Файл: 1. Теоретические основы международных экономических отношений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
28.
В целом же у руководства Японии есть понимание, что договариваться нужно с любым президентом США, поскольку союз с ними является основой японской внешней политики и политики безопасности. В условиях роста напряжённости в Азиатско-Тихоокеанском регионе Токио подчёркивает, что важность альянса с США только возрастает. Байден, в свою очередь, выбрал именно премьер-министра Японии Суга Ёсихидэ для своего первого не виртуального саммита, который 20 состоялся 16 апреля 2021 г. в Вашингтоне.
Таким образом, первые шаги Байдена говорили о нацеленности его администрации на восстановление стабильных отношений с союзниками, возвращение их доверия к США как надёжному и предсказуемому «старшему партнёру». Тем сильнее было потрясение европейских лидеров, когда 15 сентября стало известно о том, что США создают новый альянс с Австралией и Великобританией, получивший название AUKUS по первым буквам входящих в него стран29.
Направленность нового союза очевидна: его задача – сдержать влияние Китая в регионе. О создании альянса лидеры трёх стран объявили на первом совместном саммите, проходившем по видеосвязи. Они также объявили о своём первом крупном проекте – оснащении австралийского флота атомными подводными лодками. Такое решение Австралии означало разрыв крупного контракта на поставку 12 дизельных подводных лодок Францией, оцениваемого в 40 млрд долл.
На создание AUKUS в Токио отреагировали в целом позитивно. Для Японии новый союз означает более активное вовлечение США в дела региона, что Токио всегда приветствовал, а также сигнал об углублении сотрудничества с Австралией, которая, вступив в альянс с США, отказалась от своей независимой политики в сфере региональной безопасности.
Вскоре после объявления об AUKUS, 6 января 2022 г. Япония и Австралия подписали соглашение о сотрудничестве в оборонной сфере, которое выводит их отношения на уровень «особого стратегического партнёрства». С Великобританией Японию также связывают тесные отношения: между ними уже заключено соглашение о свободной торговле, Япония приветствует намерение Великобритании присоединиться к Транс-Тихоокеанскому партнёрству, они регулярно проводят совместные военно-морские учения.
Однако позитивная реакция Токио имеет и некоторые оговорки. Несмотря на то, что само присутствие американских, британских и, в перспективе, австралийских атомных подводных лодок в регионе и, в частности, в Южно-Китайском море является для Японии желательным, сам факт эксклюзивного договора США и Великобритании с Австралией ставит перед японским руководством ряд вопросов
30.
Во-первых, насколько вероятна возможность передачи таких военных технологий самой Японии – ближайшему союзнику США в АТР. Во-вторых, не означает ли заключение такого альянса США в регионе отход Японии на второстепенную роль в глазах её союзника. Поэтому можно говорить о том, что в Японии известие о создании нового союза было встречено со смешанными чувствами, хотя, если смотреть на ситуацию с позиции китайской угрозы, в глазах японской элиты стратегические преимущества этого альянса преобладают31.
При этом Япония входит в другую организацию, созданную США в регионе – Quad (Quadrilateral Security Dialogue, четырёхсторонний диалог по безопасности), которая, помимо США и Японии, включает Австралию и Индию. Организация была создана в 2007 г. с подачи Абэ Синдзо, однако тогда эта идея продолжения не получила. Новую жизнь в неё вдохнул Дональд Трамп в 2017 г. на волне его борьбы с растущим влиянием Китая: именно против него направлены усилия этого объединения.
Оно является неформальным, но c началом президентства Байдена встречи в рамках этого формата проводятся регулярно: в марте 2021 г. – виртуальная встреча лидеров Quad, в сентябре 2021 г. – первая очная встреча в Вашингтоне, в феврале 2022 г. – четвёртая встреча министров иностранных дел.
Ключевая идея этого объединения – защита «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона». В сегодняшнем международном дискурсе термин ИТР является общеупотребительным, хотя ещё совсем недавно для обозначения этого региона использовался термин АТР – Азиатско-Тихоокеанский регион.
Очевидно, что главное отличие – акцент на включенность Индийского океана и Индии. Именно Индию как крупную региональную силу, при этом враждебно относящуюся к Китаю, США в последние годы вовлекают в свою азиатскую политику. Примечательно, что в мае 2018 г. президент Трамп переименовал Тихоокеанское командование США в Индо-Тихоокеанское в знак «признания растущей взаимосвязи между Индийским и Тихим океанами».
