Файл: Формирование функциональной грамотности на уроках математики через работу с разными видами информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глава II. Практические аспекты по формированию функциональной грамотности младших школьников.

    1. Опытно – поисковая работа по формированию у учащихся основ функциональной грамотности через работу с различными видами информации.



Работая над темой опытно – поисковой работы приходилось задумываться о том, как и в какой форме донести до учеников учебный материал. Очень важно правильно построить образовательный процесс у младших школьников, так как обучающиеся только начинают воспринимать учебную деятельность как ведущую, у них начинает формироваться самооценка, учебная мотивация, коммуникативные умения.

Обучать работе с информацией начинаю с первых дней появления ребёнка в школе. В первом классе школьники учатся ориентироваться на странице учебника, анализировать информацию, представленную на иллюстрации. Отвечают на вопросы по картинкам в учебнике: «Что изображено?», «Сколько человек?», «Что можно узнать, рассматривая картинки?».

Вопросы «Чем похожи?», «Чем различаются?» помогают развитию у детей умения описывать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки, а также формулировать выводы по результатам наблюдений.

В первом классе начинается знакомство с цифрами, математическими символами и знаками, математическим текстом и рисунком, задачами и числовыми выражениями, простыми схемами и таблицами.

Ежедневно на уроках предлагаю учащимся «Задачки для раскачки»: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки,

задачи – шутки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками.

Информацию на уроке математики ученики первого класса учатся добывать из разных источников. Особым источником информации является иллюстрация. Серия картинок в учебнике математики несет вариативный объем информации. Можно на пустующее место поставить две разные картинки, и содержание информации изменится. К тому же, в опоре на данный источник вводится новая информация о том, что помимо математического рассказа существует математическая задача. Достоверность полученной преобразованной информации проверяется в опоре на рисунок.


Во втором классе продолжаем работать с вышеуказанными видами информации и уже представляем текстовую информацию в виде схематического рисунка, графической, схематической и знаково-символической моделей.

В 3 и 4 классе к работе с таблицами и схемами добавляется работа с диаграммами. Учащиеся учатся: читать несложные готовые столбчатые диаграммы; сравнивать информацию, представленную в тексте и в столбчатой диаграмме; распознавать одну и ту же информацию, представленную вербально и графически, пользоваться почерпнутыми из столбчатой диаграммы сведениями для ответа на вопросы задания.

Учащиеся 4 класса моделируют текстовые ситуации (таблицы, схемы, знаково-символические модели, диаграммы); моделируют предметные ситуации на схеме, проводят кодировку текста задачи в таблицу; интерпретируют текст задач в виде схематического рисунка.

При работе с информацией на уроках математики кроме учебников так же используется справочная литература, дополнительная литература, Интернет – ресурсы, видеоуроки.

Для подтверждения положительного влияния на формирование математической грамотности у младших школьников через работу с разными видами информации было проведено педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение проводилось в сентябре – феврале 2022 – 2023 учебного года в 1 «А» классе МАОУ СОШ № 6 г. Холмска В исследовании принимали участие 2 группы (20 обучающихся) класса.

На первом этапе педагогического наблюдения был выбран объект наблюдения, которым стало формирование математической грамотности. Сформулировав на втором этапе работы цель наблюдения: исследовать, зависит ли формирование математической грамотности от использования различных видов информации, на третьем этапе условиями проведения наблюдения определили непосредственное открытое дискретное наблюдение на уроках. Составив план и уточнив критерии оценки, выбрали методики наблюдения.

Для исследования влияния использованных видов информации на формирование функциональной математической грамотности было подобрано три методики:

1) Деловая игра по математике «Строим дом».

2) Урок-путешествие в страну «Математика».

3) Задачи – шутки.

Задания данных методик помещены в Приложении. Работа проводилась в условиях урока. Все обучающиеся выполняли задания одновременно, форма выполнения – индивидуальная.



Деловая игра по математике «Строим дом».

