ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
И С Т О Р И Я Ф А Б Р И К И З А В О Д О В
М. БАРЕНБАУМ, В. БОКШТАЕВ, В. ГРОМАКОВ
ОРШАНСКОЕ ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО
ИСТОРИЯ ФАБРИК И ЗАВОДОВ
М . БАРЕНБАУМ, В. БОКШТАЕВ, В. ГРОМАКОВ
ОРШАНСКОЕ
ЛОКОМОТИВНОЕ
ДЕПО
ИЗДАТЕЛЬСТВО «БЕЛАРУСЬ» МИНСК 1971
Гос. публичная научно-техническая биб, ..теца СССР
с е м п л я р
ЧИТАЛЬНОГО З А Л А
'Ц- нчщ
За большие успехи в выполнении заданий
пятилетнего плана перевозок грузов, достиж е ние высоких показателей в эксплуатации локо мотивов и внедрение научной организации труда Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 8 февраля 1971 года локомотивное депо О рша имени Героя Советского Союза
К. С. Заслонова Белорусской железной дороги
•награждено орденом О ктябрьской Революции.
В небольшом привокзальном сквере на станции О рша стоит бронзовый памятник Константину Сергеевичу Заслонову. М им о него
днем и ночью идут поезда. Гудками салютуют оршанские машинисты
бывшему начальнику паровозного депо. А он, Герой Советского
Союза, человек из легенды, всматривается в даль, в белорусские
леса, где в годы минувшей войны громил со своей партизанской
бригадой фашистских захватчиков.
Почти три десятка лет минуло с тех пор. Уходят на заслуженный
отдых соратники Дяди Кости, уже ветеранами величаются те, кого
Константин Сергеевич когда-то ласково называл сынками. Да, годы идут. О дно поколение людей сменяется другим . Старшие передают трудовой опыт и знания молодежи. А она, по праву наследуя и про должая дело отцов, самоотверженным трудом м нож ит славу и мощь любим ой Родины.
Прадеды нынешнего поколения строили первые ж елезнодорож |
|
ные линии, в том числе участки С м оленск— О рша и О рш а — Минск. |
|
В О рш анском депо и на ж елезнодорож ном узле в конце |
XIX века |
появляются первые социал-демократические круж ки. Под |
руковод |
ством большевиков здесь прошли забастовки и революционные вы |
ступления против царского самодержавия.
Громовые раскаты Октября докатились до Белоруссии, до паро возного депо. А когда в 1918 году на узле подняла голову контрре
волюция, местные |
большевики |
мобилизовали ж елезнодорожников |
на ее подавление. |
Сохранился |
редкий д окум е н т— письмо оршанцеа |
3
В. И. Ленину,— в котором они поклялись вож дю , что скорее погиб нут, чем дадут врагам задушить Советскую власть.
В живых уже нет тех, кто подписал это письмо. В боевой строй стал новый отряд коммунистов. Ныне первичная партийная организа ция предприятия насчитывает более 300 коммунистов.
Вгоды первых пятилеток коллектив депо также находился на передовых позициях борьбы за новую жизнь, за социализм.
ВВеликую Отечественную войну машинисты, их помощники, ко
чегары, ремонтники, инженерно-технические работники сражались
с гитлеровцами. Боевые дела оршанцев отражены в экспозициях, в
многочисленных документах мемориального музея имени Героя Со ветского Союза К. С. Заслонова.
В послевоенный период оршанские локомотивщ ики прославились новыми трудовыми успехами. Они выступили инициаторами движения за 500-километровые пробеги паровозов, которое затем развилось как соревнование «тысячников».
М олодежь помнит о том вкладе, что внесли старшие поколения в развитие предприятия, береж но хранит и обогащ ает революцион ные, боевые и трудовые традиции. Ю нош и и девуш ки проявляют вы сокую гражданственность, горячую страстность в производствен ных делах и общ ественно-политической жизни.
