Файл: Учебносправочное издание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 4.1 Неисправности насосных агрегатов

Неисправность

Причина

Способустранения

Насос не подает жидкость после пуска

Неправильнаязаливканасоса

Повторно залить насос, при этом удалить воздух

Недостаточная частота вращения рабочего колеса

Увеличитьчастотувращениядвигателя

Открыт воздухосборник на корпусе насоса

Закрытьвоздухосбросник

Не плотности или засоры в приемном клапане

Очистить и проверить работу клапана

Ослабленсальник

Подтянуть сальник или заменить набивку

Не достигается требуемая подача насоса

Недостаточная частота вращения рабочего колеса

Увеличитьчастотувращениядвигателя

Рабочее колесо вращается в обратную сторону

Проверить направление вращения, при необходимости поменять полярность электропривода

Слишкомвысокоесопротивлениесистемы

Повысить частоту вращения, если при электроприводе это невозможно, необходимо ус­тановить колесо большего размера или добавить сту­пень в насосе

Засорвсасывающеготрубопровода

Проверить и очистить всасывающий трубопровод и приемный клапан; при необ­ходимости разобрать насос и прочистить рабочее колесо

Недостаточная заливка или завоздушивание насоса или трубопровода

Повторно залить насос и тщательно удалить воздух

Недостаточныйподпор

Проверить уровень в приемном резервуаре, при необхо­димости повысить в нем давление

Завышенавысотавсасывания

Проверить уровень жидкости в приемном резервуаре, а так же открытие приемного клапана, почистить сетку фильтра и всасывающий трубопровод

Подсосвоздухачерезсальник

Произвести подтяжку сальников или заменить их новыми, увеличить давление запирающейся жидкости

Изношенапроточнаячасть

Заменитьизношенныедетали

Потребляемаямощностьзавышена

Сопротивление  системы меньше чем предусмотрено технических условиях на изготовление

На напорном трубопроводе прикрыть задвижки до достижения давления предусмотренного ТУ

Плотность перекачиваемой жидкости выше оговоренной в ТУ

Установитьболеемощныйдвигатель

Давление на выходе насоса завышено

Завышеначастотавращения

Уменьшить частоту вращения, если это не возможно то произвести подрезку и смещение рабочего колеса

Подпор на входе больше требуемого

Проверить и восстановить необходимый подпор, если это невозможно подрезать рабочее колесо или уменьшить число ступеней

Насоспрекращаетподачу

Всасывающий трубопровод или сальник имеет неплотности, из-за чего в насос подпадает воздух, приводящий к разрыву сплошности потока

Проверить целостность трубопровода, подтянуть или заменить сальники, проверить давление и подвод запирающей жидкости

В приемном резервуаре низкий уровень воды

Остановить насос и восстановить уровень воды

Засор всасывающего трубопровода и приемного клапана

Разобрать и очистить клапан и всасывающий трубопровод

Неплотности в соединениях корпуса насоса

Неправильнаязатяжкастяжныхшпилек

Остановить насос, дождаться его полного остывания и перезатянуть шпильки

Поврежденияуплотнений

Если затяжка не помогает, установить новые уплотне­ния, сменить набивку сальника, учитывая требования чертежа; в торцовых уплотнениях проверить уплотняющие по­верхности, при необходимо­сти заменить

Неплотности в сальнике

Неправильна произведена набивка сальника или же он износился

Защитная втулка имеет риски из-за сильной затяжки сальника или естественного износа

Заменить или прошлифовать втулку, сменить набивку сальника

Биениевалаподсальником

Проверить и при необходимости заменить подшипники, проверить биение вала при зажатых рабочих колесах

Сильногреютсяподшипники

Плохое центрирование вала рабочего колеса с насосом

Произвестицентровку

Повышенный шум при работе насоса

Напряжения в трубопроводе передаются на насос

Изменить крепление трубопроводов, что бы при креплении их к насосу не создавалось излишних напряжений, произвести центровку насоса

