Файл: Козловые краны являются одним из основных видов средств механизации перегрузочных и складских работ в различных отраслях народного хозяйства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Введение

Козловые краны являются одним из основных видов средств механизации перегрузочных и складских работ в различных отраслях народного хозяйства. По назначению козловые краны разделяют на три основные группы: общего назначения, или перегрузочные, строительно-монтажные и специального назначения.

Перегрузочные краны эксплуатируют на открытых складах и погрузочных площадках, обслуживаемых средствами наземного рельсового и безрельсового транспорта; грузоподъемность их обычно 3,2…50 т, пролеты 10…40 м, высота подъема в зависимости от условий загрузки-разгрузки транспортных средств или стабилизирования грузов 7…16 м.

Строительно-монтажные краны предназначены преимущественно для монтажа оборудования промышленных предприятий, энергетических установок и сборных транспортных сооружений. Грузоподъемность этих кранов 300…400т, пролеты 60…80 м и высота подъема 20…30 м. Краны рассчитаны на легкий режим работы; конструкция их часто обеспечивает быстрое перебазирование, сборку в различных исполнениях с варьированием грузоподъемности, пролета, высоты подъема и т.п.

Краны специального назначения, обслуживающие гидротехнические сооружения, обеспечивающие секционную сборку судов, и др., крайне разнообразны по конструкции и рабочему оборудованию; их параметры изменяют в самых широких пределах.

Независимо от типа козловые краны имеют мост (пролетное строение), опирающиеся на две опоры, снабженный рельсо-колесными ходовыми частями. По мосту перемещается тележка.

В зависимости от конструктивной схемы моста различают консольные и бесконсольные краны. Возможность выхода грузовой тележки на консоль позволяет располагать под ней транспортные рельсовые и безрельсовые пути, а площадку под пролетной частью моста использовать для устройства склада или технологического объекта. Помимо этого увеличивается общая площадь складирования.

Бесконсольные краны несколько проще по конструкции, но размещение в пролете транспортных путей часто препятствует рациональной организации складов; снижается также безопасность лиц, работающих на таких складах.

Краны могут иметь две жесткие или одну жесткую, а другую гибкую опоры. Стойки жестких опор выполняют с увеличивающимися по высоте размерами сечения стоек. Такие краны характеризуются более плавным ходом
, их несущие конструкции в значительно меньшей мере подвержены колебаниям. Однако они весьма чувствительны к отклонениям крановых рельсовых путей и точности установки ходовых колес в горизонтальной плоскости. Превышение этих отклонений сверх предусмотренных нормативами величин приводит к быстрому износу реборд ходовых колес.

У кранов с одной жесткой, а другой гибкой опорами, стойки последней обладают весьма значительной по сравнению со стойками жесткой опоры податливостью, иногда они крепятся к мосту с помощью шарниров. Такие

краны обычно могут перемещаться по путям, отклонения рельсов которых в горизонтальной плоскости на 25-40% превышают предельно допустимые, они также менее чувствительны к отклонениям в точности установки ходовых колес в горизонтальной плоскости. Однако у них как ходовые колеса, так и рельсовый путь жесткой опоры испытывают осевые нагрузки, в два-три раза превосходящие соответствующие нагрузки у кранов с двумя жесткими опорами.

Краны с одной жесткой, а другой гибкой опорами часто испытывают медленно затухающие низкочастотные продольные колебания. Это неблагоприятно сказывается на точности работы крана и ухудшает условия работы крановщика.

У большинства кранов мост опирается на двухстоечные опоры, через проемы которых груз транспортируют с консолей в пролет, при этом максимальная длина груза определяется расстоянием между стойками опор.

У кранов с консольной грузовой тележкой и одностоечными опорами длинномерные грузы, подаваемые под консоли, разворачивают на весу на 90° и, независимо от их длины, беспрепятственно перемещают мимо опоры пролетной части. В случае необходимости груз снова можно развернуть на 90°.В зависимости от расположения подъемного механизма относительно подтележечных путей различают краны с подвесными, опорными и консольными грузовыми тележками. Краны с подвесными монорельсовыми грузовыми тележками наиболее просты по конструкции. Однако при работе повышенной, а также средней интенсивности, нижние ездовые полки монорельса отгибаются. Кроме того, монорельсовые тележки не защищены от поперечного раскачивания.

