Файл: Абрамов, В. А. Оптимизация периодичности профилактики автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА УССР
В. А. АБРАМОВ, А. А. ЛУДЧЕНКО
ОПТИМИЗАЦИЯ
ПЕРИОДИЧНОСТИ
ПРОФИЛАКТИКИ
АВТОМОБИЛЕЙ
Издательство «Технша» Киев — 1975
|
|
•бливтека w .-v |
|
|
ЭКЗЕМПЛЯР |
|
' |
Б А Л Ь Н О Г О ЗАЛ/-» |
|
|
_______1МШ~шИ„-Г Ш-■!■ т г--** |
УДК 629.113.004 |
Чь~ШИ |
|
Оптимизация |
периодичности профилактики автомобилей. |
|
А б р а м о в |
В. |
А., Л у д ч е н к о А. А., «Техшка», |
1975, с. 48. |
|
|
Рассмотрены методы определения сроков проведения про филактики автомобилей по критериям оптимальности: вероятности исправного состояния, безотказной работы и средней наработки на отказ. Приведены основные рекомендации по сбору и обработке статистической информации об отказах и неисправностях автомобилей при оптимизации сроков проведения профилактических работ.
Рассчитана на инженерно-технических работников авто мобильного транспорта.
Ил. 5, библ. 9. |
; ........ |
■ ' |
Редакция заказной литературы Заведующий редакцией Т. Т. Ревяко
л 31803— 172 0 М202(04)-75
Министерство сельского строительства УССР 1975 г.
Предисловие
В настоящее время почти нет такой отрасли народного хозяйства, которая не была бы свя зана с автомобильным транспортом. Он проник во все сферы человеческой деятельности и при обрел качества, незаменимые как в области гру зовых, так и пассажирских перевозок. Примене ние автомобильного транспорта предопределило успех развития многих отраслей производства. Однако эффективность использования автомо бильного транспорта может быть низкой, если автомобили мало надежны.
Эффективными мероприятиями повышения надежности автомобилей в процессе эксплуата ции являются профилактические работы. Своевре менные и целесообразные по объему, они не только улучшают показатели надежности автомобилей, но и сокращают эксплуатационные расходы. Про филактические работы определяют также раз меры производственной базы, технологию и орга низацию ремонтно-обслуживающего производства автотранспортных предприятий.
Влияние профилактического обслуживания на надежность и готовность к применению авто мобилей целесообразно знать и конструкторам, и эксплуатационникам. Особенно это важно инжене рам, в обязанности которых входит назначение сроков и объемов профилактических работ.Кро ме того, знание физической сущности явлений, происходящих при проведении профилактических
3
работ, позволит эксплуатационникам разраба тывать обоснованные предложения по усовер шенствованию технического обслуживания ав томобилей.
Вместе с тем, вопросы теоретического и экс периментального обоснований режимов профи лактики и ее влияние на формирование эксплуа тационной надежности автомобилей исследованы совершенно недостаточно. Это привело к тому, что техническое обслуживание автомобилей еще очень далеко от совершенства. Об этом свиде тельствуют многочисленные факты системати ческого игнорирования работ по техническому обслуживанию, массового невыполнения обяза тельных объемов работ при переводе обслужива ния на поток. Многие автотранспортные предпри ятия не проводят техническое обслуживание как профилактическое мероприятие. Иногда обслу живанию отводится второстепенная роль, и все работы сводятся к произвольному набору конт рольно-диагностических, крепежных, регули ровочных и других работ.
Все это свидетельствует о том, что в области профилактики автомобилей следует проводить дальнейшие теоретические и экспериментальные исследования. Основное внимание в данной бро шюре уделено оптимизации периодичности про филактических работ. Оптимизация выполнена с учетом детального изучения физической сущ ности появления отказов автомобиля на базе тео рии надежности технических систем.
Результаты исследований, обобщенных в дан ной брошюре, нашли свое применение в прак тике работы автотранспортных предприятий.
НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
При эксплуатации и хранении автомобили изнашиваются и стареют, в результате чего уве личивается опасность появления отказов. Отка зом называется событие, заключающееся в час тичной или полной утере работоспособности авто мобиля. Назначение профилактических работ заключается в том, чтобы предотвратить появле ние отказов во время эксплуатации автомобиля.
Основной проблемой профилактических ра бот, тесно связанной с их содержанием и орга низацией выполнения, является определение сро ков проведения технического обслуживания.
Различают три принципа назначения сроков выполнения профилактических работ: регламент ный, календарный и комбинированный. При рег ламентном принципе профилактику проводят по достижении автомобилем определенной нара ботки, измеряемой в километрах пробега или в часах работы. В тех случаях, когда автомобиль находится на хранении (не работает), или когда интенсивность износа зависит в основном от про должительности хранения (зависимость от нара ботки пренебрежимо мала), профилактические работы проводят по календарным срокам. Иначе говоря, при календарном принципе сроки прове дения профилактических работ зависят от «воз раста» автомобилей, а не от наработки.
S
Таким образом, различие между регламент ным и календарным принципами состоит лишь в том, от какого времени (от наработки или от календарного) зависят характеристики надеж ности. Для некоторых элементов автомобиля износ происходит как при работе, так и при хра нении. В таких случаях применяют комбиниро ванный принцип.
