Файл: Кругман, А. Е. Зубчатые механизмы (кинематический анализ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 34. Комбинированный редуктор, состоящий из простой и планетарной ступеней

Следовательно,

in, = (— 3) (—3) = 9.

 

 

Пример 13.

 

 

 

 

Определить число оборотов

в минуту

(рис. 35)

водила Н,

если колесо zi

вращается со

скоростью

n i= 4 0 0

об/мин, а

числа зубьев колес равны: z2=

40, zi — Z2 = z3=20,

z4=60.

Ответ: nH=

— 50 об/мин.

 

 

 

Пример 14.

Определить передаточное отношение liv (рис. 36), считая, что колесо z3 общее для всех ступеней механизма. Центральные колеса и сателлиты равны между собой. Числа зубьев колес равны: Zi = 17, z2=46, z3=109.

Ответ: бу^ЗООО.

Пример 15.

Определить передаточное отношение in зубчатого меха­ низма (рис. 37), если числа зубьев колес равны: zi =Z2= 25,

z2 — z3= z420, z„ = 100.

Ответ: iu = —0,072.

50

Рис. 35. К примеру 13

4*

51

§ 9. ЗАМКНУТЫЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Дифференциальный механизм, у которого основные звенья связаны дополнительной зубчатой передачей, называется замк­ нутым дифференциальным механизмом (под основными звенья­ ми понимают звенья, вращающиеся около основной оси).

Замкнутые дифференциальные механизмы относятся к ком­ бинированным механизмам, но кинематическое исследование их несколько отличается от исследования рассмотренных ранее передач.

Как было показано выше (стр. 6), степень подвижности дифференциальных механизмов всегда больше единицы.

Очень часто их обращают в передачи со степенью подвиж­ ности, равной единице. Это достигается путем соединения любых двух из трех имеющихся в них валов каким-либо зубчатым ме­ ханизмом со степенью свободы w=l , то есть вводят ступень, осуществляющую обратную (часто ее называют добавочной) связь.

Передаточное отношение от нее на дифференциальный меха­ низм обозначают ia.c.

Так как у замкнутого дифференциального механизма w = l, то, следовательно, он обладает вполне определенным переда­ точным отношением при одном ведущем звене. Дифференциаль­ ный механизм позволяет соединить дополнительной передачей либо оба центральных колеса, либо одно из центральных колес и водило. Примером замкнутой дифференциальной передачи является автомобильный дифференциал (рис. 14). Колеса авто­ мобиля вместе с полотном дороги являются в данном случае обратной связью.

В замкнутом дифференциальном механизме (рис. 38) до­ полнительной передачей соединены два центральных колеса.

На этом рисунке дифференциальный механизм обведен пунктиром. На вал I насажены колеса zi и г[, а на вал 111 —

53


колеса z3 и z'. Колеса г\ и г'я

входят в зацепление с колесом

zs, поэтому валы I и III

связаны

передачей

с передаточным

0)1

 

 

 

 

отношением цз = — ,

 

 

 

 

ш3

 

 

 

 

отсюда

щ =

ш*

113.

(22)

. Для дифференциальной части механизма справедлива фор­ мула

«и _ u)i - (0»

13U)3—0J„

Сучетом дополнительной связи

iH

«*>3 • Ii3 — ««и

Чз Шо —

Из этой формулы находим ш3:

1

i?3

(23)

 

il3 i r

 

 

13

 

54

Подставляя это выражение в формулу (22),

получим:

 

<*>1 =

i , 3 (1

-

i'/з )

 

(24)

----;------ г;----шн .

 

 

ii3 —

1»з

 

 

 

Из полученных формул между угловыми скоростями звеньев

zi , z3 и Н устанавливаются определенные соотношения,

кото­

рые зависят от передаточных

отношений обращенного

меха­

низма i"3 и дополнительной передачи

Ьз.

 

 

В механизме z3' = z[,

поэтому

 

 

 

Iis =

1, a

i"3 =

 

 

 

тогда

=

z3+ zi

шн

 

 

z3—Zi

 

 

О)!

z3+

Zi

Cl)H •

 

 

 

z3

Zi

 

 

 

Если необходимо по условию задачи определить угловую

скорость звена zs, то ход решения

остается

без изменения,

так как после определения ш„

или ш3 определить ш5 не соста­

вит трудности.

передач

используют не только

много­

Для дополнительных

кратные (ступенчатые или рядовые), но и планетарные пере­ дачи.

Возможны механизмы, в которых несколько дифференциаль­ ных механизмов соединяются друг с другом.

