Файл: Урок 97. Задачи на умножение 3 5 1 х о д урока I. Организационный момент Много тайн скрывает умножение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 9 7. Задачи на умножение
Цели: формировать умение решать текстовые задачи на умно-
жение; закреплять умение заменять сложение умножением; со-
вершенствовать вычислительные навыки; развивать внимание
и логическое мышление.
У р о к 97. Задачи на ум н о ж е н и е 3 5 1
Х о д урока
I. Организационный момент
Много тайн скрывает умножение,
Но мы о тайнах этих у знаем, без сомнения.
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант
(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они
ставят знак +, если не согласны — знак —.)
1. Если к 7 прибавить 8, то получится 15. (+.)
2. 12 больше 7 на 6. (—.)
3. 16 - э г о сумма чисел 9 и 7. (+.)
4. Если вычитаемое 5, а разность 6, то уменьшаемое 11. (+.)
5. Число 13 можно заменит]» суммой двух одинаковых слагае-
мых. (—.)
6. Чтобы получить 8, нужно из 14 вычесть 5. (-.)
7. Если из числа вычли 6 и получили столько же, то это число
12.(+.)
8. 12 меньше, чем 8, на 4. (-.)
9. Разность чисел 17 и 8 равна 8. (—.)
10. Если 11 уменьшить на 2, то получится 13. (—.)
2. Работа над задачами
• В коробке было 20 шариков трех цветов. Красных было 7,
синих - 9. Сколько зеленых шариков было в коробке?
• В гараже было 19 машин. Когда несколько машин уехало,
то осталось 8 машин. Сколько машин уехало?
3. Логическая разминка
— Решите задачу.
В семье несколько детей. Один из них говорит: «У меня один
брат и одна сестра», другой говорит: «У меня нет ни одного бра-
та». Сколько детей в этой семье и кто они? { 3 р ебен к а — 2 девочки,
1 м альчик.)
(На доске рисунок.)
352 Умножение и деление
— В данном треугольнике проведите два отрезка так, чтобы
получилось 4 треугольника.
Ответ:
(Для индивидуальной работы можно предложить задания
из тетради с печатной основой: No 3, 9 (с. 44—45).)
III. Самоопределение к деятельности
— Решите задачу.
Толя, Валера, Ваня и Леня собирали грибы. Толя нашел гри-
бов столько же, сколько Валера, Ваня — столько же, сколько Толя,
а Лепя — столько же, сколько Ваня. Сколько всего грибов нашли
мальчики? (Задачу решить целый, так как не хватает данных.)
— Дополни те условие. (Валера нашел 3 грива.)
— Можно ли теперь узнан., сколько всего грибов нашли маль-
чики? (Да.)
— Как ото сделан.? (.? + 3 + 3 + 3 = 12 (г.).)
— Замените сложение умножением. (.?• 4 = 12(г.).)
— Что обозначает число 3? (Дети нашли по 3 грива.)
— Что обозначает число 4? (Детей выло четверо.)
— Что обозначает действие 3 • 4? (По 3 взяли 4 раза.)
— Какие задачи мы будем решать сегодня на уроке?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
М 1 (с. 51).
— Прочитайте задачу.
— Сколько карандашей в коробке? (6.)
— Сколько коробок? (4.)
— Какое число — слагаемое? (6.)
— Сколько раз взяли по 6? (4.)
— Что обозначает фигурная скобка? (Сколько всего карандашей
в 4 коробках.)
— Как записать решение задачи сложением? (6+ 6 + 6 + 6 =
— Как еще можно записать решение? (6 - 4 = 24 (к.).)
— Какой способ записи вам нравится больше? Почему?
24 (к.).)
Урок 97. Задачи на умножение 353
М2 (с. 51).
— Прочитайте задачу. Сколько парт в каждом ряду? (5.)
— Сколько рядов? (3.)
— Сделайте рисунок к задаче, обозначив парты квадратами.
(Один ученик работает у доски.)
- Запишите решение задачи сложением. (5 + 5 + 5=15 (п.).)
- Запишите решение умножением. (5 3 = 15 (п.).)
- Какой способ решения рациональнее?
- Можно ли записать решение так: 3 5= 15 (и.)? (Нет.)
- Почему? (Нужно взять по 5 парт 3раза.)
V. Физкультминутка
Мы считали и устали,
А потом все дружно встали.
Ручками похлопали - раз, два, три,
Ножками потопали — раз, два, три.
Сели — встали, встали — седи
И друг друга не задели.
Мы немного отдохнем
И опя ть счи тать начнем.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
М 3 (с. 51).
— Прочитайте задачу и составьте краткую запись.
(Учитель составляет краткую запись на доске, учащиеся —
в тет радях.)
