ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М И Н И С Т Е Р С Т В О С П О Р Т А Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
направление подготовки Психолого-педагогическое образование
направленность (профиль) «Психология образования»
кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Педагогическая психология»
КОРНЕЕВОЙ ПОЛИНЫ АЛЬБЕРТОВНЫ
СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗА СЕБЯ В КАЧЕСТВЕ БУДУЩЕГО РОДИТЕЛЯ
Научный руководитель:
Дубовова А.А., к.псх.н,
доцент ______________
(подпись)
«___» ___________ 201__ г.
Дата защиты: «__» ____2020г.
Оценка: __________________
Краснодар 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ФЕНОМЕН РОДИТЕЛЬСТВА, И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗА СЕБЯ КАК БУДУЩЕГО РОДИТЕЛЯ 5
1.1. Понятие родительства и его компоненты 5
1.2. Факторы формирования родительства 16
1.3. Формирование навыков осознанного и ответственного родительства 20
1.4. Процесс становления образа родителя 23
ВЫВОДЫ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последние годы отечественные ученые и общественные деятели отмечают необходимость укрепления института семьи. Современная семья переживает, как и общество в целом, острый кризис, который проявляется в первую очередь в области детско-родительских отношений. Ослабевают социальные и психологические связи между родителями и детьми, снижается значимость родственных связей и отцовства и тому подобное.
Безусловно, отношения родителей и детей в семье является ярким примером между поколениями отношений в обществе, отражением объективных, субъективных и процессуальных аспектов так называемого «социального наследования». Ведь культура сохраняется в случае, если обеспечено воспроизводство населения, преемственность поколений, социализация подрастающего поколения. Эти важные человеческие функции обеспечиваются родителями в процессе воспитания.
Роль семейного воспитания трудно переоценить. Существует понятие полноценного семейного воспитания, то есть такого, основой которого является осознанное отношение супругов к роли родителей. Считается, что только в таком случае воспитательные воздействия родителей могут быть адекватными, а именно воспитание основном способствует формированию личности. Очевидно, что качество семейного взаимодействия, воспитания детей зависит от состояния родительства. Рассмотрение данной проблемы приводит нас к необходимости анализа определение понятия «родительство».
Понятие «родительство» является областью исследования целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики, культурологии, этики и других. Это безусловно подчеркивает значимость данного феномена в жизни отдельного человека и человечества и целом.
Сложность феномена родительства заключается в первую очередь в необходимости его рассмотрения через призму биологического, психологического и социокультурного аспектов. Родительство как особый социальный институт включает в себя два других института: родительство и материнство. Родительство можно рассматривать также как особый вид деятельности: уход, воспитание и образование ребенка. Родительство также является особым этапом в жизни человека, который начинается с момента зачатия ребенка и продолжается в течение всей жизни. Родительство создает субъективное восприятие человека себя в качестве родителя.
Объект исследования: становление образа себя как будущего родителя.
Предмет исследования: феномен родительства
Целью данной курсовой работы является раскрыть основные закономерности феномена родительства, влияющие на процесс становления образа родителя.
Задачи курсовой работы:
-
раскрыть суть феномена родительства и его компоненты; -
изучить факторы, влияющие на формирования родительства; -
рассмотреть особенности формирования навыков осознанного и ответственного родительства; -
выявить особенности процесса становления образа родителя.
Методы: анализ научно методической литературы.
Структура работы состоит из введения, одной главы, резюме, вывода, заключения и списка литературы.
- 1 2 3 4 5
ФЕНОМЕН РОДИТЕЛЬСТВА, И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗА СЕБЯ КАК БУДУЩЕГО РОДИТЕЛЯ
1.1. Понятие родительства и его компоненты
Родительство в основном понимается исследователями как личностное образование, включающее знания и понимание целей воспитания детей как полноправных членов общества, а также комплекс чувств, главным из которых является любовь к собственным детям.
Исследованию феномена родительства уделяют много внимания зарубежные исследователи. Так на Западе (преимущественно в США) проводится большое количество исследований, посвященных родительству. Зарубежные ученые выделяют метатеории, которые позволяют делать общие предположения о роли родителей в развитии ребенка.
Биопсихосоциальный подход представляет так называемая теория развивающихся систем Р. Лернера. Автор рассматривает взаимодействие всех уровней: генного, нейробиологического, психологического, социального. Представители (теории) биопсихосоциального подхода: Д. Белл (эволюционная психология – эволюция «нейросистемы ухода»); С. Скарр (поведенческая генетика – акцент на роли генов по сравнению с влиянием социума, включая родителей).
Теория семейных систем предполагает анализ динамики отношений, влияние детей на родителей, эффективность родительско-детского общения (Д. Олсон, К. Рассел, Д. Спренкл).
В последнее время получили распространение теории, специально направленные на анализ лучшего стиля поведения родителей в определенном возрасте ребенка. Теория привязанности Дж. Боулби акцентирует внимание на младенческом возрасте, теория эффективных и неэффективных родительских стилей контроля и общения разработана относительно подростков (Д. Браумпайд, Д. Олсон, Л. Стейнберг). Теория родительского принятия-непринятия Р. Ронера анализирует личностные последствия, типичные стратегии преодоления родительского отчуждения и социокультурную специфику распространенности этих типов родительского отношения.
Один из актуальных направлений родительства - исследования в рамках теории развития семьи (Е. Дювол, Р. Хилла, К. Рассел), то есть перехода от родительства и переживания родителями нормативных стрессов по мере взросления ребенка и появления последующих детей. Р. ЛаРосса формулирует подход познавательного плюрализма для изучения различных аспектов родительства, в том числе принятие решения, период беременности, уход за ребенком в различных социальных контекстах и исторический период.
Отечественные классики психологической науки Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, О.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов рассматривали родительство как процесс становления и развития личности, который предусматривает глубокие изменения в самой личности, при этом личность отца или матери не просто меняется, - она становится ключевым компонентом системы детско-родительских взаимодействий.
Так, Л.С. Выготский (1928) рассматривал родительство как особый вид деятельности, отмечал его культурно и исторически обусловленную природу. Присущий родительству генезис детерминирован социальной ситуацией развития. При этом социальная ситуация развития – это своеобразное, специфическое для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью. Усвоения родительства происходит только в контексте взаимодействия с окружающими взрослыми: в эмоциональном общении в младенческом возрасте, через овладение предметной деятельностью, в игровой и учебной деятельности и тому подобное. В результате этого меняется психологическая структура, психологический смысл родительства и реализации родительской функции (психологического сопровождения детского развития) [4].
А.В. Беспалько (2000) под родительством понимает процесс обеспечения родителями (родными или приемными) необходимых условий для полноценного развития и обучения детей. По ее мнению, родительская позиция характеризуется такими признаками, как адекватность, гибкость и перспективность, причем в период становления родительство является неустойчивой структурой, которая проявляется в несогласованности некоторых компонентов между родителями, сопровождается периодически возникающими конфликтными ситуациями, отличается подвижностью структуры, тогда как развитая форма родительства характеризуется относительной стабильностью [1].
И.В. Братусь (2001) в понятие «родительство» вкладывает комплекс социальных, психологических, медицинских и других условий, которые позволяют семье иметь столько детей, сколько она хочет [2].
По мнению М.О. Ермихиной (2004), Т.А. Гурко (2003), Р.В. Овчаровой (2003) родительство – это сложное образование, включающее в себя отцовство и материнство, но при этом находится на высшем, надличностном уровне определения, тогда как родительство и материнство в первую очередь являются качественными характеристиками отдельной личности [18].