Вооружённый конфликт России и Украины, разразившийся в феврале 2022 г., существенным образом сместил внимание мировой общественности на российское направление, однако главным вызовом современной мировой политики всё-таки остаётся американо-китайское противостояние. Многие политики и аналитики проводят параллели между российской специальной военной операцией в отношении Украины и возможными попытками Китая присоединить Тайвань силовым способом32.
Создание новых альянсов в Индо-Тихоокеанском регионе говорит о том, что на наших глазах происходит изменение региональной внешнеполитической архитектуры, возвращается блоковость, напоминающая времена холодной войны. При этом ситуация характеризуется подвижностью: насколько стабильными будут новые блоки, пока предсказать сложно.
Важным в контексте настоящего исследования является то, что создаваемые США новые блоки (AUKUS, Quad) не включают ЕС и Японию вместе, т.е. говорить о том, что США в своей азиатской политике опираются на своих традиционных «младших партнёров», нельзя. Вместо этого они ищут новые связи, новые силовые линии – углубляют союз с Австралией, вовлекают Индию.
Япония, в свою очередь, ищет региональных союзников – соглашение с Австралией, охватывающее широкий круг вопросов безопасности, является показательным. ЕС старается следовать общемировому тренду и создаёт Индо- Тихоокеанскую стратегию, однако сколько своего внешнеполитического ресурса руководство ЕС готово вложить в реализацию этой стратегии, пока остаётся неясным33.
Таким образом, сегодня говорить о существовании треугольника США – ЕС – Япония как действующего политического международного механизма сложно. Надо отметить, что в современном дискурсе формат трёхстороннего взаимодействия имеет место, но исключительно в экономическом измерении. В 2017 г. состоялась первая встреча министров экономики США, ЕС и Японии – Роберта Лайтхайзера, Сесилии Мальмстрём и Сэко Хиросигэ, на которой они договорились координировать усилия для защиты свободного рынка от нерыночных практик третьих стран, под которыми имеется в виду, в первую очередь, Китай. Встречи проводятся с разной степенью регулярности, последняя из них на сегодняшний день состоялась 30 ноября 2021 г., что в целом свидетельствует о заинтересованности сторон в развитии этого формата взаимодействия34.
Обратившись к политическому измерению, мы наблюдаем, как спонтанная и резкая политика Трампа привела к сближению Японии и ЕС; более последовательная, но прагматичная и далёкая от идеализма в отношении своих союзников политика Байдена создаёт условия для поиска ими новых союзов.
И здесь решения Японии и ЕС, вероятно, будут продиктованы не абстрактной приверженностью трилатерализму или любому другому умозрительному конструкту, а настолько же прагматичной оценке ситуации и выбору тех партнёрств, которые в сложившихся международных условиях окажутся максимально эффективными35.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из всего, что нами было изучено выше, можно сделать выводы по поставленным задачам:
Во-первых, было определено понятие международных экономических отношений. Международные экономические отношения – это политико-экономическая категория, отражающая объективно существующие международные экономические отношения, выражающие интересы государственных образований и их региональных субъектов по поводу обмена результатами производства, продуктами труда на возможно взаимовыгодной основе.
Во-вторых, специфика же мирового хозяйства и. соответственно, международных экономических отношений определяется тем обстоятельством, что взаимоотношения в гражданском обществе, в частности между социальными слоями, осуществляются через государственные границы и предстают в качестве международных экономических отношений. Отсюда и отличия в методологии рассмотрения исторически развивающихся категорий, соотношения между понятиями.
Во-третьих, серьезно уступая Соединенным Штатам по масштабам своей экономики и политической роли в современном мире, не говоря уже о несравнимом военном потенциале, Япония вынуждена серьезно считаться с позицией и политикой США в своих отношениях – как двусторонних, так и на региональном уровне – и подстраиваться под инициируемые Соединенными Штатами изменения в их общем векторе и частных деталях, преследуя при этом, однако, собственные интересы в экономической и политической сферах.
Во-четвертых, для Японии важность отношений коренится в превращении Соединенных Штатов в крупнейшую экономическую державу мира; зависимость Японии от Соединенных Штатов в вопросах национальной безопасности, особенно во время холодной войны; зависимость японской обрабатывающей промышленности – автомобилестроения, бытовой электроники и др.
