Файл: Боченков, М. С. Расчет бесстыкового пути (учебное пособие).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ды температуры значительно больше, чем осенью. Это застав ляет иметь большой интервал весенней разрядки. Во всех слу чаях интервал осенней разрядки должен быть не менее 15° С, а весенней не менее 20° С. Увеличенные интервалы по сравне нию с интервалом укладки напряженного бесстыкового пути без сезонных разрядок объясняются тем, что при сезонной разрядке в расчетном интервале нужно произвести работы на всех рельсовых плетях, причем за период весенней разрядки температура не должна подниматься выше tBB3ec, за период
осенней разрядки не должна опускаться ниже ^разС1М 4^р—Л^сЬ Если Д/с , то при осенней разрядке температура не долж на понижаться ниже tBa3a!, а при весенней разрядке не долж на повышаться более чем ^раз°с + Л tc - Д tp .
При укладке бесстыкового пути без сезонных разрядок температура должна находиться в пределах интервала уклад ки Д ty только в период закрепления плети, изменяясь в ту и другую сторону до и после закрепления в широких пределах.
Границы интервалов весенней и осенней разрядок опреде ляются формулами:
осн |
~ j- |
- L |
— д |
Al |
; |
|
|
||
раз |
|
1-min |
1д |
|
|
||||
— / • |
|
Ч ' |
Д |
|
д t°CU |
|
|||
'н оси |
+ д t n -- |
— |
|
||||||
раз |
5= |
^шm |
1 |
р |
A tQ |
|
раз |
(35) |
|
■в вес |
^max |
д |
Ь |
A |
/ а с с |
||||
раз |
— |
|
tc - |
|
-f |
^раз |
|
||
‘н вес |
^max |
~А |
tc + |
&t,3 * |
|
|
|||
раз |
|
|
|
||||||
Здесь ^®а°с"— верхняя |
границаосеннего интервала |
разрядки; |
A tp— допускаемый интервал понижения температуры без учета остаточных напряжений, определя емый по формуле (19);
А /0 — сокращение допускаемых интервалов из-за ос таточных напряжений при разрядке, определя емое по формуле (32);
Ala0"1— нижняя граница осеннего интервала разрядки;
Л ^ра" — интервал осенней разрядки; ^раТс — верхняя граница весеннего интервала разрядки;
Atc— допускаемый интервал повышения температуры без учета остаточных напряжений, определя емый по формуле (21);
ЛЛ-Ц— Интервал весенней разрядки; Л‘азес'— нижняя граница весеннего интервала разрядки.
23
Содержание бесстыкового пути с сезонными разрядками весьма затруднено ,из-за' большого (до 40 рабочих человеко дней в год на 1 км пути) расхода рабочей силы на разрядку напряжений.
в. ПРОДОЛЬНЫЕ ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ РЕЛЬСОВ. СТЫКОВАНИЕ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ
А. Значение температурных деформаций
вработе бесстыкового пути
Втемпературно-напряженном бесстыковом пути только средняя часть плетей является относительно недеформируемой. Концевые участки плетей испытывают температурные деформации. От величины и характера этих деформаций во многом зависит работа бесстыкового пути в целом. Величиной температурных деформаций определяется конструкция соеди нения рельсовых плетей друг с другом, в частности количество
уравнительных рельсов.
Знать величину температурных деформаций рельсовых плетей необходимо также для назначения рациональной вели чины стыковых зазоров в уравнительных пролетах при уклад ке и закреплении рельсовых плетей.
Опыт эксплуатации бесстыкового пути показал, что конце вые участки рельсовых плетей, где имеют место продольные температурные деформации, являются наиболее неблагопо лучными. Расход рабочей силы на содержание 100-метровых концевых участков в 2,5—3 раза больше, чем на содержание средней части плети такого же протяжения. Износ промежу точного скрепления на концевых участках идет в 5—6 раз ин тенсивнее износа д средней части плети [12]. Все это объясня ется наличием болтовых стыков в конце плети и температур ными перемещениями рельсов относительно шпал или рельсов и шпал относительно балласта.
