Файл: Баренбаум, М. Г. Оршанское локомотивное депо.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нием. «Хлебный поезд» я благополучно довел до Орши. Там меня

назначили на блиндированный поезд, с которого

красноармейцы

вели обстрел

белополяков, сосредоточившихся на

участке между

станциями Борисов — Приямино».

 

Наступление

белополяков было приостановлено

на станции Бо­

рисов и реке Березина. Для охраны железной дороги на перегоне

Славное — Приямино курсировала летучка, сформированная из двух

полувагонов и четырех платформ с паровозом посредине. Летучку обслуживали паровозные бригады О рш анского депо, в том числе машинисты В. Мартулев, И. Бурый, помощ ники машиниста М. Семащук, В. Сивцов и другие.

Участок от Приямино до Борисова контролировался бронепоез­ дами № 49 и № 85. На первом из них машинистами работали доб­ ровольцы А . Васильев, Ф. Ларин, помощ ником П. Завадский, коче­

гаром И. Верещако.

За активное участие в гражданской войне и в связи с пятиде­ сятилетием Советской власти Станислав Васильевич Лучиновский

отмечен высшей наградой Родины — орденом Ленина, Александр

Александрович Васильев — орденом Красной Звезды, Иосиф Ники­

форович Рожанский — медалью

«За боевые заслуги».

В становление и укрепление

Советской власти на узле внес свой

вклад бывший матрос с легендарного крейсера «Варяг», а затем

паровозный машинист Александр Иванович Сапежинский. Тридцать

с лишним лет назад он ушел на заслуженный отдых. Но о нем пом­ нят в родном депо, на Орш анском узле. С ним, как с самым д оро ­

гим гостем, встречаются и сейчас ветераны труда, молодые рабо-'

чие, учащиеся железнодорож ного техникума и местных школ. Он гордится ш ирокой алой лентой, на которой написано: «Почетному члену Орш анского клуба революционной и боевой славы матросу крейсера «Варяг» т. Сапежинскому А . И. — от совета клуба».

НА МИРНЫЕ РЕЛЬСЫ

Первая

мировая

и гражданская

войны причинили

огромный

ущ ерб ж елезнодорож ном у транспорту

страны. Большие материаль­

ные потери

понесло

и оршанское депо. Перед местными

коммуни­

14


стами,

всем

коллективом

предприятия встала

задача в короткий

срок поставить его на ноги.

 

 

По

инициативе рабочих, поддержанной

ВЦИК, празднование

1 Мая

1920

года в стране

было превращено

во

Всероссийский суб­

ботник. С исключительным трудовым и политическим подъемом

прошел он на орш анском узле. В этом субботнике вместе с работ­ никами других служб активно участвовали рабочие, служащие, тех­ нические работники паровозного депо. На работу паровозники при­ шли целыми семьями. Это было проявление самой высокой граждан­ ственности. Такого прежде, до Советской власти, не было и не могло быть. На субботник вышли 4380 человек, из них 500 подростков. За день было поставлено на рельсы 50 вагонов, отремонтированы паро­

возы серии О в и несколько вагонов, 32 товарных вагона загру­

жено дровами. На территории депо повсю ду валялись паровозные и

вагонные детали, куски рельсов, битый кирпич, шлак. Ж елезнодорож ­

ники собрали четыре вагона металлолома и отправили его на пере­ плавку. К вечеру вся территория депо и станции была приведена в образцовый порядок.

После Первого Всероссийского субботника в депо успешно про ­ шло еще несколько субботников и воскресников по ремонту локом о­ тивов, станочного оборудования. В м ороз и стужу коммунисты и

комсомольцы выезжали на заготовку топлива, чтобы вдохнуть жизнь

в паровозы, которых ожидали эшелоны с продовольствием и топли­

вом для промышленных центров страны.

Первая в м ире Страна Советов укрепляла завоевания Октября.