В целом же у руководства Японии есть понимание, что договариваться нужно с любым президентом США, поскольку союз с ними является основой японской внешней политики и политики безопасности. В условиях роста напряжённости в Азиатско-Тихоокеанском регионе Токио подчёркивает, что важность альянса с США только возрастает. Байден, в свою очередь, выбрал именно премьер-министра Японии Суга Ёсихидэ для своего первого не виртуального саммита, который 20 состоялся 16 апреля 2021 г. в Вашингтоне.
Таким образом, первые шаги Байдена говорили о нацеленности его администрации на восстановление стабильных отношений с союзниками, возвращение их доверия к США как надёжному и предсказуемому «старшему партнёру». Тем сильнее было потрясение европейских лидеров, когда 15 сентября стало известно о том, что США создают новый альянс с Австралией и Великобританией, получивший название AUKUS по первым буквам входящих в него стран29.
Направленность нового союза очевидна: его задача – сдержать влияние Китая в регионе. О создании альянса лидеры трёх стран объявили на первом совместном саммите, проходившем по видеосвязи. Они также объявили о своём первом крупном проекте – оснащении австралийского флота атомными подводными лодками. Такое решение Австралии означало разрыв крупного контракта на поставку 12 дизельных подводных лодок Францией, оцениваемого в 40 млрд долл.
На создание AUKUS в Токио отреагировали в целом позитивно. Для Японии новый союз означает более активное вовлечение США в дела региона, что Токио всегда приветствовал, а также сигнал об углублении сотрудничества с Австралией, которая, вступив в альянс с США, отказалась от своей независимой политики в сфере региональной безопасности.
Вскоре после объявления об AUKUS, 6 января 2022 г. Япония и Австралия подписали соглашение о сотрудничестве в оборонной сфере, которое выводит их отношения на уровень «особого стратегического партнёрства». С Великобританией Японию также связывают тесные отношения: между ними уже заключено соглашение о свободной торговле, Япония приветствует намерение Великобритании присоединиться к Транс-Тихоокеанскому партнёрству, они регулярно проводят совместные военно-морские учения.
Однако позитивная реакция Токио имеет и некоторые оговорки. Несмотря на то, что само присутствие американских, британских и, в перспективе, австралийских атомных подводных лодок в регионе и, в частности, в Южно-Китайском море является для Японии желательным, сам факт эксклюзивного договора США и Великобритании с Австралией ставит перед японским руководством ряд вопросов
30.
Во-первых, насколько вероятна возможность передачи таких военных технологий самой Японии – ближайшему союзнику США в АТР. Во-вторых, не означает ли заключение такого альянса США в регионе отход Японии на второстепенную роль в глазах её союзника. Поэтому можно говорить о том, что в Японии известие о создании нового союза было встречено со смешанными чувствами, хотя, если смотреть на ситуацию с позиции китайской угрозы, в глазах японской элиты стратегические преимущества этого альянса преобладают31.
При этом Япония входит в другую организацию, созданную США в регионе – Quad (Quadrilateral Security Dialogue, четырёхсторонний диалог по безопасности), которая, помимо США и Японии, включает Австралию и Индию. Организация была создана в 2007 г. с подачи Абэ Синдзо, однако тогда эта идея продолжения не получила. Новую жизнь в неё вдохнул Дональд Трамп в 2017 г. на волне его борьбы с растущим влиянием Китая: именно против него направлены усилия этого объединения.
Оно является неформальным, но c началом президентства Байдена встречи в рамках этого формата проводятся регулярно: в марте 2021 г. – виртуальная встреча лидеров Quad, в сентябре 2021 г. – первая очная встреча в Вашингтоне, в феврале 2022 г. – четвёртая встреча министров иностранных дел.
Ключевая идея этого объединения – защита «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона». В сегодняшнем международном дискурсе термин ИТР является общеупотребительным, хотя ещё совсем недавно для обозначения этого региона использовался термин АТР – Азиатско-Тихоокеанский регион.
Очевидно, что главное отличие – акцент на включенность Индийского океана и Индии. Именно Индию как крупную региональную силу, при этом враждебно относящуюся к Китаю, США в последние годы вовлекают в свою азиатскую политику. Примечательно, что в мае 2018 г. президент Трамп переименовал Тихоокеанское командование США в Индо-Тихоокеанское в знак «признания растущей взаимосвязи между Индийским и Тихим океанами».