Этих недостатков лишены краны с подвесными двухрельсовыми тележками, которые, однако, характеризуются более сложной конструкцией.

Опорные грузовые тележки наиболее удобны в эксплуатации. Однако их можно применять только на обладающих сравнительно большой массой двухбалочных кранах или на неэффективных в ряде случаев бесконсольных кранах.


2 Технологическая часть

2.1 Назначение козловых кранов

Козловые краны находят все более широкое применение при производстве строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в различных отраслях промышленного, гражданского, энергетического и транспортного строительства, а также для обслуживания складов и заводов-полигонов по изготовлению металлических или железобетонных конструкций.

Ригель (ферма или балка) крана установлен на опорах-козлах; по ригелю перемещается грузовая тележка или тельфер (электроталь). Опоры крана установлены на ходовых тележках с механизмами передвижения крана. Управление краном производится” из кабины, расположенной на опоре, на ригеле или на грузовой тележке. Перемещение крана осуществляется по рельсовым путям с колеей, равной пролету крана.

Преимуществами козловых кранов являются простота конструкции, высокая устойчивость и надежность в работе, постоянство грузоподъемности и высоты подъема во всей рабочей зоне, обслуживаемой краном, относительно большая грузоподъемность на единицу веса крана и меньшая стоимость эксплуатации по сравнению с другими кранами с теми же параметрами, а также хороший обзор крановщиком рабочей зоны.

Однако козловые краны можно использовать преимущественно при возведении объектов простой конфигурации в плане (объемно-линейных и линейно-протяженных) ; монтажные блоки строящегося объекта необходимо раскладывать вдоль подкранового пути под консолями либо внутри пролета крана, что требует применения кранов с увеличенными пролетами. Козловые краны невозможно применять при больших уклонах местности без выполнения значительного объема планировочных работ.

Все модели козловых кранов с точки зрения конструктивных решений и связанных с ними технологических возможностей применения кранов в строительном производстве характеризуются следующими четырьмя основными группами факторов (рис. 200): 1) характером грузоподъемных органов; 2) конструкцией кранового строения; 3) способом передвижения грузовых тележек; 4) методом монтажа и демонтажа.

Некоторые модели козловых кранов, например серии КП (УК) отличаются воз-, можностью удлинения ригеля и опор при помощи вставок. Это позволяет, используя одни и те же механизмы и оснбвные узлы металлоконструкций, изменять в широких пределах грузоподъемность, пролет и высоту подъема крюка. Изменяя число вставок ригеля и опор, а также
используя предварительное напряжение ригеля, можно собирать краны, грузоподъемность которых увеличивается от 15 до 50 г, пролет—от 32 до 62 ж и высота подъема крюка — от головки рельса — от 7,1 до 30’ м. В несколько меньшей степени это относится к кранам серии К, к кранам КС50-45, КС50-42, КСК30-42А, а также к крану грузоподъемностью 3,2 т Калининградского РМЗ.

Некоторые из приведенных в книге козловых кранов сняты, с производства, но еще эксплуатируются в строительно-монтажных организациях. Приводятся также данные о новых моделях кранов, которые серийно еще не выпускаются, но являются перспективными по своей конструкции (например, краны серии УК с предварительным напряжением ригеля и др.).

Для удобства выбора и сопоставления кранов все 37 моделей условно подразделены на 3 группы: 1) краны грузоподъемностью 5—10 г; 2) краны грузоподъемностью 12—50 г; 3) краны с предварительным напряжением ригеля грузоподъемностью 15—>50 т. Приведена также характеристика козлового крана грузоподъемностью 3,2 т, который представляет интерес как пример прогрессивного направления в краностроении.

