Файл: Мокров, А. Н. Комплексное снабжение капитального строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А. Н. М О К Р О В

КОМПЛЕКСНОЕ

СНАБЖЕНИЕ

КАПИТАЛЬНОГО

СТРОИТЕЛЬСТВА

Издательство «Экономика»

Москва — 1974

3

338:6C

M74

РЕДАКЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Редактор Е. В. Жаренков Мл. редактор Л. С. Козина

Художественный редактор А. Н. Михайлов Технический редактор Л. С. Сазонова Корректор Л. В. Одинцова

Сдано в набор 13/V 1974 г. Подписано к печати 31/VII 1974 г. А10674. Формат 84Х108‘/з-!. Печ. лист. 1,68. Уч.-изд. лист. 1,61. Изд. № 3542. Цена 9 коп. Тираж 22 000 экз. Заказ 352. Бумага типографская Ns 2.

Темплан издательства «Экономика» 1974 г. Ns 72.

Издательство «Экономика» 121864. Москва. Г-59, Бережковская наб., 6.

Ярославский полиграфкомбинат «Союзполиграфпрома» при Государ­ ственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Ярославль, ул. Свободы, 97.

М 10807—177

72—74

011(01)—74

© Издательство «Экономика», 1974 г.

Капитальное строительство представляет собой такую отрасль материального производства, которая создает ос­ новные фонды страны, осуществляет сооружение, рекон­ струкцию, расширение промышленных предприятий, жи­ лых зданий и др. От темпов технического развития и со­ вершенствования капитального строительства в большой степени зависит обновление основных производственных фондов, повышение производительности труда, рост мате­ риального и культурного уровня жизни народа и укрепле­ ние обороноспособности страны.

XXIV съезд КПСС наметил грандиозную программу капитального строительства. О его масштабах можно су­ дить по объемам капиталовложений, которые превысят в текущей пятилетке 500 млрд, руб., что почти на 42% больше капиталовложений за предыдущие пять лет. «Мы строим сейчас в сфере материального производства боль­

ше, чем любая другая

страна в мире», — говорил

Л. И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съез­

ду партии.

из материалоемких отраслей

Строительство — одна

народного хозяйства. Строительные организации потреб­ ляют сейчас более 1,5 млрд, г материальных ресурсов в год. Они являются одним из основных потребителей продукции промышленности строительных материалов, черной металлургии, лесной и деревообрабатывающей, электрохимической и других отраслей народного хозяй­ ства.

В 1972 г. удельный вес строительства в потреблении важнейших видов строительных материалов от годового их производства составил в процентах: по цементу 75, пило­ материалам 30, мягкой кровле 61, стеклу оконному 42, стальным трубам 68. Удельный вес затрат на материалы имеет тенденцию к увеличению, так как изделия, детали и

3


конструкции заводской готовности поступают на строи­ тельство все в большем количестве. Такая тенденция обусловлена индустриализацией строительства, при кото­ рой все больше операций переносится в условия стацио­ нарного производства, а на строительной площадке про­ изводится в основном монтаж готовых узлов и деталей.

I. ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО СНАБЖЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Решение задачи всемерной индустриализации строи­ тельства, превращение строительного производства в ме­ ханизированный процесс сборки и монтажа зданий и соо­ ружений из крупноразмерных элементов и узлов, изготов­ ленных на специализированных заводах, улучшение организационных форм управления неразрывно связаны с постоянным совершенствованием системы материальнотехнического снабжения капитального строительства. Главным содержанием работы органов снабжения строи­ тельства становится организация своевременного обеспе­ чения материалами заводов, изготавливающих сборные конструкции, узлы и детали, централизованная доставка их комплектными партиями в зону монтажа, на строи­ тельные площадки.

От правильной организации материально-техническо­ го снабжения строительства зависят эффективность ка­ питальных вложений, рациональное и экономное расхо­ дование материальных и финансовых ресурсов, ускорение их оборачиваемости, снижение затрат, связанных с дос­ тавкой стройкам материалов, конструкций, изделий, обо­ рудования. От того, как снабжаются стройки, зависят ос­ новные показатели работы строительных организаций. Переход строительно-монтажных организаций и всей от­ расли на работу по новой системе планирования и эконо­ мического стимулирования предъявляет особые требова­ ния к органам снабжения строительства.

В решениях декабрьского (1973 г.) Пленума ЦК КПСС, положениях и выводах, содержащихся в выступ­ лении Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежне­ ва, отмечается, что одной из важнейших народнохозяйст­

4

венных проблем является улучшение планирования и ликвидация нарушений плановой дисциплины, в том чис­ ле срывов в материально-техническом снабжении, неувя­ зок финансовых планов с планами поставок строительных материалов, оборудования, топлива, сырья, комплектую­ щих деталей, металла. А это означает, что необходимо повысить ответственность кадров и плановую дисципли­ ну, значительно поднять уровень руководства во всех сфе­ рах хозяйственной деятельности, обеспечить бережное от­ ношение к народным деньгам, особенно в проектном деле

истроительстве.

