Файл: Формирование функциональной грамотности на уроках математики через работу с разными видами информации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Активные методы обучения, технологии и приёмы – инструменты формирования математической функциональной грамотности младших школьников.
Задача учителя сегодня через содержание учебного материала, через использование разнообразных видов информации, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.
Активные методы обучения - это система методов и приемов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной, познавательной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Особенности приемов активного обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений, при решении которых он учится находить выход из сложившейся проблемной ситуации.
Приём «Секрет в ладошках»
На цветных ладошках размещаю различные числа, задачи, примеры, вопросы, геометрический материал.
-
Решаем задачи на нахождение величин - цена, количество, стоимость.
1. Ученикам раздаю разные купюры 1р., 2р., 5р.,10р., 50р.
- Сколько у вас оказалось денег? (Дети подсчитывают деньги, которые получили).
2. Подумайте и ответьте: (запись на доске или на экране)
- Сколько сдачи ты получишь с каждой покупки, если купишь:
один йогурт (32 руб.)?
одно мороженое (26 руб.)? (применение знаний математики в жизненной ситуации).
- Что ещё можно купить в магазине на эти деньги?
- На что вы хотели бы потратить деньги, которые остались?
- А если вам не хватает денег на покупку (у кого, ребята, не хватает денег?), что
будете делать?
Покупку совершили. Продолжаем работу.
3. Верно ли … (Дети должны дать полные ответы на вопросы)
- Верно ли утверждение, что количество приобретаемого товара зависит от ваших
денежных средств? Каким образом?
- Верно ли, что цена - это то, что мы заплатили за всю покупку? Количество
показывает, сколько предметов мы купили?
- Верно ли, что стоимость показывает
, сколько стоит один предмет?
- Верно ли, что стоимость покупки может быть одинаковой с ценой товара? Когда
это возможно?
Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, повышает интерес к задачам, способствует закреплению связи величин - цена, количество, стоимость, математическому развитию и повышает качество математической функциональной грамотности.
-
Использование приема «Секрет в ладошках» при изучении «Числовые выражения».
Применение математической символики и терминологии. Раздаю детям - числовые выражения на ладошках.
11 – 9;
15 – 7;
9 + 4 – 6;
12 – 4+5;
10 + (7 – 5);
16 – (9 – 7) и т.д.
- Что вы держите в ладошках? (ответы: примеры на сложение, примеры на
вычитание, выражения)
- Почему вы считаете, что это примеры?
- Правильно, примеры или числовые выражения.
Приём «Угадайте»
-
Читаю словесные формулировки числовых выражений.
-У кого в ладошках данное выражение? Из одиннадцати вычесть девять.
-Как ещё можно прочитать это выражение? (Задания для развития математической речи при работе с числовыми выражениями) - (одиннадцать минус девять, разность чисел 11 и 9)
Разность чисел пятнадцать и семь.
- Верно. Прочитайте свое выражение, пожалуйста, другим способом. (Из пятнадцати вычесть семь, пятнадцать минус семь)
К девяти прибавить четыре, а затем из суммы вычесть шесть.
- Прочитаем другим способом (девять плюс четыре, минус шесть)
Из двенадцати вычесть четыре, а затем к разности прибавить пять.
- Как вы предлагаете прочитать это выражение? (двенадцать минус четыре и плюс пять)
К числу десять прибавить разность чисел семь и пять. (Десять плюс в скобках семь минус пять)
Из числа шестнадцать вычесть разность чисел девять и семь. (От шестнадцати отнять в скобках девять минус семь)
На экране все выражения.
- Подумайте, в чем сходство всех числовых выражений? (Все выражения содержат числа, математические знаки действий).
Данный вид информационной математической работы направлен на понимание применения математической символики и терминологии, построение математических суждений.
- Посмотрите на свои выражения, найдите пару? (переходят в пары)
- По какому принципу определили, что это ваша пара?
- Замечательно!
Приём «Мы с соседом»
- Посовещайтесь, выберите любое число из своих примеров и скажите, где оно
встречается в вашей жизни, в окружающем мире?
