Файл: Министерствоспортароссийскойфедераци и.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование навыков осознанного и ответственного родительства



Содержание и сущность понятия «осознанное родительство» на сегодняшний день еще не имеет единого значения.

Значительный вклад по уточнению понятия «ответственное родительство» внесен Р.В. Овчаровой (2003). По ее мнению, ответственное родительство – это социально-психологический феномен, сформированный на основе знаний, умений, навыков, чувств, который обеспечивает процесс формирования и развития ребенка.

Р.В. Овчарова определяет ответственное родительство как над индивидуальное целое, которое должно включать в себя такие составляющие, как: 1) супружеская пара, которая решила дать начало новой жизни; 2) собственно ребенок. Так, по мнению Р.В. Овчаровой, ответственное родительство представляет собой относительно самостоятельную подсистему в системе семьи. Этот факт обусловливается тем, что основным критерием для выделения родительства в окружающей среде служит его целевое назначение – это рождение и воспитание детей [20].

По мнению А.В. Кузнецовой (2007), «ответственное родительство» - это осознанное отношение к рождению, воспитанию ребенка и его развитию, обеспечение каждому ребенку права на свободу, личностную неприкосновенность и защиту от насилия, эксплуатации, принуждения к проституции, попрошайничества, бродяжничества, вовлечения в преступную деятельность и т.п. [13].

По мнению Е.И. Зритневой, М.О. Ермихиной, Р.В. Овчаровой, Е.Г. Смирновой осознанное родительство включает:

- осознанность когнитивной составляющей семейных ценностей, установок и ожиданий родителей, родительских позиций, чувств, родительского отношения, ответственности, стиля воспитания;

- понимание себя, своих реакций, мотивов родительского поведения, осознание родительской составляющей своей личности;

- понимание своего супруга (супруги), его (ее) реакций, мотивов родительского поведения;

- осознание родительского единства себя и своего партнера, потребность в этом единстве (осознание себя родителями, а не только матерью и отцом);

- развитость, устойчивость и комплиментарность компонентов в интегральной психолого-педагогической структуре родительства [8; 10; 18].


Необходимость работы по формированию навыков осознанного родительства основывается, во-первых, необходимость родителей в поддержке, во-вторых, необходимость самого ребенка в полноценном развитии.

Понятие «осознанное родительство» не является тождественным понятию «культура родительства», поскольку последнее рассматривается учеными как более общее явление, которое можно анализировать не только на уровне личности, но и на уровне социума, оно характеризует определенную степень не только психологической, но и социальной зрелости будущих родителей.

Под формированием навыков осознанного родительства ученые понимают процесс систематического целенаправленного воздействия на сознание ребенка для обеспечения его нормального психического, полового развития, передачи научных знаний о поле человека.

Целью формирования навыков осознанного родительства является организация условий для приобретения и выполнения родительских ролей, готовность человека к созданию семьи; осознание ценности семьи и родительства в жизни каждого человека. Цель определяет содержание формирования навыков осознанного родительства как систему знаний о выполнении родительской функции, культуры взаимоотношений между отцом и матерью, браке и семье. Определенная система знаний о выполнении родительских функций, ориентированная на общечеловеческие ценности, представляет определенную логическую взаимосвязь различных дисциплинарных знаний, которые расширяются и углубляются с возрастом ребенка [23].

По мнению Р.В. Овчаровой, формирование родительских позиций должно опираться на осознание и развитие прогностического аспекта форм взаимодействия с ребенком с использованием различных родительских позиций, а также коррекции уровня притязаний родителей по отношению к ребенку. Формирование компонента ответственности у родителей основывается на ориентации родителей на внутреннюю ответственность перед собственной совестью по отношению к собственному ребенку [18].

Основными задачами формирования навыков осознанного родительства, по мнению большинства ученых, являются: обоснование ценности семьи и родительства в жизни человека, ознакомление с сущностью родительства и осознанного родительства; формирование ответственного отношения к выполнению ролей отца/матери и родительских функций; формирование культуры поведения и общения между юношами и девушками; информирование об этике и психологии родительского поведения; ознакомление школьников со стилями родительского поведения и ознакомления с возможными последствиями родительства в раннем возрасте.


Представителями психолого-педагогической науки «осознанное родительство» рассматривается как социально-педагогическое явление, отражающее форму родительства, включающее в себя совокупность родительских качеств, чувств, знаний и навыков и касается воспитания, обучения, развития ребенка с целью обеспечения процесса формирования здоровой и зрелой личности.

Осознанное родительство основывается на сознательном отношении родителей или лиц, их заменяющих, к созданию условий для полноценного развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Противоположным осознанному и ответственному родительству является явление девиантного материнства/родительства, которое часто сопровождается агрессивным отношением матери, как к плоду, так и к новорожденному. Так, ученые отмечают, что программа «ненужности» разрушает детскую психику еще во внутриутробном периоде и усиливается в периоде раннего детства небрежным отношением «гope-родителей». Это доказывает необходимость психолого-педагогического исследования проблемы формирования чувства осознанного и ответственного родительства.

