Файл: Дипломная работа Выполнение регулировки гусеничной цепи трактора дт75 Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для удобства сборки и устранения заворачивания концов резинового чехла его собирают с пружиной уплотнения и шайбами отдельно до установки в каток. Пружину уплотнения предварительно сжимают до высоты, равной 27,5 мм, и связывают в двух местах нитками. Течь мала между фланцем корпуса уплотнения и торцевой поверхностью головки балансира, а также из под гайки оси катков предотвращается резиновыми кольцами. Герметичность в месте контакта неподвижного кольца и вращающегося вместе с катком малого уплотнительного кольца создается плотным прилеганием точно обработанных поверхностей этих деталей. Во время эксплуатации трактора поверхности колец дополнительно притираются, в результате чего улучшается герметичность соединений. Для обеспечения высокой износоустойчивости уплотнительные кольца изготовляют из качественной легированной стали и закаливают. При сборке и установке опорных катков надо тщательно следить за тем, чтобы поверхности колец были чистыми и покрыты тонким слоем смазки, так как даже мелкие частицы пыли способствуют неплотному прилеганию колец и появлению на них задиров, вызывающих течь масла. У каждого кольца притирается только одна сторона, поэтому при установке необходимо следить, чтобы они прижимались одно к другому только этими поверхностями. Отличить поверхности можно по кислотным клеймам, которые ставят на не притёртой стороне. Круглое уплотнительное кольцо ставят клейменой поверхностью к упорному бурту корпуса уплотнения. Малое кольцо клейменой стороной прижимается к резиновому чехлу. Для удобства монтажа опорного катка с собранными на нем кольцом, резиновым чехлом с пружиной и нажимными шайбами на конце ступицы опорного катка в канавку устанавливают пружинное стопорное кольцо. При снятом катке уплотнительное кольцо под действием пружины упирается в стопорное кольцо, тем самым предохраняя детали уплотнения от спадания со ступицы. Для защиты от непосредственного попадания грязи узел уплотнения закрыт дополнительно лабиринтом. Этот лабиринт образуется двустенным штампованным колпаком, приваренным к ступице катка и входящим между стенками колпака цилиндрическим хвостиком корпуса.

Масло для смазки подшипников оси катков заливают через ее центральное отверстие, закрываемое пробкой. Два радиальных отверстия в оси и расположенные против них отверстия в оси и расположенные против них отверстия в ступицах опорных катков соединяют центральный канал через сепараторы конических подшипников с внутренней полостью головки балансира.


Масло подается нагнетателем, наконечник которого вставляется в центральный канал до упора в уступ, расположенный за первым радиальным отверстием. Под давлением масло поступает по центральному каналу до второго радиального отверстия и через него во внутреннюю полость головки балансира. Вытесняемый воздух и старая смазка выходит наружу через первое радиальное отверстие и зазор между наконечником нагнетателя и внутренними стенками центрального канала. Детали конических роликовых подшипников воспринимают большую нагрузку, поэтому неправильная или несвоевременная их регулировка, а также недостаточное количество смазки или плохое качество ее могут снизить работоспособность и долговечность узла.

Направляющее колесо и натяжной механизм.

