Файл: Дипломная работа Выполнение регулировки гусеничной цепи трактора дт75 Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Технологический процесс проверки и регулировки ходовой части

Проверка и регулировка кареток подвески.

В каретках подвески проверяют и регулируют осевое перемещение опорных каков в подшипниках. В правильно собранной каретке не должно быть радиального биения опорных катков, а осевое перемещение должно составлять 0,2-0,4 мм.

При эксплуатации трактора изнашиваются ролики и кольца конических роликоподшипников. Между ними увеличивается зазор, вследствие чего появляется радиальное биение и повышенное осевое перемещение катков. Для проверки состояния подшипников каждую пару опорных катков приподнимают над гусеницей с помощью домкрата или специального башмака, устанавливаемого под головку балансира каретки. Радиальное биение и осевое перемещение опорных катков определяют с помощью ломика, пропущенного в окно катка. Упирая ломик в балансир, нажимают им на каток в осевом и радиальном направлениях. Если при этом величина перемещения катков с осью будет больше установленной, необходимо отрегулировать подшипники. Для этого снимают каретку подвески с цапфы рамы и, отвернув гайки осей катков, снимают при помощи съемника опорные катки. Затем вывертывают болты корпусов уплотнения, снимают корпуса и регулировочные прокладки. В зависимости от величины осевого перемещения уменьшают количество регулировочных прокладок поровну с каждой стороны. Вновь устанавливают с оставшимися регулировочными прокладками корпуса уплотнений и затягивают болты. Вращая ось катков, проверяют регулировку подшипников. Если они отрегулированы правильно, ось катков будет проворачиваться в подшипниках туго. После этого добавляют одну прокладку толщиной 0,2 мм, собирают весь узел и, убедившись, что опорные катки вращаются свободно, без западания, устанавливают каретку на цапфу рамы. Осевое перемещение кареток подвески на цапфах рамы трактора ДТ-75 не регулируют. Однако необходимо периодически контролировать величину осевого люфта, чтобы определить надежность крепления резьбовых соединений и степень износа трущихся поверхностей деталей крепления кареток. Нормальное осевое перемещение кареток должно находиться в пределах 0,5-2 мм. Если осевое перемещение свыше 2 мм, то уменьшают его величину, устанавливая картонную прокладку толщиной 0,5 мм под крышку вместо прокладки толщиной 1,5 мм, устанавливаемой при сборке трактора на заводе. Если при проведении регулировок приходится открывать заполненные смазкой полости, необходимо тщательно промыть работающее в смазке детали, очистить их от грязи и проверить состояние деталей уплотнения.


Проверка и регулировка направляющего колеса. В направляющих колесах проверяют и регулируют конические роликоподшипники. При проверке снимают гусеничную цепь и прокручивают колесо вручную. Если направляющее колесо отрегулировано правильно, то в подшипниках не должно быть радиального зазора, а осевое перемещение колеса должно находиться в пределах 0,2-0,5 мм. При обнаружении радиального зазора или повышенного осевого перемещения направляющего колеса подшипники регулируют. Для этого отвертывают болты, крепящие крышку, и снимают ее вместе с картонной прокладкой. Отгибают с граней гаек, крепящих колесо на коленчатой оси, замковую пластину и , придерживая одним ключом гайку, отвертывают другим на пол-оборота контргайку. Завертывая гайку, устраняют зазор в конических роликоподшипниках направляющего колеса. Гайку завертывают до тех пор, пока не потребуется приложить значительное усилие на ободе для вращения направляющего колеса. После этого отвертывают гайку на 1/4 - 1/3 оборота и, придерживая ее ключом, затягивают до отказа контр- гайку. Убедившись, что направляющее колесо вращается свободно, без заедания и радиального зазора, и перемещается в осевом направлении в указанных пределах, шплинтуют гайку и контргайку, устанавливают крышку с прокладкой и затягивают болты крышки.

