Файл: Абрамов, В. А. Оптимизация периодичности профилактики автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где Р0(1, дО— вероятность непоявления ни одного отказа за интервал пробега 1,1 + дI.

Для ординарного потока отказов

lira Р>1+ д/) = 0.

д / -0

Следовательно, у ординарных потоков уравнение для параметра потока отказов математически может быть представлено в виде следующего выражения:

Л = lim Pi(l, дО

1

dn(l)

(8)

д^-0

N0

dl

 

Статистически параметр потока отказов опре­ деляется средним количеством отказов автомо­ биля в единицу пробега, взятых для рассматри­ ваемого интервала пробега:

&п(

(9)

где 4rii — количество зарегистрированных отка­ зов N0 количества автомобилей в интервале про­ бега д/г.

Выражение (7) позволяет определить харак­ теристики эксплуатационной надежности (п = 0} и ненадежности (п = 1, 2 ...I) автомобиля (рис. 3). Анализ этих характеристик позволяет выбрать оптимальную периодичность технического об­ служивания, которая определяется медианным значением Ме отрезка оси абсцисс 0 — /, (вероят­ ность появления двух и более отказов автомо­ биля на отрезке 0 — практически равна нулю). Вероятность безотказной работы при этом зна­ чении периодичности определяется величиной ординаты точки С, абсцисса которой будет вы­ бранная периодичность технического обслужива­

ния

автомобиля.

2*

19


При определении периодичности технического обслуживания автомобилей в период нормальной эксплуатации предполагалось, что число отказов в течение рассматриваемого интервала пробега следует закону Пуассона. Это было возможно, если элементы автомобиля обладали экспонен­ циальными функциями надежности, т. е., если Р (/) = е~м , где Л = const. В соответствии с пре­ дельной теоремой Пальма, это правомерно при

 

 

 

 

Рис. 3. График определе­

 

 

 

 

ния периодичности техни­

с\

\ NК

\ ' ЧNTV

ческого обслуживания ав­

ч

ч 1

ч N \

томобиля по вероятности

 

 

 

 

безотказной работы.

~j

АV

ОМе I, 1./Ш

/, 2 — вероятность безотказ­ ной работы автомобиля соот­ ветственно с учетом и без уче­ та профилактики; 3, 4 — ве­ роятность возникновения од­ ного отказа автомобиля соот­ ветственно без учета и с уче­ том профилактики; 5 — веро­ ятность возникновения двух отказов автомобиля без учета

профилактики.

любых функциях надежности элементов, если число последних в автомобиле достаточно велико.

Однако встречаются случаи, когда в некото­ рых агрегатах автомобиля имеется сравнительно небольшое число сменных элементов, которые нужно учитывать при оценке надежности. Функ­ ции надежности их могут заметно отличаться от экспоненциальных.

Аналогичное положение складывается и при резервировании, когда отдельные элементы объ­ единяют в один сложный и считают, что он выхо­ дит из строя тогда, когда выходят из строя все составляющие его элементы. Однако функция надежности такого элемента не будет экспонен­ циальной даже тогда, когда функции надежности отдельных элементов экспоненциальные.

20


Естественно, в подобных ситуациях возникают сомнения в возможности использования распре­ деления Пуассона для определения периодич­ ности технического обслуживания автомобилей. Поэтому целесообразно изложить способы, по­ зволяющие при необходимости учитывать откло­ нения распределения числа отказов от закона Пуассона при оценке надежности автомобиля. Эту задачу с учетом исследований [2,5] можно решить следующим образом.

Рассмотрим элементарный поток отказов, т. е. поток, связанный с работой отдельного сменного элемента автомобиля. Обозначим все характе­ ристики этого потока индексами 1 (например, Ау, Р пл и т. д.). Учитывая, что пробег между со­ седними отказами у этого потока является неза­ висимой случайной величиной, можно считать его потоком с ограниченным последствием.

Если заданный интервал I находится на доста­ точно большом пробеге автомобиля от начала эксплуатации, то параметр потока отказов эле­ ментарного потока можно считать величиной постоянной и равной стационарному значению

Ах. Существование такого значения может быть доказано при весьма общих предположениях

относительно вида

функции надежности Р (/).

В этом

случае для безусловных вероятностей

появления

ровно

п отказов-характеристик

Р пл (I, со) справедливы следующие уравнения [9]:

i

 

Рол(1, со) = 1 — Лх \ cp0(jc) dx\

(10)

 

I

 

Рпл(1, со) = A j \ [c?n_ 1(x) cpn(x)] dx, п > 1.

(1Г

о

 

В работе [9] функции ц>п (/)(« = 0, 1, 2 . . .)

называются функциями Пальма. Они представ­

2!

ляют собой вероятности получения ровно п отка­ зов в интервале пробега /при условии, что в на­ чале этого интервала сменный элемент был ис­ правным. Следовательно, ф0 (/) = Р (I), а ос­ тальные функции ф„ (7) для п > 1 определяются, как известно, рекуррентными соотношениями

?л(0 = J ?n-i(l — х) / (*) dx\ 1

 

О

 

f

(17)

f(X)=*— 'po(X)=— P'(l).

)

 

Из уравнения (10) Ах определится следующим

образом. Учитывая, что при /->0 Po,i(l, °о)

0, то

^ i =

— ■—

= - — ■—

= Д ~ .

