Файл: Урок 97. Задачи на умножение 3 5 1 х о д урока I. Организационный момент Много тайн скрывает умножение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Урок 9 7. Задачи на умножение

Цели: формировать умение решать текстовые задачи на умно-

жение; закреплять умение заменять сложение умножением; со-

вершенствовать вычислительные навыки; развивать внимание

и логическое мышление.

У р о к 97. Задачи на ум н о ж е н и е 3 5 1

Х о д урока

I. Организационный момент

Много тайн скрывает умножение,

Но мы о тайнах этих у знаем, без сомнения.

II. Актуализация знаний

1. Математический диктант

(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они

ставят знак +, если не согласны — знак —.)

1. Если к 7 прибавить 8, то получится 15. (+.)

2. 12 больше 7 на 6. (—.)

3. 16 - э г о сумма чисел 9 и 7. (+.)

4. Если вычитаемое 5, а разность 6, то уменьшаемое 11. (+.)

5. Число 13 можно заменит]» суммой двух одинаковых слагае-

мых. (—.)

6. Чтобы получить 8, нужно из 14 вычесть 5. (-.)

7. Если из числа вычли 6 и получили столько же, то это число

12.(+.)

8. 12 меньше, чем 8, на 4. (-.)

9. Разность чисел 17 и 8 равна 8. (—.)

10. Если 11 уменьшить на 2, то получится 13. (—.)

2. Работа над задачами

• В коробке было 20 шариков трех цветов. Красных было 7,


синих - 9. Сколько зеленых шариков было в коробке?

• В гараже было 19 машин. Когда несколько машин уехало,


то осталось 8 машин. Сколько машин уехало?

3. Логическая разминка

— Решите задачу.

В семье несколько детей. Один из них говорит: «У меня один

брат и одна сестра», другой говорит: «У меня нет ни одного бра-

та». Сколько детей в этой семье и кто они? { 3 р ебен к а — 2 девочки,

1 м альчик.)

(На доске рисунок.)

352 Умножение и деление

— В данном треугольнике проведите два отрезка так, чтобы

получилось 4 треугольника.

Ответ:

(Для индивидуальной работы можно предложить задания

из тетради с печатной основой: No 3, 9 (с. 44—45).)

III. Самоопределение к деятельности

— Решите задачу.

Толя, Валера, Ваня и Леня собирали грибы. Толя нашел гри-

бов столько же, сколько Валера, Ваня — столько же, сколько Толя,

а Лепя — столько же, сколько Ваня. Сколько всего грибов нашли

мальчики? (Задачу решить целый, так как не хватает данных.)

— Дополни те условие. (Валера нашел 3 грива.)

— Можно ли теперь узнан., сколько всего грибов нашли маль-

чики? (Да.)

— Как ото сделан.? (.? + 3 + 3 + 3 = 12 (г.).)

— Замените сложение умножением. (.?• 4 = 12(г.).)

— Что обозначает число 3? (Дети нашли по 3 грива.)

— Что обозначает число 4? (Детей выло четверо.)

— Что обозначает действие 3 • 4? (По 3 взяли 4 раза.)


— Какие задачи мы будем решать сегодня на уроке?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

М 1 (с. 51).

— Прочитайте задачу.

— Сколько карандашей в коробке? (6.)

— Сколько коробок? (4.)

— Какое число — слагаемое? (6.)

— Сколько раз взяли по 6? (4.)

— Что обозначает фигурная скобка? (Сколько всего карандашей

в 4 коробках.)

— Как записать решение задачи сложением? (6+ 6 + 6 + 6 =

— Как еще можно записать решение? (6 - 4 = 24 (к.).)


— Какой способ записи вам нравится больше? Почему?

24 (к.).)

Урок 97. Задачи на умножение 353

М2 (с. 51).

— Прочитайте задачу. Сколько парт в каждом ряду? (5.)

— Сколько рядов? (3.)

— Сделайте рисунок к задаче, обозначив парты квадратами.

(Один ученик работает у доски.)

- Запишите решение задачи сложением. (5 + 5 + 5=15 (п.).)

- Запишите решение умножением. (5 3 = 15 (п.).)


- Какой способ решения рациональнее?

- Можно ли записать решение так: 3 5= 15 (и.)? (Нет.)

- Почему? (Нужно взять по 5 парт 3раза.)

V. Физкультминутка

Мы считали и устали,

А потом все дружно встали.

Ручками похлопали - раз, два, три,

Ножками потопали — раз, два, три.