Большая часть кранов этой группы имеет высоту подъема крюка до 10—Ц м и предназначена для погрузочно-разгрузочных работ на прирельсовых складах, для обслуживания полигонов по изготовлению металлических и железобетонных изделий и для укрупнительной сборки конструкций и оборудования строящихся объектов на сборочно-складских площадках.

Краны моделей КС5Х2-28А и КМК2Х5-23 с высотой подъема крюка соответственно 19 и 23 м предназначены для монтажа сборных жилых и промышленных зданий высотой в 3—5 этажей. С ростом индустриализации строительства и со-ответствующим увеличением веса монтажных элементов область применения этих кранов значительно сузилась и дальнейший выпуск их прекратился.

Часть кранов данной группы оснащена тельфером грузоподъемностью 5 т, который перемещается по ездовой балке (модели К-09; К-51; КК-5; кран Львов- < ского ПВРЗ; 5-тонный кран Московского механического завода № 5). На кранах КМК2Х5-11, КМК2Х5-23 и КС5Х2-28А установлены по два таких тельфера, которые могут работать как совместно, так и раздельно. У крана КДКК-7,5/10 по двухбалочному мосту перемещается самоходная грузовая тележка, на которой размещены механизмы подъема груза и передвижения тележки, а также кабель-ный барабан, обеспечивающий работу грейфера или электромагнита. На кранах ККУ-7,5, ККУ-Ю и 10-тонном кране Московского механического завода № 5 применены грузовые тележки с трособлочной системой перемещения и подъема груза.


Все краны (за исключением крана грузоподъемностью 5 т Львовского ПВРЗ) являются двухконсольными. Длина консолей (4,2 и 7—8 м) обеспечивает перекрытие и обслуживание каждой консолью одного или двух железнодорожных путей.

Модели ККУ-7,5; ККУ-10; КС5Х2-28А и 10-тонный кран Московского механического завода № 5 выпускаются с изменяющимся пролетом, что расширяет возможность их использования.

Большинство кранов имеет ригель в виде решетчатой фермы, к которой снизу подвешена двутавровая ездовая балка (монорельс). Исключение представляют кран модели КДКК-7,5/10, ригель которого состоит из двух сплошностенчатых коробчатых балок, и 5-тонный кран Львовского ПВРЗ с ригелем из одной двутавровой балки.

Все краны являются самоходными. Каждая из четырех ног крана устанавливается на ходовую тележку с катком (у крана КМК2Х5-23 тележки двухкатко-вые). Передвижение кранов по рельсам осуществляется механизмами передвижения, установленными на двух ходовых тележках. У крана КДКК-7,5/10’ приводными являются все четыре ходовые тележки.

Большинство кранов этой группы являются самомонтирующимися. Подъем их в рабочее положение производится путем стягивания ног крана при помощи лебедки, установленной на кране (модель К-09; кран Львовского ПВРЗ; 5 и 10-тонные краны Московского механического завода № 5) либо в стороне от него (модели КДКК-7,5/10; КМК2Х5-11; КМК2Х5-23; КС5Х2-28А). Остальные краны данной группы (КК-5; ККУ-7,5; ККУ-Ю) монтируются при помощи стреловых кранов и монтажных мачт.
2.2 Устройство и принцип действия

Козловые краны применяют для обслуживания открытых складов и погрузочных площадок, монтажа сборных строительных сооружений и оборудования, промышленных предприятии, обслуживания гидротехнических сооружений и выполнения погрузочно-разгрузочных работ на контейнерных площадках железнодорожных станций с температурой рабочей среды от -40 до + 40 градусов. Козловые краны выполняют преимущественно крюковыми или со специальными захватами. По назначению козловые краны разделяют на краны общего назначения (перегрузочные), строительно-монтажные и специального назначения (для гидротехнических сооружений). Преимущественное распространение получили козловые краны общего назначения. Устройство козлового крана основано на балочном мосте, который закрепляется на рельсовом пути и тали. Кран работает от электродвигателя переменного тока