Файл: Учебносправочное издание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 216

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Насосы системы смазки
Насос шестеренный типа «Ш40-4и агрегаты электронасосные на егооснове предназначены для перекачивания нефтепродуктов (масло, нефть,мазут, масло ОМТИ, дизельное топливо, в том числе для подачи мазута в котельных установках) без механических примесей (рисунок 2.33).

Насосы и агрегаты выпускаются в климатическом исполнении У, категории размещения 3 или Т2, Т5 по ГОСТ 15150-69 Для заказов Российскогоморского регистра судоходства (РМРС) насосы (агрегаты) изготавливаются вклиматическом исполнении ОМ категория размещения 2 ГОСТ15150-69, и могут устанавливаться на судах морского флота с неограниченным райономплавания, а также в машинном и котельном отделениях судов, имеющих знакавтоматизации А1 и А2 в символе класса РМРС.

Рисунок 2.33Насос шестеренный Ш

Условное обозначение электронасосного агрегата должно соответствовать индексации, принятой в отрасли насосостроения.

Например: Ш 40-4-19,5/4Б-1 У3 ТУ26-06-1087-84 где:

Ш 40-4 – обозначение насоса;

19,5 – подача насоса в агрегате, м3/ч;

4 – давление на выходе из насоса в агрегате, кгс/см2;

Б – материал проточной части насоса (бронза),

1 – исполнение по электродвигателю;

У – климатическое исполнение по ГОСТ 15150-69;

3 – категория размещения по ГОСТ 15150-69.

Примечание - Материал проточной части насоса – чугун - не обозначается.

Устройство и принцип работы

По принципу действия шестерённый насос – объёмный. Направление вращения ведущего ротора насоса – правое (по часовой стрелке), если смотреть со стороны привода. По заказу могут быть изготовлены насосы с левым направлением вращения, с нижним расположением вала.

Насос состоит из следующих основных деталей и узлов: рабочего механизма, корпуса с крышками, торцового уплотнения и предохранительного клапана.

Рабочий механизм состоит из двух роторов – ведущего и ведомого.

Ведущий ротор состоит из вала, на котором установлены по посадке с натягом две шестерни с косыми зубьями. Одна шестерня с левой, а другая с правой нарезкой. Шестерни установлены так, что образуют одну шестерню с шевронным зубом.


Ведомый ротор имеет на своем валу такие же шестерни, как и ведущий ротор, но одна шестерня закреплена жестко, другая свободно. Такая установка шестерни дает ей возможность при работе насоса само устанавливаться относительно зубьев ведущей шестерни для компенсации неточности установки шестерен на валу ведущего ротора. Вращение ведомый ротор получает через шестерню от ведущего ротора. Роторы устанавливаются в специальные расточки корпуса.

С торцов корпус закрывается задней и передней крышками.

При вращении роторов на стороне всасывания создается разрежение, в результате чего жидкость под давлением атмосферы заполняет межзубьевые впадины и в них перемещается из полости всасывания в полость нагнетания(вход и выход жидкости указан стрелками).

Уплотнение ведущего вала насоса – одинарное торцовое, расположено в передней крышке. Оно состоит из подпятника, пяты, пружины сальника, кольца, кольца упорного и кольца. От проворачивания подпятник стопорится штифтом.

Предохранительный клапан предохраняет насос от перегрузки по давлению и состоит из клапана, с резиновым кольцом, пружины, наконечника, регулировочного винта, крышки клапана, колпачка, прокладок, гайки. Он предназначен для кратковременного перепуска перекачиваемой жидкости из полости нагнетания в полость всасывания, в случае повышения давления в напорном трубопроводе выше допустимого.

Регулирование клапана производится регулировочным винтом, который стопорится гайкой и закрывается колпачком с прокладкой.

