Файл: 1. Теоретические основы международных экономических отношений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20.
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЯПОНИЕЙ И США
2.1. Обзор международных экономических отношений Японии и США
Япония и США являются двумя крупными экономическими державами. В совокупности на них приходится более 22% мирового внутреннего продукта (ППС), значительная часть международной торговли товарами и услугами и большая часть международных инвестиций. Это экономическое влияние делает Соединенные Штаты и Японию потенциально мощными игроками в мировой экономике21.
Таблица 2.1.
Данные по ВВП (ППС) на октябрь 2022 года
Источник: таблица составлена автором на основе данных Международного валютного фонда [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2022/October/weo-report? (дата обращения: 29.03.2023)
Эти отношения никогда не были простой материей, особенно если судить о них не по обтекаемым заявлениям официальных лиц, а по тем достаточно жестким дискуссиям, намёкам и выбивающимся в публичное пространство претензиям, которые сопровождают взаимодействие правительственных ведомств и близких к ним структур двух рассматриваемых стран. Тем не менее объем и интенсивность многообразных взаимных связей, которыми две страны сегодня не могут пренебречь в контексте своего международного политического и экономического положения, заставляют их обращаться с этими отношениями с внимательностью и осторожностью, заботясь об их поддержании и развитии.
Сказанное прежде всего относится к Японии. Серьезно уступая Соединенным Штатам по масштабам своей экономики и политической роли в современном мире, не говоря уже о несравнимом военном потенциале, Япония вынуждена серьезно считаться с позицией и политикой США в своих отношениях – как двусторонних, так и на региональном уровне – и подстраиваться под инициируемые Соединенными Штатами изменения в их общем векторе и частных деталях, преследуя при этом, однако, собственные интересы в экономической и политической сферах.
Последние два года, отмеченные целой волной таких изменений, стали для японских политиков новым вызовом, ответ на который послужил поводом для переосмысления отношений с США в ряде областей и выдвинул на первый план некоторые новые задачи и подходы при сохранении общей приоритетности этих отношений для современной Японии. Вместе с тем и для США Япония сегодня является одним из важнейших партнёров в рамках американской глобальной стратегии – партнёром, отношения с которым заслуживают большого внимания, тщательного анализа и продуманной оптимизации.
При всей специфике внешнеполитической практики Дональда Трампа, отличающейся скорее прагматическим, чем идеологическим подходом к выстраиванию отношений с контрагентами, а также периодическими недружественными высказываниями и выпадами в адрес традиционных военно-политических союзников, линия США в отношениях с Японией в целом сохраняет преемственность и нацелена на поддержание их статуса привилегированного партнерства. Экономические условия в США и Японии оказывают значительное влияние на остальной мир. Кроме того, двусторонние экономические отношения США и Японии могут влиять на экономические условия в других странах. Экономические отношения США и Японии сильны и взаимовыгодны. Две экономики тесно интегрированы посредством торговли товарами и услугами – они являются крупными рынками экспорта друг друга и важными источниками импорта. Что еще более важно, Япония и Соединенные Штаты тесно связаны потоками капитала22.
Япония является основным иностранным источником финансирования государственного долга США и, вероятно, останется таковым в обозримом будущем, поскольку растущий государственный долг Соединенных Штатов нуждается в финансировании, а объем внутренних сбережений США остается недостаточным для удовлетворения инвестиционных потребностей. Япония также является важным источником иностранных частных портфелей и прямых инвестиций в Соединенные Штаты, а США являются источником большей части иностранных инвестиций в Японию.
Относительное значение Японии и США как экономических партнеров друг друга уменьшилось. Эта тенденция отчасти связана с подъемом Китая и других развивающихся экономических держав. Например, Китай обогнал Японию как крупнейший источник иностранного финансирования государственного долга США.
Тем не менее анализ торговых и других экономических данных свидетельствует о том, что двусторонние отношения остаются важными, и политические лидеры обеих стран сталкиваются с проблемой, как управлять ими. Эта тенденция также обусловлена посредственными показателями японской экономики за последние два десятилетия, которые усугубились глобальным экономическим спадом, начавшимся в 2008 г., и другими неудачами, включая цунами, землетрясение и ядерные аварии, произошедшие в марте 2011 г. Япония по-прежнему борется за достижение устойчивого экономического подъема.