Направляющее колесо служит для изменения направления движения сбегающей ветви гусеницы, а также для обеспечения нормального натяжения всей гусеничной цепи. (Приложение А6). Установлено направляющие колесо в передней части трактора на двух конических роликовых подшипниках и напрессованных на нижний конец коленчатой оси. Другой, верхний конец коленчатой оси вставлен в ступенчатое отверстие с закаленными втулками опоры коленчатой оси, вваренной в лонжерон и усиливающую косынку рамы. Направляющее колесо представляет собой цельную стальную отливку с раздвоенным ободом. Для облегчения колеса и предохранения его от залипания грязью на ободе и диске сделаны большие окна, окантованные для прочности по контуру невысокими ребрами. На спицах колеса имеются высокие продольные ребра, придающие ему необходимую жесткость. Ступица направляющего колеса имеет гладкую сквозную расточку с канавкой под пружинное стопорное кольцо. В расточку ступицы до упора в стопорное кольцо запрессованы верхние кольца конических роликоподшипников . Кольцо подшипника, расположенного с наружной стороны колеса, упирается в стопорное кольцо через дистанционную втулку с круговой выточкой, при помощи которой стопорное кольцо предохраняется от выхода из канавки. Нижние кольца подшипников с коническими роликами насажены на шейки нижнего колена оси. Кольцо подшипника, расположенного с внутренней стороны направляющего колеса, упирается в торец увеличенной шейки оси, а кольцо подшипника с внешней стороны поджимается через упорную шайбу гайкой, навернутой на резьбовой хвостовик оси. Хвостовик имеет лыску, а упорная шайба-соответствующее профильное отверстие, поэтому шайба не может повернуться на хвостовике. Благодаря этому при сборке и регулировке направляющего колеса упорная шайба не передает вращение затягиваемой гайки кольцу подшипника и тем самым препятствует его привёртыванию на шейке оси. Гайку завертывают до тех пор, пока не будут установлены зазоры между коническими роликами и кольцами подшипников, а направляющее колесо будет туго проворачиваться от усилия руки. После этого гайку отпускают на ¼ оборота для свободного вращения колеса и контрят такой же гайкой и замковой шайбой с профильным, как у шайбы, посадочным отверстием. Подшипники направляющего колеса работают в жидкой смазке, заливаемой в ступицу направляющего колеса. Вытекание и загрязнение смазки предотвращаются уплотнительным устройством, подобным уплотнению опорных катков каретки подвески. К торцу ступицы колеса привернут корпус уплотнения с установленным в него круглым металлическим уплотнительным кольцом. В канавку на внешнем диаметре уплотнительного кольца заложено резиновое кольцо, обеспечивающее герметичность соединения и неподвижность посадки кольца в корпусе. Между проволочными поверхностями ступицы и корпуса уплотнения установлена картонная прокладка. Второе, малое, уплотнительное кольцо свободно надетого на шейку коленчатой оси и пружиной, заключенной в резиновый чехол с нажимными шайбами, прижимается к круглому уплотнительному кольцу. Малое кольцо с фигурным внутренним отверстием удерживается от проворачивания лысками, имеющимися на поверхности шейки коленчатой оси. За счет плотного прилегания колец и притертыми поверхностями обеспечивается герметичность смазки в этом соединении. Дополнительный лабиринт, защищающий детали уплотнения направляющего колеса от грязи, образован защитным колпаком,
приваренным к коленчатой оси, и цилиндрическим хвостовиком корпуса уплотнения.

С внешней стороны колеса масляная полость закрыта крышкой, прикрепленной к торцу ступицы пятью болтами. Между привалочной поверхностью крышки и торцом ступицы установлена картонная прокладка. На крышке имеются два отверстия с конической резьбой, закрытые пробками. Одно отверстие, расположенное в центре крышки, является контрольным и служит для проверки количества смазки. Через другое, смещенное отверстие заливают свежее или сливают отработавшее масло. При заливке масла направляющее колесо устанавливают так, чтобы смещенная пробка оказалась выше центральной, а при сливе – повернутой вниз. В обоих случаях контрольное отверстие должно быть открытым для выхода воздуха. Верхнее колено оси свободно проворачивается во втулках, запрессованных в опору рамы, и удерживается от осевого смещения наружу упорной шайбой, прикрепленной к торцу коленчатой оси тремя болтами. Сдвигу оси внутрь препятствует торец увеличенного в диаметре основания верхнего колена оси, упирающийся в буртик втулки опоры рамы. Трущиеся поверхности шеек коленчатой оси закалены токами высокой частоты для придания большей твердости. Кроме того, для увеличения долговечности и надежности работы деталей этого узла во внутреннюю полость опоры коленчатой оси через масленку нагнетают смазку УС. С внешней стороны над коленчатой осью на раме приварен козырек, предохраняющий трущиеся торцы оси и втулки от грязи.

