Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
Мято 100°С. Соответствующая этой температуре рабочая вязкость масел для автомобильных карбюраторных дви гателей составляет для лета 10 сСт и зимы 6 сСт, для ди зельных двигателей соответственно 12 и 8 сСт, для агре гатов трансмиссий 15 и 10 сСт.
Знание одной величины рабочей вязкости для оценки качества еще недостаточно. Надо знать и другое: как из меняется вязкость при понижении температуры. Вязкость любых нефтепродуктов, а смазочных масел в особеннос ти, с понижением температуры увеличивается, причем сте пень увеличения вязкости для различных масел неодина
кова. |
химического состава масла и осо |
Она зависит от |
|
бенно от величины |
рабочей вязкости. У маловязких ма |
сел изменение вязкости от температуры выражено не так
сильно, как у высоковязких (рис. 9). |
|
|
|
|
лучше, |
|||
Чем меньше изменяется вязкость, тем масло |
||||||||
так как на таком масле |
меньше |
отражается |
изменение |
|||||
|
|
температуры |
на |
режим |
||||
|
|
|
смазывания и ниже тем |
|||||
|
|
|
пературы |
пуска |
холодно |
|||
|
|
го двигателя. |
холодного |
|||||
|
|
|
При |
пуске |
||||
|
|
|
двигателя |
|
высоковязкое |
|||
|
|
|
масло |
препятствует про |
||||
|
|
|
вертыванию |
коленчатого |
||||
|
|
|
вала, в результате чего |
|||||
|
|
|
двигатель |
|
не |
набирает |
||
|
|
|
минимально |
- |
необходи |
|||
|
|
|
мых оборотов и не пуска |
|||||
|
|
|
ется. Максимальная вяз |
|||||
|
|
|
кость, при которой обес |
|||||
Рис. 9. Зависимость вязкости |
масел |
|
печивается |
провертыва |
||||
|
ние коленчатого |
вала от |
||||||
от температуры для масел вязкостью |
стартера |
с |
необходимой |
|||||
при 100°С: |
|
|||||||
/ — 6 сСт; 2 — 10 сСт |
|
скоростью, |
для |
двигате- |
46
лей составляет 80—120 Ст, а для агрегатов трансмиссии в десятки раз больше.
Для агрегатов трансмиссии пусковая вязкость состав ляет 3000—3500 П (цилиндрическое и спирально-коничес кое зацепление) и 5000—6000 П (в гипоидных передачах).
Чем ниже температура, при которой вязкость масла достигает максимально допустимого значения, тем лучше
такое масло. Из рис. 9 видно, что на |
масле |
с вязкостью |
|
6 сСт (кривая 1) пуск двигателя возможен |
при |
минус |
|
30°С, а на масле с вязкостью 10 сСт |
(кривая 2) |
— при |
|
минус 10°С. |
|
|
|
Хорошие пусковые свойства масла особенно необходи мы в холодных климатических условиях при безгаражном хранении автомобилей. Для обеспечения пуска двигате ля в холодную погоду применяют зимние сорта масел с хорошими низкотемпературными свойствами, предвари тельно подогревают масло, а иногда разжижают масло топливом. При этом наиболее технически удобно и вы годно использование загущенных масел.
Загущенные масла получают добавлением к маловяз кому маслу 3—5% вязкостной присадки. Присадка по вышает рабочую вязкость, а вязкостно-температурные свойства остаются такими же, как у маловязкого масла. Поэтому загущенные масла по пусковым свойствам пре восходят даже лучшие сорта зимних масел. Если рабо чая вязкость загущенного масла соответствует вязкости летнего масла, то такое масло используют как всесезон ное, т. е. как летом, так и зимой.
Зависимость вязкости от температуры оценивают по индексу вязкости. Чем больше индекс вязкости, тем луч ше пусковые свойства масла. Масла с индексом вязкос ти 80—90 считаются хорошими, 100 и выше — отличными.
