Файл: Министерствоспортароссийскойфедераци и.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В рамках классификации, предложенной В.Н. Соколовой и Г.Я. Юзефович, находим характеристику пяти типов семейного воспитания: гиперопека, непоследовательное воспитание, эгоцентризм, тип принятия, тип кооперации. К типам, которые могут негативно влиять на формирование личности ребенка, вызывая формирование негативных проявлений в его поведении, ученые относят гиперопеку, непоследовательное воспитание, эгоцентризм [24].

Гиперопека – тип воспитания, в результате которого у ребенка формируется стереотип поведения слабого и несамостоятельного человека, который ничего не может без родителей. Таким детям сложно общаться со сверстниками, они плохо привыкают к новым условиям, часто болеют. Иногда, в ответ на родительскую гиперопеку у ребенка, наоборот, может возникнуть протестная форма поведения, когда малыш пытается сопротивляться родительским ограничением, что приводит к многочисленным конфликтам в семье.

Эгоцентризм – такой тип воспитания нередко применяется в семьях, воспитывающих единственного ребенка. Поэтому он - основная цель в жизни всех членов семьи. Избыток любви ничем не лучше ее дефицита. Привыкнув к такой безусловной любви со стороны всех взрослых, ребенок обычно переживает настоящий стресс и разочарование, если не все, кто находится рядом, готовы просто так любить и обожать ее.

Непоследовательное воспитание – этот тип констатируется в семьях, где есть рассогласование и непоследовательность требований к ребенку со стороны взрослых, которые принимают участие в его воспитании. В результате у ребенка возникает непонимание того, чего от нее хотят и требуют родители, ведь система требований и наказаний постоянно меняется. Вот почему у детей из таких семей формируется ситуативная самооценка, при которой в одной ситуации ребенок чувствует себя успешными сильным, а в другой - неуверенным в себе и слабым. Указанные типы воспитания, если они являются доминирующими, приводят к негативным воспитательным результатам. Попытки взрослых ускорить исправление отрицательных черт ребенка с помощью отдельных действий, не меняя всей системы воспитания, являются, как правило, неэффективными. Именно в собственных педагогических ошибках родителям надо искать факторы негативных проявлений в поведении их детей. Психологами доказано, что родитель, не принимающий себя, не способен внутренне принять и своего ребенка. Для родителей, внутренне принимающих своего ребенка, достаточно того, что это их ребенок. Они принимают его таким, какой он есть, невзирая на его умственные или физические данные. Для родителей, внутренне не принимающих ребенка, воспитание, облеченное в форму чрезмерной опеки, связано с большой социальной ответственностью и нередко с финансовыми трудностями [15].


Еще А.С. Макаренко (1937) отмечал, что современное воспитание, к сожалению, требует, чтобы ребенок был удобен. Оно ведет к подчинению, и нейтрализации его как личности. А ведь ребенок поэтому может вырасти безвольным и не приспособленным к жизни. В прошлом веке Я. Корчак писал, что для человечества должно быть очень важно, что мы не можем принудить детей поддаваться воспитательским влияниям и дидактическим покушениям на их здравый ум и здоровую человеческую волю. Выдающийся педагог сомневался, что когда-нибудь мы, взрослые, придем к пониманию того, что первое и бесспорное право ребенка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нем. Мы дорастем до уважения и доверия ребенка, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается. Взрослым всегда нужно помнить, что воспитание ребенка ‑ не приятная забава, а работа, в которую нужно вложить усилия, тяжелые переживания и множество размышлений. Наказание для детей не несет надежды на исправления их поведения. Система взысканий должна быть разумной законной и необходимой. Она должна быть нацелена на формирование характера, воспитание чувства ответственности, предупреждение проявления детского негативизма. Доказано, что негативизм и капризность, в частности, используются ребенком как способ привлечения внимания к присутствующей у него проблеме [10].

Таким образом, семейное воспитание – одна из форм воспитания детей, объединяющая целенаправленные педагогические действия родителей с повседневным влиянием семейного быта. В основе воспитательной деятельности взрослым необходимо руководствоваться принципами любви и требовательности, разумной меры ответственности и самоконтроля для каждого возраста, родительского управления без лишнего крика, уважения к личности и достоинству ребенка, реальных требований и спокойной последовательности при их исполнении, справедливого использования арсенала стимулов и наказаний. В этом проявляется педагогическая культура родителей.


1.2. Факторы формирования родительства



Формирование родительства находится под влиянием культурных моделей родительского поведения и обусловлено как внешней необходимостью поддержания социального статуса, так и внутренними потребностями человека, в удовлетворении которых заключается смысл его психологических и социальных функций.

