Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ший очистку от нежелательных примесей. К маслам для двигателей добавляют одну или несколько присадок, улуч­ шающих его эксплуатационные свойства. Используют чаще всего многофункциональные присадки, которые одновременно улучшают несколько свойств масла. К та­ ким присадкам относят присадки ВНИИ НП-370, ДФ-11, MACK, АСК и другие. В особо ответственные масла до­ бавляют композиции различных присадок.

Согласно стандартной классификации всем маслам

для

двигателей

присваивают

индекс М. Из показателей

свойств

масла

в

классификации

отражены

вязкость мас­

ла

при

100°С

в

сантистоксах

и

склонность

его к отложе­

ниям. По склонности к отложениям масла подразделены на четыре группы: А — для нефорсированных, Б — мало­ форсированных, В — среднефорсированных и Г — высо­ кофорсированных двигателей. У масел группы Г наиболее высококачественная база и они содержат максимальное количество присадок: моющих, антикоррозионных, противоизносных. Поэтому масла группы Г рекомендуются для высокофорсированных двигателей, в то время как масла

группы А используют на нефорсированных

двигателях.

Каждая из указанных групп масел для

двигателей

пригодна как для карбюраторных, так и для

дизельных

двигателей. Если масло выпускают по типу двигателя, то

к

букве добавляют

цифры: 1 — для

карбюраторных и

2

— для дизельных.

Например, М8Б!

— э»о масло для

двигателей, вязкостью при 100°С 8 сСт группы Б, предназ­ наченное для смазывания малофорсированных карбюра­ торных двигателей, например, двигателей ГЛЗ-51,

ЗИЛ-164.

Наряду с маркировкой масел по новой классификации, на практике встречаются масла, замаркированные по ста­ рой классификации, где указаны тип двигателя (А — ав­ томобильные, Д — дизельные), способ очистки (С — селе­ ктивная, К — кислотная), вязкость при 100°С и наличие присадки (индекс п)- Загущенным маслам по старой ино-

60


вой классификации присваивают индекс 3, напримео

АСЗп-10.

Таким образом, масла для двигателей по назначению делят на масла для карбюраторных двигателей, масла для дизельных двигателей и единые масла, т. е. для тех и дру­ гих двигателей.

Масла для карбюраторных двигателей

К ним относят масла М6Б 1 (АСЗп-6 и АС-6 ), М8 Б[ (АС-8 ) и М10Б] (АСЗп-10 и АС-10), основные характерис­ тики которых указаны в табл. 6.

Для смазки карбюраторного двигателя в условиях БАМ

наиболее подходят загущенные масла;

АСЗп-6 и АСЗп-10.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 6

Масла для автомобильных карбюраторных двигателей

 

 

Вязкость,

сСт

Темпера­

Моющие

 

Минималь­

 

тура за­

Сезон

ная темпе­

Марка масла

 

0вС, не

стывания,

свойства,

ратура хо­

ЮО’С

°С, не

баллы, не

применения

лодного

 

более

выше

более

 

пуска дви­

 

 

 

 

 

 

гателя, °с

 

 

Загущенные

масла

 

 

М6Б,

Не ме-

360

—42

1,5

Всесезонное

От—35

(АСЗп-6)

нее 6

1000

—36

2,5

(северное)

до—38

М10Б,

10+0,5

Всесезонное

От—28

(АСЗп-10)

 

 

 

 

 

до—30

 

 

Обычные (незагущенные) масла

 

М6Б,

Не ме-

1000

—30

1,0

Зимнее

От—20

(АС-6)

нее 6

1200

—25

0,5—1,0 Всесезонное

до—22

М8Б,

8+0,5

От—15

(АС-8)

10+ 0,5

2000

—15

1,0

Летнее

до—18

М10Б,

От—8

(АС-10)

 

 

 

 

 

до—10

61


Масло АСЗц-6 обеспечивает прокручивание коленчатого вала холодного двигателя при температуре окружающего воздуха до минус 35—38°С. Однако ресурсы такого масла ограничены. При отсутствии масла АСЗп-6 следует приме­ нять в течение зимы и лета более вязкое загущенное мас­ ло АСЗп-10.

При отсутствии загущенных масел можно применять обычные масла А6БЬ М8Б! и MlOBj. Пуск холодного дви­ гателя на масле М6Б! возможен при температуре окружаю­ щего воздуха до минус 20—22°С. Масло М8Б следует при­ менять в период весны—лета—осени при температуре воз­ духа не ниже минус 15—18°С.

Если предстоит пуск двигателя и работа автомобиля при более низкой температуре, прибегают к подогреву масла перед пуском или непосредственно в картере однов­ ременно с разогревом двигателя или отдельно слитого масла. Наиболее надежен второй способ. Для этого после возвращения из рейса смазочное масло сразу сливают из картера, масло еще горячее и стекает быстро. Затем перед пуском слитое масло подогревают тем или иным способом (но не на открытом огне) до 80—100°С и заливают в кар­ тер.