Однако в последнее десятилетие американские и японские политические лидеры, похоже, предприняли целенаправленные усилия, чтобы резко уменьшить трения, которые преобладали в экономических отношениях в 1970-х, 1980-х и первой половине 1990-х годов. С одной стороны, эта более спокойная обстановка стабилизировала двусторонние отношения и позволила двум странам сосредоточить свое внимание на других вопросах, представляющих взаимный интерес, таких как национальная безопасность23.
С другой стороны, как утверждают некоторые, за более дружественной обстановкой скрываются серьезные проблемы, требующие большего внимания, такие как продолжающаяся неспособность устранить давние барьеры для доступа на рынки для экспорта США. Неспособность решить любой из этих нерешенных вопросов может усилить трения между двумя странами. В более общем плане на повестке дня 113-го Конгресса появились и другие вопросы, касающиеся экономических отношений между США и Японией.
У лидеров США и Японии есть несколько вариантов того, как управлять своими отношениями, включая более сильную зависимость от Всемирной торговой организации; специальные двусторонние рамки и соглашения для обсуждения; или соглашение о свободной торговле, такое как потенциальное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), в котором Япония решила участвовать. Участие Японии в ТТП вновь вызвало обеспокоенность некоторых членов Конгресса по поводу ряда японских торговых практик.
2.2. Влияние торговли США на экономическое развитие Японии
Рост американо-японской двусторонней торговли товарами и услугами был медленным, если не стагнирующим, в течение последних двух десятилетий, что, по крайней мере частично, отражает вялое состояние японской экономики.
Импорт США из Японии сосредоточен в трех основных категориях. Около трех четвертей этого импорта составляют легковые автомобили и запчасти к ним; компьютеры и комплектующие; части оргтехники; и электрические машины (преимущественно видеокамеры).
Экспорт США в Японию гораздо более разнообразен, но большая его часть приходится на компьютеры и комплектующие; газовые турбины (турбореактивные, турбовинтовые и др.); части оргтехники; электрические машины (интегральные схемы и электрические аппараты для линейных телефонных систем); оптическое и медицинское оборудование; и сельскохозяйственные продукты, такие как пшеница и мясо24.
Данные о торговле товарами могут недооценивать относительную важность Соединенных Штатов для торговли Японии, поскольку значительная часть японского экспорта в Китай используется в качестве ресурсов для экспорта Китая в Соединенные Штаты, возможно, японскими фирмами с инвестициями в Китае. В рамках совместного проекта Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирная торговая организация и (ВТО) создали показатели стоимости двустороннего экспорта и импорта на основе фактической добавленной стоимости по стране, включая услуги, используемые в производстве. этого экспорта и импорта по сравнению с конечной стоимостью экспорта и импорта.
Согласно базе данных ОЭСР-ВТО, на Соединенные Штаты приходилось почти 20% японского экспорта с точки зрения добавленной стоимости, и они были крупнейшим рынком для японского экспорта, в то время как на Китай приходилось 15% японского экспорта с точки зрения добавленной стоимости и был вторым по величине экспортным рынком. Появление Китая и других стран Восточной Азии сыграло свою роль в снижении значения Соединенных Штатов в торговле Японии25.
Эта тенденция отражает быстрый рост экономики Восточной Азии, а также сдвиг в мировом производстве и развитие региональных цепочек поставок. В последнее десятилетие японские торговые потоки решительно сместились в сторону Восточной Азии, а не в Соединенные Штаты.
По необходимости Соединенные Штаты и Япония уже давно придают своим двусторонним экономическим отношениям высокий приоритет. Для Японии важность отношений коренится в превращении Соединенных Штатов в крупнейшую экономическую державу мира; зависимость Японии от Соединенных Штатов в вопросах национальной безопасности, особенно во время холодной войны; зависимость японской обрабатывающей промышленности – автомобилестроения, бытовой электроники и др. – от экспорта в США; и опора настроенных на реформы японских политических лидеров на давление США, гайацу, с целью настаивать на экономических реформах в политической системе, которая надежно защищает статус-кво.
