Файл: Министерствоспортароссийскойфедераци и.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В частности, Р.В. Овчарова (2003) дает следующее определение: родительство – интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителей, установок и ожиданий, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие [20].

Родительство проявляется как на субъективно-личностном уровне, так и на надиндивидуальный уровне. Как надиндивидуальное целое родительство включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с партнером по отношению к своим или приемным детям. Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, которые являются, по мнению Р. Овчаровой, психологическими формами проявления родительства

В исследовании Е.Г. Смирновой (2007), «родительство» рассматривается как уход за ребенком родными или приемными родителями, базирующийся на основе кровной или юридического родства и обеспечивается ими необходимыми социальными, психологическими, медицинскими и другими условиями для полноценного развития личности [23].

Проблематика родительства в психологии безгранична и состоит из многих аспектов, которые тесно связаны между собой. К этим аспектам можно отнести супружеские и детско-родительские отношения, гендерные родительские особенности, воспитательные воздействия, родительские позиции и установки и многое другое.

Наиболее полно сущность родительства раскрывает системное направление (Е.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Р.В. Овчарова и др.). В рамках этого направления родительство рассматривается как социально-психологическое явление, которое включает совокупность различных компонентов: ценностных ориентаций, установок, ожиданий, родительских чувств, позиций, ответственности и стиля семейного воспитания; анализируется по отношению к индивидуально-личностным особенностям супругов, по отношению семейной системы в целом (как единый план супругов ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств и т.д.), во взаимосвязи с родительскими семьями и системой общества.

Особенности семейных ценностей заключаются в том, что они представляют собой смесь эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений. Они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в ориентации личности родителя и в направлении его поведения [13].


Родительские установки ожидания включают три уровня представления:

- репродуктивные установки

- отношения и ожидания в отношениях родителей и детей

- отношение и ожидания относительно образа вашего собственного ребенка [19].

По мнению Э. Мэша, Д. Вольфа, отношение родителей зависит от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий, которые присущи социальной, культурной, национальной и религиозной среде, к которой принадлежит та или иная семья. Именно все эти факторы в значительной степени определяют характеристики родительского поведения [17].

Родительское отношение – это относительно устойчивое явление, которое включает в себя альтернативные элементы эмоционально-ценностного отношения и может меняться в определенных пределах. Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребенком, формах контроля и воспитании во взаимоотношениях. По словам А.Я. Варга, тип родительских отношений и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка [3].

Родительские чувства – это значительная группа чувств, которые занимают особое место в жизни человека. Родительские чувства противоречивы; они реализуются в родительских терминах и в родительских позициях.

Родительские позиции представляют собой реальное направление взаимодействия с ребенком, в основе которого лежит осознанная и неосознанная оценка ребенка. Родительские позиции реализуются в мобильных коммуникативных позициях.

Ответственность родителей - ответственность перед обществом и совестью. Родительская ответственность возникает в контроле за своим поведением и ситуацией в семье; характеризуется ролью, сыгранной в семейном воспитании.

Стиль семейного воспитания является выражением взаимодействия вышеперечисленных компонентов, его проявления наиболее очевидны. Стиль семейного воспитания гораздо шире, чем другие компоненты родительства.

Рассмотрим различные стили воспитания родителей, сформулированных В.М. Минияровым (2000).

Попустительский стиль воспитания.

Почти с пеленок ребенку предоставлена полная, бесконтрольная свобода действий. Взрослые в таких семьях чаще всего заняты собой: собственными делами, друзьями и работой, их почти не волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам, а иногда просто не считают нужным обращать на них внимание. Непоследовательно и неумело такие родители используют методы как наказания, так и поощрения: например,
наказывают ребенка и сразу же поощряют его, лишь бы он не расстраивался и не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье – кнут и пряник. Взаимоотношения с ребенком строятся таким образом, что невольно провоцируют его на поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируют формирование таких качеств, как угодничество, лесть и подхалимство. Родители постоянно демонстрируют ребенку мнимое отношение к окружающим: друзьям, соседям и родственникам, в присутствии детей в таких семьях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка - вместе с ним. Дети слишком рано овладевают наукой выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем.

На первый взгляд ребенок из такой семьи свободен в выборе форм поведения, однако вне собственной семьи от него требуется формальное публичное соблюдение правил пристойности. Такие дети хранят свои тайны за семью печатями, то есть все время находятся настороже, в стрессовом состоянии. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для содержания максимальной выгоды.

Соревновательный стиль воспитания.

