Файл: Анкудинов, Ю. А. Организация и стиль работы руководителя предприятия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
исполнительской дисциплины, который можно отразить с помощью коэффициента исполнительности. Такой коэффициент вычисляется по формуле:
П с
К = 1
рГ
где К — коэффициент исполнительности; Пс — число просроченных пункто-дней, или сутко-позиций;
Рс — общее плановое число сутко-позиций в данном месяце, установленное подразделению для выполнения решения.
Уровень исполнительности будет равен единице, если все за планированные на месяц пункты решений выполнены в срок. Чем больше мероприятий не выполнено и чем дольше задержано их выполнение, тем ниже будет коэффициент испол нительности. За нарушение установленных сроков выполнения решений отдельными структурными подразделениями их работ ники депремируются. При выполнении всех решений досрочно размер премии увеличивается. При этом важно предусмотреть материальное стимулирование и работников группы контроля.
Данные хозяйственной практики свидетельствуют о высокой эффективности рассмотренной системы контроля. Так, на Мин ском тракторном заводе в результате функционирования подоб ной системы за последние три года число принимаемых за месяц решений уменьшилось в среднем от 180 до 100, а количество не выполненных пунктов приказов и распоряжений сократилось с 30 до 7 процентов.
Результативность и действенность принимаемых решений зависит не только от организации службы контроля, но и от по становки всей контрольной работы на предприятии. Важнейшее значение имеет деятельность в данной области партийных и об щественных организаций. Это прежде всего партийный конт роль за деятельностью администрации, это также и работа групп и постов народного контроля, «комсомольского про жектора» и т. д. На многих предприятиях в партийных организациях в зависимости от характера производства созда ются комиссии по контролю за выполнением государственных заказов и кооперированных поставок, по контролю за качест вом выпускаемой продукции, за рациональным использованием техники и транспортных средств, за выполнением планов внедрения новой техники, механизации и автоматизации произ-
40
водствённых процессов. Эти комиссии позволяют сделать конт роль $олее действенным, глубоким, привлечь к нему широкий круг коммунистов — рабочих, мастеров, инженеров.
Группы и посты народного контроля осуществляют система тический контроль за ходом выполнения государственных планов и заданий, ведут активную борьбу за выявление и исполь зование резервов производства, за экономное использование сырья, материалов, топлива, электроэнергии и т. д.
В контрольной работе этих органов используются различные формы, такие, как проверка исполнения, письменные отчеты, смотры, рейды, устная информация и т. п.
«Контроль и проверка исполнения принятых решений, — го ворится в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ съезду партии, — важнейшая часть организаторской работы. Это — дело каждого партийного, советского и хозяйственного руководителя, каждо го партийного органа, каждой первичной парторганизации»1.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОЙ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ
Существенно влияет на деятельность аппарата управления предприятия, на эффективность управления в целом умение руководителя правильно организовать свою личную работу.
Деятельность директора предприятия сложна и многообраз на. Ему приходится решать самые различные вопросы перспек
тивного и текущего характера, а также участвовать в проведении различного рода производственных и общественных мероприя тий.
Неправильная организация труда руководителя приводит к тому, что ежедневно,пребывая на работе в течение 11—14 часов (а как показывают исследования, именно такова продолжитель ность рабочего дня у ряда руководителей предприятий), он под час не успевает достаточно глубоко вникать в важнейшие вопро сы, упускает немалую часть необходимой информации, оказы вается «захлестнутым» текучкой. А увеличение рабочего дня руководителя идет за счет времени на самообразование, отдых, занятия спортом, культурные развлечения и т. д. В результате руководитель может потерять чувство перспективы, не успевает
1 Материалы XXV съезда КПСС, с. 69.
41
следить за достижениями науки и практики, не осуществляет планомерного руководства аппаратом управления и предприяти ем в целом, у такого руководителя падает работоспособность. И как следствие, аппарат управления работает также рывками и нередко на «холостом ходу».
