Файл: Баренбаум, М. Г. Оршанское локомотивное депо.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ского земского союза и промышленных предприятий города приняли

решение «взять на

себя инициативу организации Совета рабочих

депутатов». В тот ж е

день были избраны Оршанский Совет рабочих

депутатов и Временный Исполнительный Комитет Совета.

В начале апреля

в О рш у снова прибыл П.

Н. Лепешинский.

В августе контрреволюция предпринимает

попытку установить в

стране военную диктатуру — начался корниловский мятеж. Партия призвала народ на его ликвидацию. На этот призыв горячо отклик­ нулись оршанцы. Они всячески препятствовали продвижению воин­ ских эшелонов на Петроград, направлявшихся на подм огу мятеж ­ никам. Рабочие задерживали подачу паровозов под ж елезнодорож ­ ные составы. Машинисты не являлись на вызов для поездки в оче­ редной рейс.

Авторитет большевиков в городе и на узле все более возра­

стал.

ЗА ВЛАСТЬ СОВЕТОВ

Сообщение из Петрограда о Низвержении правительства Керен­

ского поступило в О рш у 26 октября. Через два дня власть в городе

полностью перешла в руки Совета, возглавленного большевиками.

Военно-революционный комитет

создал на О рш анском железно­

д орож ном узле специальный пункт

для наблюдения за проходящ и­

ми здесь эшелонами и для осуществления строгого контроля за ис­ полнением своих решений. Были назначены комиссары и политиче­ ские контролеры по службам. Комиссаром депо стал большевик Гри­

горий Яковлевич Седых *.

В первые месяцы Советской власти страна испытывала неимо­ верные трудности. Царила разруха. Специалисты и административно­ технический персонал устраивали саботаж. В Орше, например, они открыто заявляли, что рабочие, став хозяевами депо, окончательно его развалят.

«В 1918 году наше депо,— вспоминает старейшая работница, ны­ не пенсионерка, Анастасия Михайловна Ш мак,— представляло собой полуразрушенный сарай с тремя ремонтными стойлами. Ночью они

10


освещались

факелами.

М ногие па­

 

ровозы стояли без движения. Не

 

было дров, и на заготовку их от­

 

правлялись сами рабочие. Хуже

 

того, производственники стали ухо­

 

дить в деревню , так как в городе

 

недоставало хлеба. Зачастую, вме­

 

сто ремонта паровозов, слесари

 

занимались изготовлением зажига­

 

лок.

В руках — миллионы

рублей,

 

купить же за них было нечего».

 

Паровозы отапливались сырыми

 

осиновыми

дровами

и

опилками

 

с торфом. Не было керосина, и

 

будки

машинистов

освещались

 

нефтяными

отходами. Сальнико­

 

вая

набивка заменялась

кусками

Григорий Яковлевич Седых.

веревок,

обмотанных

тряпками.

 

Из-за низких скоростей бригада

затрачивала на поездку в один конец 12— 14 часов. Не хватало кад­ ров. Поэтому в состав паравозных бригад включались женщины.

Среди первых

кочегаров

были М ария Голубева, Агафья

Пальчех

и другие.

 

 

 

Паровозники

работали

полуголодными. На месяц они

получали

по 5 фунтов зерна, небольшое количество копченой воблы и су­ шеных овощей. Правда, на каждого члена бригады, отправлявше­ гося в поездку, дополнительно выдавались 400 граммов хлеба и

20граммов сахарного песку.

Вфеврале 1918 года над Советской республикой нависла еще одна опасность. Империалистическая Германия бросила свои полчи­

ща на восток. Немецкие войска подошли к городу и заняли станцию Орша-Товарная (так называлась тогда нынешняя станция Орша-За-

падная). Станция Орша-Пассажирская оставалась под контролем Красной Армии. О ршанцы горячо отозвались на призыв коммунистов взяться за оружие. В городе началась запись добровольцев. Уже

20 февраля была сф ормирована первая оршанская рота.

11


На плечи оршанских железнодорожников, особенно рабочих де­

по, легла трудная, ответственная эвакуационная работа. С по­

м ощ ью красноармейцев за короткое время они отправили на восток

около 6 тысяч вагонов с ценным оборудованием , боеприпасами,

продовольствием. Что не удалось вывезти, было уничтожено. Боль­

шинство железнодорожников вместе с семьями

эвакуировалось в

Смоленск и Вязьму.