Было — ?, 10 руб. и 50 руб.
Истратила — 15 руб.
Осталось — ?
— Решите задачу самостоятельно.
(У доски работает один ученик. Проверка.)
Решение
Первый способ:
1) 10 + 50 = 60 (руб.) — было;
2 ) 60-1 5 = 45 (руб.).
Второй способ:
1) 50 - 15 = 35 (руб.) - сдача;
2) 35 + 10 = 45 (руб.).
Ответ: у Тани осталось 45 руб.
354 Умножение и деление
(Если все ученики решат задачу первым способом, учитель
обращает внимание на то, что есть еще один способ решения.)
— Как бы вы рассчитывались за покупку на месте Тани? (Ку-
пюрой достоинством 50руб.)
No4, 7 (с. 51).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка. Мож-
но использовать КИМы (математические диктанты, с. 68—71).)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 51). Самостоятельное выполне-
ние. Учащиеся записывают решение в тетрадь. Проверка в парах.
Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно
можно предложить выполнить задание на полях.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие задачи мы научились решать сегодня на уроке?
— Кто понял, как решаются такие задачи?
— Какие способы решения таких задач вы узнали?
— Всели вам было понятно?
— Какое задание вам показалось особенно трудным?
Домашнее задание
Тетрадь с печатной основой: No 1,5 (с. 43—44).
Урок 98. Периметр прямоугольника
Цели: познакомить с разными способами нахождения периме-
тра прямоугольника; совершенствовать вычислительные навыки
и умение решать текстовые задачи; развивать внимание и логи-
ческое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать
изученные геометрические фигуры и называть их отличительные
особенности; находить периметр прямоугольника разными спо-
собами; выполнять письменные вычисления изученных видов
в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков
и решать текстовые задачи; записывать решение задач уравне-
нием; выполнять задания творческого и поискового характера;
контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
(На доске запись.)
Урок 98. Периметр прямоугольника 355
1 5 -(6 + 5) (У)
17 — (18 — 9) (Н)
(4+ 8 ) - 7 (М)
(90 + 5) - (43 - 40) (А)
(46 — 40) + (58 — 8) (Ц)
(3 + 8) + (12 — 6) (И)
— Вычислите. Поставьте ответы и соответствующие им буквы
в порядке возрастания. Прочитайте слово. (Умница.)
2. Работа над задачами
• В книге 30 страниц. Таня прочитала 8 страниц. Сколько
страниц ей осталось прочитать?
• На полке было 20 книг. Сколько книг взяли с полки, если
их осталось 7?
• В первой пачке 40 книг, во второй 30 книг. Насколько книг
во второй пачке меньше, чем в первой?
3. Логическая разминка
(Равенство записано на доске.)
2 *6 *3*4* 5 *8= 12
- Расставьте вместо звездочек знаки + и — гак, чтобы полу-
чилось верное равенство. (2 + 6 — 3 + 4 —5 + 8= 12.)
III. Самоопределение к деятельности
— Из каких геометрических фигур состоит замок? На какие
две группы можно разделить все эти фигуры? (Многоуголь-
ники и круг.)
(Учитель стирает круг.)
— Как теперь можно разделить фигуры на две группы? (Тре-
угольники и четырехугольники.)
(Учитель стирает треугольники.)
— Как назвать одним словом оставшиеся фигуры? (Четырех-
угольники.)
— На какие две группы их можно разделить? (Фигуры с пря-
мыми углами и без прямых углов.)
356 Умножение и деление
(Учитель стирает трапецию.)
— Какие фигуры остались? {Прямоугольники.)
— Докажите, что оставшиеся фигуры прямоугольники. {4сто-
роны, 4 угла. Все углы прямые. Противоположные стороны
равны.)
— Сколько пар одинаковых сторон у прямоугольника? (2)
— Сколько произведений но ним можно составить? (2)
— Как вы что определили? (Если слагаемые одинаковые, то сло-
жение можно шменить умножением.)
— Что можно узна ть, зная длину сторон прямоугольника? {Пе-
риметр. )
— Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
I. Вывод формул (практическая работа)
Постройте прямоугольник со сторонами 3 см и 6 см и под-
пишите длину его сторон.
— Что такое периметр? {Сумма длин всех сторон.)
Найдите периметр прямоугольника. (2 + 6 l J + 6 IN (см).)
Ото первый способ нахождения периметра прямоугольника.
— Сумму каких слагаемых можно заменить умножением? (.? +.?
и 6 + 6.)
Замените. (.? -2 + 6-2
IN (см).)
Это второй способ нахождения периметра прямоугольника.
Но можно по-другому записать что решение.
