Файл: Кругман, А. Е. Зубчатые механизмы (кинематический анализ).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
а) линейные скорости тоцек вращающегося звена пропор циональны угловой скорости и радиусу вращения V = u>R, т. е. изменение линейных скоростей точек, лежащих на каком угодно расстоянии от центра вращения звена, происходит по закону прямой линии;
б) всякое движение звена в плоскости эквивалентно враще нию его вокруг мгновенного центра вращения.
Рассмотрим механизм (рис. 13). Известны: угловые ско рости колес zi и z3, а также заданы направления этих скорос тей.
Картина скоростей
Рис. 13. Дифференциальный механизм с картиной скоростей и планом оборотов
Вычерчиваем кинематическую схему механизма в произ вольном масштабе.
Затем строим план линейных скоростей (картину скоростей). Определяем скорость точки А колеса Z\\ 1
VA = u>,R,,
20
где о>, — угловая скорость колеса zt; |
|
Ri — радиус начальной окружности |
колеса Z]. |
Проведем вертикальную прямую у — у, |
на которую проек |
тируем все точки, затем от точки А в масштабе откладываем, вправо скорость точки А.
Скорость точки О равна нулю. |
через |
эти |
|||
Зная |
скорости двух точек О и А, проводим |
||||
точки линию распределения линейных Скоростей |
для |
колеса |
|||
Zi ©! - линию. |
|
|
|
|
|
Скорость точки В колеса z3: |
|
|
|
||
VB= |
Ra- |
|
|
|
|
От точки В в масштабе |
откладываем влево скорость |
Vb |
|||
(колеса |
г х и z3 вращаются |
в разные стороны). |
В), |
прово |
|
Зная |
скорости двух точек для колеСа zs (О и |
дим через эти точки линию распределения линейных скоростей 0 3- линию.
Рассмотрим движение блока колес z2—z'2.
Для данного блока известны скорости двух точек А и В (точка А одновременно принадлежит колесам z2 и zb точка В принадлежит одновременно колесам z'2 и z3).
Зная скорости двух точек, проводим 02_2>- линию, изобра жающую закон распределения линейных скоростей блока колес z2 — z'2.
И, наконец, рассмотрим движение ведомого звена—водила. Скорость точки О,, одновременно принадлежащей блоку колес z2—z'2 и водилу, определится пересечением перпенди куляра к у—у, проведенного через точку Oj, с в2- 2' - линией. Зная скорости точек О и О,, проводим линию в„ , изобра жающую закон распределения линейных скоростей водила. Построив картину скоростей, можно определить угловые ско рости всех звеньев механизма и рассчитать передаточные
отношения при помощи плана угловых скоростей. Строим этот план.
От произвольной точки Р на линии х—х, проведенной пер пендикулярно линии у—у, отложим вниз произвольный отре зок PS — полюсное расстояние. Через полюс S проводим лучи, параллельные 0 - линиям. Эти лучи пересекут горизонтальную прямую х—х в соответствующих 0 -линиям точках 1, 2—2', 3 и Н.
Отрезки Pi, Р (2—2'), РЗ и PH пропорциональны угловым скоростям.
Докажем это.
21
Пусть механизм изображен на чертеже в масштабе К8, а ( скорости в масштабе Kv , тогда угловая скорость колеса г х будет равна:
Va |
УаКу |
= |
Kv л |
R. |
ОА Ks |
к- tg e i . |
|
|
|
Аналогично угловые скорости остальных звеньев будут равны: угловая скорость блока колес z2—z'2:
U)2- 2' |
|
Kv |
tg02-2' |
|
|||
|
|
|
Ks |
|
|
|
|
угловая скорость |
колеса |
z3: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Kv |
|
|
|
|
угловая скорость водила Н: |
|
|
|
|
|||
|
|
|
Kv |
■tge„ . |
|
|
|
|
“" ^ - к Г |
|
|
||||
Анализируем передаточные отношения: |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
tg8 , |
|
ll (2—2') |
|
io2_2' ~ |
tg02_2' ’ |
||||
|
|
°>2- 2' |
|
2' |
|
||
i ( 2 - 2 ') 3 = |
(1>3 |
- |
|
t g 0 3 |
; |
|
|
|
, |
_ |
<»H |
|
tg0„ |
|
|
|
H3 |
“ |
tge3 • |
|
|||
Из плана угловых скоростей имеем: |
|
|
|||||
Л |
|
Р1 |
|
|
Р(2—2') |
||
tg0 , = |
p g , tg02- 2' —■ |
pg |
; |
||||
|
Л |
P3 |
tg0H= |
PH |
|
||
t&0 3 — pg i |
pg • |
|
|||||
Следовательно, |
|
|
|
|
|
|
|
11(2- 2') — |
*». |
|
|
tg0 t |
= - |
PI . |
|
Ш2_2, — - |
|
tg02_2' |
P(2—2') ’ |
22
, . |
*>2- 2' |
Р(2—2') |
||
(2_2')3 |
U), |
~ |
РЗ |
’ |
|
Шн_ _ |
PH |
|
|
!«3= |
Ш3 - |
РЗ • |
|
|
Таким образом, как было сказано выше, |
отрезки Р 1, Р (2—2'), |
|||
РЗ и PH пропорциональны |
угловым |
скоростям звеньев меха |
низма.
