидация нарушений плановой дисциплины, в том чис ле срывов в материально-техническом снабжении, неувя зок финансовых планов с планами поставок строительных материалов, оборудования, топлива, сырья, комплектую щих деталей, металла. А это означает, что необходимо повысить ответственность кадров и плановую дисципли ну, значительно поднять уровень руководства во всех сфе рах хозяйственной деятельности, обеспечить бережное от ношение к народным деньгам, особенно в проектном деле
истроительстве.
Всвязи с этим необходимо в ближайшие годы осуще ствить коренную перестройку материально-технического обеспечения строек, широко внедрять и совершенствовать систему снабжения материалами через органы Госснаба
СССР по заказам строительных организаций в соответст вии с их потребностью, определенной проектами и смета ми, расширять предоставляемые органами снабжения ус луги по централизованной доставке комплектных партий продукции, внедрять гарантированное комплексное снаб жение строек, создать гибкую систему взаимодействия органов Госснаба СССР с органами производственно-тех нологической комплектации строительных министерств и ведомств с учетом специфики капитального строитель ства.
Большую роль в организации материально-техниче ского обеспечения строительных объектов выполняют ор ганы снабжения строительно-монтажных трестов.
Встроительно-монтажных трестах I и II категорий, как правило, имеются конторы материально-технического снабжения или управления производственно-технологи ческой комплектации (УПТК), во всех остальных — не хозрасчетные отделы снабжения.
Органы снабжения трестов определяют потребности строек в материальных ресурсах, реализуют фонды и ор ганизуют завоз материалов со своих складов на склады СМУ, строительных участков и на строительные объ екты.
Со складов СМУ материалы отпускаются по заявкам строительных участков.
Однако в работе этих органов снабжения имеется ряд существенных недостатков, которые снижают эффектив ность строительства. К ним относятся: низкий уровень
5
комплектации объектов, срыв графиков завоза материа лов на стройки, неудовлетворительное изучение потреб ности в ресурсах по объектам строительства и др.
Наличие складских площадей в строительных трестах и СМУ замедляет продвижение материалов и изделий до строек, увеличивает расход средств на содержание парал лельно действующих звеньев и складов, вызывает внутрисменные простои, повышает заготовительно-складские расходы, усложняет учет и контроль за движением и со хранностью материалов и изделий и т. д.
Недостаточное внимание уделяется оперативному планированию доставки строительных материалов на объекты строительства в необходимые сроки.
Организация работ, техника проведения складских операций, степень использования современных средств доставки материалов и оборудования в органах снабже ния трестов не отвечают современным требованиям стро ительного производства.
Сложные задачи, возникающие в процессе руководст ва материально-техническим снабжением, решаются все еще устаревшими средствами счетной техники, не позво ляющими в короткое время обработать большой объем экономической информации. В результате не обеспечива ется выбор наиболее оптимальных решений при планиро вании и организации материально-технического снабже ния.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ПО СИСТЕМЕ «МУРМАНСК»
Большие задачи перед органами материально-техни ческого снабжения капитального строительства определе ны в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР
от 28 мая 1969 г. № 389 «О совершенствовании пла нирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного произ водства». Этим постановлением предусмотрен переход на снабжение строек материалами через органы ма
6
териально-технического снабжения Госснаба СССР по заказам строительных организаций в соответствии с их потребностью, определяемой проектами и сметами.
В 1971 г. Главмурманскстрой переведен на новую си стему снабжения. В связи с этим возникла потребность в новых формах и методах планирования и организации работ в органах снабжения Главмурманскстроя и УМТС Мурманского района.
Предварительная потребность в материально-техниче ских ресурсах для выполнения плана строительно-мон тажных работ и производственно-эксплуатационные нуж ды по номенклатуре народнохозяйственного плана, Гос плана СССР и Госснаба СССР определяются исходя из проекта плана подрядных работ и собственного строи тельства по утвержденным отраслевым нормам расхода на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ.
Уточненная потребность определяется в соответствии с утвержденными титульными списками на основе проек тов, смет, физических объемов работ в плановом году и установленных производственных норм расхода матери алов.
Определение потребности, защита и распределение фондов строительных материалов, входящих в номенкла туру министерств и ведомств СССР, производятся Минтяжстроем СССР с участием Главмурманскстроя.
Ресурсы на местные строительные материалы плани руются и распределяются строительными трестами через местные планирующие органы без участия территориаль ного управления Госснаба СССР.
