Файл: Кругман, А. Е. Зубчатые механизмы (кинематический анализ).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
Рис. 34. Комбинированный редуктор, состоящий из простой и планетарной ступеней
Следовательно, |
in, = (— 3) (—3) = 9. |
|
|
|
Пример 13. |
|
|
|
|
Определить число оборотов |
в минуту |
(рис. 35) |
водила Н, |
|
если колесо zi |
вращается со |
скоростью |
n i= 4 0 0 |
об/мин, а |
числа зубьев колес равны: z2= |
40, zi — Z2 = z3=20, |
z4=60. |
||
Ответ: nH= |
— 50 об/мин. |
|
|
|
Пример 14.
Определить передаточное отношение liv (рис. 36), считая, что колесо z3 общее для всех ступеней механизма. Центральные колеса и сателлиты равны между собой. Числа зубьев колес равны: Zi = 17, z2=46, z3=109.
Ответ: бу^ЗООО.
Пример 15.
Определить передаточное отношение in зубчатого меха низма (рис. 37), если числа зубьев колес равны: zi =Z2= 25,
z2 — z3= z4— 20, z„ = 100.
Ответ: iu = —0,072.
50
Рис. 35. К примеру 13
4* |
51 |
§ 9. ЗАМКНУТЫЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Дифференциальный механизм, у которого основные звенья связаны дополнительной зубчатой передачей, называется замк нутым дифференциальным механизмом (под основными звенья ми понимают звенья, вращающиеся около основной оси).
Замкнутые дифференциальные механизмы относятся к ком бинированным механизмам, но кинематическое исследование их несколько отличается от исследования рассмотренных ранее передач.
Как было показано выше (стр. 6), степень подвижности дифференциальных механизмов всегда больше единицы.
Очень часто их обращают в передачи со степенью подвиж ности, равной единице. Это достигается путем соединения любых двух из трех имеющихся в них валов каким-либо зубчатым ме ханизмом со степенью свободы w=l , то есть вводят ступень, осуществляющую обратную (часто ее называют добавочной) связь.
Передаточное отношение от нее на дифференциальный меха низм обозначают ia.c.
Так как у замкнутого дифференциального механизма w = l, то, следовательно, он обладает вполне определенным переда точным отношением при одном ведущем звене. Дифференциаль ный механизм позволяет соединить дополнительной передачей либо оба центральных колеса, либо одно из центральных колес и водило. Примером замкнутой дифференциальной передачи является автомобильный дифференциал (рис. 14). Колеса авто мобиля вместе с полотном дороги являются в данном случае обратной связью.
В замкнутом дифференциальном механизме (рис. 38) до полнительной передачей соединены два центральных колеса.
На этом рисунке дифференциальный механизм обведен пунктиром. На вал I насажены колеса zi и г[, а на вал 111 —
53
колеса z3 и z'. Колеса г\ и г'я |
входят в зацепление с колесом |
|||
zs, поэтому валы I и III |
связаны |
передачей |
с передаточным |
|
0)1 |
|
|
|
|
отношением цз = — , |
|
|
|
|
ш3 |
|
|
|
|
отсюда |
щ = |
ш* |
• 113. |
(22) |
. Для дифференциальной части механизма справедлива фор мула
«и _ u)i - (0»
13U)3—0J„
Сучетом дополнительной связи
iH
«*>3 • Ii3 — ««и
Чз Шо —
Из этой формулы находим ш3:
1 |
i?3 |
(23) |
|
|
|||
il3 i r |
|||
|
|||
|
13 |
|
54
Подставляя это выражение в формулу (22), |
получим: |
|
||||
<*>1 = |
i , 3 (1 |
- |
i'/з ) |
• |
|
(24) |
----;------ г;----шн . |
|
|||||
|
ii3 — |
1»з |
|
|
|
|
Из полученных формул между угловыми скоростями звеньев |
||||||
zi , z3 и Н устанавливаются определенные соотношения, |
кото |
|||||
рые зависят от передаточных |
отношений обращенного |
меха |
||||
низма i"3 и дополнительной передачи |
Ьз. |
|
|
|||
В механизме z3' = z[, |
поэтому |
|
|
|
||
Iis = |
1, a |
i"3 = |
|
|
|
|
тогда |
= |
z3+ zi |
шн |
|
|
|
z3—Zi |
|
|
||||
О)! |
z3+ |
Zi |
Cl)H • |
|
|
|
z3— |
Zi |
|
|
|
||
Если необходимо по условию задачи определить угловую |
||||||
скорость звена zs, то ход решения |
остается |
без изменения, |
||||
так как после определения ш„ |
или ш3 определить ш5 не соста |
|||||
вит трудности. |
передач |
используют не только |
много |
|||
Для дополнительных |
кратные (ступенчатые или рядовые), но и планетарные пере дачи.
Возможны механизмы, в которых несколько дифференциаль ных механизмов соединяются друг с другом.
На рис. 39 показан механизм, объединяющий три дифферен
циальных механизма.