Кроме того, в результате температурных перемещений при повторных изменениях температуры на концевых участках мо гут возникать напряжения, превышающие расчетные в сред ней части плети. Знать о наличии этих напряжений весьма важно, так как они могут служить причиной потери устойчи вости пути.
На концевых участках в результате температурных дефор маций усложняется предотвращение угона пути, в то же время на бесстыковом пути даже незначительные деформации угона
24
вызывают существенные дополнительные напряжения в рель совых плетях. Так, остаточные деформации угона величиной всего 0,5 см способны вызывать дополнительные напряжения порядка 500—1000 кГ/см2 в зависимости от протяженности не равномерно смещенного участка.
Наконец, немаловажное значение имеет величина зазора в случае излома рельсовой плети. Эта величина прямо пропор циональна квадрату разности между температурой закрепле ния плети и температурой, при которой произошел излом. С увеличением мощности рельса при равных прочих условиях величина зазора увеличивается. Не исключена возможность, что при мощных рельсах и относительно небольших напряже ниях от подвижной нагрузки лимитирующим окажется не прочность рельса, а величина зазора при случайном изломе.
Таким образом, температурные деформации играют весь ма существенную роль в работе 'бесстыкового пути. К сожале нию, в отечественной технической литературе и в «Технических условиях на укладку и содержание бесстыкового пути»'вопрос о температурных деформациях рельсовых плетей бесстыкового пути освещен совершенно недостаточно. По этой причине дан ный раздел пособия изложен более подробно.
Б. Общие сведения о температурных деформациях
Рассмотрим зависимость между приращением температу ры, температурными деформациями и температурными напря жениями рельсовых плетей. При этом следует иметь в виду, что термин «температурные напряжения» являются довольно условным. Дело в том, что равномерное изменение температу ры вызывает только изменение объема рельса. Существенным является изменение его длины. Температурных напряжений при этом не возникает*. Напряжения возникают только при наличии сопротивлений, препятствующих изменению длины рельсовой плети.
Известно, что повышение температуры вызывает удлине ние рельсов. Если имеются сопротивления, препятствующие удлинению, возникают сжимающие — отрицательные напря жения. При понижении температуры рельсы сокращают свою длину. Наличие сопротивлений при этом создаст растягива ющие — положительные напряжения.
* Некоторое изменение напряжений, имеющихся в рельсе после его за калки, остывания и холодной правки, происходит и при отсутствии внеш них сопротивлений.
25
Сопротивления примем величинами постоянными, не за висящими от перемещений, и неупругими. Прежде чем при ступить к анализу продольных деформаций рельсовых плетей и напряжений в них ;в условиях эксплуатации железнодорож ного пути, когда сочетаются различные виды сопротивлений, рассмотрим эти явления по отдельным элементам.
а) Сопротивления отсутствуют. При отсутствии сопротив лений рельс изменяет свою длину в соответствии с формулой
|
k = a L A t, |
|
(36) |
где |
л ■— изменение длины рельса при |
изменении температу |
|
|
ры на A f С, см; |
|
рельсовой ста |
|
а — коэффициент линейного расширения |
||
|
ли, 1/°С;- |
|
|
|
L — длина рельса, см. |
|
|
|
График изменения длины рельса показан «а рис. 8. |
||
|
^ p = a r c t g a L — , |
___ |
|
где |
М>- — масштаб перемещений; |
|
|
|
|
||
|
M t — масштаб температуры. |
|
линии будет |
|
Стрелками показано, что по данной прямой |
||
изменяться длина как при повышении, |
так и при понижении |
температуры. Температурные напряжения при отсутствии со противлений будут равны нулю.
б) На концах рельса имеются жесткие упоры, как показа но на рис. 9. Перемещения рельса к= 0. Продольная темпера турная сила, возникающая в рельсе при изменении температу ры, определяется формулой
N t= aE F A t. |
(37) |
Температурные напряжения определяются формулой |
|
at— a E A l. |
(38) |
26
Напряжения равномерны по всей длине рельса. Эпюра напря жений показана на рис. 9. График изменения напряжений по казан на рис. 10.