Первая методика направлена на формирование функциональной грамотности через использование математической информации. Данный формат урока позволяет всем обучающимся проявить инициативу. В работе участвуют даже слабые ребята, так как в деловой игре на каждого найдется роль, ученики понимают необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, связанные с практической деятельностью человека, стремятся оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний. Представленная методика является примером групповой деятельности обучающихся на уроках. Такая форма работы целесообразна при проведении уроков повторения, обобщения знаний. Она стимулирует качественное повторение пройденного материала, развивает сотрудничество, учит общению и взаимоотношениям со сверстниками

Инструкция к проведению методики:

Ученикам предлагается освоить профессию строителя. Педагог делит 2 группы обучающихся на 3 бригады. Построить дом поможет знание математики. 1, 2 бригада подготавливает площадку – убирают камни (решают примеры), 3 бригада бетонщики – закладывают фундамент (решают арифметические ребусы и проверяют правильность решений). Затем строится крыша (решается проблемный вопрос). Установка окон (примеры с длинами). В конце работы дом построен и ученикам предлагается оценить свою работу (выбрать жильца с соответствующим настроением).

Методика проводилась в спокойной обстановке. Время на выполнение задания – 30 минут.

Обработка результатов:

Для выявления познавательной активности обучающихся на уроке в конце деловой игры был проведён мини – опрос. Он состоял из 6 вопросов и оценивался 1 баллом за каждый правильный ответ. Приложение 4.

В зависимости от ответов каждый обучающийся получил определенные баллы.

6 – 5 баллов – высокий уровень,

4 балла – средний уровень,

3 балла и ниже – низкий уровень. Результаты исследования описаны в Таблице 1.

Урок – путешествие в страну «Математика».

Урок проходит в форме путешествия по сказочной стране «Математика». Такая форма урока позволяет легко выявить уровень усвоения знаний по нескольким темам сразу, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи,


Инструкция к проведению методики:

На доске висит карта сказочной страны, на которой нарисованы все этапы путешествия: «Залив волшебных примеров», «Море задач», «Равнина смекалки», «Горы магических фигур». Обучающиеся класса разделятся учителем на команды, придумывают себе математические названия. Обучающиеся проходят станции, на каждой из которых требуется решить математические задания. Приложение 2.

Методика проводилась в среднем темпе. Время на выполнение – 35 минут.

Обработка результатов:

Уровень усвоения знаний обучающимися определялся по успешности прохождения станций страны «Математика»

Правильное решение задания – 1 балл, была ошибка – 0 баллов. По сумме баллов определён уровень усвоения системы знаний. Сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности обучающихся.

10 – 8 баллов – оптимальный уровень;

7 – 6 баллов – допустимый;

5 – 4 балла – критический. Результаты исследования описаны в Таблице 2.

Задачи – шутки.

Данная методика направлена на повышение интереса к математике, умение работать с информацией, владение математическими фактами, использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере практического содержания. Также она способствует воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач.

Инструкция к проведению методики:

Педагог предлагает детям решить задачи, которые по структуре составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичным тем, которые применялись при решении похожих задач. Однако такие задачи требуют внимательности, иногда у них другое решение. Приложение 3.

Методика проводилось в быстром темпе. Время на выполнение каждой задачи – 5 минут.

Обработка результатов:

Для выявления уровня интереса к предмету, обучающимся были предложен вопрос: «Насколько вам понравился урок?».

Варианты ответа:

не понравился (1) – низкий уровень интереса,

понравился (2) – средний уровень,

очень понравился (3) – высокий уровень. Результаты описаны в Таблице 3.

Проанализировав результаты всех трёх методик, сформулировали следующие выводы:


1. Систематическое использование на уроках математики специальных заданий и проблемных ситуаций, тщательно подобранных видов информации, формирует и развивает основы функциональной грамотности младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

2. Все методики, использованные педагогом, направлены на отработку навыков работы с математической информацией, на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

3. Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление младших школьников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8