РОЖДЕНИЕ ДЕПО
Отмена крепостного права в 1861 году дала мощ ный толчок раз
витию капитализма в царской России, преж де всего в промыш лен ности. Интенсивный рост ф абрично-заводского производства, усилив шаяся концентрация населения в больших и малых городах, значи тельно увеличившийся спрос с их стороны на продукцию сельского хозяйства, наконец, бурное культурное развитие страны — все это
предопределило внедрение в повседневный обиход более соверш ен ных средств связи, строительство путей сообщ ения. Российская империя с ее необъятными географ ическими просторами, огром ны ми сырьевыми ресурсами, горно-рудны м и богатствами уж е не могла
существовать без ш ирокой сети |
железных дорог. |
||
К действовавшей |
железной |
дороге |
общ его пользования, что |
соединяла П етербург |
с М осквой, начали |
прибавляться новые маги |
|
страли. |
|
|
|
В 1862 году на белорусской земле пролег первый 55-километро
вый рельсовый |
путь — от |
Поречья |
через Гродно до нынешней гра |
|||||||
ницы |
с Польской Народной Республикой. Вслед за тем |
начинается |
||||||||
строительство |
ж елезной |
дороги |
на |
участке |
Смоленск — |
О рша — |
||||
М инск |
с последую щ им |
выходом |
на |
Брест. |
В |
О рш е |
в |
это |
же |
|
время |
полным |
ходом идут работы |
по |
сооруж ению |
паровозного |
де |
по. По тем временам |
темпы строительства были достаточно высо |
кими. 16 ноября 1871 |
года от управляю щ его М инистерства путей |
сообщения последовало разреш ение на «открытие правильного дви жения для публики» от М осквы до Бреста. Прозвучавший в тот осен ний день первый паровозный гудок оповестил об открытии в О рше
5
станции и паровозного депо. Начался новый период в жизни го
рода. |
|
|
|
|
Что же представляло собой депо? |
Это было низкое, приземистое |
|||
здание |
веерного |
типа на двенадцать |
стойл. Путь паровоза в |
стойло |
и выезд |
из него |
проходил через поворотный круг. Вращался |
он не |
сколькими рабочими с пом ощ ью деревянных ваг. В депо размеща
лись два цеха — текущ его ремонта и механический, кузница и м ед
ницкая. Станочное оборудование исчислялось одним сверлильным и тремя токарными станками. Тем не менее на них, как и на паровозы,
приходили посмотреть люди, до сих пор знавшие только телегу да водяную мельницу.
Почти все работы в основных цехах, не говоря уж е о подсобных,
на экипировке машин выполнялись вручную . В полутемных поме щениях, в чаду и дым у трудились люди по 10— 12 часов. На пред приятии процветали унтер-приш ибеевские порядки.
На депо распространялись принятые в 1884 году «Правила масте ровых и рабочих», где было записано, что вновь поступающ ий на работу должен за два дня исполнить пробное задание. Далее все уж е зависело от каприза начальника. По собственному произволу он м ог забраковать лю бое доброкачественное изделие. Человек оста
вался за порогом предприятия, а за его двухдневный труд расчет
не производился. Ученики напротяжении трех месяцев работали также безвозмездно.
«Правила» устанавливали десятичасовой рабочий день. За опозда ние лишь на десять минут взимался штраф в размере оплаты одного,
часа работы. Ш траф ы накладывались за опоздания, за пререкания
с начальством, за несоблюдение «Правил». Трудно даже сказать, за что рабочих не штрафовали.
Еще труднее приходилось подросткам. Их вообщ е не считали людьми.
Каторжные условия труда, профзаболевания, отсутствие меди цинского обслуживания рано старили, сводили в могилу многих ра бочих. На весь Оршанский уезд в 1880 году была построена только одна больница на тридцать коек. В ее штат входили один врач, два фельдшера и одна акушерка.
Хозяева предприятия не заботились ни об охране труда, ни о тех
6
нике безопасности. Они знали: уйдут одни, голод и нужда пригонят
на смену других.
Слетали листки календаря. Но время вроде бы и не трогало
депо. Как и раньше, недоставало станков, не было никаких приспо соблений для ремонта машин, хотя приписной парк паровозов по стоянно увеличивался.
Иногда в О рш у заглядывали чиновники из Министерства путей сообщения. О днако подобные визиты положение дел, по существу,
не меняли.
Правда, рабочий стал уже не тот. Он все больше стал понимать,
откуда на него сваливаются беды. На узле создаются тайные рево люционные круж ки. Пролетарское движение, начавшееся с эконо мических требований, с борьбы за повышение зарплаты, за сокра щение рабочего дня и улучшение условий труда, постепенно при нимает политическую окраску.
ОТ ЗАБАСТОВОК — К БОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНЫМ РЕВОЛЮЦИОННЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ
9 января 1905 года царское правительство расстреляло мирную
демонстрацию рабочих в Петербурге. Этот акт произвола всколых нул всю страну. В октябре 1905 года началась Всероссийская поли тическая забастовка. Ее поддержал и оршанский пролетариат.
Первыми забастовали ж елезнодорож ники узла.
11 октября рабочие депо и станции О рш а прекратили работу,
отцепили от прибывших составов паровозы и выпустили пар из кот
лов. В четыре часа дня начался митинг, где присутствовало около трехсот человек. Здесь была прочитана прокламация, в которой
излагались требования о политических свободах, о восьмичасовом рабочем дне, о предоставлении амнистии политическим заключен
ным и другие, а также выдвигался лозунг: «Долой самодер жавие!»