Проверка и регулировка натяжения гусениц. Во время работы трактора вследствие износа отверстий проушин звеньев и пальцев длина гусеницы увеличивается, а натяжение ее ослабевает. Слабое натяжение гусеницы вызывает «утыкание» в цевки и прищёлкивание зубьев ведущего колеса, приводящие к быстрому износу элементов зацепление. Поэтому в процессе эксплуатации необходимо систематически проверять и регулировать натяжение гусениц, которое определяется по величине провисания верхней ветви. Перед проверкой трактор устанавливают на ровной и твердой площадке. Перед остановкой трактор должен немного продвинуться вперед, чтобы натянуть участок гусеницы, расположенный межу последними парами опорных катков и ведущими колесами. Величину провисания верхней ветви гусеницы на участке между передним и задним поддерживающими роликами определяют следующим образом. На выступающие концы пальцев звеньев, расположенных над поддерживающими роликами, кладут ровную планку и линейкой измеряют расстояние от планки до пальцев наиболее провисающих звеньев. В правильно натянутой гусенице это расстояние ровно 30-50 мм. Если величина провисания более 50 мм, то необходимо отрегулировать натяжение гусениц. Для этого очищают от грязи резьбу стяжного болта, покрывают его смазкой УС, отпускают контргайку и, свинчивая регулировочную гайку с стяжного болта амортизатора, подают направляющее колесо вперед до тех пор, пока не будет достигнуто нормальное натяжение гусеницы. После регулировки резьбу натяжного болта смазывают смазкой УС и затягивают контргайку. Натяжение можно регулировать до тех пор , пока направляющее колесо не окажется в крайнем передним положении, т. е. резьбовой конец натяжного болта не скроется полностью в сферической головке упорного кронштейна рамы. Тогда разъединяют гусеничную цепь и удаляют из нее одно звено. Чтобы соединить укороченные гусеницы, гайку и контргайку навертывают на натяжной болт до соприкосновения с гайкой, стягивающей пружины амортизаторов. подают направляющее колесо в крайнее заднее положение. Затем соединяют гусеничную цепь и регулируют ее натяжение. При регулировке натяжение. При регулировке натяжения гусеницы не следует отвертывать гайку, так как положение ее определяет раз и навсегда установленное предварительное сжатие пружин и на натяжение гусеничной цепи не влияет. Нельзя также чрезмерно натягивать гусеничную цепь, так как повышенное натяжение увеличивает нагрузки в проушинах звеньев при перегибах и, следовательно, вызывает быстрый износ звеньев при перегибах и, следовательно, вызывает быстрый износ звеньев и пальцев. Кроме того, повышенное натяжение гусениц понижает К.П.Д. гусеничного движителя, приводит к перерасходу топлива и потере тяговой мощности трактора.


Проверка и регулировка гусеничной цепи.

Натяжение гусеницы проверяют, установив трактор на ровную твердую площадку. Для натяжения гусеницы надо отпустить контргайку регулировочной гайки, установленной в упорном яблоке, и, открутить регулировочную гайку и подать коленчатую ось вперед. Гусеничная цепь должна быть натянута так, чтобы расстояние между линейкой , поставленной на концах пальцев звеньев над поддерживающими роликами, и пальцами наиболее провисшего звена было в пределах 30-50 мм, при этом пружины амортизирующего устройства должны быть сжаты до размера 640 мм. Для облегчения последующих натяжений гусеничной цепи после каждой регулировки густо смазывайте солидолом резьбу натяжного болта. Если гусеничная цепь вытянется настолько, что коленчатая ось направляющего колеса, установленная в крайнее передние положение, не сможет больше натянуть ее до нормального провисания, то разъедините цепь и удалите из нее одно звено с пальцем. Крайнее переднее положение достигается при полном заходе резьбового конца натяжного болта в сферическую поверхность кронштейна.

Проверка и регулировка подшипников опорных катков.

Осевой зазор роликовых подшипников определяют передвижением катков наружу и внутрь с помощью ломика, устанавливаемого между катками и балансиром. Если осевой зазор превышает 0,5 мм, отрегулируйте подшипники в следующем порядке.

  1. Снимите каретку цапфы.

  2. Расшплинтуйте и отверните гайки и при помощи съемника снимите катки с оси.

  3. Выверните болты, крепящие корпуса уплотнений.

  4. Снимите корпуса уплотнения и промойте подшипники и уплотнения в чистом дизельном топливе или керосине. Удалите соответствующее количество регулировочных прокладок.

  5. Установите корпусы уплотнения на место, заверните до отказа болты, ударьте несколько раз медным молотком по концам оси и, не поворачивая оси, нажмите на нее с одной и другой стороны. Если при этом осевой зазор не будет ощущаться, и ось будет вращаться от небольшого усилия руки, то подшипники отрегулированы правильно. Если же ось будет вращаться туго, то добавьте по одной - две прокладки на сторону и снова проверьте осевой зазор.

  6. Для предотвращения повреждения резинового чехла при надевании катка сожмите пружины до высоты 27,5 мм и свяжите ее в двух-трех местах ниткой. Соберите уплотнение на ступице катка и напрессуйте каток на ось. При этом следите за правильной посадкой шпонки в оси катка.

  7. Заверните до отказа гайку крепления катка и застопорьте замковой шайбой. установку и крепления каретки подвески производите в обратном порядке. Помните что толщина прокладки, установленной под крышку, должна быть 1,5 мм. Установка более тонкой прокладки при затяжке болтов крепления крышки может привести к зажатию упорной к зажатию упорной шайбы между втулкой балансира и крышкой, ввиду чего каретка подвески на цапфе превышает 1,5 мм, замените прокладку крышки на более тонкую. После установки каретки подвески на цапфу и закрепления крышки обязательно убедитесь в том, что каретка свободно проворачивается на цапфе, заправьте полость цапф кареток подвески маслом до уровня контрольного отверстия.

  8. Наденьте каретку на цапфу, поставьте упорную шайбу и закрепите каретку на цапфе.

  9. После регулировки подшипников смажьте опорные катки и цапфу.


При снятии каретки подвески придерживайтесь следующего порядка:

  1. Выверните болты, снимите крышку.

  2. Отверните болт на 3-4 оборота.

