Файл: Методика определения оптовых цен на новую продукцию производственно-технического назначения..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
новых или каких-либо ранее освоенных видов продукции данной группы.
Метод расчета себестоимости по технико-экономическим факто рам основан на выявлении влияния изменений в технике, техноло гии и организации производства, изменений объема производства продукции на затраты ее изготовления.
Расчет влияния на себестоимость отдельных факторов должен производиться в соответствии с излагаемыми в «Основных положе ниях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях» общих основ методи ки, а также отраслевых инструкций, конкретизирующих перечень технико-экономических факторов и общие основы методики расчета влияния на себестоимость отдельных факторов. При этом в расчет включаются только те технико-экономические факторы, которые оказывают влияние на изменение себестоимости данной про дукции.
Этот расчет должен составляться в полном соответствии с по казателями других разделов перспективного (пятилетнего) плана предприятия: по объему товарной продукции, внедрению новой и совершенствованию применяемой техники и технологии, улучшению организации производства.
Укрупненный расчет изменения себестоимости отдельных изде лий базируется на использовании математико-статистических, а также других аналитических методов и построенных на их основе графиков, характерных кривых и т. п. Эти методы определения це лесообразно применять в многономенклатурном производстве, ког да невозможно или затруднено исчисление себестоимости другими методами. Для выявления зависимости изменения затрат от изме нения объема выпуска, года освоения и других производственно технических факторов могут быть применены методы статистичес кого моделирования (метод средних, парная и множественная кор реляция и т. д.). Характерная кривая определяется на базе разра ботки возможно более представительного статистического матери ала по данной группе продукции и в дальнейшем используется для разработки ступенчатых цен на новые или отдельные ранее освоен ные виды продукции.
Конкретные рекомендации по определению динамики себестои мости продукции по годам ее выпуска с учетом специфических
особенностей данной продукции |
(или отрасли) даются в отрасле |
вых инструкциях. |
|
* |
* |
|
* |
24
На основе настоящей методики министерствами (ведомствами)
СССР разрабатываются и по согласованию с Государственным комитетом цен Совета Министров СССР вводятся в действие от раслевые методики, отражающие особенности ценообразования на продукцию отдельных отраслей и производств.
£ момента утверждения настоящей методики утрачивают силу:
1.Методика определения оптовых цен на новую продукцию производственно-технического назначения, утвержденная 24 июня 1969 г. № 10-15/1120.
2.Методические указания о разработке и применении ступен
чатых цен на продукцию машиностроения, утвержденные 26 января 1971 г. № 10-15/201.
3. Временная методика обоснования надбавок к оптовым ценам
за повышение долговечности и надежности продукции |
производ |
||
ственного |
назначения, |
утвержденная 31 декабря |
1970 г, |
№ 10-15/2490. |
|
|
П р и л о ж е н и е
Параметрические методы обоснования оптовых цен на новую продукцию производственно-технического назначения
Метод удельных показателей применим для определения и ана лиза себестоимости небольших параметрических групп продукции малой сложности, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого и определяет общий уровень себе стоимости (цены) изделия (материала). Этот метод используется также для определения лимитной цены, себестоимости новых ви дов продукции (в расчете на единицу производительности основ ного компонента) на стадиях разработок технического задания, эскизного проектирования, утверждения рецептуры.
Частное от деления величины затрат (цен) на значение парамет ра по каждому изделию (материалу) данного параметрического ряда и дает те удельные показатели, которые могут использоваться хак в текущей аналитической работе по проверке ценностных соот ношений, так и для ориентировочного определения себестоимости (цен) на проектируемые новые изделия (материалы) данного ряда.
Су(Цу) = |
Са^Ц а ), |
|
(1) |
где: |
|
|
на едини |
Су и (Цу) —удельная величина себестоимости (цены) |
|||
цу основного параметра в рублях; |
(цены) |
||
Са и (Ца) — абсолютная |
величина |
себестоимости |
врублях;
П—значение основного параметра изделия (материа ла) в соответствующих единицах измерения.