На рис. 39 показан механизм, объединяющий три дифферен­

циальных механизма.

Первый механизм имеет центральные колеса zi и z3, сател литы z2 и z3 и водило Н; второй механизм — центральные

колеса z5 и z3, сателлиты z2 и z'2 и водило Н; третий механизм—

центральные колеса zi и z5, сателлит z2 и водило Н.

Таким образом, водило Н и сателлит z2 — общие для всех трех дифференциальных механизмов.

При исследовании этого механизма проще рассмотреть пер­ вый механизм. Здесь центральные колеса г\ и z3 связаны доба­ вочной связью, состоящей из колес z',,ze и г'з, поэтому к нему применимы формулы (23) и (24):

55


*13

 

«3

il3 -

-i"

 

 

 

 

Ч з

 

 

«Ч = ii3(l — j?3)

 

 

 

ii3 -i? 3 m'

 

Для определения

угловой

скорости

пятого звена <% рас­

смотрим третий дифференциальный механизм:

 

т» ~

 

= i„

 

 

(1)! — С0Н

5‘

 

откуда

°>5 = >51 (Ш1 —шн ) +

<»„.

56

С учетом формулы (24) получим:

Для определения i" обратим третий дифференциальный меха­ низм и найдем:

При кинематическом исследовании замкнутого дифферен­ циального механизма необходимо: '

1) расчленить механизм на собственно дифференциальный механизм и ступень добавочной связи;

2) составить кинематические зависимости для дифференци­ ального механизма и добавочной ступени (замыкающей щепи); 3) путем соответствующих преобразований кинематических зависимостей определить передаточное отношение замкнутого

дифференциала.

На рис. 40 показан замкнутый дифференциальный механизм, у которого колеса г\ и г.А замкнуты рядом колес zi , z2, г 2 и z3,

вследствие чего угловая скорость колеса г3 поставлена в за­

висимость от скорости ведущего звена г\ .

Требуется определить передаточное отношение редуктора ii„ при zi = 20, T-'\— 26, z2 = 34, г2 18, z3= 36, г'3—78, z t-~26.

Согласно основной формуле (б) (стр. 17) дифференциального

механизма угловые скорости ш', ш' и ю,,

связаны условием:

 

О)'— ш„

 

или i",3,

'Гн ^

 

Так как irH= 11н, получим:

 

111! '

 

М'З'

(25)

 

 

где П'З'

1 ”4 i3М a -= (- D ^

( 26)

iH

 

 

h

57


Для определения величины in, необходимо выразить вели­ чину ш3 через величину угловой скорости и»! , для чего опре­ делим передаточное отношение Ьз, т. е. передаточное отноше­ ние добавочной связи:

«>1

,

г-,

г-,

(27)

iis = = ~

= ii2 12-з = (— l )2 —

j r -

Подставляя о)а = о>' = -р -в формулу (25) для дифференциала,

получим:

•н

Ьн — 1

_ QiH — 1) ii3

ll>3' =

jjji____ j

Iih— ii3

58

Из данной формулы определим

Ii„:

 

 

ii3 (i"-3- - 1) __

iH

1ГЗ'

 

 

iiH

*Г'3' ~

 

i|3

 

 

(28)

 

 

 

М'З'

 

 

 

 

 

 

i13

 

 

Подставляя значения

 

И 1|3 в ф|

 

 

М'З'

 

 

 

Ч

 

78

 

3;

 

М'З' = -

 

26

 

 

 

 

А

 

 

 

г 2

 

z3

34

36 ,

3,4;

113

г\

 

 

20

' 18

=

 

 

 

 

 

 

ii

---- 1---- — -2,125 .

 

 

~ З А — 1

 

 

На рис. 41 показана схема редуктора электротельфера, ко­

торый состоит из дифференциала

(колеса Zi и z3, сателлит Z2 и

водило Н) и добавочной связи

(колеса z4 и z5). Требуется опре­

делить передаточное отношение от вала электродвигателя I к

барабану лебедки, то есть ij3.

 

 

 

Передаточное отношение дифференциального механизма при

остановленном водиле

 

 

 

IH

Ш|

 

Zs_

(29)

*13

'

 

Zl

 

 

 

 

Передаточное отношение добавочной

связи:

 

1а.с I43

1 ±

 

 

Z4

 

 

 

 

 

Так как

получим:

 

 

 

 

I43=

 

 

 

Следовательно,

 

 

 

 

 

= -

if).с

(из

(30)

С учетом соотношения (30)

формула

(29) примет вид:

 

JH _ «1 +

<“» ia.c

 

 

13

 

ia.c

 

59