Предохранительный клапан отрегулирован на заводе-изготовителе на давление полного перепуска, не превышающее давление на выходе из насоса более чем в 1,5.
3 Вентиляторы
Вентилятор- приводимое двигателем устройство для создания потока воздуха или другого газа. Вентиляторы используются в системах кондиционирования, вентиляции и обогрева, создают воздушные потоки в паровых котлах, охлаждают двигатели внутреннего сгорания, создают тягу в пылесосах и системах охлаждения и осушки, применяются в системах пневмотранспорта.

Вентиляторы создают относительно невысокие избыточные давления, составляющие от 0,1 атм или меньше. Для создания более высоких давлений вместо вентиляторов используют воздуходувки и компрессоры.

Существуют два типа вентиляторов:

- центробежный;

- осевой, или воздушный винт.

В центробежном вентиляторе (рисунок3.1а) воздух засасывается параллельно оси, а выбрасывается в радиальном направлении.


В осевом вентиляторе (рисунок3.1б)воздух движется параллельно оси как перед винтом, так и за ним.

Так как создаваемое вентилятором избыточное давление мало, влиянием сжимаемости воздуха при его расчетах можно пренебречь. Поэтому теория проектирования и эксплуатации вентиляторов аналогична теории центробежного насоса.

Конструкции вентилятора и насоса радикально различаются, так как силовое воздействие воздуха на вентилятор приблизительно в 800 раз меньше сил, действующих на насос. Поскольку действующие на элементы конструкции вентилятора нагрузки малы, вентиляторы обычно изготавливают из тонких листов сортовой конструкционной стали с помощью сварки и клепки. Для соединения элементов используют болты и гайки. Лопатки центробежных вентиляторов могут быть трех типов: радиальные, отогнутые вперед и отогнутые назад; соответственно различаются и технические характеристики вентиляторов. Вентиляторы с отогнутыми назад лопатками допускают использование более высоких эксплуатационных скоростей вращения.

Осевые вентиляторы могут иметь различные конструкции втулки и кожуха, а также различаются формой и числом лопастей. В ряде случаев (например, у обычного комнатного вентилятора) кожух вообще отсутствует. Сечения лопастей винта могут быть спрофилированы по аналогии с аэродинамическими крыловыми профилями. В менее ответственных случаях они представляют собой плоские или изогнутые пластины. Лопасти изготавливают из дерева, пластмассы или подходящего листового металлического материала – алюминия, железа или стали. Теория и практика эксплуатации осевых вентиляторов такие же, как и для случая центробежных вентиляторов. Эффективность вентилятора оптимальна, если его двигатель работает с номинальным числом оборотов.

Воздуходувка – это вентилятор, создающий более высокий напор.

Эксгаустер, в отличие от воздуходувки, используется для отсоса воздуха. Рабочий перепад давления для вентиляторов этих двух типов составляет от 0,1 до 0,35 атм.


Рисунок 3.1 Типы вентиляторов

4. Неисправности центробежных насосов.
Перед началом работы насоса его необходимо полностью заполнить перекачивающей жидкостью и спустить воздух через воздухоспускное устройство. Если в корпусе останется воздух, то может полностью отсутствовать напор на подающем трубопроводе, или же будет слабый напор сопровождающийся шумами при работе.


Уменьшение номинального напора насоса может быть вызвана засорением всасывающего трубопровода, сетчатого фильтра или лопастей рабочего колеса. Что бы предотвратить засорение лопастей, на всасывающем трубопроводе необходимо устанавливать фильтры грубой очистки.

Правильно заполненный насос может не достигать номинальной подачи если общая высота напора не совпадает с параметрами насоса. Для проверки напора устанавливаются манометры на всасывающем и напорном трубопроводах. Если напора недостаточно для преодоления необходимой высоты, нужно увеличить либо частоту вращения вала, либо установить большее рабочее колесо. Если же наоборот подача больше высоты напора, то на валу насоса увеличивается мощность, что приводит к перегрузке двигателя. Что бы этого избежать, необходимо отрегулировать режим работы задвижкой на напорном трубопроводе.