  3. Легкими ударами медного молотка по торцу болта утопите его.

  4. Отверните цанговую гайку вместе с распорным болтом, снимите упорную шайбу и каретку подвески.

Регулировка подшипников направляющих колес.

Подшипники регулируйте в следующем порядке:

  1. Разъедините гусеницу и снимите ее с колеса.

  2. Слейте старую смазку из ступиц направляющих колес.

  3. Снимите крышку, предварительно очистив ее от грязи.

  4. Расконтрите регулировочную гайку, отогнув замковую шайбу с граней гаек.

  5. Затягивайте регулировочную гайку до тех пор, пока не будет достигнуто тугое вращение колеса от руки и за обод.

  6. Отверните регулировочную на 1/3-1/5 оборота и проверьте, свободно ли вращается колесо от руки.

  7. Затяните контргайку, законтрите регулировочную гайку и контргайку, отогнув замковую шайбу на их грани. Установите крышку на место и заправьте полость ступиц маслом до уровня контрольного отверстия.


1.4 Используемое оборудование, инструменты, приборы и приспособления

  • трактор ДТ-75М;

  • устройство КИ-8913Б для оценки износа гусениц;

  • приспособление КИ-4850 для проверки зазоров в подшипниках;

  • гидравлический домкрат;

  • ломик;

  • измеритель КИ-13 903 натяжения гусениц

  • штангенциркуль;

  • набор щупов.

  • Пассатижи,

  • Контрольный манометр;

  • Емкость для слива (ведро);

  • Гаечный ключ 56*65

  • Шприц заправочный, шприц штоковый с насадкой;

  • Лом

  • Кувалда

  • Маслонагнетатель

  • Комплект гаечных ключей;

  • Четырехгранник

  • Домкрат.


1.5 Требования охраны труда при проведении работ по проверке и обслуживанию ходовой части трактора ДТ-75

Все работники, занятые диагностированием, техническим обслуживанием и ремонтом машин, должны хорошо знать правила техники безопасности, охраны труда и строго их выполнять. Во избежание случаев производственного травматизма, отравления, возникновения очагов огня к работе со стационарными и передвижными средствами технического обслуживания допускаются лица, прошедшие специальную подготовку по устройству и правилам эксплуатации этих средств, а также по технике безопасности и противопожарным мероприятиям и имеющие соответствующее удостоверения.


При использовании передвижных средств технического обслуживания и диагностирования тракторов запрещается оставлять трактор на стоянках незаторможенным; находится в тракторе, стоящем на домкрате; выполнять какие-либо операции, связанные с пребыванием внутри трактора или около него, при работающем двигателе. Запрещается работать на агрегатах ТО тракторов с неисправными предохранительными клапанами и воздушными устройствами, а также при наличии течи жидкостей из емкостей и соединений трубопроводов раздаточной арматуры.

Диагностирование и ТО разрешается выполнять только в спецодежде. Все работы, за исключением тех, выполнение которых возможно только при работающем механизме, следует выполнять при выключенном двигателе. При работающем двигателе работы выполняют только в том случае, если рычаг коробки передач находится в нейтральном положении, в кабине нет посторонних лиц и батарея аккумуляторов отключена от электрической цепи. Навесное оборудования необходимо опустить на землю или специальную подставку.

Запрещается находиться под трактором при работающем двигателе. Перед тем как пустить двигатель, необходимо убедиться, что рычаг переключения передач и рукоятки распределителя гидросистемы находятся в нейтральном положении. Чтобы предотвратить пуск пускового двигателя при выполнении диагностических и регулировочных работ, его коленчатый вал прокручивают при снятом проводе высокого напряжения с электрода свечи. При пуске пускового двигателя вручную запрещается наматывать пусковой шнур на руку. На конце шнура должна быть деревянная рукоятка, при обхвате которой шнур следует пропускать между пальцами.

Оборудование, инструмент, приспособления и контрольные приборы, применяемые для различных работ при диагностировании, техническом обслуживании и ремонте, должны быть исправными, соответствовать своему назначению и обеспечивать безопасность выполнения работ. Инструмент не должен иметь трещин, отслоений, заусенцев и забоин. Применяемые ключи должны иметь зев заданного размера, быть без забоин и не развернуты. Нельзя ставить прокладки между зевом ключа и гранью гайки, удлинять один ключ с помощью другого, пользоваться зубилом и молотком для отвертывания гаек. При подтяжке креплений следует опасаться рядом расположенных деталей с острыми кромками. Движение руки с ключом должно быть направлено от себя. При работе с раздвижным ключом необходимо прижимать губки ключа вплотную к граням гайки и проворачивать его в сторону подвижной части ключа. При разборке, сборке и регулировке составных частей нужно соблюдать меры безопасности, рекомендуемые при разборочно-сборочных и регулировочных работах: применять исправное оборудование и инструмент, съемники и специальные приспособления при выпрессовке и снятии деталей, пользоваться специальными механизмами при подъеме тяжелых составных частей, предупреждать самопроизвольное перемещение как самого трактора, та и отдельных составных частей.