Файл: 1. Теоретические основы международных экономических отношений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические основы международных экономических отношений…….....5
1.1 Сущность и определение международных экономических
отношений……………..……………………………………………..……………5
1.2 Классификация международных экономических отношений.............8
1.3 Этапы развития международных экономических отношений модели и формы..................................................................................................................13
2. Анализ экономических отношений между Японией и США..........................18
2.1 Обзор международных экономических отношений Японии и США……………………………………………………………………………...18
2.2 Влияние торговли США на экономическое развитие Японии...........21
2.3 Перспективы развития внешнеторговых отношений Японии и США……………………………………………………………………………...23
Заключение.............................................................................................................29
Список использованной литературы...................................................................30
ВВЕДЕНИЕ
Отношения между Японией и США, во многом определяющие структуру разнообразных международных связей в Северо-Восточной Азии и, шире, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сложны и неоднозначны. На сегодняшний день они представляют собой непростой сплав зависимостей и амбиций, взаимодействия и противодействия, совместных целей и различных интересов. Будучи важными экономическими партнерами и, по крайней мере официально, военно-политическими союзниками с общими задачами и ценностями, две страны имеют разные представления о приоритетах и целях внешней политики – частично совпадающие, но частично и расходящиеся.
Соответственно, во взаимных отношениях каждая из них решает свои специфические задачи в сфере безопасности и добивается от партнера тех или иных действий и мер регулирования трансграничной хозяйственной деятельности в зависимости от видения своего собственного интереса.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена значимостью взаимоотношений между крупнейшими «центрами силами» мировой экономики: США, Китай и Япония являются по объему ВВП тремя крупнейшими экономиками современного мира. При этом бурная экспансия Пекина, рост его экономической мощи и геополитические амбиции вызывают противостояние со стороны США, в котором страна традиционно хочет опереться на поддержку Японии.
Япония также не склонна идеализировать чрезмерную экономическую и геополитическую активность КНР, но при этом она связана с Китаем хорошо налаженными торговыми связями, зависима от китайского импорта, и в целом проводит с этой страной взаимовыгодную торговую политику. По этой причине Япония разрывается между стратегической необходимостью поддержать линию США в отношении Китая и своими собственными экономическими интересами.
Несмотря на солидаризацию ключевых позиций Японии с США относительно намерения противостоять росту геополитического влияния КНР в регионе и мире, Китай остается важным торгово-экономическим партнером Японии, а потому она будет избегать разрыва отношений с Китаем или их радикальной поляризации.
Объект исследования – современные связи Японии с США и Китаем. Предмет исследования – воздействие фактора развитого торгово-экономического сотрудничества и торговой политики Японии в отношениях с США и Китаем на выстраивание внешних связей с этими государствами.
Целью работы является рассмотрение экономических отношений Японии с США.
В соответствии с целью задачами работы является:
– рассмотрение теоретических основ международных экономических отношений;
– обзор международных экономических отношений Японии и США;
– влияние торговли США на экономическое развитие Японии.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Сущность и определение международных экономических отношений
Международные экономические отношения – это политико-экономическая категория, отражающая объективно существующие международные экономические отношения, выражающие интересы государственных образований и их региональных субъектов по поводу обмена результатами производства, продуктами труда на возможно взаимовыгодной основе1.
Международные отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Изучение и всестороннее исследование многообразных проблем международных экономических отношений имеет неоценимое теоретико-методологическое и практическое значение для правильного понимания не только процессов, происходящих как в целом в современном мире, так и в его отдельных частях и регионах, но и осмысления тенденций общемирового развития.
Теория любой науки связана, прежде всего, с определением сущности ее предмета и методологических основ. Система основных идей, основных понятий той или иной отрасли знания только тогда может представлять собой действительно научную теоретическую концепцию, когда она зиждется на правильном определении предмета науки, не только соответствующем современному ее уровню, но и предвосхищающем дальнейшее развитие. Теория (как и гипотеза) выходит за пределы непосредственно наблюдаемого и имеет своей главной задачей раскрытие объективно существующих связей и отношений, определяющих характер (сущность) изучаемого объекта.
Мировое хозяйство является объектом изучения теории международных экономических отношений. Данный объект представляет собой особую сферу научного познания, сформировавшийся на основе общей политико-экономической теории. Предмет исследования и изучения у теории международных экономических отношений тот же, что и у политической экономии: взаимоотношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Специфика же мирового хозяйства и. соответственно, международных экономических отношений определяется тем обстоятельством, что взаимоотношения в гражданском обществе, в частности между социальными слоями, осуществляются через государственные границы и предстают в качестве международных экономических отношений. Отсюда и отличия в методологии рассмотрения исторически развивающихся категорий, соотношения между понятиями.
Весь многообразный и сложный комплекс вопросов мировой экономики и международных экономических отношений является объектом изучения теории экономических отношений, по крайней мере, на трех уровнях:
1) развитых стран;
2) развивающихся стран;
3) постсоциалистических стран2.