(13)

J

<?(>(*) dx

J Р{х) dx

ср

 

о

 

о

 

 

со

где иР = JР{1) dl — средний срок службы эле-

0

мента.

Используя с небольшими изменениями ме­ тоды, изложенные в работе (91, можно получить систему уравнений более общую, чем (10) и (11), и справедливую для нестационарного элемен­ тарного потока отказов

Рол(1, И) = 1 — j Л1(«0 + i х) <p0(x) dx\ (14)

0

Рп,i(U и) — ^ Aj(u0 Ч- 1 — х) [cp„_i(x) —

о

 

 

— ф„(х)] dx,

1,

(15)

где Рпл — безусловные вероятности появления ровно п отказов (п = 0,1, 2. . .) в интервале пробега (и, и + I). При этом функции ф„ (I)


связаны соотношениями, аналогичными выраже­ ниям (12).

Параметр потока отказов может быть найден путем решения следующего интегрального урав­ нения:

Л^/) =

f( l — x)dx + f (/).

(16)

 

с

 

Это выражение вытекает из уравнения (14), если положить и = 0 и учесть, чтоР 0)1 (/, 0) = q>0 (I),

изатем продифференцировать по I полученное соотношение. Выражение (16) можно получить

идругими методами, разработанными Смитом, Смолицким и Чукреевым [71.

Таким образом, полученные уравнения (12),

(14). . . (16) позволяют определить вероятности

Рп,1 (/, и) для любых значений п > 0 и тем самым найти точное распределение отказов автомобиля в интервале пробега (и, и + /) в случае элемен­ тарного потока отказов от одного сменного эле­ мента.

Как известно, автомобиль состоит из k смен­ ных элементов. Тогда вероятности Рп. 7 (/, и) можно определить путем последовательного опре­ деления соответствующих вероятностей для по­ токов отказов от одного, двух, трех и так далее сменных элементов, пока не будут рассмотрены все элементы.

Так, для потока отказов от: двух сменных

элементов

 

 

7*0.2 =

7*0,1 7*0,1;

 

7*0.) Р\,i;

7*1,2

=

7*1.1 7*o,i

+

Рп, 2

=

Р п ,\ Р о л

+

Р п —\,\Р\л + • • • + P o jP n .i',

23

©т трех сменных элементов

Р@,3 =

Р0*2 Ро.Ь

 

P i,3

= Pi,2 Ре,1+ Ре,2 PiX,

 

 

 

( 18)

Рп,3

=

PnfiPo.l + Pn-l,2Pl,l + • • • + Ро.пРп.й

от k

 

сменных элементов

Po,k — Po,k—i P q,i ',

 

Pisk =

P 1,4—1 Po.i +

Pe,k—\ PiX,

Pn,k = Pn,k—lPo,l +

(19)

Pn—l.ft—1Pi,i+

+ Pe,k-\Pn,i-

 

Таким образом, для нахождения точного распределения отказов в заданном интервале пробега для периода нормальной эксплуатации некоторых агрегатов автомобиля, имеющих сравнительно небольшое число сменных элемен­ тов, а также в случае резервирования необхо­ димо: определить параметр элементарных пото­ ков отказов и вероятности Рп, i путем последо­ вательного решения уравнений (12), (14). . . (16); определить вероятности Р п< k для суммарного потока отказов автомобиля, постепенно услож­ няя рассматриваемый поток отказов последова­ тельным добавлением к нему элементарных потоков. Поставленную задачу можно решить приближенным методом, использовав при этом разложение в ряд Шарлье, основанное на рас­ пределении Пуассона.

Для системы из k элементов и вероятностей Р п (/, и) ограничимся первыми двумя членами такого разложения:

Р п (l,u)s^W(n,a)+e Д2 W(л,а), (л = 0 , 1 , 2 . . .);]

в = i ( D - a ) ,

р ° >

24


где а — математическое ожидание

(или среднее

число отказов);

 

D — дисперсия

числа отказов в рассматри­

ваемом интервале

пробега (и, и +

/);

W ( n ,a ) = ~ e - ° - ,

 

Д2 f (n, а) =

W {п, а) — 2 W {п — 1, а) +

+

Т (п — 2, а),

 

причем для п < 0 полагается 'Г (п, а) = 0. Пола­ гая л = 0 и учитывая, что (0, а) = Д2 Ч1(0, а) — = е~а, получаем приближенную формулу ве­ роятности отсутствия отказов в рассматриваемом интервале пробега

Р 0(I, и ) & [ 1 — е (I, и)] е - « м .

(21)

Первый член в выражении (20) W (п, а) пред­ ставляет собой обычное пуассоновское прибли­ жение для искомой вероятности Рп. Второй член можно рассматривать как поправку к пуассо­ новскому приближению. Множитель е учитывает отклонение дисперсии числа отказов данного потока от дисперсии соответствующего пуассо­ новского потока (равной а).

Величина Д21Р (п, а) представляет собой вто­ рую разность функции ¥ (п, а), что аналогично второй производной при построении подобных разложений дифференцируемых функций распре­ деления.

Положим

Rm = Rm(1’ «)

=

2 p n{h и), (m = 1, 2 .. .),

 

 

п= т

где функция R m

(I,

и) — вероятность получения

не менее т отказов в рассматриваемом интервале пробега автомобиля, состоящего из к элементов.

25