Важнейшим условием правильной организации труда руко водителя является прежде всего ее планирование, хорошо про думанная программа действий. При этом в равной степени необ ходимо планирование как перспективное — на длительный период, так и повседневное, текущее. Наличие перспективного плана позволяет руководителю предприятия своевременно про вести подготовку сложных и трудоемких мероприятий.
Планировать необходимо не только работу директора, но и руководителя любого ранга на предприятии. При отсутствии оп ределенной системы и организованности руководящий персонал, особенно в цехах и отделах, теряет много времени на всевозмож ные согласовывания и ожидания. Нередко нижестоящие руково дители срывают намеченные в подразделениях мероприятия только потому, что их в это же время вызывает вышестоящий начальник. На ряде предприятий из-за несогласованности совпа дают по времени мероприятия, проводимые администрацией, и общественные мероприятия.
Определенные трудности создают для начальников цехов и отделов обходы руководителей заводов и главных специалистов в начале рабочего дня. К этому времени начальники цехов еще не успевают тщательно проанализировать итоги работы второй и третьей смен и потому вынуждены давать либо неточную, либо неполную информацию.
В последние годы на многих заводах и фабриках введены раз личные графики работы руководящего состава. Составление таких графиков, по нашему мнению, целесообразно начинать с анализа состояния этой работы на предприятии, выделив, во-первых, мероприятия, проводимые ежедневно, во-вторых, мероприятия, которые проводятся один раз в неделю, в две недели или раз в месяц, и, в-третьих, мероприятия обществен ных организаций. При составлении комплексного плана проведе ния административных и общественных мероприятий важно сократить до минимума совещания и заседания, регламентиро вать их по содержанию и времени, не допускать случаев прове дения нескольких мероприятий в одно и то же время. Целесообг разно освободить первую половину рабочего дня руководителей
42
от совещаний и заседаний, кроме диспетчерских, в заводском масштабе и тем самым предоставить начальникам цехов и отделов возможность работать в своих коллективах. Необходи мо скоординировать мероприятия, проводимые общественными организациями и администрацией.
В плане нужно предусмотреть проведение совещаний, прием директором и его заместителями рабочих и специалистов по лич ным вопросам, обход директором служб и подразделений пред приятия, время работы директора с главными специалистами и начальниками структурных подразделений. Целесообразно ука зать ответственных за подготовку того или иного совещания и заседания, а также примерный состав его участников. Особо в комплексном плане необходимо выделить проведение занятий в системе партийно-политического просвещения. На основании такого комплексного плана директор предприятия составляет план-график своей работы.
Известно, как много времени на предприятиях затрачивается на плановые и внеплановые совещания. В ряде случаев директора на.различные совещания и заседания тратят около половины своего рабочего времени. Совещание — одна из важных форм организации управленческой деятельности. На совещании кол лективно вырабатываются решения по наиболее актуальным и сложным вопросам. Совещания — это также эффективная фор ма обмена информацией и передовым опытом между его участ никами и способ быстрого доведения задания до исполнителей.
Но, организуя совещание, необходимо учитывать, что его проведение связано с отвлечением от выполнения повседневной работы большого числа людей. Поэтому не следует собирать со вещания для рассмотрения второстепенных, мелких вопросов, которые неизбежно возникают в хозяйственной практике. Ча стые совещания оказывают также отрицательное психологиче ское влияние. Участники таких совещаний привыкают пассивно присутствовать на них, лишь систематически заседать, не решая вопросов.
В практике проведения совещаний директорами предприятий наблюдаются такие недостатки, как однообразность вопросов, рассматриваемых на совещаниях, излишнее число участников, большая продолжительность, низкая культура его проведения (отвлечение председательствующего от хода совещания, хожде ния, разговоры и т. д.). Избежать этого в значительной мере позволяет тщательная подготовка совещания.