Для Соединенных Штатов значение экономических отношений с Японией было основано на том, что:
– они полагались на Японию как на важнейшего союзника;
– появление Японии в период после Второй мировой войны как экономической державы в Восточной Азии и до недавнего времени как второй по величине экономики (сейчас третьей по величине экономики) в мире;
– усиление конкуренции со стороны японских производителей в таких отраслях, как автомобилестроение, сталелитейная и высокотехнологичная промышленность, включая производство полупроводников и компьютеров, в которых занято большое количество американских рабочих;
– растущий торговый дефицит с Японией;
– появление Японии в качестве основного источника инвестиций в США;
– политика правительства Японии, которая защищала уязвимые сектора и помогала экспортерам, часто за счет конкурентов США26.
В течение многих лет двусторонние экономические отношения были центральным элементом внешнеэкономической повестки дня США и Японии, а японская торговля сильно влияла на формирование общей торговой политики США.
2.3. Перспективы развития внешнеторговых отношений Японии и США
Приход к власти Джозефа Байдена был связан с определёнными ожиданиями мировой общественности: после турбулентной и импульсивной политики Трампа союзники ждали от Байдена последовательности и гарантий тех обязательств, которые США традиционно брали на себя в отношениях с ними. В странах ЕС, которые имели множество разногласий с Трампом, приход Байдена был встречен с энтузиазмом. В своем выступлении на виртуальной Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2021 г. Байден подчеркнул важность трансатлантического альянса для США и заявил об их готовности исполнять свои обязательства в отношении европейских партнёров. В Японии также приветствовали первые шаги Байдена в отношении ЕС – в частности, его участие в саммите «Большой семёрки», участие в саммитах с ЕС и НАТО в июне 2021 г., где он продемонстрировал приверженность многосторонним форматам и своим союзникам27.
Япония, сумевшая выстроить с США при Трампе доверительные отношения благодаря личным контактам между американским лидером и премьер-министром Абэ Синдзо, не так сильно рассчитывала на перемены, как ЕС. У Японии были опасения по поводу возможной более мягкой линии Демократической партии США в отношении Китая: Токио считал политику Обамы в отношении региона неудачной и видел в ней причины существенного роста влияния КНР
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЯПОНИЕЙ И США
2.1. Обзор международных экономических отношений Японии и США
Япония и США являются двумя крупными экономическими державами. В совокупности на них приходится более 22% мирового внутреннего продукта (ППС), значительная часть международной торговли товарами и услугами и большая часть международных инвестиций. Это экономическое влияние делает Соединенные Штаты и Японию потенциально мощными игроками в мировой экономике21.
Таблица 2.1.
Данные по ВВП (ППС) на октябрь 2022 года
|
| Данные МВФ, млрд USD | Доля в мире, % | ||
1 | Китай | 27206,091 | 18,56 | ||
2 | США | 22996,075 | 15,69 | ||
3 | Индия | 10193,541 | 6,95 | ||
4 | Япония | 5606,553 | 3,82 | ||
5 | Германия | 4888,363 | 3,33 | ||
6 | Россия | 4494,223 | 3,07 | ||
7 | Индонезия | 3566,259 | 2,43 | ||
8 | Бразилия | 3435,874 | 2,34 | ||
9 | Великобритания | 3402,74 | 2,32 | ||
10 | Франция | 3358,913 | 2,29 |
Источник: таблица составлена автором на основе данных Международного валютного фонда [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2022/October/weo-report? (дата обращения: 29.03.2023)
Эти отношения никогда не были простой материей, особенно если судить о них не по обтекаемым заявлениям официальных лиц, а по тем достаточно жестким дискуссиям, намёкам и выбивающимся в публичное пространство претензиям, которые сопровождают взаимодействие правительственных ведомств и близких к ним структур двух рассматриваемых стран. Тем не менее объем и интенсивность многообразных взаимных связей, которыми две страны сегодня не могут пренебречь в контексте своего международного политического и экономического положения, заставляют их обращаться с этими отношениями с внимательностью и осторожностью, заботясь об их поддержании и развитии.
Сказанное прежде всего относится к Японии. Серьезно уступая Соединенным Штатам по масштабам своей экономики и политической роли в современном мире, не говоря уже о несравнимом военном потенциале, Япония вынуждена серьезно считаться с позицией и политикой США в своих отношениях – как двусторонних, так и на региональном уровне – и подстраиваться под инициируемые Соединенными Штатами изменения в их общем векторе и частных деталях, преследуя при этом, однако, собственные интересы в экономической и политической сферах.