Плохоекрепление к фундаменту

Проверитьзатяжкуболтовкрепления

Недостаточнаясмазка

Проверить качество масла, при необходимости долить или заменить его

Недостаточноконсистентнойсмазки

Добавить смазку, при необходимости заменить ее

Наличиевоздуха в насосе

Остановить насос и повторно произвести его заливку

Слишком велика подача или очень мал напор

Задвижкой отрегулировать работу насоса до исчезновения шума




Подготовка насоса к ремонту

Перед началом производства ремонтных работ насоса оператор НПС совместно с дежурным персоналом обязан:

- отключить электродвигатель насосного агрегата. Для этого отключить выключатель электродвигателя насоса, отключить цепи оперативного управления выключателем, выкатить выключатель в ремонтное положение, вывесить плакаты «Не включать! Работают люди!».

- закрыть вентили подачи масла и воды (охлаждения электродвигателя). После закрытия вывешиваются плакаты «Не открывать! Работают люди!».

- закрыть приемную и выкидную задвижки. Для этого дается команда на закрытие приемной и выкидной задвижек. После закрытия задвижек необходимо визуально убедиться, что задвижки находятся в закрытом состоянии.

- выполнить мероприятия исключающие возможность открытия приемной и выкидной задвижек, а так же насосного агрегата. Для этого отключить автоматы питания электродвигателей приводов; выполнить видимый разрыв, отсоединив кабели питания электродвигателя агрегата и электродвигателей задвижек;

- снять предохранители в цепях управления задвижек;

- вывесить запрещающие плакаты «Не открывать! Работают люди!»;

- перевести управление электроприводов задвижек приема и управления на ручное управление, проверить полное закрытие задвижек дожатием вручную;

- на штурвалы задвижек вывесить плакаты «Не открывать! Работают люди!»;

- обеспечить наличие механической блокировки против случайного открывания;

- отключить питание стойки контроля и управления выводимого в ремонт насосного агрегата. Вывесить плакат «Не включать! Работают люди!».

При использовании микропроцессорной системы автоматики агрегат переводится в ремонтный режим, при этом подается команда на закрытие агрегатных задвижек, блокируются команды включения электродвигателя и открытие задвижек. На кнопках дистанционного управления агрегатом и задвижках на МДП вывесить плакаты «Не включать! Работают люди!». Выполнить опорожнение насоса, для этого:

- сбросить давление через воздушный вентиль;

- убедиться в герметичности закрытия задвижек, наблюдая показания манометра в течении 10 минут;

- через дренажные задвижки освободить насос от нефти;

- закрыть дренажные задвижки и проверить полноту их закрытия обтягиванием вручную;


- на штурвалы дренажных задвижек вывесить плакаты «Не открывать! Работают люди!».

Пред началом ремонтных работ демонтировать датчики КИП насоса.

На период вскрытия полости насоса его зачистки отключить защиту по загазованности.
Ремонт насоса типа НМ

При операциях по разборке/сборке насоса следить за состоянием посадочных и уплотнительных поверхностей, тщательно оберегать их от забоин и повреждений. Сборочные единицы и детали, снятые с насоса, протирать насухо и класть их на подстилку из плотного картона или древесины. При разборке помечать взаимное расположение одинаковых деталей, менять их местами запрещается. Сборочные операции с деталями из не ржавеющей стали, требуют соблюдения строжайшей чистоты во избежание заеданий деталей по посадкам. При замене деталей запчастями необходимо проверять соответствие заменяемой и новой детали по посадочным поверхностям и местам сопряжений.

Разборка насоса. Снять ограждение муфты, разъединить соединительную муфту.

Проверить центровку насоса с двигателем. При расцентровке проверить наличие усилий со стороны трубопроводов на патрубки насоса.

