Файл: Баренбаум, М. Г. Оршанское локомотивное депо.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И С Т О Р И Я Ф А Б Р И К И З А В О Д О В

М. БАРЕНБАУМ, В. БОКШТАЕВ, В. ГРОМАКОВ

ОРШАНСКОЕ ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО

ИСТОРИЯ ФАБРИК И ЗАВОДОВ

М . БАРЕНБАУМ, В. БОКШТАЕВ, В. ГРОМАКОВ

ОРШАНСКОЕ

ЛОКОМОТИВНОЕ

ДЕПО

ИЗДАТЕЛЬСТВО «БЕЛАРУСЬ» МИНСК 1971

Гос. публичная научно-техническая биб, ..теца СССР

с е м п л я р

ЧИТАЛЬНОГО З А Л А

'Ц- нчщ

За большие успехи в выполнении заданий

пятилетнего плана перевозок грузов, достиж е­ ние высоких показателей в эксплуатации локо­ мотивов и внедрение научной организации труда Указом Президиума Верховного Совета

СССР от 8 февраля 1971 года локомотивное депо О рша имени Героя Советского Союза

К. С. Заслонова Белорусской железной дороги

•награждено орденом О ктябрьской Революции.

В небольшом привокзальном сквере на станции О рша стоит бронзовый памятник Константину Сергеевичу Заслонову. М им о него

днем и ночью идут поезда. Гудками салютуют оршанские машинисты

бывшему начальнику паровозного депо. А он, Герой Советского

Союза, человек из легенды, всматривается в даль, в белорусские

леса, где в годы минувшей войны громил со своей партизанской

бригадой фашистских захватчиков.

Почти три десятка лет минуло с тех пор. Уходят на заслуженный

отдых соратники Дяди Кости, уже ветеранами величаются те, кого

Константин Сергеевич когда-то ласково называл сынками. Да, годы идут. О дно поколение людей сменяется другим . Старшие передают трудовой опыт и знания молодежи. А она, по праву наследуя и про­ должая дело отцов, самоотверженным трудом м нож ит славу и мощь любим ой Родины.

Прадеды нынешнего поколения строили первые ж елезнодорож ­

ные линии, в том числе участки С м оленск— О рша и О рш а — Минск.

В О рш анском депо и на ж елезнодорож ном узле в конце

XIX века

появляются первые социал-демократические круж ки. Под

руковод ­

ством большевиков здесь прошли забастовки и революционные вы­

ступления против царского самодержавия.

Громовые раскаты Октября докатились до Белоруссии, до паро­ возного депо. А когда в 1918 году на узле подняла голову контрре ­

волюция, местные

большевики

мобилизовали ж елезнодорожников

на ее подавление.

Сохранился

редкий д окум е н т— письмо оршанцеа

3


В. И. Ленину,— в котором они поклялись вож дю , что скорее погиб­ нут, чем дадут врагам задушить Советскую власть.

В живых уже нет тех, кто подписал это письмо. В боевой строй стал новый отряд коммунистов. Ныне первичная партийная организа­ ция предприятия насчитывает более 300 коммунистов.

Вгоды первых пятилеток коллектив депо также находился на передовых позициях борьбы за новую жизнь, за социализм.

ВВеликую Отечественную войну машинисты, их помощники, ко­

чегары, ремонтники, инженерно-технические работники сражались

с гитлеровцами. Боевые дела оршанцев отражены в экспозициях, в

многочисленных документах мемориального музея имени Героя Со­ ветского Союза К. С. Заслонова.

В послевоенный период оршанские локомотивщ ики прославились новыми трудовыми успехами. Они выступили инициаторами движения за 500-километровые пробеги паровозов, которое затем развилось как соревнование «тысячников».

М олодежь помнит о том вкладе, что внесли старшие поколения в развитие предприятия, береж но хранит и обогащ ает революцион­ ные, боевые и трудовые традиции. Ю нош и и девуш ки проявляют вы сокую гражданственность, горячую страстность в производствен­ ных делах и общ ественно-политической жизни.

РОЖДЕНИЕ ДЕПО

Отмена крепостного права в 1861 году дала мощ ный толчок раз­

витию капитализма в царской России, преж де всего в промыш лен­ ности. Интенсивный рост ф абрично-заводского производства, усилив­ шаяся концентрация населения в больших и малых городах, значи­ тельно увеличившийся спрос с их стороны на продукцию сельского хозяйства, наконец, бурное культурное развитие страны — все это

предопределило внедрение в повседневный обиход более соверш ен­ ных средств связи, строительство путей сообщ ения. Российская империя с ее необъятными географ ическими просторами, огром ны ­ ми сырьевыми ресурсами, горно-рудны м и богатствами уж е не могла

существовать без ш ирокой сети

железных дорог.