8 декабря м осковский пролетариат поднял вооруженное восста ние. В тот ж е день в О рш е началась стачка железнодорожников.
7
Для руководства ею был избран стачечный комитет. Рабочие захва тили станционный телеграф, установили связь с М осквой и М инском,
а на следующий день |
направили телеграмму всем службам М осков |
ско-Брестской дороги |
с призывом поддержать стачку. |
Полиция и власти пришли в большое замешательство, о чем сви детельствуют сохранившиеся документы . Вот, например, что доносил в департамент полиции помощ ник начальника М огилевского губерн ского управления: «21 сего ноября в здании пожарного сарая при
станции Орша М осковско-Брестской ж . д. состоялся, вопреки |
не- |
||||
разреш ению полиции, митинг |
ж елезнодорожных |
служащ их |
этой |
||
станции, причем |
присутствовала |
и посторонняя публика. |
О бсужда |
||
лось воззвание |
Всероссийского |
союза ж елезнодорож ны х |
служащих |
||
о вступлении в этот сою з служащ их станции Орша. |
После этого бы |
ли произнесены речи о сущ ествующ их политических партиях и пре следуемых ими целях, о Государственной Думе, о бывших беспо рядках 9 января сего года в Петербурге и о погром ах в последнее время, причем было высказано, что причиною беспорядков и погро мов является высшее правительство и администрация...»
По приказу стачечного комитета ж елезнодорож ники отказались вести воинские эшелоны на подавление восстания в М оскве. Таким образом , оршанцы проявили пролетарскую солидарность со своими
московскими и петербургскими братьями по классу.
Но перевес сил был явно на стороне царизма. Восстание пошло
на убыль. На многих предприятиях М осковско-Брестской железной дороги начались массовые аресты, увольнения с работы, занесение
в «черные списки» неблагонадежных. В числе уволенных и арестован ных рабочих оказались активные участники забастовки — машинисты Я. Карп и Е. Бурый, помощ ники машиниста В. Д облер и П. Иванов,
слесари А . Гурский, К. Ефремов, Ф . Кононов, А . Балицкий, И. Кри-
сежевский, П. Ветров и Д. Парменов, медник Я. Аврамов.
В годы реакции револю ционную работу в О рш е проводили вид ный деятель партии, соратник В. И. Ленина Пантелеймон Николаевич Лепешинский и его жена Ольга Борисовна. П. Н. Лепешинский ру ководил марксистскими кружками. Летом 1910 года он был выслан из Орши.
Но ни аресты и ссылки, ни увольнения с работы не сломили ре
8
волюционного духа железнодорожников. Как и весь пролетариат России, они готовились к более м ощ ном у выступлению против цар ского самодержавия.
НА ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ
В июле 1914 года началась первая мировая война. Ж елезные
дороги Белоруссии оказались в приф ронтовой полосе. К орш анскому депо для обеспечения нуж д фронта было прикомандировано м ного паровозных бригад и ремонтников, прибывших из промышленных районов Донбасса, Урала, Петрограда.
Однако увеличение численности рабочих не вызвало каких-либо
изменений в самом депо. О но по-преж нем у оставалось таким же,
каким было и десять, и двадцать лет назад. Только некоторая часть
паровозов могла стать под крышу. Остальные ремонтировались под
открытым небом. Положение рабочего класса ещ е более |
ухудш и |
|
лось. Ремонтникам приходилось трудиться |
непрерывно |
по 15— |
16 часов, а локомотивные бригады вообщ е |
целыми сутками |
не схо |
дили с паровоза. Даже специальная комиссия Министерства путей со общ ения вынуждена была признать, что помещения депо слишком
тесны и работать в них чрезвычайно затруднительно.
В обстановке военного психоза трудовой народ все более ясно начинал видеть позицию , занятую партией большевиков, которые
призывали превратить войну империалистическую в войну гра жданскую .
Несмотря на чрезвычайные законы и разгул реакции, весной
1915 года возобновила деятельность разгромленная в начале войны
орш анская группа РСДРП(б). |
В мае — июне |
этого |
года она |
издала |
две листовки, разоблачавшие |
империалистический |
характер |
войны |
|
и призывающие солдат повернуть оруж ие |
против |
эксплуататоров. |
А через год в городе вспыхнула стачка, в которой активно участ вовали рабочие депо.
27 февраля 1917 года в России свершилась бурж уазно-дем окра тическая революция. По прим еру петроградских рабочих представи тели ж елезнодорож ного узла, автомобильного гаража Всероссий
9