 

После заключения Брест-Литовского м ирного

договора при­

фронтовая полоса превратилась в дем аркационную линию. Таким образом , Орша оказалась пограничным городом . В тот период это

обстоятельство осложняло борьбу за упрочение Советской власти.

И все ж е оршанские большевики сумели провести на местах ряд мероприятий по укреплению новых органов власти.

В июне 1918 года по указанию В. И. Ленина Советское правитель­ ство выделило 36 вагонов зерна, которое направлялось в Германию

голодаю щ им русским военнопленным. Требовалось немедленно до ­

говориться с германским командованием о пропуске через О рш у этого груза. Комиссар станции Иващенко, несмотря на всевозмож ­ ные препятствия, провокационные измышления левых эсеров, уста­ новил контакт с немцами, и вагоны с хлебом пошли на запад. О ршан­ ские бригады были пропущ ены до станции Крупки. Дальше поезд повели минские паровозники.

6 июля 1918 года В. И. Ленин телеграфировал Иващ енко: «Благо­ дарю за пропуск 36 вагонов в Германию. Это для наших бедствую ­ щих военнопленных. Прош у опровергать все гнусные клеветы и пом ­

нить, что мы должны помогать нашим военнопленным изо всех

сил» 2.

Коммунисты О рш анского депо и узла вели больш ую работу сре­ ди местного населения. Ни угроза интервенции, ни голод, ни раз­ руха не могли сломить их воли к победе. Они м ужественно стояли

на страже завоеваний О ктября.

В октябре 1918 года из О рш и поступила телеграмма на имя В. И. Ленина. В ней сообщ алось: «В этот грозный для революции час, когда извне и внутри банды контрреволю ционеров и белогвар­ дейцев всеми гнусными и нечестными способами стараются заду­ шить революцию , мы, коммунисты Орш анского железнодорож ного

12


узла, на собрании 15 сентября, образовав коммунистическую ячей­

ку, призываем всех рабочих сплотиться и беспощ адно уничтожать всех врагов революции, в чем единственное спасение рабоче-кре­ стьянской Советской власти» 3.

12 июня 1919 года на станцию О рш а с агитационным поездом

«Октябрьская революция» прибыл Председатель ВЦИК М. И. Кали­ нин. Ж елезнодорож ники радушно встретили Всероссийского старосту.

В тот ж е

день он выступил на м ноголю дном митинге трудящ ихся и

передал

им горячий привет от Владимира Ильича Ленина, расска­

зал о титанической борьбе партии большевиков с разрухой, о том,

как рабочий класс м олодого Советского государства преодолевает

трудности, отбиваясь от внешних врагов и внутренней контрреволю ­

ции. Михаил Иванович призвал оршанцев не покладая рук трудиться на производстве, памятуя, что экономически сильному государству,

политически сплоченному народу не страшны никакие происки

реакции, что победа на фронтах гражданской войны и на труд о ­ вом фронте будет одержана рабочим классом.

20 апреля 1919 года Оршанский комитет РКП(б) принял поста­ новление о мобилизации на Восточный фронт. Под ружье стали

С. Лучиновский, Ю . Рожанский, П. Соколовский и другие работники

депо. По прим еру коммунистов уходили на ф ронт комсомольцы и

члены профсоюза. А через несколько месяцев вновь нависла угроза белопольской оккупации. Город был объявлен на осадном поло­

жении. Враг уж е

подходил к Минску. Туда направилась часть орш ан­

ских

паровозных

бригад.

О

тех незабываемых днях вспоминал машинист-наставник, член

ВКП(б) В. Г. Слаутич: «Помню день 8 августа 1919 года. Под натис­ ком польских войск Красная Арм ия оставляла Минск. Спешно эва­

куировалось имущество станции, ф ормировались поезда. С одним

из них, как пом ощ ник машиниста, я должен был следовать на па­

ровозе 4-935. В депо мне сказали, что машинист, назначенный

в поездку, на вызов не явился. Белополяки уже занимали станцию.

Наш поезд состоял из 20 вагонов. По тем временам это было боль­

шое богатство. Так не отдавать ж е

его в руки

врагов

из-за де-

зертира-машиниста. И я принял решение на свой риск

и страх —

поеду один. Руководители эвакуации

согласились

с моим

предлож е­

13