После заправки маслом необходимо провернуть колен­ чатый вал, чтобы масло заполнило холодные каналы и по­ ступило на трущиеся детали. Для подогрева масла имеют­ ся специальные водомаслогрейки, в которых тепло пере­ дается маслу через горячую воду. Возможно сохранение тепла слитого горячего масла в термостатах, размещенных в теплом помещении.

По склонности к отложениям и коррозионности наибо­

лее

качественным является масло

M8Bi

с

присадками

СБ-3

и ДФ-11. Оно рекомендуется

для

форсированных

У-образных двигателей (3M3-53,

ЗМЗ-66,

ЗИЛ -130,

ЗИЛ-375). Масла М6Б! и М10БЬ а также масло М8Б, с присадкой ВНИИ НП-360 служат для смазывания дви­ гателей ГАЗ-51 и ЗИЛ-164.

62

Масла для дизельных двигателей

Ассортимент масел для дизельных двигателей доволь­ но большой. Это объясняется разнообразием в конструк­ ции дизельных двигателей и постоянным совершенство­ ванием масел, когда наряду со старыми марками внедря­ ются и используются новые масла. Поэтому при использо­ вании дизельных масел надо быть особенно вниматель­ ным.

К дизельным маслам относят масла М8Б2 (ДС-8), М8В2 (ДС-8), М10Б2 (ДС-11). В настоящее время осуще­ ствляется переход на новые дизельные масла улучшенного качества М8ГФЗ и М10ГФЛ. Кроме того, в стадии осво­ ения находится масло М6ГФС (северное).

Основные характеристики дизельных масел показаны в табл. 7.

По сезону применения дизельные масла с вязкостью при 100°С, равной 8 сСт, являются зимними, а вязкостью 11 сСт — летними.

Т а б л и д а 7

Масла для дизельных двигателей

 

Вязкость,

сСт

Температу­

Моющие

 

Минималь­

 

ра засты­

Сезон

ная темпе-

Марка

 

0°С, не

вания,

свойства,

ратура хо­

100°С

°С, не

баллы,

применения

лодного

 

более

выше

не более

 

пуска дви­

 

 

 

 

 

 

гателя, °с

М8Б2

8 ,5± 0,5

1200

—25

0,5—1,0

Зимнее

От—18

(ДС-8)

8,5± 0,5

1200

—25

Не более

Зимнее

до—20

М8В2

От—18

(ДС-8)

11+0,5

2500

—15

0,5

Летнее

до—20

М10Б2

0,5-+1,0

От—5

(ДС-11)

8+ 0,5

1200

—30

Не нормиру­

Зимнее

до—8

М8ГФЗ

От—23

М10ГФЛ

11+0,5

2500

—15

ется

Летнее

до—25

То же

От—8

 

 

 

 

 

 

до—10

63


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

8

Масла для мощных дизельных двигателей

 

 

 

 

Вязкость, сСт

 

Темпера­

 

Минимальная

 

 

тура за­

Сезон приме­

температура

 

Марка

 

 

стывания,

холодного

 

100-С

о°с

°С, не

нения

пуска двига­

 

выше

 

теля,

 

 

 

 

 

 

°С

 

МС-20

Не менее 20

9000

—18

Летнее

От 10 до

5

МК-22

Не менее 22

11000

—14

Летнее

От 10 до

5

МТ-16п

16—17,5

—25

Всесезонное

От 5 до

0

МТЗ-Юп

10 ( 0,5

650

—43

Всесезонное

От—23

 

 

 

 

 

на Севере

до—27

 

Зимние масла М8 ГФЗ, М8Б2 и Л18В2 в условиях БАМ можно использовать как всесезонные, т. е. зимой и летом.

На масле М8 ГФЗ холодный

пуск двигателя

возможен

при температуре

до минус

23—25°С. У перспективного

северного масла

М6 ГФС температура пуска

снижается

до минус 45°С.

 

 

 

Однако полностью рассчитывать на такое масло не при­ ходится. Ресурсы его ограничены. При более низкой тем­ пературе окружающего воздуха необходим подогрев масла.

Летние сорта масел могут

быть

рекомендованы как

заменители масел М8 Б2, М8 В2

и М8 ГФЗ при

эксплуата­

ции дизельных двигателей летом.

 

 

По склонности к отложениям и коррозионности наибо­

лее качественными являются

масла

М8 ГФЗ

и М10ГФЛ.

Они рекомендуются для быстроходных форсированных автомобильных дизельных двигателей.

Для

мощных дизельных двигателей

В-2 (В-2-300,

В-ЗОБ,

Д12, Д12А) необходимы масла с повышенной вяз­

костью.

предназначаются

летом

авиационные

Для

них

масла

МС-20

или МК-22, зимой

МС-14 и всесезонпо —-

04