Профилактику проводят по плановому или смешанному режиму. Плановый режим заклю чается в проведении профилактики через постоян ный пробег или время независимо от числа наблю давшихся отказов. Смешанный режим включает плановую и неплановую (аварийную) профилак тики. Последняя проводится после отказов, при этом, помимо ремонта, выполняется перечень профилактических работ. Плановый же режим позволяет заранее прогнозировать пробег или время поступления автомобиля на профилак тику, планировать выполнение технического об служивания, обеспечивая тем самым равномер ную загрузку обслуживающего персонала. При смешанном режиме моменты времени поступле ния автомобилей на техническое обслуживание заранее неизвестны, что затрудняет планиро вание работ ремонтно-обслуживающего персо нала.
Профилактические работы, проводимые по плановому и смешанному режимам, могут быть организованы цикловым методом. В этом случае автомобили после наработки, равной межпро филактическому сроку, исключаются из исполь зования и поступают на техническое обслужи вание.
Определение сроков и содержания профилак тических работ автомобилей без детального изу чения физической сущности появления отказов невозможно и лишено смысла. Поэтому, прежде
6
чем рассматривать содержание профилактиче ских работ, рассмотрим физическую природу отказов автомобиля.
Разграничение отказов по их происхождению нередко затруднительно и не всегда бесспорно. Например, поломка шестерен коробки передач может быть вызвана дефектами сборки агре гата или термообработки шестерен. Однако не исключено, что причиной ее является недоста точный запас прочности или нарушение условий эксплуатации. Быстрый износ какого-либо сопря жения может оказаться следствием конструк тивных или технологических недостатков, но мо жет быть вызван и нарушением правил смазки обслуживающим персоналом и т. п. Таким обра зом, для определения причин отказа необходимо тщательное изучение всех возможных его источ ников.
По времени появления отказы можно клас сифицировать на постепенные и внезапные. К первым относятся отказы, появлению которых предшествуют наблюдаемые изменения опреде ляющего параметра, характеризующего работо способность автомобиля. Отказ наступает в тот момент, когда из-за износа деталей, старения ма териалов и разрегулирования устройств опреде ляющий параметр достигнет критического зна чения. К внезапным отказам относятся такие, для которых определяющий параметр неизве стен или нет возможности его контролировать. В процессе эксплуатации автомобиля изменение нагрузки (напряжения) отдельных его деталей носит «пиковый» характер. Отказ деталей насту пает в случае, когда нагрузка превышает допу стимый уровень. В силу случайности изменения нагрузки момент отказа также будет случайный. Характерно, что отказ элемента наступает неза висимо от того, сколько времени он до этого
7
находится в эксплуатации и каково его техниче ское состояние.
Примером возникновения отказа рассматри ваемого типа может служить излом зубьев шесте рен главной передачи при движении автомобиля в условиях бездорожья или прокол шины авто мобиля. В первом случае отказ может произойти из-за приложения «пиковой» нагрузки на глав ную передачу, превышающую допустимые пре делы, а во втором — из-за попадания острого предмета. В обоих примерах отказ не зависит ни от степени изношенности главной передачи и шины, ни в целом от технического состояния автомобиля.
Для схемы мгновенных повреждений нара ботка до отказа подчиняется экспоненциальному распределению, при котором нет смысла прибе гать к профилактическим работам. Действи тельно, поскольку отказ возникает лишь как следствие внешнего воздействия, то выполнен ные профилактические работы не могут повлиять на причину отказа. Единственный путь повы шения надежности в данном случае заключается либо в конструктивном улучшении автомобиля или его элементов, либо в снижении действующих нагрузок.
Профилактика постепенных отказов состоит
визмерении величины определяющего параметра
иего регулировании. Анализ причин возникно вения отдельных внезапных отказов позволяет установить, что появлению отказа предшествует иногда появление неисправности. Неисправнос тью будем называть такое состояние автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований технической документации. Возни кновение неисправности не вызывает немедленно го выхода из строя устройства, но в ряде случаев сигнализирует о приближении к отказу. Иногда
8
неисправности называют промежуточными отка зами, структурными нарушениями, дефектами, второстепенными отказами. Однако все эти по нятия имеют один и тот же физический смысл. При выполнении технического обслуживания обнаруженные неисправности и их причины устраняют, предупреждая тем самым появление возможных отказов.
Учитывая то обстоятельство, что при внезап ных отказах нет смысла прибегать к профилакти ческим работам, их следует выделить из общего числа и не учитывать при обосновании сроков и объемов профилактических работ. Для этого необходимо провести анализ основных моделей отказов элементов автомобиля (законов рас пределения наработки до возникновения отка зов).
Рассмотрим схему отвечающей ситуации, когда отказ возникает за счет постепенного на копления повреждений (постепенного старения или изнашивания). Эту модель принято назы вать моделью накапливающихся изменений. Для ряда рабочих параметров автомобиля и его эле ментов заранее устанавливаются допустимые пределы, выход за которые квалифицируется как отказ. Изменение параметров диктуется старе нием деталей, и время (пробег) до выхода пара метра за допустимый предел является временем (пробегом) безотказной работы. Например, по ломка коренного листа рессоры может произойти в результате постепенного накопления устало стных повреждений без появления каких-либо внешних признаков. В случае постепенного ста рения и изнашивания наработка до отказа эле ментов автомобиля в большинстве случаев под чиняется нормальному, логарифмическо-нор мальному распределению. В отдельных случаях подчиняется гамма-распределению.
9