К действовавшей

железной

дороге

общ его пользования, что

соединяла П етербург

с М осквой, начали

прибавляться новые маги­

страли.

 

 

 

В 1862 году на белорусской земле пролег первый 55-километро­

вый рельсовый

путь — от

Поречья

через Гродно до нынешней гра­

ницы

с Польской Народной Республикой. Вслед за тем

начинается

строительство

ж елезной

дороги

на

участке

Смоленск —

О рша —

М инск

с последую щ им

выходом

на

Брест.

В

О рш е

в

это

же

время

полным

ходом идут работы

по

сооруж ению

паровозного

де­

по. По тем временам

темпы строительства были достаточно высо­

кими. 16 ноября 1871

года от управляю щ его М инистерства путей

сообщения последовало разреш ение на «открытие правильного дви­ жения для публики» от М осквы до Бреста. Прозвучавший в тот осен­ ний день первый паровозный гудок оповестил об открытии в О рше

5


станции и паровозного депо. Начался новый период в жизни го­

рода.

 

 

 

 

Что же представляло собой депо?

Это было низкое, приземистое

здание

веерного

типа на двенадцать

стойл. Путь паровоза в

стойло

и выезд

из него

проходил через поворотный круг. Вращался

он не­

сколькими рабочими с пом ощ ью деревянных ваг. В депо размеща­

лись два цеха — текущ его ремонта и механический, кузница и м ед­

ницкая. Станочное оборудование исчислялось одним сверлильным и тремя токарными станками. Тем не менее на них, как и на паровозы,

приходили посмотреть люди, до сих пор знавшие только телегу да водяную мельницу.

Почти все работы в основных цехах, не говоря уж е о подсобных,

на экипировке машин выполнялись вручную . В полутемных поме­ щениях, в чаду и дым у трудились люди по 10— 12 часов. На пред­ приятии процветали унтер-приш ибеевские порядки.

На депо распространялись принятые в 1884 году «Правила масте­ ровых и рабочих», где было записано, что вновь поступающ ий на работу должен за два дня исполнить пробное задание. Далее все уж е зависело от каприза начальника. По собственному произволу он м ог забраковать лю бое доброкачественное изделие. Человек оста­

вался за порогом предприятия, а за его двухдневный труд расчет

не производился. Ученики напротяжении трех месяцев работали также безвозмездно.

«Правила» устанавливали десятичасовой рабочий день. За опозда­ ние лишь на десять минут взимался штраф в размере оплаты одного,

часа работы. Ш траф ы накладывались за опоздания, за пререкания

с начальством, за несоблюдение «Правил». Трудно даже сказать, за что рабочих не штрафовали.

Еще труднее приходилось подросткам. Их вообщ е не считали людьми.

Каторжные условия труда, профзаболевания, отсутствие меди­ цинского обслуживания рано старили, сводили в могилу многих ра­ бочих. На весь Оршанский уезд в 1880 году была построена только одна больница на тридцать коек. В ее штат входили один врач, два фельдшера и одна акушерка.

Хозяева предприятия не заботились ни об охране труда, ни о тех­

6


нике безопасности. Они знали: уйдут одни, голод и нужда пригонят

на смену других.

Слетали листки календаря. Но время вроде бы и не трогало

депо. Как и раньше, недоставало станков, не было никаких приспо­ соблений для ремонта машин, хотя приписной парк паровозов по­ стоянно увеличивался.

Иногда в О рш у заглядывали чиновники из Министерства путей сообщения. О днако подобные визиты положение дел, по существу,

не меняли.

Правда, рабочий стал уже не тот. Он все больше стал понимать,

откуда на него сваливаются беды. На узле создаются тайные рево­ люционные круж ки. Пролетарское движение, начавшееся с эконо­ мических требований, с борьбы за повышение зарплаты, за сокра­ щение рабочего дня и улучшение условий труда, постепенно при­ нимает политическую окраску.

ОТ ЗАБАСТОВОК — К БОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНЫМ РЕВОЛЮЦИОННЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ

9 января 1905 года царское правительство расстреляло мирную

демонстрацию рабочих в Петербурге. Этот акт произвола всколых­ нул всю страну. В октябре 1905 года началась Всероссийская поли­ тическая забастовка. Ее поддержал и оршанский пролетариат.

Первыми забастовали ж елезнодорож ники узла.

11 октября рабочие депо и станции О рш а прекратили работу,

отцепили от прибывших составов паровозы и выпустили пар из кот­

лов. В четыре часа дня начался митинг, где присутствовало около трехсот человек. Здесь была прочитана прокламация, в которой

излагались требования о политических свободах, о восьмичасовом рабочем дне, о предоставлении амнистии политическим заключен­

ным и другие, а также выдвигался лозунг: «Долой самодер­ жавие!»

