Файл: Формирование функциональной грамотности на уроках математики через работу с разными видами информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает школьникам понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.

Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:

Первый компонент математической грамотности:

- ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний. Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос: «А зачем мне математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.

Второй компонент математической грамотности:

- способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.

Третий компонент математической грамотности:

- владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).

Математическая грамотность младшего школьника как составляющая функциональной грамотности трактуется как:

  • понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;

  • потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);

  • способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать;

  • совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков.


Инструменты по формированию математической грамотности школьников:

  1. Технология проектов (обучающиеся учатся ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах).

  2. Проблемное обучение (проблемные задания на уроках, которые позволяют развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям).

  3. Работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами.

  4. Игровые технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры)

  5. Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.

Для обучающихся начальной школы мир чисел – нечто совершенно новое и абстрактное. Именно поэтому учителю важно показать, что эти знания будут нужны не далеко в будущем, а здесь и сейчас. Один из компонентов функциональной грамотности – математическая грамотность – позволяет человеку использовать математические знания на практике и на их основе уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие.


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8

Виды информации, используемые на уроках математики в начальной школе.



В понятие «информация» (от латинского informatio - разъяснение, изложение, набор сведений) вкладывается понятие соответственно той отрасли, где это понятие рассматривается. Обычно под информацией подразумевают любые данные или сведения, которые интересуют.

В литературе можно найти большое число определений термина «информация», которые отражают различные подходы к его толкованию.

Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. («Федеральный закон РФ № 143-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова).

Различают основные виды информации, которые классифицируют по её форме представления, способам её кодирования и хранения:

  • Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

  • Числовая — в виде цифр и знаков (символов), обозначающих математические действия.

  • Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.

  • Звуковая – для хранения звуковой информации

  • Видеоинформация – способ хранения «живых» картин окружающего мира.

В Примерную программу по математике, созданную в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования включен раздел «Работа с информацией», который призван научить младших школьников извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать обоснованные решения в разнообразных ситуациях.

В учебниках «Математика» УМК «Школа России» математическая информация представлена в виде:

  • рисунков,

  • цифр,

  • числовых выражений.

  • задач,

  • математических символов, знаков,

  • схем,

  • формул,

  • диаграмм,

  • карт,

  • таблиц,

  • математического текста,

  • технических способов визуализации материала.

Выделяют три составляющие математической грамотности при работе с информацией:

1. Умение находить и отбирать информацию. Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия.


2. Арифметические действия и использование информации. В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами, процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать измерительные приборы, а также применять формулы.

3. Интерпретация, оценка и анализ данных. Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более широкими математическими и статистическими понятиями.

Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные навыки. Ученик должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию, описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт, графиков) и различных компьютерных средств. А при интерпретации информации ученик должен уметь:

 читать и понимать простые таблицы, диаграммы и графики; читать и понимать числа, представленные различным образом (например, большие числа в цифрах и прописью, простые и десятичные дроби, проценты);

 проводить замеры повсеместно используемых единиц измерения (например, минуты, миллиметры, литры, граммы, градусы) с помощью шкал знакомых измерительных приборов (например, часы, рулетка, измерительный сосуд, весы, термометр;

 выбирать соответствующий заданию способ вычисления.



Выводы по главе I.



1.В отличие от обычной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть элементарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных

отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Основные признаки функционально грамотной личности: это самостоятельный человек, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Главной составляющей функциональной грамотности является математическая грамотность обучающихся. 

2. Математическая грамотность - это способность ребенка определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

3. На основе обобщения полученного материала сделан вывод, что наиболее полное и точное определение рассматриваемого понятия формулирует Н.Ф. Виноградова: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; - способностью строить социальные отношения…; - совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»

4. Детально изучив учебник математики 1 класса УМК «Школа России», пришли к выводу, что виды информации, с которыми встречаются учащиеся на уроке математики специфичные, требующие знания математической терминологии, математических понятий и операций. Поэтому работа по получению, преобразованию и применению информации подразумевает практическую деятельность учащихся на уроках математики.