Разборку насоса производится в следующем порядке:

- снять кожухи уплотнений;

- снять торцовую крышку опорно-упорного подшипника;

- снять крышки подшипников, вынуть вкладыши;

- снять гайки нажимных фланцев торцовых уплотнений;

- отодвинуть фланцы и вынуть разъемные кольца;

- свинтить все колпачковые гайки по разъему корпуса;

- поднять крышку насоса, «подрыв» крышки производить отжимными винтами;

- снять ротор и установить его на козлы;

- снять втулку зубчатой муфты;

- снять с помощью приспособления подшипники качения.

Дальнейшая разборка ротора и корпуса пояснений не требует, и при необходимости разборку производить согласно сборочным чертежам. Все детали и сборочные единицы, снятые с насоса промыть и вытереть насухо. Обработанные неокрашенные поверхности необходимо смазать антикоррозийной смазкой.

При разборке сборочных единиц следить за состоянием посадочных и уплотнительных поверхностей, не допускать на них забоин, царапин и других повреждений.

Сборочные единицы и детали, снятые с насоса, протереть насухо и уложить на подстилки из плотного картона или дерева.


Перед сборкой насоса очистить, и протереть все детали. Дефектные детали отремонтировать или заменить на новые. При изготовлении деталей на месте эксплуатации допускается замена материалов, указанных в чертежах, материалами других марок, не ухудшающих качества и надежности. Подготовить необходимые прокладки, резиновые кольца. Вторичное использование уплотнительных деталей не допускается. Перед установкой деталей на место проверить отсутствие на них забоин, заусенцев и рисок. При необходимости поврежденные места пришабриваются или притираются. Для предотвращения заедания, при сборке насоса, смазать тонким слоем пасты ВНИИНП-232 по ГОСТ 14068 все посадочные диаметры и резьбы вала, боковые стенки шпонок и шпоночных пазов, уплотнительные поверхности рабочих колес, втулок ротора, которые образуют с деталями насоса дросселирующие щели.

Сборка производится в следующем порядке:

- собрать ротор предварительно надев на него втулки, нажимные фланцы, торцовые уплотнения, маслоотражатели, смазочные и уплотнительные кольца подшипников;

- установить на вал пластинчатую полумуфту и подшипники качения с дистанционным кольцом;

- установить ротор в корпус насоса;

- застопорить уплотнительные кольца и втулки от проворота шпонками;

- завести в корпуса подшипников нижние половины вкладышей;

- установить нажимные фланцы с разъемными кольцами на шпильки в корпусе насоса. При этом проконтролировать все размеры согласно сборочному чертежу насоса;

- проверить центральное положение рабочего колеса относительно спирали корпуса;

-установить маслоотражатели, выдержав зазоры согласно сборочному чертежу, завернуть винты.

Если в результате замены деталей насоса или перезаливки (замене) вкладышей нарушена центровка ротора со статором, необходимо произвести перецентровку. Для этого вынуть конические штифты, фиксирующие положение корпусов подшипников и произвести центровку путем одновременного перемещения нижних половин обоих корпусов подшипников с помощью отжимных винтов. При этом гайки, крепящие корпуса подшипников, должны быть отпущены так, чтобы щуп 0,03 мм между сопрягаемыми деталями «закусывал».

Радиальные зазоры уплотнений ротора должны соответствовать указанным в приложении паспорта завода-изготовителя.


Провернуть ротор от руки. Вращение должно быть свободным, без заедания.

Установить верхние половины вкладышей.

Проверить прилегание шеек вала к вкладышам (60-80о) и зазоры (согласно приложения паспорта завода-изготовителя);

Установить крышки подшипников скольжения (зазор между крышкой и корпусом подшипника не допускается).

Установить торцовую крышку РУП и прокрутить ротор. Вращение должно быть свободным, без заеданий и при тормаживаний.

Положить паронитовую прокладку на разъем насоса, установить крышку насоса на корпус и произвести обтяжку шпилек разъема в 4-5 приемов. Момент затяжки – 400 кгс/м.