Последние два года, отмеченные целой волной таких изменений, стали для японских политиков новым вызовом, ответ на который послужил поводом для переосмысления отношений с США в ряде областей и выдвинул на первый план некоторые новые задачи и подходы при сохранении общей приоритетности этих отношений для современной Японии. Вместе с тем и для США Япония сегодня является одним из важнейших партнёров в рамках американской глобальной стратегии – партнёром, отношения с которым заслуживают большого внимания, тщательного анализа и продуманной оптимизации.
При всей специфике внешнеполитической практики Дональда Трампа, отличающейся скорее прагматическим, чем идеологическим подходом к выстраиванию отношений с контрагентами, а также периодическими недружественными высказываниями и выпадами в адрес традиционных военно-политических союзников, линия США в отношениях с Японией в целом сохраняет преемственность и нацелена на поддержание их статуса привилегированного партнерства. Экономические условия в США и Японии оказывают значительное влияние на остальной мир. Кроме того, двусторонние экономические отношения США и Японии могут влиять на экономические условия в других странах. Экономические отношения США и Японии сильны и взаимовыгодны. Две экономики тесно интегрированы посредством торговли товарами и услугами – они являются крупными рынками экспорта друг друга и важными источниками импорта. Что еще более важно, Япония и Соединенные Штаты тесно связаны потоками капитала22.
Япония является основным иностранным источником финансирования государственного долга США и, вероятно, останется таковым в обозримом будущем, поскольку растущий государственный долг Соединенных Штатов нуждается в финансировании, а объем внутренних сбережений США остается недостаточным для удовлетворения инвестиционных потребностей. Япония также является важным источником иностранных частных портфелей и прямых инвестиций в Соединенные Штаты, а США являются источником большей части иностранных инвестиций в Японию.
Относительное значение Японии и США как экономических партнеров друг друга уменьшилось. Эта тенденция отчасти связана с подъемом Китая и других развивающихся экономических держав. Например, Китай обогнал Японию как крупнейший источник иностранного финансирования государственного долга США.
Тем не менее анализ торговых и других экономических данных свидетельствует о том, что двусторонние отношения остаются важными, и политические лидеры обеих стран сталкиваются с проблемой, как управлять ими. Эта тенденция также обусловлена посредственными показателями японской экономики за последние два десятилетия, которые усугубились глобальным экономическим спадом, начавшимся в 2008 г., и другими неудачами, включая цунами, землетрясение и ядерные аварии, произошедшие в марте 2011 г. Япония по-прежнему борется за достижение устойчивого экономического подъема.
Однако в последнее десятилетие американские и японские политические лидеры, похоже, предприняли целенаправленные усилия, чтобы резко уменьшить трения, которые преобладали в экономических отношениях в 1970-х, 1980-х и первой половине 1990-х годов. С одной стороны, эта более спокойная обстановка стабилизировала двусторонние отношения и позволила двум странам сосредоточить свое внимание на других вопросах, представляющих взаимный интерес, таких как национальная безопасность23.
С другой стороны, как утверждают некоторые, за более дружественной обстановкой скрываются серьезные проблемы, требующие большего внимания, такие как продолжающаяся неспособность устранить давние барьеры для доступа на рынки для экспорта США. Неспособность решить любой из этих нерешенных вопросов может усилить трения между двумя странами. В более общем плане на повестке дня 113-го Конгресса появились и другие вопросы, касающиеся экономических отношений между США и Японией.
У лидеров США и Японии есть несколько вариантов того, как управлять своими отношениями, включая более сильную зависимость от Всемирной торговой организации; специальные двусторонние рамки и соглашения для обсуждения; или соглашение о свободной торговле, такое как потенциальное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), в котором Япония решила участвовать. Участие Японии в ТТП вновь вызвало обеспокоенность некоторых членов Конгресса по поводу ряда японских торговых практик.
2.2. Влияние торговли США на экономическое развитие Японии
Рост американо-японской двусторонней торговли товарами и услугами был медленным, если не стагнирующим, в течение последних двух десятилетий, что, по крайней мере частично, отражает вялое состояние японской экономики.
Импорт США из Японии сосредоточен в трех основных категориях. Около трех четвертей этого импорта составляют легковые автомобили и запчасти к ним; компьютеры и комплектующие; части оргтехники; и электрические машины (преимущественно видеокамеры).