Исходя из позиции Л.Ф. Обуховой, что уровень анализа позволяет выявить многомерность изучаемого явления и рассматривать его как организованную целостность, можно выделить систему факторов, определяющих родительство:

-макросистема, или уровень социальных влияний;

- мезосистема, или уровень влияния родительской семьи;

-микросистема, или уровень собственной семьи;

- индивидуальный, или уровень конкретной личности.

Прежде всего, факторы, определяющие родительство, можно разделить на внешние и внутренние. Группа внешних факторов обусловлена совокупностью внешних воздействий, которые можно разделить на несколько уровней. Внутренние факторы – это черты личности, это личность человека.

Внешние и внутренние факторы могут быть соотнесены с уровнями, выделенными выше. Внешние факторы – это факторы макросистемы, мезосистемы и микросистемы. Внутренние факторы – это факторы индивидуального уровня.

Социальное влияние необходимо рассматривать с точки зрения социального регулирования и с точки зрения косвенного влияния на формирование родительства [19].

Разные исследователи делают это по-разному. Например, А.И. Антонов (1996) рассматривает в качестве социального регулирования систему целенаправленного воздействия государственных органов, материального и морального стимулирования рождаемости в рамках демографической политики. Косвенное влияние осуществляется через весь комплекс социальных воздействий, отраженных в системе ценностных ориентаций и установок личности; прежде всего, это СМИ, произведения искусства и культуры [9].

Следует отметить, что с точки зрения формирования родительства социальный уровень влияний устанавливает конкретный паттерн родительства для человека, дает отправную точку, которая, преодолев личностные характеристики обоих супругов, их ценностно-мотивационную сферу, а также опыт, приобретенный в родительской семье, порождают это формирование в каждом конкретном случае.


Рассматривая влияние общества с точки зрения его идентичности, следует отметить следующее: социальное регулирование системы общества в значительной степени осуществляется индивидом, что означает формирование родительства в определенной степени возможно посредством социального регулирования. Косвенный эффект плохо признан, но его влияние на складывание родительства сильнее.

Родительская семья – это первичная социальная среда личности, среда социализации. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, семейные отношения, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором развития личности. Дети узнают об уровне жизни в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, изучает правила и нормы поведения. Родительская семья служит наиболее доступным примером наблюдения и при определенных условиях и подражании.

Как правило, родители для отдельного человека являются значимыми людьми, поэтому то, как они выполняют свою родительскую роль, частично сознательно и частично бессознательно впоследствии копируется в их собственной семье. Какие люди станут родителями, во многом зависит от того, что мы увидели, испытали, почувствовали в поведении наших родителей. Существует прямая корреляция между структурами их собственных семей: семейные семьи в подавляющем большинстве похожи на родительские, характеристики родительской семьи по незнанию воспринимаются детьми в их семьях [11].

С точки зрения И.В. Дубровиной, только семья – родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль отношений –формируют детские модели, стандарты мужчин и женщин в детях. Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и взаимоотношений друг с другом и с другими людьми, мужчинами и женщинами, участвовать в семейных отношениях и воспринимать их [6].

Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи как модели на антиидеал, но следует также отметить, что общество и родительская семья только устанавливают модель, дают определенную модель родительства, которую индивид проходит через призму его убеждений, взглядов, индивидуальных особенностей. То есть микросистема факторного определения родительства – это уровень влияния на формирующееся родительство, при котором она приобретает конечные признаки.


На уровне микросистем согласованы две модели родительства супружеской пары: мужчины и женщины, которые создают свою семью и намереваются дать жизнь ребенку. Кроме того, на формирование развитой формы родительства и ее реализацию влияют специфические условия семейной жизни: воспитательная деятельность родителей регулируется условиями жизни семьи и другими индивидуальными факторами, которые различны в каждой конкретной семье.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: суммируя влияние уровня собственной семьи на формирование родительства и его реализацию в каждом конкретном случае, можно выделить несколько факторов:

-ориентация и индивидуальные черты личности;

-согласование модели родительства обоих супругов;

-конкретные условия жизни семейной семьи.

Внешние факторы, определяющие формирование родительства, можно объединить в три группы в соответствии с уровнем локализации его движущих сил: факторы макросистемы; факторы мезосистемы; микросистемные факторы.

Макросистемные факторы реализуют свое влияние напрямую через социальное регулирование и косвенно через весь комплекс социальных воздействий.

Родительская семья служит основной социальной средой индивида, где он получает первый социальный опыт, в частности, относительно реализации модели родительского поведения.

На уровне микросистемы на родительство влияют несколько факторов: ориентация и индивидуальные черты личности; согласование моделей родительства обоих супругов; конкретные условия жизни семейной семьи.
    1. 1   2   3   4   5