Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
представляет собой сетчатый каркас, на который намота но несколько слоев хлопчато-бумажного шнура. Топливо, проходя через этот фильтр, оставляет на нем частицы ме ханических примесей размером более 50—60 мкм (мик рон) и основную часть воды, которая впитывается шну ром. Пройдя затем подкачивающий насос 3, топливо по падает в фильтр 4 тонкой очистки, фильтрующий патрон которого изготовлен из древесной муки, склеенной баке литовой смолой. Этот фильтр задерживает 90—95% частиц механических примесей, размеры которых превы шают 2—3 мкм. Остальная часть этих примесей и более мелкие частицы проникают вместе с топливом в насос 5 высокого давления и форсунку 6.
Топливные насосы высокого давления и форсунки из готавливают по высокому классу точности. Детали, изго товленные с очень большой точностью, называются пре цизионными. В топливном насосе прецизионными парами являются: плунжер-гильза (втулка) и нагнетательный клапан — седло клапана; в форсунке прецизионной парой являются: распылитель — игла распылителя. Эти детали изготовляют с точностью до 1 мкм, а зазор между такими сопряженными парами составляет всего 1,5—3 мкм. Что бы лучше представить этот размер, напомним, что толщи на человеческого волоса составляет 30—40 мкм (0,03— 0,04 мм), что в 10—15 раз больше величины зазора в пре цизионных парах.
Механические примеси, попадающие в дизельное топ ливо, представляют собой пыль, состоящую в основном из кварца (песка) и глины и частиц ржавчины от тары и резервуаров. Размеры частиц механических примесей са
мые разнообразные: от крупных песчинок до чуть |
види |
мых невооруженным глазом частиц размером |
менее |
10 мкм. |
|
Механические примеси, оказавшиеся в дизельном топ ливе в большом количестве, засоряют фильтры грубой и тонкой очистки, снижают их пропускную способность и
26
могут полностью прекратить поступление |
топлива в дви |
|
гатель. Для облегчения работы фильтров |
системы |
подачи |
в заливной горловине топливного бака поставлен |
сетча |
тый фильтр, служащий для задержания случайно попав
ших в топливо крупных механических |
примесей, |
расти |
|||
тельных волокон и т. и. Кроме того, в пробке бака |
уста |
||||
новлен фильтр для предупреждения |
от |
проникновения |
|||
пыли в баки в процессе эксплуатации автомобилей. |
|||||
Твердость кварца в 2—3 раза выше |
твердости |
стали, |
|||
из которой |
изготовляют |
детали топливной аппаратуры. |
|||
Попав в топливный насос или форсунку, частицы пес |
|||||
ка вызывают абразивный износ всех |
прецизионных пар: |
||||
царапают |
стенки гильзы |
и плунжера, |
скалывают |
кромки |
впускного и отсечного окон, вырабатывают в металле про дольные канавки. Такие разрушения приводят к наруше нию работы насоса, подтеканию форсунки, изменению до зировки подачи топлива в камеру сгорания, т. е. к отказу в работе топливоподающей системы двигателя. Возник шие повреждения практически не устранимы и ведут к остановке двигателя.
Из-за повышенной вязкости дизельных топлив механи ческие примеси в них осаждаются весьма медленно, осо бенно зимой. В резервуаре диаметром 2 м за двое суток осаждается всего лишь около 60—70% механических при месей, причем наиболее крупных, и лишь к исходу деся тых суток полнота осаждения примесей достигает 98%. Примеси же размером 15—20 мкм и менее практически не оседают на дно и остаются во взвешенном состоянии.
При отстаивании в первую очередь очищаются от ме ханических примесей верхние слои топлива. Поэтому при заправке машин не следует опускать приемный рукав до самого дна резервуара; топливо следует брать из верхних слоев. На постоянных заправочных пунктах резервуары с дизельными топливами следует оборудовать плавающи ми приемниками для отбора топлива из верхних, наибо лее чистых слоев.
27
Так как длительное |
отстаивание |
дизельных |
топлив |
практически не выполнимо в полевых |
условиях, |
то при |
|
заправке автомобилей |
надо топливо |
фильтровать. Для |
этой цели автомобильные топливозаправщики оборудова ны тканевыми фильтрами. Такими же фильтрами снаб жены стационарные и передвижные заправочные колонки с механическим приводом.
Вода может находиться в дизельном топливе в виде эмульсии, в растворенном виде и в виде слоя. Чаще всего воду замечают в топливе в виде слоя, осевшего на дне резервуара. Отделить топливо от слоя воды относительно просто. Значительно сложнее удалить эмульсионную воду, находящуюся в топливе в виде мельчайших капелек и придающую ему мутный вид. Для осаждения капелек эмульсионной воды требуется несколько суток отстаива ния. При фильтрации топлива через тканевый фильтр часть эмульсионной воды впитывается в ткань и задержи вается.
Хотя количество растворенной воды в топливах и не значительно, но при охлаждении она выделяется из топ лива в виде эмульсии или мельчайших льдинок (при тем
пературе ниже нуля). |
замерзает и |
превращается |
Зимой эмульсионная вода |
||
в мельчайшие кристаллы льда, |
плавающие |
в дизельном |
топливе во взвешенном состоянии и не поддающиеся уда лению отстаиванием. При использовании такого топлива льдом тотчас забиваются фильтры и прекращается пода
ча топлива |
— двигатель останавливается. |
Кристаллы |
|
льда из топлива могут быть удалены |
только |
фильтра |
|
цией. |
время вода в дизельном |
топливе |
усиливает |
В летнее |
коррозию топливной системы, а также вызывает намока ние патрона фильтров тонкой очистки.
В результате этого вначале уменьшается пропускная способность фильтра, а затем и полное прекращение пода чи топлива в двигатель.