Направление движения вала насоса должно соответствовать заданному. В противном случае насос может выйти из строя в результате заклинивания вала рабочего колеса, что в свою очередь приведет к повреждению корпуса. Для предотвращения раскручивания вала в обратную сторону на напорном трубопроводе устанавливается обратный клапан.

Увеличение максимально допустимой высоты всасывания является распространенной причиной поломки насосов. Это приводит к вероятности разрыва потока, вызывает явление кавитации, а так же существенно уменьшает мощность. Максимальная высота всасывания зависит от температуры температуры жидкости, ее скорости во всасывающем трубопроводе а так же от сопротивления на отводах и потерь на трение. При увеличении температуры перекачиваемой жидкости максимальная высота всасывания уменьшается, так как возрастает давление парообразования. Потери на трение можно сократить сделав всасывающий трубопровод как можно большим диаметром и небольшой длины с минимально необходимым количеством запорной арматуры. Так же необходимо регулярно чистить сетку фильтра, так как скопившаяся в нем грязь значительно увеличивает потери мощности.

Установка насоса с завышенным напором приводит к его не надежной работе, так как допустимая высота всасывания будет сильно превышена из-за большой подачи. В таблице 4.1 принедены примеры неисправности насосных агрегатов, их причина и способы устранения неисправностей.

При возникновении высокого давления парообразования на всасывающем трубопроводе, следует обеспечить подпор, который так же будет перекрывать потери на трение. Минимальная высота подпора обычно определяется изготовителем и указывается в технических характеристиках насоса. Что бы обеспечить бесперебойную работу насоса, необходимо выдерживать требуемую высоту подпора, которая зависит от температуры перекачиваемой жидкости и подачи насоса. Если жидкость перекачивается из закрытого резервуара, то высоту подпора можно обеспечить путем повышения давления в нем.


При большой длине всасывающего трубопровода, его необходимо прокладывать с уклоном в сторону насоса, что бы предотвратить попадание в него воздуха. При заборе жидкости из резервуара, всасывающий патрубок должен быть погружен в нее не менее чем на 0,8 м.

После насоса на напорном трубопроводе обязательно ставится запирающая задвижка, так как включение и выключение циркуляционного насоса производится при закрытом напорном трубопроводе. Если напор превышает 10 - 15м, то между задвижкой и насосом устанавливается обратный клапан. Он предотвращает обратное движение жидкости через насос во время аварийной остановки (например, отключение электроэнергии). Так же отсутствие обратного клапана может привести к обратному вращению вала насоса при кратковременном перебое электроэнергии.

Несвоевременное обслуживание сальников может послужить причиной поломки центробежного насоса. Причинами повреждения сальниковой набивки являются неравномерность вращения и биение рабочего вала. Подтягивать буксу сальника выполняют с таким усилием, что бы из под нее немного прокапывала вода. Таким образом сухое трение сальниковой набивки, и обеспечивается ее охлаждение. Сильная затяжка сальника приводит к возникновению сухого трения, вследствие чего уменьшается долговечность втулки, а так же при возникновении сильного местного нагрева она может разрушиться.

При замене сальниковой набивки необходимо менять все уплотнительные кольца, так как в процессе эксплуатации сальниковая набивка становится сухой и твердой и перестает выполнять свои функции. Нельзя забивать набивку молотком, так как она теряет свою работоспособность из-за потери упругости.

Работоспособность и долговечность торцевых уплотнений во многом зависит от спокойной работы вала. При биениях или неравномерной работе уплотнительные поверхности интенсивно изнашиваются и преждевременно теряют свои свойства.

Долговечность сальников и подшипников сильно зависит от правильной центровки вала приводного двигателя и насоса. Упругие муфты, которые применяются для соединения двигателя с насосом, передают только крутящий момент и не компенсируют погрешности монтажа, поэтому соосность валов двигателя и насоса должны быть безупречны.

Трубопроводы, присоединяемые к насосу, не должны создавать чрезмерные напряжения на корпус насоса, иначе это может привести к повреждению корпуса, создавать вибрацию вала, задевание рабочих колес за уплотнения, разрушение муфтового соединения.