В случае применения соревновательного стиля семейного воспитания родители с раннего возраста видят в действиях своего ребенка что-то выдающееся и необычное, постоянно поощряют активность самого ребенка, иногда не только морального, но и материального характера. Родители постоянно сравнивают своего малыша с другими и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Пытаясь раскрыть таланты своего ребенка, родители – иногда вопреки его желанию - настаивают на многостороннем и не всегда оправданном развитии, однако такое разностороннее развитие, не связанное с интересами ребенка, – это следствие родительского эгоизма. При удобном случае такие родители охотно заявляют о том, что их малыш, например, «увлекается теннисом, занимается вокалом» и др. В конце концов, это приводит к тому, что ребенок становится вполне убежден в своем превосходстве над другими детьми. Если же он рано терпит поражение, это надолго выбивает его из привычной колеи и приводит к депрессии и апатии.

Участие ребенка с раннего возраста в различных кружках и секциях иногда вызывает проблемы, связанные с его здоровьем: перегрузки, хроническая усталость впоследствии могут сказаться на ребенке в виде болезней. В соревновательном стиле семейного воспитания родители используют методы как поощрения, так и наказания. Однако, если поведение ребенка нарушает нормы, принятые в семье, наказание может быть не только строгим, но и неоправданно жестоким.


В своей любви к ребенку такие родители иногда не обращают внимания на личностные качества малыша, защищая своего ребенка от любых претензий со стороны других, в том числе ДОУ и школы, они при этом не обращают внимание, прав ли сам ребенок. Эти родители не выносят обидчиков своего ребенка, не боятся конфликтовать с ними.

Предупредительный стиль воспитания.

Предупредительный стиль семейного воспитания могут спровоцировать как патологическая болезненность ребенка, так и особенности характера родителей. В случае, если ребенок часто болеет, родители становятся чрезвычайно недоверчивыми и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Они ни на минуту не оставляют ребенка без присмотра и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, только родители определяют круг его интересов, инициируют детские игры, регламентирующие его поведение.

Такое отношение родителей можно объяснить еще и тем, что они боятся нарушить раз и навсегда заведенный дома порядок, боятся любых проявлений инициативы со стороны ребенка. Чуть ли не с пеленок родители пытаются отстранить своего ребенка от любых наказаний с любой стороны. Очень часто в таких семьях принято удовлетворять малейшую прихоть ребенка. Когда ребенок взрослеет, родители начинают использовать материальное стимулирование для того, чтобы он не выходил из повиновения и был послушным. Родители считают, что подобный надзор защитит ребенка и от гормональных изменений, и от кризисных ситуаций.

Бессознательно воспитывая в ребенке инфантилизм, его родители делают все возможное и даже невозможное, чтобы он избежал каких-либо трудностей, особенно если их жизни трудности не обошли. Поскольку такие родители считают других людей источником неприятностей для своих детей, то все посторонние люди вызывают у них большую осторожность.

К сожалению, воспитанию нравственных ценностей эти родители уделяют слишком мало внимания, у детей из таких семей формируется ситуативная мораль: оказавшись в той или иной социальной группе, они придерживаются моральных принципов этой группы, с закрытыми глазами доверяют чужому мнению.

Контролирующий стиль воспитания.

В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности. В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется: родители диктуют ребенку, как одеваться, с кем дружить, определяют его режим дня. В будущем младшие школьники переносят это достаточно спокойно, но более старшие протестуют против такого отношения.


Родители достаточно активно применяют методы наказания: это может быть и командный тон, и стук, и наказание, причем иногда довольно жесткое, физическое. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла и поддержки. Такие дети очень хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены возможности демонстрировать или иным образом подчеркивать свои лучшие стороны. Если же изредка родители видят и отмечают определенный поступок ребенка, мимо которого нельзя пройти, то сразу же находят повод указать ему на недостатки. Родители в подобных семьях не считаются с мнением своего ребенка, говоря: «Яйца курицу не учат». Иногда такие родители наказывают своего ребенка только для демонстрации своей власти над ним.

Сочувствующий стиль воспитания.

Условием формирования сочувствующего стиля воспитания является недостаточный материальный достаток семьи, плохие бытовые условия, отсутствие духовного родства членов семьи или одного из родителей. В таких семьях ребенок с детства остается без должного надзора. При отсутствии возрастного игрового материала ребенок основывает свои игры, на трудовых операциях, которые выполняют его родители или другие близкие ему люди. Слишком много времени такой малыш наблюдает жизнь родителей. Таким образом, ребенок рано начинает взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Из всех представленных типов личности этот тип наиболее волевой. Такие дети стойко переносят жизненные трудности и никого не обвиняют в них, им свойственны такие черты характера, как чуткость, правдивость и честность, вежливость и уравновешенность; они также отличаются терпеливостью, самокритичностью и, как мы уже говорили, сильной волей.

Итак, несмотря на то что мы представили пять совершенно определенных стилей семейного воспитания, сформулированных В.М. Минияровым, в «чистом» виде они довольно редко встречаются – чаще всего эти стили смешаны в рамках одной семьи.

Наиболее приемлемым является гармоничный тип воспитания, при котором общение в семье позволяет ребёнку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребёнок с раннего возраста подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребёнку, то нередко в таких семьях развитие ребёнка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности [15].