28
Для предотвращения абразивного разрушения топлив ной аппаратуры, ее коррозии, а также намокания фильт ров тонкой очистки, необходимо заправлять автомобили профильтрованным или хорошо отстоенным топливом, содержать топливные фильтры в работоспособном состоя нии и своевременно менять патроны фильтров.
Низкотемпературные свойства топлив
При нормальных температурах дизельное топливо представляет собой слегка желтоватую, совершенно проз рачную жидкость (рис. 6, а). Но по мере охлаждения, при достижении некоторой минусовой температуры из топлива начинают выпадать мельчайшие кристаллики (микро кристаллы) парафина, который входит в состав дизель ных топлив. Кристаллы парафина настолько малы, что отдельно каждый из них невооруженным глазом не виден. Но кристалликов так много, что они в массе придают топливу мутный вид. При этом топливо не теряет подвиж ности (текучести), его можно переливать из тары в тару (рис. 6, б), перекачивать насосом. При поступлении помут невшего топлива из бака автомобиля в систему подачи дизельного двигателя кристаллики парафина задержива
ются |
фильтром |
тонкой |
0j |
|
|
||
очистки и создают на его |
|
|
|||||
поверхности тонкую плен |
|
|
|
||||
ку. Эта пленка непрони |
|
|
|
||||
цаема для |
топлива И по |
|
|
|
|||
дача последнего в двига |
|
|
|
||||
тель прерывается. |
двига- |
|
|
|
|||
В |
работающем |
Рис- 6‘ Помутнение и |
застывание |
||||
теле |
помутневшее |
топли- |
|||||
|
J |
|
|
|
дизельного топлива: |
|
|
во, проходя по топливо |
а — топливо |
прозрачно; |
б — выпа |
||||
проводам |
в |
прогретом |
ли мнкрокристаллы парафина — топливо |
||||
подкапотном |
пространст- |
помутнело, |
но текучести |
не потеряло; |
|||
в — топливо |
застыло |
|
29
Be, несколько Нагревается. Может оказаться, что такого нагрева вполне достаточно для растворения выпавшего парафина; тогда дизельное топливо вновь станет прозрач ным. Следовательно, помутневшее топливо может вызвать остановку двигателя лишь в период пуска и прогрева или при его работе на пониженном тепловом режиме.
При дальнейшем охлаждении помутневшего топлива количество выпавших микрокристаллов парафина оказы вается настолько большим, что они образуют в топливе
своеобразную сетчатую структуру, подобную губке. |
При |
||
этом топливо |
теряет |
текучесть — застывает (рис. |
6, в), |
переходит из |
жидкого |
состояния в студнеобразное. |
За |
стывшее топливо нельзя перекачать насосом, перелить из одной тары в другую, заправить им автомобиль. Есте ственно, что застывшее топливо не будет способно прока чиваться по системе подачи через фильтры и насосы. На застывшем топливе двигатель работать не может.
Обычно температура, при которой топливо застывает, на 8—10°С ниже температуры его помутнения. Для пре дупреждения перебоев в работе двигателя из-за помутне ния и застывания топлива необходимо, чтобы температура его застывания была, по крайней мере, на 10—12°С ниже температуры окружающего воздуха.
Для понижения температуры застывания дизельных топлив их разбавляют осветительным или авиационным керосином. Опытом установлено, что добавление 25% ке росина к дизельному топливу понижает температуру за стывания смеси на 10—12°С.
Смесеобразование, испаряемость и вязкость топлив
В дизельных двигателях топливо-воздушная смесь при готовляется непосредственно в камере сгорания и на про цесс смесеобразования отводится время в 8—10 раз мень ше, чем в карбюраторных двигателях.
30
Смесеобразование в дизельных двигателях происходит следующим образом. Вначале в цилиндры двигателя по ступает чистый воздух. В такт сжатия он сжимается до 35—40 кгс/см2, нагреваясь при этом за счет теплоты сжа тия до 550—650°С (иногда до 700°С). Затем за 12—17”С до верхней мертвой точки в сжатый и горячий воздух фор сункой впрыскивается под большим давлением жидкое топливо. Впрыск продолжается в течение 15—20° поворо
та коленчатого вала и за это |
время топливо испаряется |
и пары его перемешиваются с |
воздухом, образуя горю |
чую топливо-воздушную смесь. |
|
Испаряемость дизельных топлив много ниже испаряе мости бензинов. Бензины выкипают в пределах от 35 до
200°С, а дизельные топлива в интервале от |
180 до 360°С. |
||
Поэтому |
для обеспечения |
своевременного |
превращения |
жидкого |
топлива в пар, |
его при впрыскивании в камеру |
|
сгорания |
тщательно распыливают в мельчайшие капли |
размерами от 0,003 до 0,12 мм. Такое распыливание уве личивает поверхность топлива в сотни тысяч раз, в ре зультате чего жидкое топливо быстро и полностью испаря ется.
Таким образом на процесс смесеобразования влияют фракционный состав и вязкость дизельных топлив: фрак ционный состав влияет на скорость испарения, а вяз кость — па качество распыливания топлив.
Облегчение фракционного состава, т. е. снижение тем пературы кипения дизельных топлив, хотя и ускоряет их испарение и смесеобразование, но такая горючая смесь будет обладать плохой воспламеняемостью, что отрица тельно скажется на работе двигателя.
Чем выше вязкость топлив, тем хуже они распыливаются, тем крупнее получаются капли и меньше поверхность их испарения. Если вязкость топлива превышает опреде ленные пределы, испарение капель затягивается, они не успевают полностью испариться и, следовательно, сгореть в камере сгорания и выбрасываются с отработавшими
31