Сели — встали, встали — седи

И друг друга не задели.

Мы немного отдохнем

И опя ть счи тать начнем.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

М 3 (с. 51).

— Прочитайте задачу и составьте краткую запись.

(Учитель составляет краткую запись на доске, учащиеся —

в тет радях.)

Было — ?, 10 руб. и 50 руб.

Истратила — 15 руб.


Осталось — ?

— Решите задачу самостоятельно.

(У доски работает один ученик. Проверка.)

Решение

Первый способ:

1) 10 + 50 = 60 (руб.) — было;

2 ) 60-1 5 = 45 (руб.).

Второй способ:

1) 50 - 15 = 35 (руб.) - сдача;

2) 35 + 10 = 45 (руб.).

Ответ: у Тани осталось 45 руб.

354 Умножение и деление

(Если все ученики решат задачу первым способом, учитель

обращает внимание на то, что есть еще один способ решения.)

— Как бы вы рассчитывались за покупку на месте Тани? (Ку-

пюрой достоинством 50руб.)

No4, 7 (с. 51).

(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка. Мож-

но использовать КИМы (математические диктанты, с. 68—71).)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 51). Самостоятельное выполне-

ние. Учащиеся записывают решение в тетрадь. Проверка в парах.

Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно

можно предложить выполнить задание на полях.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока


— Какие задачи мы научились решать сегодня на уроке?


— Кто понял, как решаются такие задачи?


— Какие способы решения таких задач вы узнали?


— Всели вам было понятно?


— Какое задание вам показалось особенно трудным?

Домашнее задание

Тетрадь с печатной основой: No 1,5 (с. 43—44).

Урок 98. Периметр прямоугольника

Цели: познакомить с разными способами нахождения периме-

тра прямоугольника; совершенствовать вычислительные навыки

и умение решать текстовые задачи; развивать внимание и логи-

ческое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать

изученные геометрические фигуры и называть их отличительные

особенности; находить периметр прямоугольника разными спо-

собами; выполнять письменные вычисления изученных видов

в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков

и решать текстовые задачи; записывать решение задач уравне-

нием; выполнять задания творческого и поискового характера;

контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

(На доске запись.)

Урок 98. Периметр прямоугольника 355

1 5 -(6 + 5) (У)

17 — (18 — 9) (Н)

(4+ 8 ) - 7 (М)

(90 + 5) - (43 - 40) (А)

(46 — 40) + (58 — 8) (Ц)

(3 + 8) + (12 — 6) (И)

— Вычислите. Поставьте ответы и соответствующие им буквы

в порядке возрастания. Прочитайте слово. (Умница.)

2. Работа над задачами

• В книге 30 страниц. Таня прочитала 8 страниц. Сколько


страниц ей осталось прочитать?

• На полке было 20 книг. Сколько книг взяли с полки, если


их осталось 7?

• В первой пачке 40 книг, во второй 30 книг. Насколько книг


во второй пачке меньше, чем в первой?

3. Логическая разминка

(Равенство записано на доске.)

2 *6 *3*4* 5 *8= 12

- Расставьте вместо звездочек знаки + и — гак, чтобы полу-

чилось верное равенство. (2 + 6 — 3 + 4 —5 + 8= 12.)

III. Самоопределение к деятельности

— Из каких геометрических фигур состоит замок? На какие

две группы можно разделить все эти фигуры? (Многоуголь-

ники и круг.)

(Учитель стирает круг.)

— Как теперь можно разделить фигуры на две группы? (Тре-

угольники и четырехугольники.)

(Учитель стирает треугольники.)

— Как назвать одним словом оставшиеся фигуры? (Четырех-

угольники.)

— На какие две группы их можно разделить? (Фигуры с пря-

мыми углами и без прямых углов.)

356 Умножение и деление

(Учитель стирает трапецию.)

— Какие фигуры остались? {Прямоугольники.)

— Докажите, что оставшиеся фигуры прямоугольники. {4сто-

роны, 4 угла. Все углы прямые. Противоположные стороны

равны.)

— Сколько пар одинаковых сторон у прямоугольника? (2)

— Сколько произведений но ним можно составить? (2)

— Как вы что определили? (Если слагаемые одинаковые, то сло-

жение можно шменить умножением.)

— Что можно узна ть, зная длину сторон прямоугольника? {Пе-

риметр. )

— Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

I. Вывод формул (практическая работа)

Постройте прямоугольник со сторонами 3 см и 6 см и под-

пишите длину его сторон.

— Что такое периметр? {Сумма длин всех сторон.)

Найдите периметр прямоугольника. (2 + 6 l J + 6 IN (см).)

Ото первый способ нахождения периметра прямоугольника.


— Сумму каких слагаемых можно заменить умножением? (.? +.?

и 6 + 6.)

Замените. (.? -2 + 6-2

IN (см).)

Это второй способ нахождения периметра прямоугольника.

Но можно по-другому записать что решение.

Посмотрите па свой прямоугольник. Сколько разных сто-

рон у него? (Две: длина и ширина.)

— Запишите их сумму. (.? + 6.)

— Сколько раз в прямоугольнике повторяется чта сумма? (2.)

(Учитель делает запись на доске, а учащиеся — в тетрадях.)

(3 + 6)-2 = 18 (см)

Это тре тий способ нахождения периметра.

— Обозначим длину прямоугольника латинской буквой а,

а ширину — буквой Ь. Подставим в наши решения.

Мы получили три формулы нахождения периметра прямо-

угольника.

(Учитель закрепляет на доске плакат.)

а

Ъ

Р = а + b + а + Ь

Р = а - 2 + Ь-2

Р = ( а + Ь) 2

Урок 98. Периметр прямоугольника 357

2. Работа по учебнику

No 1 (с. 52).

- Посмотрите, как находили периметр прямоугольника.

- Совпадает ли это решение с теми формулами, которые мы


с вами только что вывели?

М 2 (с. 52).


- Сколько способов нахождения периметра вы знаете?

- Найдите периметр этого прямоугольника разными спосо-

бами. Назовите выражения. (3 + 4 + 3 +4, 3 -2 + 4-2,

(3 + 4)-2.)

- Вычислите периметр прямоугольника рациональным спо-

собом. U 4 см.)

- Какой способ вы выбрали? Почему? (Ответы детей.)

V. Физкультминутка

Руки на пояс поставьте сначала,

Влево и вправо качай те плечами.


Вы дотянулись мизинцем до пятки?

Если сумели — все в полном порядке.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

JSb 3 (с. 52).

- Прочитайте задачу.

- Назовите условие задачи.


- Что нужно узнать?

- Сделайте схематический чертеж.

(Учитель выполняет чертеж на доске.)

12 к.

\r ^ - Х= ^


8 к. ?


- Как решить данную задачу?

- Составьте по схеме обратные задачи и решите их.

(Работа в парах. Проверка.)

No 5 (с. 52).

- Составьте задачу по первой краткой записи.

- Запишите решение задачи. ((5 + 6) + 30 = 41 (кг).)

- Составьте задачу по второй краткой записи. Сделайте схе-

матический чертеж.

(Учитель выполняет чертеж на доске.)

50 кг

Г 1 N к -Ж.

12 кг

358 Умножение и деление

— Составьте уравнение по схеме и решите его.

(Один ученик работает у доски. Проверка в парах.)

12 + х = 50

х = 50 — 12

х = 38

No 6 (с. 52).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — Л + 8, вариант 2 -

к-Н.)

(Проверка в парах.)

No 7 (с. 52).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 - первый и второй

примеры, вариант 2 — третий и четвертый примеры. Два ученика

работают у доски. Проверка в парах.)

* No 9 (с. 52).

(Самостоятельное выполнение.)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 52). Самостоятельное выполне-

ние. Учащиеся 'записывают только ответы. Проверка в парах.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока


— Какое открытие вы сделали на уроке?

- Какое чувство вы испытали, когда ваше открытие совпало


с формулами в учебнике?

- Сколько способов нахождения периметра прямоуг ольника


существует?


- Всели вам было понятно?


— Кому нужна помощь?


- О каком задании вы расскажете дома?

Домашнее задание

Учебник: No 4 (с. 52).

Урок 99. Умножение нуля и единицы

Цели: познакомить с приемами умножения нуля и единицы

на любое число; развивать навыки устного счета, внимание, ло-

гическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять дейст-

вие умножения сложением одинаковых слагаемых и сравнивать

полученные результаты; выполнять письменные вычисления из-

ученных видов в пределах 100; моделировать с помощью схемати-

ческих рисунков и решать текстовые задачи; записывать решение

задач уравнением; выполнять задания творческого и поискового

Урок 99. Умножение нуля и единицы 359

характера; работать в группах; контролировать и оценивать свою

работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент



II. Актуализация знаний

1. Устный счет

(На доске записаны примеры.)

А + 42 = □ ® — 28 = О

0 + 63 = ® 2 • 9 = А


□ -2 5 = 0 0 + 30 = ?

— Определите, какое число за каким знаком скрывается, и ре-

шите примеры.

— С какого примера вы начнете решать? (2-9 — А.)

2. Работа над задачами

• Летние каникулы продолжались 92 дня. Из них 30дней Во-

лодя провел в городе, а остальные дни — в деревне. Сколько


дней провел Володя в деревне?

• На одной стороне улицы 20 домов. Это на 3 дома больше,


чем на другой. Сколько домов на другой стороне улицы?

• В выходной день в парке было 56 мальчиков и 40 девочек.


На сколько меньше было девочек, чем мальчиков?

• В детский сад привезли 2 бидона молока. В одном бидоне

было 16 л молока, а в другом - 24 л. За обедом израсходо-


вали 18 л. Сколько литров молока осталось на ужин?

3. Логическая разминка

Десять котят в прятки играли,

Десять лисят к ним прибежали,

Восемь лисят скрылись у речки,

Двое - в канаве, в темном местечке.

Трос котят за забор убежали,

Четверо — в будку, их видно едва ли.


Дайте ответ: все ль разбежались?


Или немногие все же остались?

(Осталось 3 котенка, лисят не осталось.)

(Для индивидуальной работы можно предложить задания

из тетради с печатной основой: No 10, 11 (с. 46—47).)

III. Самоопределение к деятельности

(Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку

с примерами.)

1-3 0-7 1-9 0-10

— Решите примеры, заменив умножение сложением. Запи-

шите выводы при помощи буквенных равенств.

360 Умножение и деление

(К доске выходят по одному представителю от группы.)

— Что интересного вы заметили при умножении единицы

на число? (Получилось то число, на которое умножили.)

— А при умножении нуля на число? (Получился нуль.)

— Какие буквенные равенства вы составили? (0- а = 0, I ■ а=а.)

(Учитель закрепляет плакат с буквенными равенствами на доске.)

— Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте текст на с. 53 рядом с красной чертой.

— Совпадают ли эти рассуждения с теми выводами, которые


вы сделали, работая в группах?

No 1,2 (с. 53).

(Устное выполнение.)

V. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже —

Руки за спину положим,


Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

No 3 (с. 53).

(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.)

No>4 (с. 53).

(Устное выполнение с подробным объяснением.)

2. Работа в тетради с печатной основой

No 1 2 (с. 47).

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах по образ-

цу на доске. Можно использовать КИМы (задачи на умножение,

с. 71).)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 53). Самостоятельное выполне-

ние. Учащиеся записывают только ответы. Проверка в парах.)



— Как вы решили последний пример? Какой способ удобнее?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока


— Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?


— Совпал ли ваш вывод с выводом в учебнике?


— Какие чувства вы испытали при этом?


— Все ли вам было понятно?

Урок 100. Названия компонентов и результата умножения 361


— Кому нужна помощь?


— О чем вы расскажете дома?

Домашнее задание

1. Учебник: No 5 (с. I0).

2. Тетрадь с печатной основой: No 20 (с. 49).

Урок 100. Названия компонентов

и результата умножения

Цели: познакомить с названиями компонентов, результата

умножения и соответствующего выражения; совершенствовать

вычислительные навыки и умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять дейст-

вие умножения сложением одинаковых слагаемых и сравнивать

полученные результаты; выполнять письменные вычисления из-

ученных видов в пределах 100; моделировать с помощью схемати-

ческих рисунков и решать текстовые задачи; записывать решение

задач уравнением; выполнять задания творческого и поискового

характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

Названия носят города и реки,

Вам от рождения фамилия дана.

И каждому числу при умножении

Особенные дали имена.

II. Актуализация знаний

1. Математический диктант

(Один ученик работает на откидной доске.)

1. Замените сумму 43 + 43 + 43 + 43 + 43 произведением.

2. Замените произведение 66 • 2 суммой.


3. Какое число повторяется слагаемым в произведении 76 ■ 33?


4. Сколько раз повторяется слагаемое в произведении 4 • 6?

5. Замените произведение 113 суммой и найдите значение.

6. Замените сумму 31+31 + 31+30+1 произведением.


7. Что больше: 15+15 или 15-2?

8. Запишите произведением предложение: число 3 повторя-

ется слагаемым а раз.


9. Если 8 ■ 5 = 40, то чему будет равно 8 • 6?