Втом случае, когда существуют значительные различия в удель ных весах стоимости комплектующих изделий (Ск) в составе затрат на производство продукции данного параметрического ряда для анализа и установления правильных соотношений цен для этого ряда может применяться удельная себестоимость за вычетом стои мости комплектующих изделий на единицу параметра (Су1):
Для определения удельных показателей применяется плановая себестоимость, которая для данного параметрического ряда должна быть рассчитана по условиям производства продукции одного года серийного выпуска, на один и тот же объем производства и др.
Метод удельных показателей является наиболее простым из па-
26.
раметрических методов обоснования цен. Он не всегда позволяет достаточно точно определить себестоимость нового изделия (мате риала) и анализировать сложившившиеся соотношения затрат и цен по всем изделиям (материалам) параметрического ряда, ибо расчет по одному (пусть даже и главному) параметру недостаточен для экономической оценки современных сложных видов продукции. Тем не менее использовать его можно не только на ранних стадиях ориентировочного, укрупненного определения себестоимости и цен новых изделий (материалов), но и в процессе анализа складываю щихся соотношений, по затратам и ценам внутри параметрических рядов однотипных видов продукции. Этот метод можно рассматри вать и использовать как подготовительный для последующего по строения парных уравнений регрессии себестоимости (цены) от ос новного параметра.
Балловый метод состоит в том, что на основе экспертных оце нок значимости параметров изделий (материалов) для потребите лей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода интегральную оценку тех нико-экономического уровня изделия (материала); умножение сум мы баллов по новому виду продукции на стоимостную оценку од ного балла дает общую ориентировочную оценку нового изделия (материала).
Балловый метод применяется для сравнительной оценки продук ции различного качества при отсутствии возможности исчисления сравнительной экономической эффективности ее в потреблении и сводится к выравниванию цен на изделия с различным уровнем од них и тех же основных параметров в зависимости от суммы при своенных им баллов. При этом необходимо иметь в виду, что изме нение затрат при изменении технико-экономических и других ха рактеристик изделий (материалов) может происходить в другой пропорции, чем меняется балловая оценка продукции.
При использовании баллового метода каждое изделие (матери ал) параметрического ряда сопоставляется с изделием-эталоном по показателям, как правило, зафиксированным в действующих ГОСТах и ТУ и имеющим наиболее важное значение для потре бителя.
Количество показателей, оцениваемых баллами, должно быть ог раниченным и в то же время достаточно полно характеризовать потребительские качества изделий (материалов). Ограничение чис ла оцениваемых показателей связано с. тем, что при большом количестве показателей относительно меньший удельный вес зани мает,каждый из них и в результате чего занижается значимость улучшения каждого конкретного показателя. Изделие (материал) может быть хорошо оценено по общей сумме баллов, даже если оно имеет очень низкий уровень качества какого-либо конкретно го наиболее важного показателя.
По каждому конкретному показателю качества, подвергающему ся оценке устанавливаются его допустимые пределы — верхний и нижний. Они могут быть заданы различными методами: по данным
27
ГОСТов и ТУ, по лучшим и худшим образцам, по оценке реально достижимого в ближайшей перспективе уровня и по минимально обязательному в настоящее время. Соотношение между верхним и нижним пределом определяется для конкретных параметричес ких групп изделий (материалов).
Если все показатели продукции, подвергающиеся балловой оценке, считаются равнозначными по удельному весу, то комплек сный уровень качества каждого изделия ряда определяется путем простого сложения баллов, а цена последующим умножением стои мости одного балла на сумму баллов. Если отобранные для оцен ки параметры не равнозначны для потребителя, то следует уста новить коэффициенты весомости (значимости) отдельных парамет ров. Оценки выставляются по каждому показателю качества, затем выводится среднеарифметическое по каждому показателю, который умножается на соответствующий коэффициент весомости; получен ные баллы суммируются.
Средняя оценка балла (стоимостной показатель) исчисляется как частное от деления прейскурантной оптовой цены базового из делия-эталона на сумму его баллов.
