Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
ший очистку от нежелательных примесей. К маслам для двигателей добавляют одну или несколько присадок, улуч шающих его эксплуатационные свойства. Используют чаще всего многофункциональные присадки, которые одновременно улучшают несколько свойств масла. К та ким присадкам относят присадки ВНИИ НП-370, ДФ-11, MACK, АСК и другие. В особо ответственные масла до бавляют композиции различных присадок.
Согласно стандартной классификации всем маслам
для |
двигателей |
присваивают |
индекс М. Из показателей |
||||
свойств |
масла |
в |
классификации |
отражены |
вязкость мас |
||
ла |
при |
100°С |
в |
сантистоксах |
и |
склонность |
его к отложе |
ниям. По склонности к отложениям масла подразделены на четыре группы: А — для нефорсированных, Б — мало форсированных, В — среднефорсированных и Г — высо кофорсированных двигателей. У масел группы Г наиболее высококачественная база и они содержат максимальное количество присадок: моющих, антикоррозионных, противоизносных. Поэтому масла группы Г рекомендуются для высокофорсированных двигателей, в то время как масла
группы А используют на нефорсированных |
двигателях. |
Каждая из указанных групп масел для |
двигателей |
пригодна как для карбюраторных, так и для |
дизельных |
двигателей. Если масло выпускают по типу двигателя, то
к |
букве добавляют |
цифры: 1 — для |
карбюраторных и |
2 |
— для дизельных. |
Например, М8Б! |
— э»о масло для |
двигателей, вязкостью при 100°С 8 сСт группы Б, предназ наченное для смазывания малофорсированных карбюра торных двигателей, например, двигателей ГЛЗ-51,
ЗИЛ-164.
Наряду с маркировкой масел по новой классификации, на практике встречаются масла, замаркированные по ста рой классификации, где указаны тип двигателя (А — ав томобильные, Д — дизельные), способ очистки (С — селе ктивная, К — кислотная), вязкость при 100°С и наличие присадки (индекс п)- Загущенным маслам по старой ино-
60
вой классификации присваивают индекс 3, напримео
АСЗп-10.
Таким образом, масла для двигателей по назначению делят на масла для карбюраторных двигателей, масла для дизельных двигателей и единые масла, т. е. для тех и дру гих двигателей.
Масла для карбюраторных двигателей
К ним относят масла М6Б 1 (АСЗп-6 и АС-6 ), М8 Б[ (АС-8 ) и М10Б] (АСЗп-10 и АС-10), основные характерис тики которых указаны в табл. 6.
Для смазки карбюраторного двигателя в условиях БАМ
наиболее подходят загущенные масла; |
АСЗп-6 и АСЗп-10. |
|||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 6 |
|
Масла для автомобильных карбюраторных двигателей |
|
|||||
|
Вязкость, |
сСт |
Темпера |
Моющие |
|
Минималь |
|
тура за |
Сезон |
ная темпе |
|||
Марка масла |
|
0вС, не |
стывания, |
свойства, |
ратура хо |
|
ЮО’С |
°С, не |
баллы, не |
применения |
лодного |
||
|
более |
выше |
более |
|
пуска дви |
|
|
|
|
|
|
|
гателя, °с |
|
|
Загущенные |
масла |
|
|
|
М6Б, |
Не ме- |
360 |
—42 |
1,5 |
Всесезонное |
От—35 |
(АСЗп-6) |
нее 6 |
1000 |
—36 |
2,5 |
(северное) |
до—38 |
М10Б, |
10+0,5 |
Всесезонное |
От—28 |
|||
(АСЗп-10) |
|
|
|
|
|
до—30 |
|
|
Обычные (незагущенные) масла |
|
|||
М6Б, |
Не ме- |
1000 |
—30 |
1,0 |
Зимнее |
От—20 |
(АС-6) |
нее 6 |
1200 |
—25 |
0,5—1,0 Всесезонное |
до—22 |
|
М8Б, |
8+0,5 |
От—15 |
||||
(АС-8) |
10+ 0,5 |
2000 |
—15 |
1,0 |
Летнее |
до—18 |
М10Б, |
От—8 |
|||||
(АС-10) |
|
|
|
|
|
до—10 |
61
Масло АСЗц-6 обеспечивает прокручивание коленчатого вала холодного двигателя при температуре окружающего воздуха до минус 35—38°С. Однако ресурсы такого масла ограничены. При отсутствии масла АСЗп-6 следует приме нять в течение зимы и лета более вязкое загущенное мас ло АСЗп-10.
При отсутствии загущенных масел можно применять обычные масла А6БЬ М8Б! и MlOBj. Пуск холодного дви гателя на масле М6Б! возможен при температуре окружаю щего воздуха до минус 20—22°С. Масло М8Б следует при менять в период весны—лета—осени при температуре воз духа не ниже минус 15—18°С.
Если предстоит пуск двигателя и работа автомобиля при более низкой температуре, прибегают к подогреву масла перед пуском или непосредственно в картере однов ременно с разогревом двигателя или отдельно слитого масла. Наиболее надежен второй способ. Для этого после возвращения из рейса смазочное масло сразу сливают из картера, масло еще горячее и стекает быстро. Затем перед пуском слитое масло подогревают тем или иным способом (но не на открытом огне) до 80—100°С и заливают в кар тер.