- Составьте свои числовые выражения, используя те, что в ладошках. Прочитайте их.
- Молодцы! Спасибо! …..
Задания занимательного характера направлены на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Занимательный материал, в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому.
Моделирование заданий - представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.
-
Какая могла быть текстовая задача?
-
Вместе у Димы и Алеши 10 рублей. Сколько у кого было рублей. Если у Димы больше, чем у Алеши.
После решения (метод подбора) важно решить все возможные решения задачи (сложение - сколько всего, вычитание - на сколько больше).
Решение учебно-познавательных и учебно-практических заданий.
-
Допиши единицы измерений:
площадь школьного пенала прямоугольной формы | 180 |
длина дорожки | 50 |
площадь кухни | 12 |
высота окна | 145 |
длина гвоздя | 100 |
высота дома | 16 |
рост школьника | 1360 |
Работа с задачами на уроках математики разнообразна: это может быть работа
над уже решённой задачей,
решение задач различными способами,
разбиение задачи на смысловые части или моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка,
самостоятельное составление задач учащимися: используя слова настолько больше (меньше), по данному плану решения по выражению,
решение задач с недостающими и избыточными данными,
изменение вопроса задачи,
использование приема сравнения задач,
запись двух решений - одного правильного другого неправильного,
изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием,
решение обратных задач.
решение нестандартных задач
Главной составляющей математической функциональной грамотности являются следующие виды упражнений:
Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями - работа с математическими объектами. (Пример: 15 человек нашего класса идут в цирк. Какую сумму денег классный руководитель должна собрать, если билет стоит 120 рублей, а на проезд необходимо 30 рублей?)
Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах - числах, величинах, геометрических фигурах - упражнения на
выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин. (Пример: Со стены сняли старый плакат. Оказалось, что от клея на обоях осталось некрасивое пятно. Сторона квадрата - 50 см. Выбери, чем можно закрыть это пятно: карта мира - 80 см * 45 см; плакат «таблица умножения» - 4 дм * 8 дм; репродукция картины - 30 см * 20 см; цветной календарь - 55 см * 6 дм?)
Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач. (Пример: В магазин привезли 10 одинаковых коробок фруктов общей массой 250 кг. Сколько привезли кг яблок, если винограда было 4 коробки.)
Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний. Это умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия. (Пример: Мама решила приготовить салат из огурцов, помидоров и редиски. Вся масса салата должна составить 100 г. Сколько нужно положить помидоров, если масса огурцов составляет 40 г., а масса редиски в 5 раза меньше массы огурцов?
)
Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики. (Пример: Численность населения города в 2010 году составляла 326861 человек, а в 2019 году - 329427 человек. На сколько человек увеличилось количество жителей города за 9 лет?)
Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении. (Пример: Рома хочет вырезать подставку под горячее прямоугольной формы со сторонами 8 и 11 см, как написано в журнале «Помощь маме». У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 10 см. Рома приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Рома? Не поспешил ли он с началом работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку?)
Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений (оценка достоверности, логичности хода решения). Выполнение таких заданий заканчивается сопоставлением поставленного вопроса и полученного ответа. (Пример: У Оли 100 рублей, у Юли -75. Сколько тетрадей они могут вместе, если одна тетрадь стоит 5 рублей)
Моделирование и решение заданий с использованием математических умений и знаний в повседневных жизненных ситуациях.
В учебнике таких задач много. Особенно в 3 – 4 классе, когда от учеников требуются практические действия в жизни – это, к примеру, задачи – расчёты, представленные в учебнике на Страничках для любознательных. Все они практико-ориентированы, связаны с реальной жизнью. Условия этих задач могут быть усложнены, скорректированы. (расчет на семью из … человек, обои для комнаты … м). Часто предлагается строительство диаграммы, т.е. преобразование информации.
Выводы:
Перечисленные задания способствуют усвоению учебного материала, использованию полученных навыков и знаний для решения жизненных задач, нестандартных заданий, направленных на формирование и развитие математической грамотности, укрепляет положительное отношение к школе, к математике, к процессу учения.