в) На концах рельса имеются сопротивления ограничен ной величины R (рис. 11). При наличии такого сопротивления рельс работает как жестко заделанный стержень до тех пор, пока температурная сила не будет равна силе сопротивления:
N t = a EF At = R.
|
h- |
|
------- \6t *0 |
|||
ty |
1---------- |
|
||||
ъ |
II;! ! |
m |
I .. rr |
n |
i |
<* , - 4 |
|
i |
|
" |
1j |
F. |
|
m i n t |
ИНН |
T W J T |
|
та x 6f |
||
m i n f - a t f |
1 |
|
____ 1£ - Q |
|||
|---------- |
|
|
|
( W |
||
min t *2&t4 ПТГТТТТJ 1l B |
i l l Ш И |
|
=- n |
>,1^>
Рис. 10 Рис. 11
Для этого температура рельса должна измениться (повыситься или понизиться) на величину
R
(39)
аЕР '
Вэтот период перемещения рельса равны нулю. Напряжения равномерны по всей длине рельса. При дальнейшем измене нии температуры рельс будет изменять свою длину как сво бодный стержень.■Изменение длины рельса будет определять ся формулой
К—a L М |
R |
(40) |
|
а ЕР |
|||
|
|
||
Формула справедлива при A t |
> ------ . |
|
|
|
а ЕР |
|
Графики измерения длины рельса и напряжений показаны на рис. 12 линиями 1—2, 2—3. При изменении температуры от точки tz в обратном направлении графики изменения длины и напряжений будут выражаться линиями 3—4, 4—5 и 5—6. Из менение температуры в обратном направлении на величину
27
а)
Л/д> снизит напряжения в рельсе до нуля (точка 4 на рис. 12, б). Рельс начнет изменять свою длину в обратном направлении только тогда, когда в нем возникает температурная сила, рав ная сопротивлению R и направленная в сторону, противопо ложную начальному направлению. Для этого температура
28
рельса должна измениться в обратном направлении на вели чину 2 A Д . Изменение длины рельса при обратном изменении температуры будет выражаться формулой
Яо = а £ |
(41) |
Формула справедлива при A t > ■— . a EF
Если деформации рельса не ограничены величиной сты кового зазора, то при данном виде сопротивления максималь ные температурные напряжения равны
max а, = а Е A Д = |
. |
(42) |
Эпюры напряжений при различном приращении |
темпера |
туры показаны на рис. 11. Стрелки на рис. 12 показывают на правление изменений рассматриваемых функций. Например, если приращение температуры не вышло за пределы ЛД, то изменение длины рельса будет равно нулю как при повыше нии, так и при понижении температуры. Линия 1—2 на рис. 12 справедлива как при повышении, так и при понижении темпе ратуры. Если приращение температуры превысило л//?, проис ходит изменение длины рельса по линии 2—3 рис. 12, а. На пряжения в рельсе остаются постоянными в соответствии с ли нией 2—3 рис. 12,6. Но теперь при изменении температуры в обратном направлении рельс не будет изменять свою длину по линии 3—2.
Изменение длины рельса в обратном направлении будет происходить только после изменения температуры в обратном
направлении на величину |
2 A t Поэтому линия 2—3 имеет |
стрелочку одного направления. |
|
Необходимо отметить |
как весьма важное обстоятельство, |
что при наличии преодолеваемого сопротивления длина рель са и напряжения в нем могут быть весьма различными при од
ном и том же значении температуры. |
Например, |
некоторому |
||||
значению температуры |
tt |
при первоначальном изменении со |
||||
ответствуют приращение |
длины рельса У и температурные |
|||||
напряжения о/1(рис. 12). |
Когда такое же приращение по срав |
|||||
нению с первоначальным |
значением температуры |
наступает |
||||
после приращения |
до (3, удлинение |
равно У , а напряжения |
||||
равны У . Причем |
У Ф У ; о;° Ф а" . |
погонное |
сопротивление |
|||
г) |
Рельс имеет |
равномерное |
||||
(рис. |
13). При таком сопротивлении максимальные продоль- |
29