На узле организовался Всеобуч, на курсах которого занимались и железнодорожники. Из их числа создавались вооруженные отряды самообороны для поддержания револю ционного порядка. В 1920 го­ ду на основе этих подразделений сформировались ЧОНы, которые неоднократно выступали на ликвидацию банд, занимавшихся грабе­

ж ом и насилием в Крупском районе, в Темном лесу. Бойцами-чо-

новцами являлись М. Волков, Ф . Чепик, В. Рожков, Н. Державцев и другие деповцы.

В апреле 1921 года по предложению В. И. Ленина на пост Народ­ ного Комиссара путей сообщ ения назначается пламенный револю ­ ционер Ф. Э. Дзержинский. Под его руководством на транспорте на­

15


чалась решительная борьба с разрухой. Уже в конце 1921 года резко возрос грузооборот железных дорог, удешевилась стоимость гру­

зовых и пассажирских перевозок. А спустя два года

транспорт

из

убы точного стал прибыльным.

 

 

 

 

Ж елезнодорожники

Белоруссии, в

том

числе и

работники

о р ­

ш анского депо, на себе

почувствовали,

как

транспорт

пошел в гору,

как восстанавливалась дисциплина и порядок на предприятиях.

Правительство утвердило «Положение о правлениях железных до­ рог», согласно котором у на транспорте вводился хозрасчет, новые правила технической эксплуатации. Этот важный документ положил начало упорядочению режима экономии, всей финансовой и ком ­ мерческой деятельности транспортников.

Повышался жизненный уровень железнодорожников. Им была увеличена зарплата, выдавались дополнительные продовольственные

пайки.

Первая пятилетка. Буквально на глазах начала преображаться производственная база предприятия. Раздвигались вширь, подни­ мались ввысь старые цехи, строились новые помещения. На смену маломощ ным «овечкам» и «щукам» пришли грузовые паровозы се­ рии Э, что способствовало значительному увеличению перевозок то­ варов и сырья народнохозяйственного назначения. Цехи пополнялись

новой техникой, мощ ными строгальными,

сверлильными

и другими

станками. Пришел конец

решенным

передачам.

 

Дальнейшее развитие

транспорта

немыслимо было

без обуче­

ния кадров, повышения

их технических

и общеобразовательных

знаний. М олодежь хлынула на рабфаки, пошла учиться в открывшие­

ся техникумы и институты. Те, кто имел начальное образование

и

ликбез, поступили в вечерние школы. Спустя несколько лет в

де­

по появились свои техники и инженеры.

 

ПО МАРШРУТАМ ПЯТИЛЕТОК

С самого начала первой пятилетки на предприятии развернулось социалистическое соревнование и ударничество, началась борьба за осущ ествление лозунга «Пятилетку — в четыре года!». Каждый день

16


приносил отрадные вести: механический цех перекрыл сменное за­ дание, из ремонта досрочно выпущен паровоз. По рекомендации партийной организации некоторые локомотивщ ики заняли руково­ дящие должности. Машинист С. Козлов стал директором столовой

ЦРК, слесарь

Ф . Чепик — членом

правления

ЦРК,

токарь М . Ж у ­

ковский — заведующ им финотделом

Орши,

помощ ник машиниста

М. Семащук —

директором кондитерской

фабрики,

машинист А. Ва­

си л ье в — старшим деж урны м по

депо,

машинист

С.

Кондратьев —

теплотехником.

 

 

 

 

 

 

В активную

производственную

и

общ ественную

деятельность

включаются женщ ины. Уборщ ица М ария Голубева овладела специ­

альностью помощ ника машиниста, технический секретарь Г.

Ю диель

освоила проф ессию строгальщицы,

рассыльная

В. Куцко —

токаря,

уборщ ица А.

Ш м ак — сверловщицы.

И это далеко не единичные при­

меры.

 

 

 

 

 

 

 

Кадры помощ ников

машинистов

и токарей

готовила

местная

школа ФЗУ.

В разное

время

ее

окончили С.

Пригода, Н.

Егоров,

М . Левин, М .

Рысин, Л. Колдушко,

Г. Возьмитель, Я. Наумович,

A . Андреев,

Г. Суходольский,

Б.