Потеря маслом подвижности наступает при сильном охлаждении, когда из него выделяются кристаллы угле водородов и масло приобретает неограниченно большую вязкость. Потерю подвижности оценивают по темпера
47
туре застывания, т. е. по той максимальной температуре,
при которой масло, залитое в пробирку, |
перестает .течь. |
На застывшем масле работать нельзя. |
В жидкое со |
стояние масло приводят разогревом, но не на открытом
огне. Зимние сорта масел для |
двигателей застывают при |
|
минус 30—40°С, а летние при |
минус |
15—20°С. В систе |
ме смазки, особенно в маслопроводах, |
масло застывает |
|
примерно при температурах на 10°С |
выше, чем в про |
бирке, поэтому работа на масле возможна при темпера туре на 5—10°С выше температуры его застывания.
Смазывающие свойства
Смазывающие свойства характеризуют способность масла обеспечивать граничное трение и тем самым пре дупреждать или снижать износ деталей. Одновременно с этим уменьшаются затраты энергии на трение.
Граничная пленка образуется или адсорбцией (прили панием) молекул смазочного масла к поверхности трения или химическим взаимодействием активных элементов масла с поверхностью металла. По мере увеличения вяз кости масла улучшается его способность к образованию граничной пленки, поэтому чем больше вязкость, тем луч ше его смазывающие свойства. Прочную граничную пленку образуют также смолы, сернистые соединения и другие вещества.
Адсорбированная пленка масла благодаря прочному прилипанию к металлу не дает возможности трущимся де талям войти в «сухой» контакт.
При образовании химической пленки принимают учас тие активные элементы: сера, фосфор и хлор. Эти эле менты вводят в смазочное масло в виде тех или иных присадок. Чтобы понять, в чем польза содержания этих элементов в масле, посмотрим, что происходит при трении, когда под влиянием высокого давления разрушается ад-
43
Рис. 10. Особенности трения на масле без присадки (а) и на масле с химически активной присадкой (б):
1 — трущиеся детали; 2 — смазочное масло; 3 — «точка вспышки»; 4 — мо мент сваривания поверхности деталей; 5 — образование химической пленки; 6 —
полирование деталей
сорбированная пленка и детали оказываются без смазки
(рис. 10).
В местах непосредственного контакта трущихся дета лей развиваются высокие температуры («точки вспышки»), В этот момент активные элементы выделяются из присад ки и вступают в реакцию с металлом. На поверхности металла образуются пластичные вещества с температу рой плавления ниже, чем основной металл. В результате этого предупреждается схватывание («сваривание») тру щихся деталей. Неровности трущихся поверхностей по степенно сглаживаются, как бы полируются.
К химически активным присадкам относятся ЛЗ-6/9, ОТП, Совол, Хлорэф-40. Их добавляют в количестве 3— 5% преимущественно к трансмиссионным маслам.
Склонность к отложениям
В системе смазки в процессе работы происходит обра зование высокотемпературных и низкотемпературных от ложений. К высокотемпературным отложениям относят ся лаковые образования на поршне и нагар, образующий ся в камере сгорания двигателя.
49
Лаковые отложения способствуют пригоранию поршне вых колец в результате чего уменьшается мощность дви гателя из-за потери компрессии, увеличивается износ, не редко сопровождаемый поломкой колец и заеданием пор шней. Вместе с этим возрастает расход масла.
Чем менее устойчиво масло в химическом отношении, т. е. чем легче оно окисляется в двигателе, тем быстрее и
больше |
образуется лаковых отложений. Склонность к |
||
лаковым |
отложениям оценивают |
моющими |
свойствами |
масла. |
Моющие свойства масла |
определяют |
на установ |
ке ПЗВ с одноцилиндровым двигателем, приводимым во вращение электродвигателем без подачи топлива. Необ ходимый тепловой режим обеспечивается электроподогре вом. О моющих свойствах масла судят по наличию ла ковых отложений на поршне и выражают в баллах от О до 6. Чем меньше балл лакообразования, тем лучше мою
щие свойства |
и тем меньше будет лаковых |
отложений. |
Основным |
средством уменьшения лаковых |
отложений |
в двигателе является добавка к маслам моющих приса док. Такие присадки представляют собой сложные орга нические соединения, содержащие, как правило, металл.
