ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
нием. «Хлебный поезд» я благополучно довел до Орши. Там меня
назначили на блиндированный поезд, с которого |
красноармейцы |
|
вели обстрел |
белополяков, сосредоточившихся на |
участке между |
станциями Борисов — Приямино». |
|
|
Наступление |
белополяков было приостановлено |
на станции Бо |
рисов и реке Березина. Для охраны железной дороги на перегоне
Славное — Приямино курсировала летучка, сформированная из двух
полувагонов и четырех платформ с паровозом посредине. Летучку обслуживали паровозные бригады О рш анского депо, в том числе машинисты В. Мартулев, И. Бурый, помощ ники машиниста М. Семащук, В. Сивцов и другие.
Участок от Приямино до Борисова контролировался бронепоез дами № 49 и № 85. На первом из них машинистами работали доб ровольцы А . Васильев, Ф. Ларин, помощ ником П. Завадский, коче
гаром И. Верещако.
За активное участие в гражданской войне и в связи с пятиде сятилетием Советской власти Станислав Васильевич Лучиновский
отмечен высшей наградой Родины — орденом Ленина, Александр
Александрович Васильев — орденом Красной Звезды, Иосиф Ники
форович Рожанский — медалью |
«За боевые заслуги». |
В становление и укрепление |
Советской власти на узле внес свой |
вклад бывший матрос с легендарного крейсера «Варяг», а затем
паровозный машинист Александр Иванович Сапежинский. Тридцать
с лишним лет назад он ушел на заслуженный отдых. Но о нем пом нят в родном депо, на Орш анском узле. С ним, как с самым д оро
гим гостем, встречаются и сейчас ветераны труда, молодые рабо-'
чие, учащиеся железнодорож ного техникума и местных школ. Он гордится ш ирокой алой лентой, на которой написано: «Почетному члену Орш анского клуба революционной и боевой славы матросу крейсера «Варяг» т. Сапежинскому А . И. — от совета клуба».
НА МИРНЫЕ РЕЛЬСЫ
Первая |
мировая |
и гражданская |
войны причинили |
огромный |
ущ ерб ж елезнодорож ном у транспорту |
страны. Большие материаль |
|||
ные потери |
понесло |
и оршанское депо. Перед местными |
коммуни |
14
стами, |
всем |
коллективом |
предприятия встала |
задача в короткий |
|
срок поставить его на ноги. |
|
|
|||
По |
инициативе рабочих, поддержанной |
ВЦИК, празднование |
|||
1 Мая |
1920 |
года в стране |
было превращено |
во |
Всероссийский суб |
ботник. С исключительным трудовым и политическим подъемом
прошел он на орш анском узле. В этом субботнике вместе с работ никами других служб активно участвовали рабочие, служащие, тех нические работники паровозного депо. На работу паровозники при шли целыми семьями. Это было проявление самой высокой граждан ственности. Такого прежде, до Советской власти, не было и не могло быть. На субботник вышли 4380 человек, из них 500 подростков. За день было поставлено на рельсы 50 вагонов, отремонтированы паро
возы серии О в и несколько вагонов, 32 товарных вагона загру
жено дровами. На территории депо повсю ду валялись паровозные и
вагонные детали, куски рельсов, битый кирпич, шлак. Ж елезнодорож
ники собрали четыре вагона металлолома и отправили его на пере плавку. К вечеру вся территория депо и станции была приведена в образцовый порядок.
После Первого Всероссийского субботника в депо успешно про шло еще несколько субботников и воскресников по ремонту локом о тивов, станочного оборудования. В м ороз и стужу коммунисты и
комсомольцы выезжали на заготовку топлива, чтобы вдохнуть жизнь
в паровозы, которых ожидали эшелоны с продовольствием и топли
вом для промышленных центров страны.
Первая в м ире Страна Советов укрепляла завоевания Октября.
На узле организовался Всеобуч, на курсах которого занимались и железнодорожники. Из их числа создавались вооруженные отряды самообороны для поддержания револю ционного порядка. В 1920 го ду на основе этих подразделений сформировались ЧОНы, которые неоднократно выступали на ликвидацию банд, занимавшихся грабе
ж ом и насилием в Крупском районе, в Темном лесу. Бойцами-чо-
новцами являлись М. Волков, Ф . Чепик, В. Рожков, Н. Державцев и другие деповцы.