Канунов, А. Гедроиц, А.

Бычков-

ский, И. Доронин, П. Баклан, И. Солтанович, К. Грищенков, А. Коган,

B. Лобацевич, Ф . Евменов и многие другие.

 

 

Выпускники О рш анской

школы

Ф ЗУ достойно

пронесли

знамя

трудовой эстафеты

через

всю свою жизнь. Свои знания, умение

и способности они

щ едро

отдали родном у транспорту. Четверо из

них — К.

Грищ енков, Л. Колдушко,

М . Рысин и А.

Гедроиц —

удо ­

стоены

звания «Почетный

ветеран

труда».

 

 

В 1930 году развернулось соревнование за овладение смежными

профессиями. Вскоре многие рабочие депо

стали мастерами ш иро­

кого профиля. По предлож ению партийной

организации орш анцы

вызвали на соревнование за овладение смежными профессиями ж е ­

лезнодорожников Витебска, Могилева, Великих Лук.

Коммунисты возглавили движение за выполнение производст­ венных планов. В то бурное время рождалось немало новых ф орм

соревнования — переклички бригад и цехов, внутридеповские кон ­

курсы, учреждались «красные доски» почета. З^ыли и «черные доски»^

куда попадали фамилии лодырей

и бракоделов. ^ о с

п у (5пичная

2 За«- «*2

' иаучк2 -тех.:..чзская

биб/.

,те .а и С С Я

* ЭКЗЕМПЛЯР

ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА


В результате умелой организации соревнования оршанцы до­ бились всесоюзного рекорда по сокращ ению простоя в подъемоч-

ном ремонте паровозов

серии

О в.

В октябре

1930

года паровоз

О в-583 был

выпущен из обточки

за 20

часов 30

минут,

а О в-7317 —

за 12 часов 28 минут рабочего времени.

 

 

 

Деповские рабочие активно поддерживали все мероприятия

партии и правительства,

направленные

на укрепление

могущества

Советского

государства.

В дни «декады обороны »,

которая

про ­

водилась в феврале 1930 года, ж елезнодорож ники досрочно

выпу­

стили из ремонта два паровоза. Это было подарком Красной Армии.

Деповцы из своих заработков передали в фонд развития страны

1400 рублей.

С большим энтузиазмом оршанцы включились во Всесоюзный конкурс на лучш ую хозяйственную, техническую и массово-произ­

водственную работу на железнодорож ном транспорте, объявленный газетой «Правда» совместно с ЦК профсоюза железнодорожников,

НКПС и газетой «Гудок». В этом конкурсе, проходивш ем с декабря

1932 года по февраль 1933 года, особо отличились коммунисты и

беспартийные — дежурный

по депо

М .

Семащук,

сверловщица

А. Ш мак, ремонтники М .

Лубчинский,

Ф.

Сушкевич,

паровозники

С. Пригода, Е. Дороня, П. Ш ибеко, братья Николай и

Сергей

Его­

ровы и многие другие.

 

 

 

 

 

В начале 1933

года газета белорусских железнодорож ников «Ра­

бочий» объявила

Второй

Всебелорусский

конкурс на

лучш ую

хо­

зяйственную и техническую работу на магистрали. В нем участвовало

18 спаренных бригад оршанских паровозников. На этот раз пасса-'

жирская

бригада

паровоза 0 -9 7 -6 9 во

главе с машинистами

И. М икуловичем

и Н. Гурским заняла первое место.

В 1933

году

за

высокие производственные

показатели коллектив

депо завоевал переходящ ее Красное знамя ЦИК БССР и дороги. Па­ ровозный парк к этому времени пополнился более мощ ными гру­

зовыми паровозами серии Э, что позволило поднять

весовые

нор­

мы грузовых поездов на участках О рша — Смоленск

и Орша —

Бо­

рисов более чем на 500 тонн. Техническая скорость возросла на 12__

15километров в час. —

Одновременно началась реконструкция и расширение ремонтной

18