Натяжной механизм

Гусеничная цепь для нормальной работы должна быть натянута. Величину натяжения проверяют по стреле провисания верхней ветви гусеницы и регулируют путем перемещения вперед направляющего колеса с помощью натяжного механизма. Натяжной механизм устроен следующим образом. Через отверстие в ступице переднего вилкообразного кронштейна свободно пропущен стяжной болт. Его прямоугольная головка упирается во внутреннюю поверхность фланца переднего кронштейна и удерживается от провертывания проушинами вилки. Сверху на ступицу до упора во фланец установлена наружная пружина, а на стержень болта до упора в торец ступицы- внутренняя пружина. Другим концом наружная пружина цитируется на ступице заднего упора и упирается на ступице заднего упора и упирается в торец ступицы упора. Задний упор при помощи гайки, навернутой на резьбовой хвостик стержня болта, сжимает пружины до длины 640 мм между торцами ступицы и упорной шайбы. Пружины и установлены в натяжном механизме для предохранения гусеничной цепи от перегрузок, возникающих при утыкании зубьев ведущего колеса в цевки звеньев гусеницы или попадании постороннего предмета на внутренние беговые дорожки гусеницы. На выступающей за гайку части резьбового стержня навернуты регулировочная гайка и контр гайка. Цилиндрическим хвостиком регулировочная гайка входит во внутреннее отверстие упорного яблока, вложенного в сферическую головку упорного кронштейна рамы. Через отверстие в сферической головке кронштейна проходит резьбовой конец стяжного болта. С коленчатой осью натяжной механизм соединен передним кронштейном при помощи ушка, вставленного в отверстие в щеке оси. Ушко закреплено от выпадения гайкой со шплинтом и от проветривания - сегментной шпонкой. В отверстие головки ушка установлен палец, концы которого входят в отверстия проушин вилки переднего кронштейна амортизатора. От выпадения палец удерживается шплинтами. Чтобы переместить направляющее колесо вперед, свинчивают регулировочную гайку с резьбового хвостика стяжного болта. Но так как гайка через упорное яблоко упирается в кронштейн рамы и поэтому перемещаться не может, движение от ее вращения получает стяжной болт, который двигается вперед из кронштейна рамы. Через задний упор, пружины и передний кронштейн амортизатора движение от болта передается коленчатой оси, которая, проворачиваясь, нижним коленом с укрепленным на нем направляющим колесом подается вперед. Гусеничная цепь натягивается. По окончанию регулировки контргайку затягивают. Для натяжения гусеницы направляющее колесо подают вперед до тех пор, пока резьбовой конец стяжного болта не скроется в сферической головке упорного кронштейна рамы. Дальше вывертывать болт не рекомендуется, так как можно полностью свинтить регулировочную гайку. Для ослабления гусеницы регулировочную гайку вращают в другую сторону. В этом случае в результате того, что коленчатая ось установлена под углом - нижнем коленом вперед, направляющее колесо, вдвигая своим весом стяжной болт в кронштейн рамы, отходит назад. Резьбовое соединение регулировочной и контрящей гаек со стяжным болтом открытое, поэтому для предотвращения заедания гаек перед регулировкой необходимо очистить резьбу болта от грязи и смазать ее смазкой УС.


Поддерживающие ролики

Поддерживающие ролики уменьшают провисание верхней ветви гусеничной цепи и направляют своими ободьями движущуюся по ним гусеницу. На раме трактора с каждой стороны установлено по два поддерживающих ролика- ступица представляет собой полую круглую чугунную отливку с двумя утолщенными ободами, имеющими снаружи фигурные упорные бурты, а внутри с торцов- расточки под подшипники. На обода до упора в бурты надеты сменные резиновые бандажи, зажатые на ступице крышкой и корпусом уплотнения, притянутыми болтами к торцам ступицы. Ступица опирается на ось, запрессованную в кронштейн, и вращается вокруг нее на двух подшипниках: цилиндрическом роликовом и радиальном шариковом. Верхнее кольцо роликоподшипника с сепаратором и шарикоподшипник запрессованы в расточки ступицы до упора в торцевой уступ и удерживаются от осевого смещения: кольцо роликоподшипника- центрующим пояском корпуса уплотнения, а шариковый подшипник- центрующим пояском крышки. Верхнее кольцо роликоподшипника запрессовывают в расточку ступицы, имеющую за упорным торцом дополнительную неглубокую расточку. Эта дополнительная расточка необходима для заведения захватов при выпрессовке кольца подшипника. Нижнее гладкое кольцо роликоподшипника напрессовано на ось до упора в торец кронштейна и удерживается от смещения стопорным пружинным кольцом, уложенным в канавку на шейке оси. На торце кронштейна про фрезерованы два паза для облегчения спрессовки кольца подшипника с оси. Шариковый подшипник нижним кольцом напрессован на ось до упора в бурт и прижимается к нему шайбой с помощью гайки, навернутой на резьбовой хвостовик оси. Как и в направляющем колесе, на резьбовом хвостовике оси поддерживающего ролика имеется лыска, а в шайбе соответствующего профиля- посадочное отверстие, исключающее поворот этой шайбы. Благодаря этому предотвращается проветривание нижнего кольца шарикоподшипника при затягивании гайки. Гайка законтрена такой же гайкой и стопорной шайбой с профильным посадочным отверстием, как в шайбе. Масло для смазки подшипников поддерживающего ролика заливают через резьбовое коническое отверстие в крышке, закрываемое пробкой. Это отверстие служит также для контроля за уровнем масла и его слива. Для контроля наличия смазки проворачивают ролик так, чтобы отверстие находилось на одном уровне с центром крышки по горизонтальной оси. При заливке масла отверстие должно быть несколько выше центра крышки, а при сливе- обращено вниз. В поддерживающем ролике масляная полость защищена уплотнением, конструкция которого подобна конструкции уплотнения в опорных катках каретки подвески. Все детали уплотнения ролика, в том числе и двустенный колпак, образующий лабиринтную защиту, взаимозаменяемы с одноименными деталями уплотнения катков кареток. Для предотвращения протекания смазки между торцевыми поверхностями ролика, фланцами крышки и корпуса уплотнения установлены картонные прокладки. Резиновые бандажи введены в поддерживающий ролик для повышения износоустойчивости узла, так как, обладая большим, чем чугун, коэффициентом трения, резина способствует уменьшению скольжения звеньев гусениц при перекатывании по поддерживающим роликам. Кроме того, в результате упругости резины снижается ударная нагрузка на детали ролика и уменьшается шум от перекатывающейся гусеницы. При сборке поддерживающего ролика вначале на ступицу с запрессованными нее подшипниками надевают и сжимают корпусом уплотнения внутренний бандаж. После установки ступицы на ось на внешний обод устанавливают и прижимают крышкой второй, внешний бандаж. При затяжке бандажей болты крепления корпуса уплотнения и крышки должны быть затянуты до отказа для плотного прижима прокладок и предотвращения течи и масла из-под головок болтов. На передних поддерживающих роликах под головки болтов крепления корпуса уплотнения устанавливают штампованный круглый щиток. Полностью собранный поддерживающий ролик устанавливают центрующим буртиком фланца кронштейна в расточку кронштейна рамы и крепят к нему пятью болтами. Собранный поддерживающий ролик должен свободно, без заедания, вращаться на подшипниках. Следует учитывать, что при движении трактора ролик вращается только за счет трения о бандажи перекатывающейся гусеничной цепи и даже сравнительно небольшое возрастание сопротивления его вращению из-за неправильной сборки или загрязнения смазки может вызвать остановку ролика, местный износ бандажей и необходимость их преждевременной замены. Поэтому после сборки узла и перед началом работы трактора следует проверить, свободно ли вращаются поддерживающие ролики, особенно в холодное время года, когда загустевшая смазка создает повышенное сопротивление проворачиванию.


