ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ского земского союза и промышленных предприятий города приняли
решение «взять на |
себя инициативу организации Совета рабочих |
|
депутатов». В тот ж е |
день были избраны Оршанский Совет рабочих |
|
депутатов и Временный Исполнительный Комитет Совета. |
||
В начале апреля |
в О рш у снова прибыл П. |
Н. Лепешинский. |
В августе контрреволюция предпринимает |
попытку установить в |
стране военную диктатуру — начался корниловский мятеж. Партия призвала народ на его ликвидацию. На этот призыв горячо отклик нулись оршанцы. Они всячески препятствовали продвижению воин ских эшелонов на Петроград, направлявшихся на подм огу мятеж никам. Рабочие задерживали подачу паровозов под ж елезнодорож ные составы. Машинисты не являлись на вызов для поездки в оче редной рейс.
Авторитет большевиков в городе и на узле все более возра
стал.
ЗА ВЛАСТЬ СОВЕТОВ
Сообщение из Петрограда о Низвержении правительства Керен
ского поступило в О рш у 26 октября. Через два дня власть в городе
полностью перешла в руки Совета, возглавленного большевиками.
Военно-революционный комитет |
создал на О рш анском железно |
д орож ном узле специальный пункт |
для наблюдения за проходящ и |
ми здесь эшелонами и для осуществления строгого контроля за ис полнением своих решений. Были назначены комиссары и политиче ские контролеры по службам. Комиссаром депо стал большевик Гри
горий Яковлевич Седых *.
В первые месяцы Советской власти страна испытывала неимо верные трудности. Царила разруха. Специалисты и административно технический персонал устраивали саботаж. В Орше, например, они открыто заявляли, что рабочие, став хозяевами депо, окончательно его развалят.
«В 1918 году наше депо,— вспоминает старейшая работница, ны не пенсионерка, Анастасия Михайловна Ш мак,— представляло собой полуразрушенный сарай с тремя ремонтными стойлами. Ночью они
10
освещались |
факелами. |
М ногие па |
|
||||
ровозы стояли без движения. Не |
|
||||||
было дров, и на заготовку их от |
|
||||||
правлялись сами рабочие. Хуже |
|
||||||
того, производственники стали ухо |
|
||||||
дить в деревню , так как в городе |
|
||||||
недоставало хлеба. Зачастую, вме |
|
||||||
сто ремонта паровозов, слесари |
|
||||||
занимались изготовлением зажига |
|
||||||
лок. |
В руках — миллионы |
рублей, |
|
||||
купить же за них было нечего». |
|
||||||
Паровозы отапливались сырыми |
|
||||||
осиновыми |
дровами |
и |
опилками |
|
|||
с торфом. Не было керосина, и |
|
||||||
будки |
машинистов |
освещались |
|
||||
нефтяными |
отходами. Сальнико |
|
|||||
вая |
набивка заменялась |
кусками |
Григорий Яковлевич Седых. |
||||
веревок, |
обмотанных |
тряпками. |
|||||
|
Из-за низких скоростей бригада
затрачивала на поездку в один конец 12— 14 часов. Не хватало кад ров. Поэтому в состав паравозных бригад включались женщины.
Среди первых |
кочегаров |
были М ария Голубева, Агафья |
Пальчех |
и другие. |
|
|
|
Паровозники |
работали |
полуголодными. На месяц они |
получали |
по 5 фунтов зерна, небольшое количество копченой воблы и су шеных овощей. Правда, на каждого члена бригады, отправлявше гося в поездку, дополнительно выдавались 400 граммов хлеба и
20граммов сахарного песку.
Вфеврале 1918 года над Советской республикой нависла еще одна опасность. Империалистическая Германия бросила свои полчи
ща на восток. Немецкие войска подошли к городу и заняли станцию Орша-Товарная (так называлась тогда нынешняя станция Орша-За-
падная). Станция Орша-Пассажирская оставалась под контролем Красной Армии. О ршанцы горячо отозвались на призыв коммунистов взяться за оружие. В городе началась запись добровольцев. Уже
20 февраля была сф ормирована первая оршанская рота.