В своей совокупности эти отношения и их переплетение и образуют отношения мирового хозяйства.
Основополагающее значение в анализе мирового хозяйства имеет экономическая история государств. Она, в совокупности с другими факторами, дает возможность определить тип международных экономических отношений, раскрывающих содержание системы всемирного хозяйства. Это значит, что речь идет о типичных, характерных, определяющих связях и взаимосвязях между национальными хозяйствами, что предопределяет необходимость выявления особенностей этих связей.
Такой подход диктует необходимость введения определений и характеристик некоторых общих категорий: международные экономические отношения, мировое хозяйство, хотя и в чисто теоретическом аспекте.
Подчеркивая важность теории для развития науки, мы не должны забывать, что любая научная теория имеет исторически обусловленный характер. Научные теории разных исторических периодов – это ступени прогресса познания, осуществляющегося через сумму относительных истин. Логика науки не мыслима вне ее истории, ибо «история несет с собой и новые факты, и новые способы исследования, требующие дальнейшего развития теории».
При этом история любой науки на любом этапе ее развития характеризуется не только накоплением положительных знаний, но и совершенствованием используемых логических средств и познавательных процедур.
Единство логического и исторического - важнейшая закономерность теоретического воспроизведения процесса развития изучаемого предмета, в нашем случае- международных отношений.
Сколько существует общество (пусть примитивно организованное), столько же существуют и международные отношения (МО). На первых исторических этапах - межплеменные, межродовые, межклановые отношения. Хотя объект исследования этих международных отношений постоянно эволюционировал, изменялся количественно и качественно, тем не менее, каких-либо принципиально новых изменений в сам факт его присутствия история не внесла3.
В отношении государства как субъекта международных отношений выделилось два противоположных направления:
1. Сторонники марксизма, которые видели в государстве орудие господствующих классовых сил, лишенное собственных интересов, мотивации и потому обреченное в конечном счете «отмереть». Соответственно, марксистской концепции происхождения международных отношений нет, подменив ее концепцией мирового развития.
2. Немарксисты - принимавшие вплоть до 60-х гг. XX в. роль государства как данность, выстроили вокруг этой роли концепции международных отношений, которые свели отношения международные к межгосударственным. В результате и те и другие при этом исходили из государственного протекционизма.
Только одни отвергли ее полностью, а другие - абсолютизировали. В результате появилось множество теорий и концепций о международных отношениях. И к середине 70-х гг. XX в. стаю очевидно, что ни одна из этих концепций не может претендовать на роль теории международных отношений. Вместе же они также не образовывали единой специальной теории.
Мировое хозяйство - система с огромным количеством фазовых переменных, состоящая из множества систем второго и третьего порядка. В современной науке о международных отношениях особую актуальность имеет оптимизационное моделирование мирового хозяйства, позволяющее определять оптимальное направление в ее развитии на достаточно продолжительное время. Такая модель позволяет определить оптимальный план развития структуры мирового хозяйства. Это особенно важно для прогнозирования дальнейшего развития международных отношений4.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что становление науки о международных отношениях оказалось процессом более длительным. На наш взгляд, оно только еще подходит к своему завершению, после чего начнется новый этап в истории этой науки - этап ускоренного развития. Жизнь требует небывалого в прошлом развития регионализма.
1.2. Классификация международных экономических отношений
В научной литературе классификация межгосударственных объединений осуществляется по различным критериям, в том числе: по кругу участников (универсальные, региональные, межрегиональные), характеру полномочий (межгосударственные, надгосударственные или наднациональные), выполняемым функциям (нормотворческие, консультативные, посреднические, операционные, информационные), порядку приема новых членов (открытые, закрытые), компетенции (общей компетенции, специальной компетенции – политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли.
Атрибутивные характеристики: наличие устава – международного многостороннего соглашения или иного учредительного акта, определяющего характер, содержание деятельности, основные задачи и цели объединения; наличие постоянного секретариата или иного бюрократического аппарата с соответствующими функциями; наличие официальных полномочных представителей при штаб-квартире; формат проведения встреч (саммиты, совещания, конференции, конгрессы); обязательность исполнения решений или же рекомендательный характер принимаемых обязательств при отсутствии механизма «принуждения»; наличие обязательных взносов.
Набор указанных характеристик определяет роль межгосударственных объединений как субъектов международного публичного права и позволяет отнести их к международным организациям. К подобным организациям финансово-экономической направленности отнесем институты, учреждаемые на базе уставов (международного договора, соглашения): Всемирная торговая организация (ВТО); Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК); Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); учреждения банковского сектора – Азиатский банк развития (АзБР), Европейский банк реконструкция и развития (ЕБРР), Африканский банк развития (АфБР), Евразийский банк развития (ЕАБР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Межамериканский банк развития (МАБР); Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС ООН), который, не обладая статусом организации, является одним из главных органов, координирующих сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и ее специализированных учреждениях (Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА), Международная организация труда (МОТ), Организация по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД)). Еще одна группа организаций – учреждения, действующие под эгидой Группы Всемирного банка (Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям)