Файл: Реферат Расчетнопояснительная записка к курсовому проекту "Проектирование и исследование механизмов двигателя и передачи мотосаней".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат
Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту “Проектирование и исследование механизмов двигателя и передачи мотосаней” содержит 37 страниц машинописного текста, 4 рисунка, 5 таблиц.
В расчетно-пояснительной записке проведено проектирование основного механизма двухцилиндрового четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания, исследовано его движение, проведен кинематический и силовой расчёт основного механизма ДВС, проектирование цилиндрической эвольвентной зубчатой передачи, проектирование планетарного редуктора с заданным передаточным отношением, проектирование кулачкового механизма с роликовым толкателем.
Проектирование и исследование механизмов двигателя и передачи мотосаней
Краткое описание работы механизмов мотосаней
Двухцилиндровый двигатель мотосаней («снежного мотоцикла») – четырёхтактный, карбюраторный, V-образный. Схема механизмов мотосаней представлена на рис. 1. Коленчатый вал 1 двигателя 2 с маховиком 3 расположен перпендикулярно продольной оси мотосаней. Между коленчатым валом и валом шкива 5 расположена муфта сцепления 4. При включённой муфте сцепления коленчатый вал двигателя соединён с остальными механизмами мотосаней или полностью отключён от них при выключенной муфте. В мотосанях коробка передач и дифференциал отсутствуют, а их функцию выполняет автоматическая клиноременная передача со шкивами 5 и 6 переменного диаметра, обеспечивающая изменение передаточного числа в зависимости от скорости движения мотосаней и нагрузки. Вал шкива 6 через пару косозубых колёс 7 и 8 связан с валом ведущей звёздочки 9 гусеницы 10.
Схема двигателя представлена на рис. 2. Основной механизм двигателя состоит и двух кривошипно-ползунных механизмов, имеющих общий кривошип ОА коленчатого вала 1, шатуны 2 и 4 и поршни (ползуны) 3 и 5. Угол γ между осями двух цилиндров равен 90˚.
При таком устройстве рабочие такты в левом и правом цилиндрах сдвинуты руг относительно друга на 450˚. Рабочий цикл в каждом цилиндре двигателя совершается за два оборота коленчатого вала. Чередование процессов, протекающих в обоих цилиндрах, происходит в следующем порядке:
| Первый оборот коленчатого вала | Второй оборот коленчатого вала | ||||||
φ1 | 0˚ 90˚ 180˚ 270˚ 360˚ 450˚ 540˚ 630˚ 720˚ | |||||||
Левый цилиндр | Расширение | Выпуск | Всасывание | Сжатие | ||||
Правый цилиндр | Выпуск | Всасывание | Сжатие | Расширение | Выпуск |
Различают два режима работы двигателя: 1) при холостом ходе, когда муфта сцепления выключена и коленчатый вал двигателя отключён от остальных механизмов мотосаней и 2) при номинальной нагрузке (во время движения мотосаней), когда муфта сцепления включена и соединяет коленчатый вал с валом шкива 5 (рис.1) и со всеми остальными механизмами.
Механизм газораспределения состоит их четырёх кулачков 6 (рис.2), закреплённых на распределительном валу 7, и толкателей 8, воздействующих на впускные (или выпускные) клапаны 9. Кулачковый механизм должен обеспечить заданный закон движения толкателя (рис.3). Вращение распределительному валу передаётся от коленчатого вала 1 парой зубчатых колёс 10 и 11, передаточное отношение которой
В мотосанях отсутствует планетарный редуктор, проектирование которого проведено по дополнительному заданию.
| Наименование параметра | Обозначение | Размер- ность | Числовые значения Вар. A |
1. | Средняя скорость поршня | (vB)ср; (vС)ср | м/с | 7,25 |
2. | Отношение длины шатуна к длине кривошипа | lAB / lOA lAC / lOA | | 4,23 |
3. | Отношение расстояния от точки A до центра тяжести шатуна к длине шатуна | lAS2 / lAB lAS4 / lAB | | 0,30 |
4. | Диаметр цилиндра | d | м | 0,066 |
5. | Число оборотов коленчатого вала при номинальной нагрузке | n1ном | об/мин | 4000 |
6. | Число оборотов коленчатого вала при холостом ходе | n1хх | об/мин | 600 |
7. | Максимальное давление в цилиндре двигателя при номинальной нагрузке | (pmax)ном | МПа | 2,41 |
8. | Максимальное давление в цилиндре двигателя при холостом ходе | (pmax)хх | МПа | 0,9 |
9. | Вес шатуна | G2; G3 | Н | 3,73 |
10. | Вес поршня | G4; G5 | Н | 2,26 |
11. | Момент инерции шатуна относительно оси, проходящей через его центр тяжести | I2s ; I4s | кг·м² | 0,0012 |
12. | Момент инерции коленчатого вала | I'10 | кг·м² | 0,006 |
13. | Коэффициент неравномерности вращения коленчатого вала | δ | __ | 1/120 |
14. | Угловая координата кривошипа для силового расчёта | φ1 | град | 30 |
15. | Эффективная мощность двигателя при номинальной нагрузке | Ne ном | Вт | 7360 |
16. | Механический КПД двигателя | η | __ | 0,85 |
17. | Приведённые к коленчатому валу моменты инерции деталей и гусеницы | Iпр0 | кг·м² | 0,21 |
18. | Ход толкателя кулачкового механизма | h | м | 0,008 |
19. | Максимально допустимый угол давления в кулачковом механизме | αдоп | град | 28 |
20. | Угол рабочего профиля кулачка | δраб | град | 120 |
21 | Число зубьев колёс 7 и 8 (рис.1) | z7 z8 | __ | 12 24 |
22. | Модуль зубчатых колёс 7 и 8 | m | м | 0,012 |
23. | Угол наклона зуба для колёс 7 и 8 | β | град | 10 |
24. | Параметры исходного контура реечного инструмента | αo αи αс | град ― ― | 20 1 0,25 |
1. Определение закона движения звена приведения.
1.1 Определение размеров кривошипа
по формуле:
1.2. Определение масштаба изображения и хода поршня.
Изображается кинематическая схема механизма в положении, заданном в техническом задании, то есть V-образно. Ход поршня равен двум длинам кривошипа.
Длина шатуна определяется из пропорции:
Масштаб изображения кинематической схемы на чертеже равен:
1.3. Построение индикаторной диаграммы.
В пределах отрезка Н—хода поршня строится индикаторная диаграмма по данным таблицы технического задания. Для этого длина отрезка Н разбивается на десять равных частей. Каждая часть отмечается долей 0.1, 0.2, … , 1.0. По оси ординат откладывается изменение давления в цилиндре поршневой машины. Для этого надо задаться на чертеже отрезком =54 мм, провести через точки 0.1, 0.2, …, 1.0 отрезки, параллельные оси ординат и отложить на каждом из них последовательно ординаты в миллиметрах . Полученные точки соединяются плавной кривой.
Масштаб индикаторной диаграммы:
1.4. Построение графика сил.
Индикаторная диаграмма перестраивается в график сил, действующих на поршень поршневой машины. Ординаты графика сил выбираются равными ординатам индикаторной диаграммы. Тогда масштаб графика сил по оси ординат равен: . Здесь -площадь поршня. . Таким образом,
На оси абсцисс отмечают положения точки С поршня, соответствующие положениям точки В кривошипа. Разбивают траекторию кривошипа на 12 равных частей. Нулевое положение выбирают на пересечении линии АС с траекторией точки В кривошипа—то есть от мёртвой точки поршня с момента начала процесса расширения в цилиндре поршневой машины. Затем от нулевой точки в сторону вращения кривошипа отмечают на окружности радиуса АВ точки 1,2,3,…12. Из каждой из указанных точек проводят дугу радиуса ВС до пересечения с линией АС. Получают точки 0-12, 1-11, 2-10, 3-9, 4-8, 5-7, 6—положения точки С поршня.
Сила считается положительной, если она совершает положительную работу. График сил строится также в пределах хода поршня—Н.
1.5 Определение кинематических параметров механизма.
Строятся планы скоростей в произвольном масштабе для каждой из 12 точек на траектории кривошипа. На самом деле, можно построить планы скоростей только для семи точек: 0,1,2,3,4,5,6. Из них определяются аналоги линейных скоростей подвижных точек механизма и передаточное отношение:
По полученным данным строятся соответствующие зависимости. По оси абсцисс масштаб определяют как отношения базы графика b=240 мм к 2 мм/рад.
1.6. Построение графиков приведённых моментов инерции второй группы звеньев.
Величины приведённых моментов рассчитывают по формулам:
Все кривые строятся в масштабе :
Суммарный момент определяется следующим образом:
По данным расчёта строят три графика приведённых моментов и аналитически их суммируют. Так как механизм имеет два цилиндра, и каждый из них имеет одинаковые размеры, но процесс во втором цилиндре смещён относительно процесса в первом (на 90˚), то кривую суммарного приведённого момента смещаем на заданный в техническом задании угол и получаем кривую суммарного приведённого момента инерции второй группы звеньев второго цилиндра. Затем обе суммарные кривые ещё раз суммируются на том же графике:
Таким образом, в каждом положении точки B кривошипа от 0 до 12 имеем значения суммарного приведённого момента инерции для двух цилиндров.
В первом приближении суммарный график приведённых моментов инерции второй группы звеньев может быть принят за график кинетической энергии второй группы звеньев , который построен в масштабе , .
1.7. Построение графика приведённого момента от сил.
Расчёт приведённого момента производят по формуле: Или по более развёрнутой формуле:
В левом цилиндре:
при расширении при сжатии
Масштаб графика приведённых моментов:
Для получения графика суммарного приведённого момента второго цилиндра смещаем полученный график для первого цилиндра на заданный в техническом задании фазовый угол (450˚). Затем суммируем обе кривые с учётом знака приведённого момента в каждой из позиций от 0 до 12. В итоге получаем график суммарного приведенного движущего момента от сил, действующих на 2 поршня.