Всвязи с этим необходимо в ближайшие годы осуще­ ствить коренную перестройку материально-технического обеспечения строек, широко внедрять и совершенствовать систему снабжения материалами через органы Госснаба

СССР по заказам строительных организаций в соответст­ вии с их потребностью, определенной проектами и смета­ ми, расширять предоставляемые органами снабжения ус­ луги по централизованной доставке комплектных партий продукции, внедрять гарантированное комплексное снаб­ жение строек, создать гибкую систему взаимодействия органов Госснаба СССР с органами производственно-тех­ нологической комплектации строительных министерств и ведомств с учетом специфики капитального строитель­ ства.

Большую роль в организации материально-техниче­ ского обеспечения строительных объектов выполняют ор­ ганы снабжения строительно-монтажных трестов.

Встроительно-монтажных трестах I и II категорий, как правило, имеются конторы материально-технического снабжения или управления производственно-технологи­ ческой комплектации (УПТК), во всех остальных — не­ хозрасчетные отделы снабжения.

Органы снабжения трестов определяют потребности строек в материальных ресурсах, реализуют фонды и ор­ ганизуют завоз материалов со своих складов на склады СМУ, строительных участков и на строительные объ­ екты.

Со складов СМУ материалы отпускаются по заявкам строительных участков.

Однако в работе этих органов снабжения имеется ряд существенных недостатков, которые снижают эффектив­ ность строительства. К ним относятся: низкий уровень

5


комплектации объектов, срыв графиков завоза материа­ лов на стройки, неудовлетворительное изучение потреб­ ности в ресурсах по объектам строительства и др.

Наличие складских площадей в строительных трестах и СМУ замедляет продвижение материалов и изделий до строек, увеличивает расход средств на содержание парал­ лельно действующих звеньев и складов, вызывает внутрисменные простои, повышает заготовительно-складские расходы, усложняет учет и контроль за движением и со­ хранностью материалов и изделий и т. д.

Недостаточное внимание уделяется оперативному планированию доставки строительных материалов на объекты строительства в необходимые сроки.

Организация работ, техника проведения складских операций, степень использования современных средств доставки материалов и оборудования в органах снабже­ ния трестов не отвечают современным требованиям стро­ ительного производства.

Сложные задачи, возникающие в процессе руководст­ ва материально-техническим снабжением, решаются все еще устаревшими средствами счетной техники, не позво­ ляющими в короткое время обработать большой объем экономической информации. В результате не обеспечива­ ется выбор наиболее оптимальных решений при планиро­ вании и организации материально-технического снабже­ ния.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ПО СИСТЕМЕ «МУРМАНСК»

Большие задачи перед органами материально-техни­ ческого снабжения капитального строительства определе­ ны в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР

от 28 мая 1969 г. № 389 «О совершенствовании пла­ нирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного произ­ водства». Этим постановлением предусмотрен переход на снабжение строек материалами через органы ма­

6

териально-технического снабжения Госснаба СССР по заказам строительных организаций в соответствии с их потребностью, определяемой проектами и сметами.

В 1971 г. Главмурманскстрой переведен на новую си­ стему снабжения. В связи с этим возникла потребность в новых формах и методах планирования и организации работ в органах снабжения Главмурманскстроя и УМТС Мурманского района.

Предварительная потребность в материально-техниче­ ских ресурсах для выполнения плана строительно-мон­ тажных работ и производственно-эксплуатационные нуж­ ды по номенклатуре народнохозяйственного плана, Гос­ плана СССР и Госснаба СССР определяются исходя из проекта плана подрядных работ и собственного строи­ тельства по утвержденным отраслевым нормам расхода на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ.

Уточненная потребность определяется в соответствии с утвержденными титульными списками на основе проек­ тов, смет, физических объемов работ в плановом году и установленных производственных норм расхода матери­ алов.

Определение потребности, защита и распределение фондов строительных материалов, входящих в номенкла­ туру министерств и ведомств СССР, производятся Минтяжстроем СССР с участием Главмурманскстроя.

Ресурсы на местные строительные материалы плани­ руются и распределяются строительными трестами через местные планирующие органы без участия территориаль­ ного управления Госснаба СССР.