После заправки маслом необходимо провернуть колен чатый вал, чтобы масло заполнило холодные каналы и по ступило на трущиеся детали. Для подогрева масла имеют ся специальные водомаслогрейки, в которых тепло пере дается маслу через горячую воду. Возможно сохранение тепла слитого горячего масла в термостатах, размещенных в теплом помещении.
По склонности к отложениям и коррозионности наибо
лее |
качественным является масло |
M8Bi |
с |
присадками |
СБ-3 |
и ДФ-11. Оно рекомендуется |
для |
форсированных |
|
У-образных двигателей (3M3-53, |
ЗМЗ-66, |
ЗИЛ -130, |
ЗИЛ-375). Масла М6Б! и М10БЬ а также масло М8Б, с присадкой ВНИИ НП-360 служат для смазывания дви гателей ГАЗ-51 и ЗИЛ-164.
62
Масла для дизельных двигателей
Ассортимент масел для дизельных двигателей доволь но большой. Это объясняется разнообразием в конструк ции дизельных двигателей и постоянным совершенство ванием масел, когда наряду со старыми марками внедря ются и используются новые масла. Поэтому при использо вании дизельных масел надо быть особенно вниматель ным.
К дизельным маслам относят масла М8Б2 (ДС-8), М8В2 (ДС-8), М10Б2 (ДС-11). В настоящее время осуще ствляется переход на новые дизельные масла улучшенного качества М8ГФЗ и М10ГФЛ. Кроме того, в стадии осво ения находится масло М6ГФС (северное).
Основные характеристики дизельных масел показаны в табл. 7.
По сезону применения дизельные масла с вязкостью при 100°С, равной 8 сСт, являются зимними, а вязкостью 11 сСт — летними.
Т а б л и д а 7
Масла для дизельных двигателей
|
Вязкость, |
сСт |
Температу |
Моющие |
|
Минималь |
|
ра засты |
Сезон |
ная темпе- |
|||
Марка |
|
0°С, не |
вания, |
свойства, |
ратура хо |
|
100°С |
°С, не |
баллы, |
применения |
лодного |
||
|
более |
выше |
не более |
|
пуска дви |
|
|
|
|
|
|
|
гателя, °с |
М8Б2 |
8 ,5± 0,5 |
1200 |
—25 |
0,5—1,0 |
Зимнее |
От—18 |
(ДС-8) |
8,5± 0,5 |
1200 |
—25 |
Не более |
Зимнее |
до—20 |
М8В2 |
От—18 |
|||||
(ДС-8) |
11+0,5 |
2500 |
—15 |
0,5 |
Летнее |
до—20 |
М10Б2 |
0,5-+1,0 |
От—5 |
||||
(ДС-11) |
8+ 0,5 |
1200 |
—30 |
Не нормиру |
Зимнее |
до—8 |
М8ГФЗ |
От—23 |
|||||
М10ГФЛ |
11+0,5 |
2500 |
—15 |
ется |
Летнее |
до—25 |
То же |
От—8 |
|||||
|
|
|
|
|
|
до—10 |
63
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
8 |
Масла для мощных дизельных двигателей |
|
|
|
|||
|
Вязкость, сСт |
|
Темпера |
|
Минимальная |
|
|
|
тура за |
Сезон приме |
температура |
|
|
Марка |
|
|
стывания, |
холодного |
|
|
100-С |
о°с |
°С, не |
нения |
пуска двига |
||
|
выше |
|
теля, |
|
||
|
|
|
|
|
°С |
|
МС-20 |
Не менее 20 |
9000 |
—18 |
Летнее |
От 10 до |
5 |
МК-22 |
Не менее 22 |
11000 |
—14 |
Летнее |
От 10 до |
5 |
МТ-16п |
16—17,5 |
— |
—25 |
Всесезонное |
От 5 до |
0 |
МТЗ-Юп |
10 ( 0,5 |
650 |
—43 |
Всесезонное |
От—23 |
|
|
|
|
|
на Севере |
до—27 |
|
Зимние масла М8 ГФЗ, М8Б2 и Л18В2 в условиях БАМ можно использовать как всесезонные, т. е. зимой и летом.
На масле М8 ГФЗ холодный |
пуск двигателя |
возможен |
|
при температуре |
до минус |
23—25°С. У перспективного |
|
северного масла |
М6 ГФС температура пуска |
снижается |
|
до минус 45°С. |
|
|
|
Однако полностью рассчитывать на такое масло не при ходится. Ресурсы его ограничены. При более низкой тем пературе окружающего воздуха необходим подогрев масла.
Летние сорта масел могут |
быть |
рекомендованы как |
|
заменители масел М8 Б2, М8 В2 |
и М8 ГФЗ при |
эксплуата |
|
ции дизельных двигателей летом. |
|
|
|
По склонности к отложениям и коррозионности наибо |
|||
лее качественными являются |
масла |
М8 ГФЗ |
и М10ГФЛ. |
Они рекомендуются для быстроходных форсированных автомобильных дизельных двигателей.
Для |
мощных дизельных двигателей |
В-2 (В-2-300, |
||
В-ЗОБ, |
Д12, Д12А) необходимы масла с повышенной вяз |
|||
костью. |
предназначаются |
летом |
авиационные |
|
Для |
них |
|||
масла |
МС-20 |
или МК-22, зимой |
МС-14 и всесезонпо —- |
04