Планы угловых скоростей дают возможность находить на правление вращения колес.
в -линии, отсекающие отрезки справа и слева от точки Р, указывают на то, что звенья вращаются в разные стороны; если в -линии отсекают отрезки с одной стороны от точки Р — ко леса вращаются в одну сторону.
Дифференциальные механизмы находят широкое применение в технике.
Они применяются для суммирования на одном из звеньев двух и более независимых движений, сообщаемых другим звеньям.
Это находит применение в станках, у которых ведомое (ра бочее) звено приводится от двух независимых электродвига телей.
В дифференциальных механизмах транспортных машин на ходит решение обратная задача — разложение движения одного звена на два независимых движения других звеньев.
4. Примеры использования дифференциальных механизмов
На рис. 14 показан конический дифференциал, применяемый в автомобилях. При повороте автомобиля ведущие колеса про ходят разный путь, следовательно, они перекатываются по по верхности с разными скоростями.
Чтобы воспроизвести движение с разными скоростями, и при меняется дифференциал.
Коническое зубчатое колесо z1( получающее вращение от двигателя, входит в зацепление с коническим зубчатым колесом Z2, которое вращается свободно на полуоси А. С колесом Z2 скреплена коробка Н, служащая водилом. В коробке Н сво бодно на своих осях вращаются два одинаковых сателлита Z3. Сателлиты z3 находятся в зацеплении с двумя одинаковыми зубчатыми колесами z4 и zs, скрепленными с полуосями А и В.
Если колеса автомобиля двигаются по прямым, то можно считать, что моменты сил сопротивления на полуосях А и В
23
равны, и, следовательно, сателлиты z3 находятся относительно их собственных осей вращения в равновесии, и не повора чиваются вокруг своих осей. Тогда коробка Н вместе с сател литами z3 и полуоси А и В вращаются как одно целое в одну и ту же сторону с одинаковой угловой скоростью. Как только колеса автомобиля начнут двигаться по кривым различных ра диусов, сателлиты z3 начнут поворачиваться вокруг своих осей, и весь механизм будет работать как дифференциальный.
Рис. 14. Автомобильный дифференциальный механизм
Иногда в станках требуется в процессе обработки детали изменять число оборотов выходного вала. Так, при нарезании винтовых зубьев на цилиндрическом колесе заготовке необхо-
24
димо сообщать дополнительно вращательное движение. Это осуществляет дифференциальный механизм (рис. 15).
- - K J
Рис. 15. Станочный дифференциальный механизм
На валу I закреплено колесо zj, находящееся в зацеплении с сателлитами z3, которые расположены на водиле Н и за
цепляются с колесом г'.,, расположенным на валу II. Водило Н
жестко связано с червячным колесом z2, находящимся в за цеплении с червяком 1.
На валу II осуществляется сложение движений, идущих от вала I и вала червяка 1.
Широкое применение находят малогабаритные дифференци альные механизмы в счетно-решающих, астрономических при борах и т. д. Например, в счетно-решающих устройствах диф
ференциальные механизмы используются в качестве: 1) суммирующих; 2) дифференцирующих;
3) компенсаторов (механизмов, которые служат для компен сации ошибок).
25
Рассмотрим простой конический дифференциал, применяе мый для сложения двух величин (на рис. 16 — колеса zi, Z2, zs и водило Н).
Рис. 16. Конический дифференциальный механизм для суммирования величин с заранее заданной точностью
Одинаковые конические колеса |
гх и z3 |
входят в |
зацепле |
|
ние с сателлитом Z2. |
п„ определится |
согласно |
формуле |
|
Угловая скорость водила |
||||
6 (стр. 17): |
|
|
|
|
|
nS— Пн |
|
|
|
где |
iH = |
Z8 |
1 . |
|
*13 |
|
|
||
Колеса zi и z3 вращаются в разные стороны, как это видно |
||||
из рисунка. |
|
|
|
|
Из формулы (8) определяем величину п„: |
|
|||
п„ = |
п, + п, |
|
|
|
2 |
|
|
|
Если к дифференциальному механизму присоединить зубча тую передачу (рис. 16), у которой i45 —0,5, то получим сумми рующий механизм, воспроизводящий зависимость:
п6 = Щ + п3.
26