43
Подготовка совещания включает определение тематики, формирование повестки дня и установление приблизительного состава его участников, даты и времени проведения, ориентиро вочной продолжительности, составление тезисов доклада или кратких сообщений по обсуждаемым вопросам, а в отдельных случаях и выработку проекта решения.
Очень важным обстоятельством в процедуре подготовки со вещания является предварительное составление повестки дня и своевременное, до начала совещания, ознакомление с нею участ ников совещания, чтобы они имели возможность тщательно подготовиться и высказать при обсуждении полезные советы и предложения.
На совещание следует приглашать только тех работников, участие которых действительно необходимо. Работники, кото рые приглашаются на всякий случай, невольно становятся лишь наблюдателями.
Культура управления требует, чтобы совещание начиналось точно в установленный срок. Это дисциплинирует работников. Очень важно выдерживать регламент совещаний, в спокойной и вежливой форме направлять отклоняющихся от темы обсужде-. ния.
Целесообразно участникам совещания сообщать предполага емый срок его окончания, что, как подтверждает практика, заставляет участников активнее работать на совещании. Если совещание проводится в кабинете директора, крайне нежела тельно прерывать его ход переговорами по телефону, вызовами секретаря и т. д. Это не только ведет к бесполезной трате време ни присутствующих, но и может быть воспринято ими как приз нак неуважения к подчиненным.
Если обсуждается на совещании несколько вопросов, очень важно обсудить сначала те, к которым имеют отношение все участники совещания. После их решения следует отпустить работников, чье присутствие далее нецелесообразно.
Ход совещания нужно отражать в протоколе, являющимся первичным официальным документом, который необходим для организации исполнения принятых совещанием решений и конт роля за исполнением. Форма и состав протокола определены специальным государственным стандартом. Протокол отпеча тывается и рассылается не только участникам совещания, но и всем тем работникам, кто имеет отношение к выполнению при нятых решений.
44
Очень полезно также выделить специальное лицо, ответст- венное-'за подготовку совещаний (секретаря или помощника), в обязанности которому вменяется разработка графиков совеща ний, составление списков приглашенных, оповещение участни ков, координация действия лиц, подготавливающих материалы совещания, ведение протоколов и т. д.
Значительную долю (нередко около одной трети) в бюджете рабочего времени руководителя предприятия составляет время на посещение цехов, встречи с рабочими и прием посетителей. Посещая цехи и отделы, руководитель предприятия детально знакомится с состоянием производства, имеет возможность большего непосредственного влияния на подчиненных, может помочь тому или другому руководителю низшего ранга в решении вопросов на месте.
Два раза в месяц, например, встречается директор Минского тракторного завода с работниками цехов и отделов без опреде ленной повестки дня. Во время этих встреч он выясняет, как решаются те или иные вопросы в подразделении, выслушивает критические замечания. Часть поставленных вопросов он решает на месте, остальные же записывает и впоследствии решает в ра бочем порядке. Такие встречи способствуют оперативному устранению имеющихся недостатков и сплочению производст венного коллектива.
Для встречи с руководителями цехов директору предприятия целесообразно заранее ознакомиться с имеющейся информацией о деятельности цеха (из сводок, отчетов и других документов). При посещении цеха его внимание должно концентрироваться на основных задачах, а также на отклонениях в работе цеха, чтобы объем получаемой информации не был слишком велик.
На всех предприятиях директора регулярно принимают под чиненных по личным вопросам. Частота приемов устанавлива ется различной в зависимости от характера деятельности пред приятия и конкретных условий производства. Расписание прие мов фиксируется в общем комплексном плане проведения адми нистративных и общественных мероприятий и в плане работы директора завода. Этот график необходимо довести до сведения всех работающих и неукоснительно его выполнять. Если же руководитель предприятия по каким-либо очень важным причи нам не может принимать посетителей в отведенные часы, луч^е всего поставить их заранее об этом в известность и перенесли прием на другое время или на другой день.