Закрепить нажимные фланцы торцевых уплотнений.

Прокрутить ротор. Убедиться в отсутствии заеданий при вращении ротора.

Проверить с помощью центровочного приспособления центровку агрегата. При необходимости подцентровать двигатель к насосу. Соединить насос и двигатель пластинчатой муфтой и закрыть её ограждением.

Установить кожухи уплотнений.

Подсоединить к насосу контрольно – измерительные приборы, датчики и все трубопроводы.

Замена торцевых уплотнений может производится без снятия крышки насоса.

- снять кожухи уплотнений;

- снять торцовую крышку опорно-упорного подшипника;

- снять крышки подшипников, выньте вкладыши;

- снять втулку пластинчатой муфты и опорно – упорный подшипник;

- снять маслоотбойные кольца;

- снять гайки нажимных фланцев торцевых уплотнений, отодвиньте фланцы и выньте разъёмные кольца;

- установить на шпильке фланцы торцевых уплотнений;

- снять торцевые уплотнения;

- установить новые или отремонтированные торцовые уплотнения в обратном порядке.

Категорически запрещается:

- заменять операции, требующие применения специального инструмента, операциями, связанными с нанесениями ударов по деталям;

- наносить метки на посадочных, уплотняющих и стыковочных поверхностях;

- вносить изменения в конструкцию агрегата не предусмотренные заводом-изготовителем.
Особенности ремонта шестеренных насосов типа Ш-40

Возможные неисправности в насосе, признаки, причины и способы их устранения изложены в таблице 4.2
Таблица 4.2 Неисправности насоса Ш-40

Наименование

неисправности,

внешнее проявление и дополнительные признаки

Вероятнаяпричина

Способустранения

Насоснеподает

жидкость

1) Насос не залит перекачиваемой жидкостью;

2) во всасывающую полость

насоса проникает воздух.

1) Залить жидкость в насос и всасывающий трубопровод;

2) проверить герметичность всасывающей линии

и фланцевых соединений.

Устранитьдефекты.

Пульсирующая

подача перекачиваемой жидкости.

Стрелка манометра резко колеблется.

1) Высота всасывания больше 5 м;

2) на всасывающей линии имеются неплотности. Воздух проникает во всасывающую полость насоса;

3) неправильно отрегулирован предохранительный клапан. Сопротивление в нагнетательной линии больше давления перепуска;

4) насос перекачивает жидкость большей вязкости. Показания мановакуумметра больше 5м.

1)Уменьшить высоту всасывания;

2) проверить герметичность всасывающей линии и устранить дефекты;

3)отрегулировать предохранительный клапан. Уменьшить сопротивление

в нагнетательной линии,

проверить запорную арматуру;

4) уменьшить вязкость

жидкости путем ее подогрева.

Наблюдается

течь жидкости через торцовое уплотнение

более 10 * 10-6 м3/ч(0,01л/ч).

1) Негерметичность уплотнения. Отвернулись гайки;

2) пружина сальника не создает необходимого усилия;

3) уплотняющее кольцо имеет износ выше допустимого;

4) между трущимися поверхностями подпятника и пяты попали абразивные частицы. Произошел задир трущихся

поверхностей.

1) Завернуть гайки;

2) заменить пружину;

3) заменить кольцо;

4) разобрать торцовое уплотнение и притереть

трущиеся поверхности

подпятника и пяты или заменить их.

Повышенная

вибрациянасоса.

Нарушенасоосность валов насоса и электродвигателя.

Величина радиального смещения и перекоса осей валов насоса и электродвигателя более предусмотренного

Произвести центровку валов насоса и электродвигателя.

Потребляемая

мощность насоса

выше нормы.

1) Завышено давление насоса;

2) насос перекачивает жидкость большей вязкости.

1) Уменьшить давление;
2) уменьшить вязкость

жидкости путем ее подогрева.