Первый механизм имеет центральные колеса zi и z3, сател литы z2 и z3 и водило Н; второй механизм — центральные
колеса z5 и z3, сателлиты z2 и z'2 и водило Н; третий механизм—
центральные колеса zi и z5, сателлит z2 и водило Н.
Таким образом, водило Н и сателлит z2 — общие для всех трех дифференциальных механизмов.
При исследовании этого механизма проще рассмотреть пер вый механизм. Здесь центральные колеса г\ и z3 связаны доба вочной связью, состоящей из колес z',,ze и г'з, поэтому к нему применимы формулы (23) и (24):
55
}Н
*13
|
«3 |
il3 - |
-i" |
|
|
|
|
Ч з |
|
|
«Ч = ii3(l — j?3) |
|
||
|
|
ii3 -i? 3 m' |
|
|
Для определения |
угловой |
скорости |
пятого звена <% рас |
|
смотрим третий дифференциальный механизм: |
||||
|
т» ~ |
|
= i„ |
|
|
(1)! — С0Н |
5‘ |
|
|
откуда |
°>5 = >51 (Ш1 —шн ) + |
<»„. |
56
С учетом формулы (24) получим:
Для определения i" обратим третий дифференциальный меха низм и найдем:
При кинематическом исследовании замкнутого дифферен циального механизма необходимо: '
1) расчленить механизм на собственно дифференциальный механизм и ступень добавочной связи;
2) составить кинематические зависимости для дифференци ального механизма и добавочной ступени (замыкающей щепи); 3) путем соответствующих преобразований кинематических зависимостей определить передаточное отношение замкнутого
дифференциала.
На рис. 40 показан замкнутый дифференциальный механизм, у которого колеса г\ и г.А замкнуты рядом колес zi , z2, г 2 и z3,
вследствие чего угловая скорость колеса г3 поставлена в за
висимость от скорости ведущего звена г\ .
Требуется определить передаточное отношение редуктора ii„ при zi = 20, T-'\— 26, z2 = 34, г2 — 18, z3= 36, г'3—78, z t-~26.
Согласно основной формуле (б) (стр. 17) дифференциального
механизма угловые скорости ш', ш' и ю,, |
связаны условием: |
|
|
О)'— ш„ |
|
или i",3, |
■ |
'Гн ^ |
|
||
Так как irH= 11н, получим: |
|
|
:н |
111! ' |
|
М'З' |
(25) |
|
|
|
|
где П'З' |
1 ”4 i3М a -= (- D ^ |
( 26) |
iH |
|
|
h
57
Для определения величины in, необходимо выразить вели чину ш3 через величину угловой скорости и»! , для чего опре делим передаточное отношение Ьз, т. е. передаточное отноше ние добавочной связи:
«>1 |
, |
г-, |
г-, |
(27) |
iis = = ~ |
= ii2 12-з = (— l )2 — |
• j r - |
Подставляя о)а = о>' = -р -в формулу (25) для дифференциала,
получим:
•н |
Ьн — 1 |
_ QiH — 1) ii3 |
ll>3' = |
jjji____ j |
Iih— ii3 |
58
Из данной формулы определим |
Ii„: |
|
|
||||
ii3 (i"-3- - 1) __ |
iH |
— |
|||||
1ГЗ' |
|
|
|||||
iiH |
*Г'3' ~ |
|
i|3 |
|
Iй |
|
(28) |
|
|
|
М'З' |
|
|||
|
|
|
|
|
i13 |
|
|
Подставляя значения |
|
\Н |
И 1|3 в ф| |
|
|||
|
М'З' |
|
|||||
|
.Н |
|
Ч |
|
78 |
|
3; |
|
М'З' = - |
|
“ |
26 |
|
||
|
|
|
А |
|
|
||
|
г 2 |
|
z3 |
34 |
36 , |
3,4; |
|
113 |
г\ |
|
|
20 |
' 18 |
= |
|
|
|
|
|
|
|||
|
ii |
---- 1---- — -2,125 . |
|||||
|
|
~ З А — 1 |
|
|
На рис. 41 показана схема редуктора электротельфера, ко
торый состоит из дифференциала |
(колеса Zi и z3, сателлит Z2 и |
|||
водило Н) и добавочной связи |
(колеса z4 и z5). Требуется опре |
|||
делить передаточное отношение от вала электродвигателя I к |
||||
барабану лебедки, то есть ij3. |
|
|
|
|
Передаточное отношение дифференциального механизма при |
||||
остановленном водиле |
|
|
|
|
IH |
Ш| |
|
Zs_ |
(29) |
*13 |
' |
|
Zl |
|
|
|
|
|
|
Передаточное отношение добавочной |
связи: |
|||
|
1а.с I43 — |
1 ± |
|
|
|
Z4 |
|
||
|
|
|
|
|
Так как |
получим: |
|
|
|
|
I43= |
|
|
|
Следовательно, |
|
|
|
|
|
= - |
if).с |
(из |
(30) |
С учетом соотношения (30) |
формула |
(29) примет вид: |
||
|
JH _ «1 + |
<“» ia.c |
|
|
|
13 |
|
ia.c |
|
59