Экспорт США в Японию гораздо более разнообразен, но большая его часть приходится на компьютеры и комплектующие; газовые турбины (турбореактивные, турбовинтовые и др.); части оргтехники; электрические машины (интегральные схемы и электрические аппараты для линейных телефонных систем); оптическое и медицинское оборудование; и сельскохозяйственные продукты, такие как пшеница и мясо24.
Данные о торговле товарами могут недооценивать относительную важность Соединенных Штатов для торговли Японии, поскольку значительная часть японского экспорта в Китай используется в качестве ресурсов для экспорта Китая в Соединенные Штаты, возможно, японскими фирмами с инвестициями в Китае. В рамках совместного проекта Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирная торговая организация и (ВТО) создали показатели стоимости двустороннего экспорта и импорта на основе фактической добавленной стоимости по стране, включая услуги, используемые в производстве. этого экспорта и импорта по сравнению с конечной стоимостью экспорта и импорта.
Согласно базе данных ОЭСР-ВТО, на Соединенные Штаты приходилось почти 20% японского экспорта с точки зрения добавленной стоимости, и они были крупнейшим рынком для японского экспорта, в то время как на Китай приходилось 15% японского экспорта с точки зрения добавленной стоимости и был вторым по величине экспортным рынком. Появление Китая и других стран Восточной Азии сыграло свою роль в снижении значения Соединенных Штатов в торговле Японии25.
Эта тенденция отражает быстрый рост экономики Восточной Азии, а также сдвиг в мировом производстве и развитие региональных цепочек поставок. В последнее десятилетие японские торговые потоки решительно сместились в сторону Восточной Азии, а не в Соединенные Штаты.
По необходимости Соединенные Штаты и Япония уже давно придают своим двусторонним экономическим отношениям высокий приоритет. Для Японии важность отношений коренится в превращении Соединенных Штатов в крупнейшую экономическую державу мира; зависимость Японии от Соединенных Штатов в вопросах национальной безопасности, особенно во время холодной войны; зависимость японской обрабатывающей промышленности – автомобилестроения, бытовой электроники и др. – от экспорта в США; и опора настроенных на реформы японских политических лидеров на давление США, гайацу, с целью настаивать на экономических реформах в политической системе, которая надежно защищает статус-кво.
Для Соединенных Штатов значение экономических отношений с Японией было основано на том, что:
– они полагались на Японию как на важнейшего союзника;
– появление Японии в период после Второй мировой войны как экономической державы в Восточной Азии и до недавнего времени как второй по величине экономики (сейчас третьей по величине экономики) в мире;
– усиление конкуренции со стороны японских производителей в таких отраслях, как автомобилестроение, сталелитейная и высокотехнологичная промышленность, включая производство полупроводников и компьютеров, в которых занято большое количество американских рабочих;
– растущий торговый дефицит с Японией;
– появление Японии в качестве основного источника инвестиций в США;
– политика правительства Японии, которая защищала уязвимые сектора и помогала экспортерам, часто за счет конкурентов США26.
В течение многих лет двусторонние экономические отношения были центральным элементом внешнеэкономической повестки дня США и Японии, а японская торговля сильно влияла на формирование общей торговой политики США.
2.3. Перспективы развития внешнеторговых отношений Японии и США
Приход к власти Джозефа Байдена был связан с определёнными ожиданиями мировой общественности: после турбулентной и импульсивной политики Трампа союзники ждали от Байдена последовательности и гарантий тех обязательств, которые США традиционно брали на себя в отношениях с ними. В странах ЕС, которые имели множество разногласий с Трампом, приход Байдена был встречен с энтузиазмом. В своем выступлении на виртуальной Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2021 г. Байден подчеркнул важность трансатлантического альянса для США и заявил об их готовности исполнять свои обязательства в отношении европейских партнёров. В Японии также приветствовали первые шаги Байдена в отношении ЕС – в частности, его участие в саммите «Большой семёрки», участие в саммитах с ЕС и НАТО в июне 2021 г., где он продемонстрировал приверженность многосторонним форматам и своим союзникам27.
Япония, сумевшая выстроить с США при Трампе доверительные отношения благодаря личным контактам между американским лидером и премьер-министром Абэ Синдзо, не так сильно рассчитывала на перемены, как ЕС. У Японии были опасения по поводу возможной более мягкой линии Демократической партии США в отношении Китая: Токио считал политику Обамы в отношении региона неудачной и видел в ней причины существенного роста влияния КНР