8 декабря м осковский пролетариат поднял вооруженное восста­ ние. В тот ж е день в О рш е началась стачка железнодорожников.

7

Для руководства ею был избран стачечный комитет. Рабочие захва­ тили станционный телеграф, установили связь с М осквой и М инском,

а на следующий день

направили телеграмму всем службам М осков­

ско-Брестской дороги

с призывом поддержать стачку.

Полиция и власти пришли в большое замешательство, о чем сви­ детельствуют сохранившиеся документы . Вот, например, что доносил в департамент полиции помощ ник начальника М огилевского губерн­ ского управления: «21 сего ноября в здании пожарного сарая при

станции Орша М осковско-Брестской ж . д. состоялся, вопреки

не-

разреш ению полиции, митинг

ж елезнодорожных

служащ их

этой

станции, причем

присутствовала

и посторонняя публика.

О бсужда­

лось воззвание

Всероссийского

союза ж елезнодорож ны х

служащих

о вступлении в этот сою з служащ их станции Орша.

После этого бы­

ли произнесены речи о сущ ествующ их политических партиях и пре­ следуемых ими целях, о Государственной Думе, о бывших беспо­ рядках 9 января сего года в Петербурге и о погром ах в последнее время, причем было высказано, что причиною беспорядков и погро­ мов является высшее правительство и администрация...»

По приказу стачечного комитета ж елезнодорож ники отказались вести воинские эшелоны на подавление восстания в М оскве. Таким образом , оршанцы проявили пролетарскую солидарность со своими

московскими и петербургскими братьями по классу.

Но перевес сил был явно на стороне царизма. Восстание пошло

на убыль. На многих предприятиях М осковско-Брестской железной дороги начались массовые аресты, увольнения с работы, занесение

в «черные списки» неблагонадежных. В числе уволенных и арестован­ ных рабочих оказались активные участники забастовки — машинисты Я. Карп и Е. Бурый, помощ ники машиниста В. Д облер и П. Иванов,

слесари А . Гурский, К. Ефремов, Ф . Кононов, А . Балицкий, И. Кри-

сежевский, П. Ветров и Д. Парменов, медник Я. Аврамов.

В годы реакции револю ционную работу в О рш е проводили вид­ ный деятель партии, соратник В. И. Ленина Пантелеймон Николаевич Лепешинский и его жена Ольга Борисовна. П. Н. Лепешинский ру­ ководил марксистскими кружками. Летом 1910 года он был выслан из Орши.

Но ни аресты и ссылки, ни увольнения с работы не сломили ре ­

8


волюционного духа железнодорожников. Как и весь пролетариат России, они готовились к более м ощ ном у выступлению против цар­ ского самодержавия.

НА ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ

В июле 1914 года началась первая мировая война. Ж елезные

дороги Белоруссии оказались в приф ронтовой полосе. К орш анскому депо для обеспечения нуж д фронта было прикомандировано м ного паровозных бригад и ремонтников, прибывших из промышленных районов Донбасса, Урала, Петрограда.

Однако увеличение численности рабочих не вызвало каких-либо

изменений в самом депо. О но по-преж нем у оставалось таким же,

каким было и десять, и двадцать лет назад. Только некоторая часть

паровозов могла стать под крышу. Остальные ремонтировались под

открытым небом. Положение рабочего класса ещ е более

ухудш и­

лось. Ремонтникам приходилось трудиться

непрерывно

по 15—

16 часов, а локомотивные бригады вообщ е

целыми сутками

не схо­

дили с паровоза. Даже специальная комиссия Министерства путей со­ общ ения вынуждена была признать, что помещения депо слишком

тесны и работать в них чрезвычайно затруднительно.

В обстановке военного психоза трудовой народ все более ясно начинал видеть позицию , занятую партией большевиков, которые

призывали превратить войну империалистическую в войну гра­ жданскую .

Несмотря на чрезвычайные законы и разгул реакции, весной

1915 года возобновила деятельность разгромленная в начале войны

орш анская группа РСДРП(б).

В мае — июне

этого

года она

издала

две листовки, разоблачавшие

империалистический

характер

войны

и призывающие солдат повернуть оруж ие

против

эксплуататоров.

А через год в городе вспыхнула стачка, в которой активно участ­ вовали рабочие депо.

27 февраля 1917 года в России свершилась бурж уазно-дем окра­ тическая революция. По прим еру петроградских рабочих представи­ тели ж елезнодорож ного узла, автомобильного гаража Всероссий­

9