Кним относятся присадки СБ-3, ПМС, ВНИИ НП-360
идр. Моющие присадки затормаживают окисление мас ла и, самое главное, препятствуют отложению продуктов окисления на поршне в виде лака. При добавке к маслу
3—5% моющей |
присадки |
поршни двигателя сохраняют |
ся чистыми, как бы вымытыми. |
||
Нагар — это |
твердые |
коксообразные отложения на |
днище поршня, стенках камеры сгорания и клапанах. Ис точником нагара является смазочное масло и частично топливо. С повышением температуры двигателя нагара образуется меньше, так как он легче выгорает. Соблюде ние нормального теплового режима двигателя гарантиру ет от чрезмерного образования нагара.
К низкотемпературным отложениям (шламу) относятся вещества, выпадающие из масла в поддоне картера,
50
маслопроводах, клапанной коробке, фильтрах и т. п. Они представляют собой липкую мазеобразную массу серо коричневого или черного цвета. По своему составу — это смесь масла, воды, продуктов окисления масла и механи ческих примесей.
Низкотемпературные отложения приносят большой вред: они загрязняют систему смазки двигателя, закупо ривают маслопроводы, уменьшают пропускную способ ность фильтров — все это в конечном счете приводит к значительному уменьшению или даже прекращению по дачи масла к трущимся деталям.
Условия эксплуатации автомобилей на БАМ способст вуют образованию низкотемпературных отложений. Основ
ная |
мера |
борьбы |
с ними — это недопущение конденса |
ции |
паров |
воды в |
картере двигателя. Если нет воды, — |
нет и отложений. |
Для этого надо поддерживать опти |
мальный тепловой режим двигателя (температура охлаж дающей воды 75—85°С) и следить за исправностью ра боты системы вентиляции картера, через которую отсасы ваются пары воды. Большое значение имеет также сво евременная смена масляных фильтров и тщательная про мывка картера и всей системы смазки при очередной смене масла.
Защитные и коррозионные свойства
На трущиеся детали, особенно при длительной стоян ке автомобилей, действует окружающая атмосфера: вла га и кислород воздуха, сернистый газ как продукт сго рания топлива. Все они являются источником коррозии. Пленка масла на поверхности металла является прегра дой для проникновения указанных веществ к металлу, т. е. масло проявляет защитные свойства.
Чем больше вязкость масла, тем толще слой и лучше защита металла от коррозии. Для улучшения защитных
51
свойств в масло вводят присадку АКОР в количйстйе До 10%- Масла с такой присадкой называют рабоче-копсер- вационными. Масло, защищая детали от коррозии со стороны окружающей среды, в определенных условиях само способно вызвать коррозию. Источником коррозии в смазочном масле являются органические кислоты, осо бенно те, которые образуются при окислении масла в процессе работы. Коррозию вызывают также продукты, образовавшиеся при сгорании топлива и прорвавшиеся в картер двигателя. Коррозионно активные вещества кор родируют все детали, но особенно они вредны для вкла дышей подшипников из свинцовистой бронзы. Кислоты вымывают из сплава свинец.
Чтобы не допустить сильной коррозии, к маслу в про цессе производства добавляют антикоррозионные присад ки. Такие присадки содержат серу и фосфор, которые об разуют на поверхности вкладыша прочную защитную пленку. Для нейтрализации кислот маслам придают не большую щелочность. При работе на сернистом дизель ном топливе (содержание серы до 0,5%) масло обяза тельно должно быть щелочным.
Надежная вентиляция картера способствует удалению из масляной системы летучих коррозионно-активных ве ществ: воды, продуктов сгорания топлива, низкомолеку лярных органических кислот. Поэтому необходимо следить за исправностью работы системы вентиляции картера.
Изменение свойств масел в процессе работы и сроки его смены
Свойства масла в процессе работы ухудшаются, вслед ствие этого масло необходимо периодически заменять. Преждевременная смена их повышает расход, тогда как удлинение сроков смены приводит к увеличению износа механизмов.
52