Файл: Формирование функциональной грамотности на уроках математики через работу с разными видами информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Департамент образования муниципального образования

«Холмский городской округ» Сахалинской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 6 г. Холмска муниципального образования «Холмский

городской округ» Сахалинской области

Формирование функциональной грамотности на уроках математики через работу с разными видами информации.

(опытно – поисковая работа)

С. В. Беликова, учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 6

г. Холмска
Холмск

2023 г

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы формирования функциональной грамотности младших школьников в процессе обучения. 5

1.1.Понятие функциональной грамотности в современной педагогической литературе. 5

1.2.Математическая грамотность как составляющая функциональной грамотности. 6

1.3.Виды информации, используемые на уроках математики в начальной школе. 7

Выводы по главе I. 9

Глава II. Практические аспекты по формированию функциональной грамотности младших школьников. 10

2.1.Опытно – поисковая работа по формированию у учащихся основ функциональной грамотности через работу с различными видами информации. 10

2.2.Активные методы обучения, технологии и приёмы – инструменты формирования математической функциональной грамотности младших школьников. 13

Выводы по главе II. 19

Заключение. 21

Список использованной литературы. 22

Приложение. 23


Введение


Современный мир стал гораздо сложнее, чем был несколько лет назад. Происходящие в мире и обществе изменения требуют особого подхода в педагогике. Появляются новые вызовы времени, это связано с появлением новых технологий, новых профессий, новых проблем общества и с социально-психологическими изменениями самого человека. Сегодня становится жизненно важно уметь быстро найти информацию в разных источниках и уметь представить ее в новой форме.

Одной из важнейших задач современной школы является формирование функционально грамотных людей. Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет значимость понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, организовывать взаимодействие педагога с обучающимися в учебном процессе.


Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» на первый план наряду с общей грамотностью выступает «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач», а также личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие, что обусловлено изменением общей парадигмы образования.

Исследованием проблемы формирования функциональной грамотности в педагогической теории и образовательной практике занимались многие психологи и педагоги: А. Е. Ольшанникова, В. И. Селиванов, С.Л. Рубинштейн, В. В. Ветрова, Л. И. Божович, А. И. Захаров, В. А. Сластенин, В. П. Каширина, И. В. Дубровина, Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер, М. И. Лисина, Р. С. Немов, С. Г. Якобсон, Г. С. Никифоров и др.

Теоретико-методологической базой исследования стали труды А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, Л. И. Божович, П. М. Якобсона, В. А. Сластенина и др.

Актуальность темы исследования продиктована тем, что модернизация образования обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональная разносторонность - способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Именно с этим связано появление многих идей компетентностного подхода в образовании. Современному человеку требуется быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в информационном мире. В новых обстоятельствах процесс обучения школьников должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь».

В новом Законе «Об образовании» сделан акцент на формирование всесторонне развитой личности и четко указано на то, что ученик начальной школы должен обладать функциональной грамотностью.

В качестве объекта исследования выступает процесс развития функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики.



Предмет исследования – формирование функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики в общеобразовательной школе.

Цель исследования – изучение видов информации направленных на развитие функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики и обоснование технологии их возможного применения на практике.

Гипотеза исследования – если правильно подбирать и применять необходимые виды информации, то они будут способствовать повышению эффективности формирования математической грамотности у младшего школьника.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Изучить литературу по проблеме формирования функциональной грамотности у младших школьников.

  2. Рассмотреть особенности формирования математической функциональной грамотности у младших школьников как составляющей функциональной грамотности.

  3. Изучить литературу по видам информации направленных на развитие функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики.

  4. Выработать практические рекомендации по формированию математической грамотности через работу с разными видами информации.


Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, нормативных документов; изучение опыта работы педагогов;

- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа; опытно-поисковая работа, анализ и обобщение опытных данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения доведены до уровня практического применения: методические разработки можно использовать в педагогической практике, которая нацелена на эффективное формирование основ математической функциональной грамотности у младших школьников через работу с информацией.

Структура исследовательской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Глава I. Теоретические основы формирования функциональной грамотности младших школьников в процессе обучения.

    1. Понятие функциональной грамотности в современной педагогической литературе.



О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно научить ориентироваться в ней.

Современная педагогическая литература предлагает разные определения функциональной грамотности и при этом имеется относительно небольшой разброс мнений и представлений о ней.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. «Новый словарь методических терминов и понятий» (

http://learnteachweb.ru › articles › azimov)

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенок должен обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; - способностью строить социальные отношения…; - совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…» Н.Ф. Виноградова (

http://metod.cit-vbg.ru › metodicheskij-otdel › pisa ›

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». (https://www.litres.ru/a-a-leontev-10625554/pedagogika-zdravogo-smysla/chitat-onlayn/ ) А. А. Леонтьев

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания
, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А. А. Леонтьев (http://school2100.com › pedagogam ›)

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами – ключевыми компетенциями.

Рассмотрев понятия «функциональная грамотность» у разных авторов, изучив литературу по теме можем сделать вывод, что:

1) сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений;

2) составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные.

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников начальных классов, соответствующую их возрастной ступени.
    1. Математическая грамотность как составляющая функциональной грамотности.



Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации «Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются: модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности...; обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося...»

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:

• использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;