Вооружённый конфликт России и Украины, разразившийся в феврале 2022 г., существенным образом сместил внимание мировой общественности на российское направление, однако главным вызовом современной мировой политики всё-таки остаётся американо-китайское противостояние. Многие политики и аналитики проводят параллели между российской специальной военной операцией в отношении Украины и возможными попытками Китая присоединить Тайвань силовым способом32.
Создание новых альянсов в Индо-Тихоокеанском регионе говорит о том, что на наших глазах происходит изменение региональной внешнеполитической архитектуры, возвращается блоковость, напоминающая времена холодной войны. При этом ситуация характеризуется подвижностью: насколько стабильными будут новые блоки, пока предсказать сложно.
Важным в контексте настоящего исследования является то, что создаваемые США новые блоки (AUKUS, Quad) не включают ЕС и Японию вместе, т.е. говорить о том, что США в своей азиатской политике опираются на своих традиционных «младших партнёров», нельзя. Вместо этого они ищут новые связи, новые силовые линии – углубляют союз с Австралией, вовлекают Индию.
Япония, в свою очередь, ищет региональных союзников – соглашение с Австралией, охватывающее широкий круг вопросов безопасности, является показательным. ЕС старается следовать общемировому тренду и создаёт Индо- Тихоокеанскую стратегию, однако сколько своего внешнеполитического ресурса руководство ЕС готово вложить в реализацию этой стратегии, пока остаётся неясным33.
Таким образом, сегодня говорить о существовании треугольника США – ЕС – Япония как действующего политического международного механизма сложно. Надо отметить, что в современном дискурсе формат трёхстороннего взаимодействия имеет место, но исключительно в экономическом измерении. В 2017 г. состоялась первая встреча министров экономики США, ЕС и Японии – Роберта Лайтхайзера, Сесилии Мальмстрём и Сэко Хиросигэ, на которой они договорились координировать усилия для защиты свободного рынка от нерыночных практик третьих стран, под которыми имеется в виду, в первую очередь, Китай. Встречи проводятся с разной степенью регулярности, последняя из них на сегодняшний день состоялась 30 ноября 2021 г., что в целом свидетельствует о заинтересованности сторон в развитии этого формата взаимодействия34.
Обратившись к политическому измерению, мы наблюдаем, как спонтанная и резкая политика Трампа привела к сближению Японии и ЕС; более последовательная, но прагматичная и далёкая от идеализма в отношении своих союзников политика Байдена создаёт условия для поиска ими новых союзов.
И здесь решения Японии и ЕС, вероятно, будут продиктованы не абстрактной приверженностью трилатерализму или любому другому умозрительному конструкту, а настолько же прагматичной оценке ситуации и выбору тех партнёрств, которые в сложившихся международных условиях окажутся максимально эффективными35.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из всего, что нами было изучено выше, можно сделать выводы по поставленным задачам:
Во-первых, было определено понятие международных экономических отношений. Международные экономические отношения – это политико-экономическая категория, отражающая объективно существующие международные экономические отношения, выражающие интересы государственных образований и их региональных субъектов по поводу обмена результатами производства, продуктами труда на возможно взаимовыгодной основе.
Во-вторых, специфика же мирового хозяйства и. соответственно, международных экономических отношений определяется тем обстоятельством, что взаимоотношения в гражданском обществе, в частности между социальными слоями, осуществляются через государственные границы и предстают в качестве международных экономических отношений. Отсюда и отличия в методологии рассмотрения исторически развивающихся категорий, соотношения между понятиями.
Во-третьих, серьезно уступая Соединенным Штатам по масштабам своей экономики и политической роли в современном мире, не говоря уже о несравнимом военном потенциале, Япония вынуждена серьезно считаться с позицией и политикой США в своих отношениях – как двусторонних, так и на региональном уровне – и подстраиваться под инициируемые Соединенными Штатами изменения в их общем векторе и частных деталях, преследуя при этом, однако, собственные интересы в экономической и политической сферах.