В соответствии с утвержденными титульными списка ми, проектом плана строительно-монтажных работ, про ектно-сметной документацией, физическими объемами ра бот, а также установленными нормами расхода материа лов тресты рассчитывают потребность в материалах и оборудовании и в установленном порядке представляют заявки по номенклатуре Госплана СССР в УМТС Глав мурманскстроя, по номенклатуре Госснаба СССР — в УМТС Мурманского района.
На выделенные фонды в УМТС Мурманского района представляется подробная спецификация. Вся дальней шая работа по составлению сводных спецификаций, при креплению потребителей к поставщикам, реализации
7
выделенных фондов и доставке материалов на строитель ные площадки осуществляется подразделениями УМТС.
В конце 1969 г. в трестах Мурманскжилстрой и Мурманскпромстрой совместным приказом Госснаба СССР и Минтяжстроя СССР по просьбе Главмурманскстроя и УМТС Мурманского района были упразднены управления производственно-технологической комплектации и реор ганизована контора материально-технического снабже ния треста Печенганикельстрой. Вся оперативная рабо та по снабжению строек, включая обеспечение местными строительными материалами и привозными железобе тонными изделиями, стала производиться специализиро ванными и универсальными снабженческо-сбытовыми организациями и подразделениями УМТС Мурманского района.
В результате реорганизации Главмурманскстрой пере дал УМТС Мурманского района лимиты по труду (293 единицы с фондом заработной платы 624 тыс. руб.), нор матив оборотных средств (2430 тыс. руб.), 26 тыс. м2 складских площадей, находящиеся на складах подъемно транспортное оборудование, инвентарь и переходящие запасы материалов на 1 января 1970 г.
На базе упраздненных УПТК строительных трестов, а также отдела стройматериалов, топлива и спецодежды УМТС было создано хозрасчетное специализированное управление по снабжению и сбыту строительными мате риалами (Мурманскстройснабсбыт) и подчинено УМТС. Контора материально-технического снабжения треста Пе ченганикельстрой преобразована в контору по снабжению строительными материалами (Заполярстройснаб) и под чинена управлению Мурманскстройснабсбыт. Из струк туры универсальной конторы Мурманскснаб был выведен универсальный мелкооптовый магазин — база в г. Запо лярном и подчинена конторе Заполярстройснаб. Склады со строительными материалами, лакокрасочной и бумаж ной продукцией были переданы от универсальной конто ры Мурманскснаб управлению Мурманскстройснабсбыт.
За строительными трестами сохранены следующие функции планирования материально-технического обеспе чения: определение потребности, представление заявок, получение и распределение фондов и составление графи ков поставки материалов. Для выполнения этих работ в трестах созданы отделы комплектации.
8
С созданием специализированного управления Мурманскстройснабсбыт были ликвидированы дублирующие и параллельно действующие подразделения УМТС и снабженческие организации строительных трестов Мур манска. Ручной труд в УГ1ТК при заготовке материалов, их переработке и реализации в управлении Мурманскстройснабсбыт стал вытесняться трудом механизирован ным, особенно на погрузочно-разгрузочных работах.
Организация нового специализированного управления не потребовала дополнительной численности аппарата уп равления и расходов на его содержание. Более того, аппа рат управления по сравнению с 1969 г. был даже со кращен.
Созданное управление Мурманскстройснабсбыт с на чала своей организации имело три нехозрасчетных участ ка погрузочно-разгрузочных работ. Участки выполняли в основном те же функции, что склады и базы, и, кроме то
го, подкомплектовывали и |
подготавливали |
материалы |
к централизованной доставке их на объекты |
строитель |
|
ства. |
|
|
Контора снабжения в г. Заполярном имела два нехоз |
||
расчетных участка (один в г. |
Заполярном, другой в пос. |
Никель) и универсальный мелкооптовый магазин — базу. От строительных трестов в Мурманске было принято 26 складов с неупорядоченной системой складирования, без соответствующей специализации, с неиспользуемыми длительное время и излишними материальными ценнос
тями.
Общая численность работающих в управлении, вклю чая контору снабжения в г. Заполярном, при организации составляла 388 человек.
На управление Мурманскстройснабсбыт были возло жены планово-распределительные функции по снабже нию не только строительных организаций, но и всех про мышленных предприятий и организаций области по номенклатуре, распределяемой главками Союзглавстройматериалы, Союзглавбум, частично Союзглавхим.
Потребовалось провести целый комплекс мероприя тий, направленных на механизацию процессов переработ ки грузов, внедрение новых технологических процессов хранения и реализации материалов, улучшение исполь зования складских площадей, транспортных средств и ме ханизмов.
9