11
На плечи оршанских железнодорожников, особенно рабочих де
по, легла трудная, ответственная эвакуационная работа. С по
м ощ ью красноармейцев за короткое время они отправили на восток
около 6 тысяч вагонов с ценным оборудованием , боеприпасами,
продовольствием. Что не удалось вывезти, было уничтожено. Боль
шинство железнодорожников вместе с семьями |
эвакуировалось в |
Смоленск и Вязьму. |
|
После заключения Брест-Литовского м ирного |
договора при |
фронтовая полоса превратилась в дем аркационную линию. Таким образом , Орша оказалась пограничным городом . В тот период это
обстоятельство осложняло борьбу за упрочение Советской власти.
И все ж е оршанские большевики сумели провести на местах ряд мероприятий по укреплению новых органов власти.
В июне 1918 года по указанию В. И. Ленина Советское правитель ство выделило 36 вагонов зерна, которое направлялось в Германию
голодаю щ им русским военнопленным. Требовалось немедленно до
говориться с германским командованием о пропуске через О рш у этого груза. Комиссар станции Иващенко, несмотря на всевозмож ные препятствия, провокационные измышления левых эсеров, уста новил контакт с немцами, и вагоны с хлебом пошли на запад. О ршан ские бригады были пропущ ены до станции Крупки. Дальше поезд повели минские паровозники.
6 июля 1918 года В. И. Ленин телеграфировал Иващ енко: «Благо дарю за пропуск 36 вагонов в Германию. Это для наших бедствую щих военнопленных. Прош у опровергать все гнусные клеветы и пом
нить, что мы должны помогать нашим военнопленным изо всех
сил» 2.
Коммунисты О рш анского депо и узла вели больш ую работу сре ди местного населения. Ни угроза интервенции, ни голод, ни раз руха не могли сломить их воли к победе. Они м ужественно стояли
на страже завоеваний О ктября.
В октябре 1918 года из О рш и поступила телеграмма на имя В. И. Ленина. В ней сообщ алось: «В этот грозный для революции час, когда извне и внутри банды контрреволю ционеров и белогвар дейцев всеми гнусными и нечестными способами стараются заду шить революцию , мы, коммунисты Орш анского железнодорож ного
12
узла, на собрании 15 сентября, образовав коммунистическую ячей
ку, призываем всех рабочих сплотиться и беспощ адно уничтожать всех врагов революции, в чем единственное спасение рабоче-кре стьянской Советской власти» 3.
12 июня 1919 года на станцию О рш а с агитационным поездом
«Октябрьская революция» прибыл Председатель ВЦИК М. И. Кали нин. Ж елезнодорож ники радушно встретили Всероссийского старосту.
В тот ж е |
день он выступил на м ноголю дном митинге трудящ ихся и |
передал |
им горячий привет от Владимира Ильича Ленина, расска |
зал о титанической борьбе партии большевиков с разрухой, о том,
как рабочий класс м олодого Советского государства преодолевает
трудности, отбиваясь от внешних врагов и внутренней контрреволю
ции. Михаил Иванович призвал оршанцев не покладая рук трудиться на производстве, памятуя, что экономически сильному государству,
политически сплоченному народу не страшны никакие происки
реакции, что победа на фронтах гражданской войны и на труд о вом фронте будет одержана рабочим классом.
20 апреля 1919 года Оршанский комитет РКП(б) принял поста новление о мобилизации на Восточный фронт. Под ружье стали
С. Лучиновский, Ю . Рожанский, П. Соколовский и другие работники
депо. По прим еру коммунистов уходили на ф ронт комсомольцы и
члены профсоюза. А через несколько месяцев вновь нависла угроза белопольской оккупации. Город был объявлен на осадном поло
жении. Враг уж е |
подходил к Минску. Туда направилась часть орш ан |
|
ских |
паровозных |
бригад. |
О |
тех незабываемых днях вспоминал машинист-наставник, член |
ВКП(б) В. Г. Слаутич: «Помню день 8 августа 1919 года. Под натис ком польских войск Красная Арм ия оставляла Минск. Спешно эва
куировалось имущество станции, ф ормировались поезда. С одним
из них, как пом ощ ник машиниста, я должен был следовать на па
ровозе 4-935. В депо мне сказали, что машинист, назначенный
в поездку, на вызов не явился. Белополяки уже занимали станцию.
Наш поезд состоял из 20 вагонов. По тем временам это было боль
шое богатство. Так не отдавать ж е |
его в руки |
врагов |
из-за де- |
зертира-машиниста. И я принял решение на свой риск |
и страх — |
||
поеду один. Руководители эвакуации |
согласились |
с моим |
предлож е |
13