Во-четвертых, для Японии важность отношений коренится в превращении Соединенных Штатов в крупнейшую экономическую державу мира; зависимость Японии от Соединенных Штатов в вопросах национальной безопасности, особенно во время холодной войны; зависимость японской обрабатывающей промышленности – автомобилестроения, бытовой электроники и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Бабурина О. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / О.Н. Бабурина. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 275 с. -
Васильева Т. Н. Мировая экономика / Т. Н. Васильева, Л. В. Васильев. – 4 -е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2021. – 161 с. -
Графов Д.Б. Подходы к сдерживанию Китая // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2022. – № 3. – С. 41-60. -
Гурова, И.П. Мировая экономика.: Учебник для студентов / И.П. Гурова. - М.: Омега-Л, 2020. - 400 c. -
Дерен В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 588 с. -
Ермолаева Н. М. Мировая экономика и мировые экономические отношения. – М.: Аспект Пресс. 2019. – 396 с. -
Ефимова Е.Г. Мировая экономика: Учебное пособие для студентов-экономистов / Е.Г. Ефимова. - М.: МГИУ, 2021. - 208 c. -
Заволокина Л. И. Мировая экономика: учебное пособие для вузов / Л. И. Заволокина Н. А. Диесперова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 182 с. -
Зубенко, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2021. - 409 c. -
Ивасенко А.Г. Мировая экономика: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2020. - 640 c. -
Корниенко, О. В. Мировая экономика / О.В. Корниенко. - М.: Питер, 2021. - 968 c. -
Кудров В.М. Мировая экономика / В.М. Кудров. - М.: Юстицинформ, 2019. - 674 c. -
Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В.К. Ломакин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 687 с. -
Любецкий В. В. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / В.В. Любецкий. – М.: Инфра-М, 2019. – 350 с. -
Мантусов В. Б. Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях / В.Б. Мантусов. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 272 c. -
Мищенко Я.В. Япония в региональной интеграции: вызовы, задачи и перспективы // Ежегодник Япония. – 2020. – Т. 49. – С. 157-174. -
Мозгоев А. М. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / А. М. Могзоев. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 228 с. -
Овчаренко Н. А. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров / Н. А. Овчаренко. – 2-е изд., перераб. – Москва: Дашков и К, 2021. – 208 с. -
Пашковская М. В., Мировая экономика. Учебник. 5-е изд., стер. – М.: Юрайт. 2019. – 768 с. -
Погорлецкий А. И. Мировая экономика / А.И. Погорлецкий, В.Г. Шеров-Игнатьев, А.Ю. Цыцырева. - М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2021. - 356 c. -
Поморина М.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика / М.А. Поморина. - М.: КноРус, 2019. - 320 c. -
Поникаров В. А. Мировая экономика. Учебное пособие. – М.: Проспект. 2017. – 128 с. -
Раджабова З. К. Мировая экономика: учебник / З.К. Раджабова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 369 с. -
Симионов Ю. Ф. Международная экономика и международные экономические отношения / Ю.Ф. Симионов, О.А. Лыкова. - М.: Феникс, 2019. - 192 c. -
Смагулова С. М. Мировая экономика. Учебник и практикум. – М.:Юрайт. 2017. – 194 с. -
Спиридонов И. А. Мировая экономика: Учеб. пособие / И.А. Спиридонов. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2019. – 128 с. -
Сутырин С. Ф. Мировая экономика. Учебное пособие. – М.: Юрайт. 2021. – 172 с. -
Тарелко Н. А. Международные экономические отношения / Н.А. Тарелко, Л.М. Короткевич. - М.: ТетраСистемс, 2019. - 112 c. -
Тихий, В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие / В. И. Тихий, О. В. Корева. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2021. – 259 с. -
Халевинская Е. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / Е. Д. Халевинская. – 3-e изд., перераб. и доп. – Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2020. – 400 с. -
Хасбулатов, Р. И. Международные экономические отношения в 3 ч. Часть 1: учебник для вузов / Р. И. Хасбулатов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 337 с. -
Чеботарев Н. Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник. – М.: Дашков и Ко. 2020. – 350 с. -
Черников, Г. П. Мировая экономика / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. - Москва: СПб.: Питер, 2019. - 432 c. -
Шимко П. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник и практикум / П.Д. Шимко. - М.: Юрайт, 2021. - 392 c. -
Щенин Р.К. Мировая экономика / Р.К. Щенин. - М.: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), 2021. - 860 c.