Прейскурантная оптовая цена может быть скорректирована, если:
—на базовое изделие-эталон действует временная цена. В этом случае для расчетов применяется проектируемая постоянная опто вая цена, которая должна быть установлена по истечении срока действия временной цены;'
—выявлено, что действующая оптовая цена не отражает су ществующих условий производства и реализации продукции, в ре зультате чего по базисной продукции сложилась необоснованно вы сокая рентабельность или, наоборот, убыточность, которая не может быть объяснена недостатками хозяйствования на предприятии. В этом случае для проводимых расчетов цена базового изделия кор ректируется применительно к расчетному нормативу рентабельно сти по данной подотрасли.
Метод регрессионного анализа изменения себестоимости (цены).
продукции при изменении основных технико-экономических пара метров состоит в нахождении эмпирических формул зависимости затрат (цен) от изменения параметров. При этом себестоимость (цена) выступает как функция от основных параметров:
|
|
Св(Цв) = f (Xi, Х2 ............ ■.. . ,ХП) , |
(3) |
|
где: |
(Цв) |
— выравненное значение |
себестоимости |
(цены); |
Св |
||||
Xi, |
Х2, ....... |
Хп— технико-экономические |
параметры |
изделий |
|
|
(материалов). |
|
|
Этот метод позволяет моделировать изменение себестоимости (цены) изделий от изменения их параметров, определить аналити ческую форму связи и использовать рассчитанные уравнения рег-
28
рессии как для параметрического выравнивания затратных (ценностных) соотношений на все изделия ряда, так и для опреде ления расчетной себестоимости (цен) новых изделий (материалов), входящих в данный параметрический ряд. Он является наиболее совершенным и распространенным из используемых сейчас пара метрических методов обоснования цен.
Построение модели зависимости себестоимости (цены) изделия от изменения технико-экономических параметров его включает следующие основные этапы:
—определение классификационных параметрических групп из делий (материалов]);
—отбор параметров, в наибольшей степени влияющих на себе
стоимость (цены) изделий (материалов);
— выбор и обоснование формы связи изменения себестоимости
(цен) ари изменении параметров; |
|
в . соответствии |
— построение системы нормальных уравнений |
||
с -принятой функцией и расчет методом |
наименьших квадратов |
|
коэффициентов регрессии. |
изделий |
(материалов), |
Основной классификационной группой |
себестоимость (цена) которых подлежит выравниванию, является параметрический ряд, общая характеристика которого дана в п. 3-2 настоящей методики. Внутри параметрического ряда изделия могут группироваться по исполнению, различному в зависимости от сферы применения, условий и требований эксплуатации.
Отбор параметров для построения регрессионной модели про изводится исходя из следующих основных требований:
•— как правило, в состав отобранных параметров входят пара метры, зафиксированные в ГОСТа-х и ТУ;
—выбранный показатель (показатели) отражает наиболее важные потребительские свойства изделий (материалов) данного параметрического ряда;
—совокупность отобранных параметров наиболее тесно свя зана с себестоимостью (ценой!) изделия и достаточно полно харак теризует конструктивные, технологические и эксплуатационные признаки изделий, входящих в ряд;
—количество отобранных параметров-признаков (п), включая себестоимость (дену), должна быть, как минимум, на единицу
меньше, чем число изделий (к), |
входящих в данный ряд, то |
есть |
к>п — 1; чем больше число |
изделий в параметрическом |
ряду, |
превышает число параметров-признаков, тем точнее модель отразит тенденцию ряда; хотя число параметров, учитываемых в модели, ограничивается только лишь величиной к > п — 1, следует иметь в виду, что слишком большое их количество излишне дета лизирует модель, не давая существенно лучших результатов;
— помимо собственно технических параметров (мощность, скорость, грузоподъемность, содержание основного вещества, удельный расход на единицу продукции и т. д.) при моделировании могут использоваться и такие показатели, как серийность продук ции, коэффициент сложности, коэффициент унификации и т. д.;
29