В апреле 1921 года по предложению В. И. Ленина на пост Народ ного Комиссара путей сообщ ения назначается пламенный револю ционер Ф. Э. Дзержинский. Под его руководством на транспорте на
15
чалась решительная борьба с разрухой. Уже в конце 1921 года резко возрос грузооборот железных дорог, удешевилась стоимость гру
зовых и пассажирских перевозок. А спустя два года |
транспорт |
из |
|||
убы точного стал прибыльным. |
|
|
|
|
|
Ж елезнодорожники |
Белоруссии, в |
том |
числе и |
работники |
о р |
ш анского депо, на себе |
почувствовали, |
как |
транспорт |
пошел в гору, |
как восстанавливалась дисциплина и порядок на предприятиях.
Правительство утвердило «Положение о правлениях железных до рог», согласно котором у на транспорте вводился хозрасчет, новые правила технической эксплуатации. Этот важный документ положил начало упорядочению режима экономии, всей финансовой и ком мерческой деятельности транспортников.
Повышался жизненный уровень железнодорожников. Им была увеличена зарплата, выдавались дополнительные продовольственные
пайки.
Первая пятилетка. Буквально на глазах начала преображаться производственная база предприятия. Раздвигались вширь, подни мались ввысь старые цехи, строились новые помещения. На смену маломощ ным «овечкам» и «щукам» пришли грузовые паровозы се рии Э, что способствовало значительному увеличению перевозок то варов и сырья народнохозяйственного назначения. Цехи пополнялись
новой техникой, мощ ными строгальными, |
сверлильными |
и другими |
||
станками. Пришел конец |
решенным |
передачам. |
|
|
Дальнейшее развитие |
транспорта |
немыслимо было |
без обуче |
|
ния кадров, повышения |
их технических |
и общеобразовательных |
знаний. М олодежь хлынула на рабфаки, пошла учиться в открывшие
ся техникумы и институты. Те, кто имел начальное образование |
и |
ликбез, поступили в вечерние школы. Спустя несколько лет в |
де |
по появились свои техники и инженеры. |
|
ПО МАРШРУТАМ ПЯТИЛЕТОК
С самого начала первой пятилетки на предприятии развернулось социалистическое соревнование и ударничество, началась борьба за осущ ествление лозунга «Пятилетку — в четыре года!». Каждый день
16
приносил отрадные вести: механический цех перекрыл сменное за дание, из ремонта досрочно выпущен паровоз. По рекомендации партийной организации некоторые локомотивщ ики заняли руково дящие должности. Машинист С. Козлов стал директором столовой
ЦРК, слесарь |
Ф . Чепик — членом |
правления |
ЦРК, |
токарь М . Ж у |
|||
ковский — заведующ им финотделом |
Орши, |
помощ ник машиниста |
|||||
М. Семащук — |
директором кондитерской |
фабрики, |
машинист А. Ва |
||||
си л ье в — старшим деж урны м по |
депо, |
машинист |
С. |
Кондратьев — |
|||
теплотехником. |
|
|
|
|
|
|
|
В активную |
производственную |
и |
общ ественную |
деятельность |
включаются женщ ины. Уборщ ица М ария Голубева овладела специ
альностью помощ ника машиниста, технический секретарь Г. |
Ю диель |
||||||
освоила проф ессию строгальщицы, |
рассыльная |
В. Куцко — |
токаря, |
||||
уборщ ица А. |
Ш м ак — сверловщицы. |
И это далеко не единичные при |
|||||
меры. |
|
|
|
|
|
|
|
Кадры помощ ников |
машинистов |
и токарей |
готовила |
местная |
|||
школа ФЗУ. |
В разное |
время |
ее |
окончили С. |
Пригода, Н. |
Егоров, |
|
М . Левин, М . |
Рысин, Л. Колдушко, |
Г. Возьмитель, Я. Наумович, |
|||||
A . Андреев, |
Г. Суходольский, |
Б. |
Канунов, А. Гедроиц, А. |
Бычков- |
ский, И. Доронин, П. Баклан, И. Солтанович, К. Грищенков, А. Коган,
B. Лобацевич, Ф . Евменов и многие другие. |
|
|
||||
Выпускники О рш анской |
школы |
Ф ЗУ достойно |
пронесли |
знамя |
||
трудовой эстафеты |
через |
всю свою жизнь. Свои знания, умение |
||||
и способности они |
щ едро |
отдали родном у транспорту. Четверо из |
||||
них — К. |
Грищ енков, Л. Колдушко, |
М . Рысин и А. |
Гедроиц — |
удо |
||
стоены |
звания «Почетный |
ветеран |
труда». |
|
|
В 1930 году развернулось соревнование за овладение смежными
профессиями. Вскоре многие рабочие депо |
стали мастерами ш иро |
кого профиля. По предлож ению партийной |
организации орш анцы |
вызвали на соревнование за овладение смежными профессиями ж е
лезнодорожников Витебска, Могилева, Великих Лук.