Гусеничные цепи

Гусеница состоит из звеньев шарнирно соединенных между собой пальцами. (Приложение А3). Пальцы вставлены в отверстия проушин звеньев и удерживаются от выпадения с внешней стороны трактора вы штампованными на концах пальцев головками, а с внутренней- упорными шайбами и шплинтами. Гусеничное звено представляет собой стальную отливку сложной конфигурации, имеющую семь проушин: четыре с одной стороны и три с другой. Середина центральной проушины с внешней стороны утолщена и представляет собой цевку, предназначенную для зацепления звена с зубьями ведущего колеса. Сверху на плите звена вдоль проема отлиты два гребня, которые при движении трактора проходят между ободами опорных катков и поддерживающих роликов и тем самым удерживают от спадания нижнюю и верхнюю ветви гусеницы. Со стороны начала центрального проема гребни имеют в плане изгиб, выполняющий роль отбойника для устранения случаев наезда на гребень опорных катков кареток подвески. Утолщенные участки плиты с внешней стороны вдоль гребней образуют в собранной гусенице ровную гладкую металлическую дорожку, по которой покатываются опорные катки и поддерживающие ролики. Участки плиты, расположенные между проемом звена и гребнями, служат опорой для ободьев направляющего колеса. От бокового смещения на колесе звенья удерживаются приливами в средней части гребней. С нижней стороны звена, на проушинах, отлиты почвозацепы, которые создают необходимое сцепления гусеницы с грунтом. Почвозацепы, кроме двух крайних, расположены под углом 20 градусов к оси проушин для исключения бокового скольжения трактора при его движении по обледененному грунту. Боковые площадки плиты за пределами беговой дорожки опущены на уровень осей проушин с целью придания звену большей жесткости и прочности. С этой же целью проушины и впадины между ними, а также центральный проем и боковые кромки звена окантованы снизу ребрами. Собирают и устанавливают гусеницы на трактор так, чтобы зубья ведущих колес при переднем ходе трактора упирались в утолщенную цевку с внешней стороны звена. При таком толкающем способе зацепления цевка не скользит по профилю зуба, вследствие чего меньше изнашиваются поверхности, участвующие в зацеплении. Пальцы устанавливают головками с внешней стороны, чтобы они не могли сдвинуться внутрь и сорвать обшивку трактора при случайном срезании шплинтов. На тракторе ДТ-75 в каждую гусеничную цепь ставят по 43 звена. В начале эксплуатации трактора, когда длина гусеничной цепи быстро увеличивается вследствие приработки звеньев, из каждой гусеницы удаляют по одному звену. Эти звенья в дальнейшем используют в качестве запасных.