В соответствии с утвержденными титульными списка­ ми, проектом плана строительно-монтажных работ, про­ ектно-сметной документацией, физическими объемами ра­ бот, а также установленными нормами расхода материа­ лов тресты рассчитывают потребность в материалах и оборудовании и в установленном порядке представляют заявки по номенклатуре Госплана СССР в УМТС Глав­ мурманскстроя, по номенклатуре Госснаба СССР — в УМТС Мурманского района.

На выделенные фонды в УМТС Мурманского района представляется подробная спецификация. Вся дальней­ шая работа по составлению сводных спецификаций, при­ креплению потребителей к поставщикам, реализации

7


выделенных фондов и доставке материалов на строитель­ ные площадки осуществляется подразделениями УМТС.

В конце 1969 г. в трестах Мурманскжилстрой и Мурманскпромстрой совместным приказом Госснаба СССР и Минтяжстроя СССР по просьбе Главмурманскстроя и УМТС Мурманского района были упразднены управления производственно-технологической комплектации и реор­ ганизована контора материально-технического снабже­ ния треста Печенганикельстрой. Вся оперативная рабо­ та по снабжению строек, включая обеспечение местными строительными материалами и привозными железобе­ тонными изделиями, стала производиться специализиро­ ванными и универсальными снабженческо-сбытовыми организациями и подразделениями УМТС Мурманского района.

В результате реорганизации Главмурманскстрой пере­ дал УМТС Мурманского района лимиты по труду (293 единицы с фондом заработной платы 624 тыс. руб.), нор­ матив оборотных средств (2430 тыс. руб.), 26 тыс. м2 складских площадей, находящиеся на складах подъемно­ транспортное оборудование, инвентарь и переходящие запасы материалов на 1 января 1970 г.

На базе упраздненных УПТК строительных трестов, а также отдела стройматериалов, топлива и спецодежды УМТС было создано хозрасчетное специализированное управление по снабжению и сбыту строительными мате­ риалами (Мурманскстройснабсбыт) и подчинено УМТС. Контора материально-технического снабжения треста Пе­ ченганикельстрой преобразована в контору по снабжению строительными материалами (Заполярстройснаб) и под­ чинена управлению Мурманскстройснабсбыт. Из струк­ туры универсальной конторы Мурманскснаб был выведен универсальный мелкооптовый магазин — база в г. Запо­ лярном и подчинена конторе Заполярстройснаб. Склады со строительными материалами, лакокрасочной и бумаж­ ной продукцией были переданы от универсальной конто­ ры Мурманскснаб управлению Мурманскстройснабсбыт.

За строительными трестами сохранены следующие функции планирования материально-технического обеспе­ чения: определение потребности, представление заявок, получение и распределение фондов и составление графи­ ков поставки материалов. Для выполнения этих работ в трестах созданы отделы комплектации.

8

С созданием специализированного управления Мурманскстройснабсбыт были ликвидированы дублирующие и параллельно действующие подразделения УМТС и снабженческие организации строительных трестов Мур­ манска. Ручной труд в УГ1ТК при заготовке материалов, их переработке и реализации в управлении Мурманскстройснабсбыт стал вытесняться трудом механизирован­ ным, особенно на погрузочно-разгрузочных работах.

Организация нового специализированного управления не потребовала дополнительной численности аппарата уп­ равления и расходов на его содержание. Более того, аппа­ рат управления по сравнению с 1969 г. был даже со­ кращен.

Созданное управление Мурманскстройснабсбыт с на­ чала своей организации имело три нехозрасчетных участ­ ка погрузочно-разгрузочных работ. Участки выполняли в основном те же функции, что склады и базы, и, кроме то­

го, подкомплектовывали и

подготавливали

материалы

к централизованной доставке их на объекты

строитель­

ства.

 

 

Контора снабжения в г. Заполярном имела два нехоз­

расчетных участка (один в г.

Заполярном, другой в пос.

Никель) и универсальный мелкооптовый магазин — базу. От строительных трестов в Мурманске было принято 26 складов с неупорядоченной системой складирования, без соответствующей специализации, с неиспользуемыми длительное время и излишними материальными ценнос­

тями.

Общая численность работающих в управлении, вклю­ чая контору снабжения в г. Заполярном, при организации составляла 388 человек.

На управление Мурманскстройснабсбыт были возло­ жены планово-распределительные функции по снабже­ нию не только строительных организаций, но и всех про­ мышленных предприятий и организаций области по номенклатуре, распределяемой главками Союзглавстройматериалы, Союзглавбум, частично Союзглавхим.

Потребовалось провести целый комплекс мероприя­ тий, направленных на механизацию процессов переработ­ ки грузов, внедрение новых технологических процессов хранения и реализации материалов, улучшение исполь­ зования складских площадей, транспортных средств и ме­ ханизмов.

9