Коммунисты возглавили движение за выполнение производст венных планов. В то бурное время рождалось немало новых ф орм
соревнования — переклички бригад и цехов, внутридеповские кон
курсы, учреждались «красные доски» почета. З^ыли и «черные доски»^
куда попадали фамилии лодырей |
и бракоделов. ^ о с |
п у (5пичная |
2 За«- «*2 |
' иаучк2 -тех.:..чзская |
|
биб/. |
,те .а и С С Я |
* ЭКЗЕМПЛЯР
‘ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
В результате умелой организации соревнования оршанцы до бились всесоюзного рекорда по сокращ ению простоя в подъемоч-
ном ремонте паровозов |
серии |
О в. |
В октябре |
1930 |
года паровоз |
||
О в-583 был |
выпущен из обточки |
за 20 |
часов 30 |
минут, |
а О в-7317 — |
||
за 12 часов 28 минут рабочего времени. |
|
|
|
||||
Деповские рабочие активно поддерживали все мероприятия |
|||||||
партии и правительства, |
направленные |
на укрепление |
могущества |
||||
Советского |
государства. |
В дни «декады обороны », |
которая |
про |
|||
водилась в феврале 1930 года, ж елезнодорож ники досрочно |
выпу |
стили из ремонта два паровоза. Это было подарком Красной Армии.
Деповцы из своих заработков передали в фонд развития страны
1400 рублей.
С большим энтузиазмом оршанцы включились во Всесоюзный конкурс на лучш ую хозяйственную, техническую и массово-произ
водственную работу на железнодорож ном транспорте, объявленный газетой «Правда» совместно с ЦК профсоюза железнодорожников,
НКПС и газетой «Гудок». В этом конкурсе, проходивш ем с декабря
1932 года по февраль 1933 года, особо отличились коммунисты и
беспартийные — дежурный |
по депо |
М . |
Семащук, |
сверловщица |
||
А. Ш мак, ремонтники М . |
Лубчинский, |
Ф. |
Сушкевич, |
паровозники |
||
С. Пригода, Е. Дороня, П. Ш ибеко, братья Николай и |
Сергей |
Его |
||||
ровы и многие другие. |
|
|
|
|
|
|
В начале 1933 |
года газета белорусских железнодорож ников «Ра |
|||||
бочий» объявила |
Второй |
Всебелорусский |
конкурс на |
лучш ую |
хо |
зяйственную и техническую работу на магистрали. В нем участвовало
18 спаренных бригад оршанских паровозников. На этот раз пасса-'
жирская |
бригада |
паровоза 0 -9 7 -6 9 во |
главе с машинистами |
|
И. М икуловичем |
и Н. Гурским заняла первое место. |
|||
В 1933 |
году |
за |
высокие производственные |
показатели коллектив |
депо завоевал переходящ ее Красное знамя ЦИК БССР и дороги. Па ровозный парк к этому времени пополнился более мощ ными гру
зовыми паровозами серии Э, что позволило поднять |
весовые |
нор |
мы грузовых поездов на участках О рша — Смоленск |
и Орша — |
Бо |
рисов более чем на 500 тонн. Техническая скорость возросла на 12__
15километров в час. —
Одновременно началась реконструкция и расширение ремонтной
18