1.4. Процесс становления образа родителя



Понятие родительства представляет собой визуальный образ феномена родительства, возникающего на основе опыта, который человек приобретает (прежде всего в родительской семье) посредством своего воспроизводства в воображении.

Ученые отметили, что понятие родительства, по-своему, является фантазией, поскольку феномен родительства не существует в реальности, но существует только образ, который возникает у человека с помощью эмоций, которые могут быть связаны с процессом воспитания детей в семье или индивидуальные и общие когнитивные модели.

В мечтах молодежи и подростков формируется образ идеального родителя, который может основываться на «тяжелом» детстве или наоборот на позитивном примере их родителей. Для некоторых он формируется на основе социокультурных паттернов.

Как отмечает Р.В. Овчарова, образ идеального родителя может рассматриваться на трех уровнях:

1) уровень общества, то есть влияние социальных факторов на идею идеального родителя

2) уровень собственной семьи, т. е. влияние условий семьи на образ идеального родителя

3) индивидуальный уровень (уровень личности), то есть влияние личностного фактора на идею идеального родительства [18].

Р.В. Овчарова говорит в своей работе: «Мать считается главной фигурой, влияющей на ребенка. Следовательно, существует образ идеальной матери: заботливая, любящая, ответственная, много времени уделяет ребенку, сотрудничающая, альтруистическая, невластная и неагрессивная» [там же, с.10].

Р.В. Овчарова указывает на то, что в зависимости от полноты и неполноты семьи и влияния матери в семье на ребенка, идеал матери у ребенка формируется по-разному.

Как показывают исследования А.В. Литвиновой, «дети из полной семьи с согласованием образов родителей воспринимают ситуацию в семье как благоприятную, с низким уровнем конфликта и враждебности. Они очень зависят от своих родителей, имеют чувство неполноценности в семье и плохо развиты коммуникативные навыки. Поэтому они пытаются занять субъективную позицию оценщика, направленную на удовлетворение их собственных желаний и оценку действий других людей» [14, с.53].

Как отмечает ученый, такие дети воспринимают родителей как тех, кто ориентирован на семью, других детей в семье. Мать в такой семье занимает руководящую должность, является исполнителем семейных ролей. «Показатель лидерства как показатель включения в орбиту матери подавляет субъективную активность детей; в результате дети становятся слишком зависимыми от своих родителей, испытывают чувство неполноценности в семейной ситуации, мало общаются со сверстниками и имеют недостаточно развитые навыки общения».


«В группе детей из полной семьи с неприятным имиджем родителей преобладает роль субъекта - исполнителя по типу аккомодации, который обеспечивает защиту в случае нестабильных отношений. Ребенок ищет способы создать ситуацию, которая бы подходила родителям, а также была бы выгодной или не противоречила бы его потребностям, выполняет функцию исполнителя в общении с родителями. Сохранение их любви и их значения в семейной ситуации – вот смысл этого типа поведения. Роль координирующего субъекта в зависимости от типа аккомодации дает нам представление об активной позиции ребенка, которая формируется вместе со взрослым, под его руководством учит нас изучать логику действий». По словам ученого, обычно в таких семьях уровень конфликта средний, а уровень чувства неполноценности в семейной ситуации низкий. Этот показатель очень важен и имеет решающее значение в развитии личности ребенка.

В неполных семьях, по словам А.В. Литвиновой, образ матери в значительной степени связан с общительностью и любопытством, с братом или сестрой [14].

По словам ученого, образ матери особенно важен для детей в неполных семьях, поскольку дети часто руководствуются образом матери как образцом для подражания. Поэтому важными личными качествами для детей из таких семей являются такие качества, как лидерство, агрессивность и отгороженность.

Как отмечает И.Ю. Хамитова, вести себя как мать не приходит к девушке ни до беременности, ни во время беременности, ни даже после родов. По словам ученого, женщина для формирования образа своей матери «проходит весь путь становления и обладает тонкими механизмами регуляции, ее чувствительными периодами и запускающими стимулами». Как отмечает ученый, развитие формирования образа себя как матери зависит от опыта взаимодействия и общения со своей матерью, а также важным фактором является телесное взаимодействие ребенка и матери после родов, в течение который есть привязанность между матерью и ребенком. И.Ю. Хамитова отмечает, что важным периодом в формировании образа себя как матери является период беременности. По словам ученого, именно в это время женщина «привыкает» к роли матери [25].
Резюме
Феномен родительства многогранен. Он одновременно может раскрываться в нескольких планах, разные стороны которых представляют собой сложную структуру его организации: индивидуально-личностные особенности женщины или мужчины