45
Значительное время (8—10 процентов) уходит у руководите лей предприятия на работу с корреспонденцией. По данным В. Н. Новоселова, директор затрачивает на разбор корреспон денции более 5 часов в неделю1, а Ю. В. Звягинцев и В. А, Лебе денко подсчитали, что на крупном машиностроительном заводе серийного производства входящая и исходящая корреспонденция достигает 80 тыс. экземпляров в год, и директор ежедневно рас сматривает около ста и более различных документов2. Так, на Минский тракторный завод поступило в 1971 г. 106 011 экземп ляров различной почты, из них 48 100 экземпляров общего назначения, 13 400 телеграмм, 2 940 экземпляров министерской почты и почти 20 000 платежных счетов. За этот период с завода отправлено свыше 83 тысяч различных документов. Но в результате рационального распределения обязанностей между заместителями и директором им рассмотрено 4 133 документа, или по 15 экземпляров в среднем в день.
На документах, поступивших на рассмотрение к руководите лю предприятия, он ставит резолюцию. Содержание и характер резолюций, конечно, различны, но каждая резолюция сама является своеобразным документом на документе и потому должна быть четкой, краткой и конкретной.
Существенным резервом повышения эффективности труда руководителя является внедрение современных средств оргтех ники.
1 См. Н о в о с е л о в |
В.Н. |
Элементы культуры управления. М., |
«Экономика», 1971, с. 12 |
Ю. Е., |
Л е б е д е н к о В. А. Основы науч |
2 См. З в я г и н ц е в |
ной организации управления предприятиями. Харьков, «Прапор», 1968,
с. 41
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................. |
|
|
3 |
УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМ |
ПРЕДПРИЯТИЕМ |
И |
|
ЗАДАЧИ ЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ............................ |
|
6 |
|
РУКОВОДИТЕЛЬ |
ПРЕДПРИЯТИЯ - |
ОРГАНИЗАТОР |
И |
ВОСПИТАТЕЛЬ |
ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА . . . . |
16 |
|
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ - ОСНОВНОЙ ИНСТРУ |
|||
МЕНТ УПРАВЛЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.......... |
30 |
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОЙ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ . . 41
|
Анкудинов Юрий Александрович. |
|
А 67 |
Организация и стиль работы |
|
|
руководителя предприятия. |
М., «Экономика», 1976. |
47с.
Впредлагаемой брошюре освещаются основные направления дея тельности руководителя предприятия. В ней рассматриваются вопросы выработки решений и организации контроля за их исполнением; содер
жится ряд рекомендаций по совершенствованию личной работы руково дителя.
Брошюра может быть использована на курсах повышения квали фикации кадров.
10804—147 34—76 338 А 011(01)—76
Юрий Александрович Анкудинов
ОРГАНИЗАЦИЯ И СТИЛЬ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Заведующий редакцией М. Н. ТУБОЛЬЦЕВ
Редактор А. С. ВОРОНИН
Младший редактор Т. Н. ОСИНА Технический редактор Э. М. ЭЛьКИНА
Художественный редактор А. Н. МИХАЙЛОВ Корректор Е. В. ВОРОНОВА
Обложка художника Ю. Ф. НЕМЧИНОВА
Сдано |
в набор 24/III .1976 |
г. Подп. |
||
в печать 23 / VI 1976 г. А04234. Формат |
||||
70 |
X 100'/за. Уел. печ. л. |
1,95. |
Уч.-изд. |
|
л. |
2,63. |
Тираж 50 000 экз. |
Изд. |
N« 3962. |
Цена |
13 коп. Заказ N1 |
300. |
ТП изд. |
«Экономика» 1976 г. >6 34. Бумага типогр.28 2
Издательство «Экономика» 121864. Москва, Г-59, Бережковская наб.,6
Ярославский полиграфкомбинат Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книж-. ной торговли. 150014, Ярославль, ул. Свободы, 97.