Посмотрите па свой прямоугольник. Сколько разных сто-
рон у него? (Две: длина и ширина.)
— Запишите их сумму. (.? + 6.)
— Сколько раз в прямоугольнике повторяется чта сумма? (2.)
(Учитель делает запись на доске, а учащиеся — в тетрадях.)
(3 + 6)-2 = 18 (см)
Это тре тий способ нахождения периметра.
— Обозначим длину прямоугольника латинской буквой а,
а ширину — буквой Ь. Подставим в наши решения.
Мы получили три формулы нахождения периметра прямо-
угольника.
(Учитель закрепляет на доске плакат.)
а
Ъ
Р = а + b + а + Ь
Р = а - 2 + Ь-2
Р = ( а + Ь) 2
Урок 98. Периметр прямоугольника 357
2. Работа по учебнику
No 1 (с. 52).
- Посмотрите, как находили периметр прямоугольника.
- Совпадает ли это решение с теми формулами, которые мы
с вами только что вывели?
М 2 (с. 52).
- Сколько способов нахождения периметра вы знаете?
- Найдите периметр этого прямоугольника разными спосо-
бами. Назовите выражения. (3 + 4 + 3 +4, 3 -2 + 4-2,
(3 + 4)-2.)
- Вычислите периметр прямоугольника рациональным спо-
собом. U 4 см.)
- Какой способ вы выбрали? Почему? (Ответы детей.)
V. Физкультминутка
Руки на пояс поставьте сначала,
Влево и вправо качай те плечами.
Вы дотянулись мизинцем до пятки?
Если сумели — все в полном порядке.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
JSb 3 (с. 52).
- Прочитайте задачу.
- Назовите условие задачи.
- Что нужно узнать?
- Сделайте схематический чертеж.
(Учитель выполняет чертеж на доске.)
12 к.
\r ^
- Х= ^
Урок 9 7. Задачи на умножение
Цели: формировать умение решать текстовые задачи на умно-
жение; закреплять умение заменять сложение умножением; со-
вершенствовать вычислительные навыки; развивать внимание
и логическое мышление.
У р о к 97. Задачи на ум н о ж е н и е 3 5 1
Х о д урока
I. Организационный момент
Много тайн скрывает умножение,
Но мы о тайнах этих у знаем, без сомнения.
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант
(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они
ставят знак +, если не согласны — знак —.)
1. Если к 7 прибавить 8, то получится 15. (+.)
2. 12 больше 7 на 6. (—.)
3. 16 - э г о сумма чисел 9 и 7. (+.)
4. Если вычитаемое 5, а разность 6, то уменьшаемое 11. (+.)
5. Число 13 можно заменит]» суммой двух одинаковых слагае-
мых. (—.)
6. Чтобы получить 8, нужно из 14 вычесть 5. (-.)
7. Если из числа вычли 6 и получили столько же, то это число
12.(+.)
8. 12 меньше, чем 8, на 4. (-.)
9. Разность чисел 17 и 8 равна 8. (—.)
10. Если 11 уменьшить на 2, то получится 13. (—.)
2. Работа над задачами
• В коробке было 20 шариков трех цветов. Красных было 7,
синих - 9. Сколько зеленых шариков было в коробке?
• В гараже было 19 машин. Когда несколько машин уехало,
то осталось 8 машин. Сколько машин уехало?
3. Логическая разминка
— Решите задачу.
В семье несколько детей. Один из них говорит: «У меня один
брат и одна сестра», другой говорит: «У меня нет ни одного бра-
та». Сколько детей в этой семье и кто они? { 3 р ебен к а — 2 девочки,
1 м альчик.)
(На доске рисунок.)
352 Умножение и деление
— В данном треугольнике проведите два отрезка так, чтобы
получилось 4 треугольника.
Ответ:
(Для индивидуальной работы можно предложить задания
из тетради с печатной основой: No 3, 9 (с. 44—45).)
III. Самоопределение к деятельности
— Решите задачу.
Толя, Валера, Ваня и Леня собирали грибы. Толя нашел гри-
бов столько же, сколько Валера, Ваня — столько же, сколько Толя,
а Лепя — столько же, сколько Ваня. Сколько всего грибов нашли
мальчики? (Задачу решить целый, так как не хватает данных.)
— Дополни те условие. (Валера нашел 3 грива.)
— Можно ли теперь узнан., сколько всего грибов нашли маль-
чики? (Да.)
— Как ото сделан.? (.? + 3 + 3 + 3 = 12 (г.).)
— Замените сложение умножением. (.?• 4 = 12(г.).)
— Что обозначает число 3? (Дети нашли по 3 грива.)
— Что обозначает число 4? (Детей выло четверо.)
— Что обозначает действие 3 • 4? (По 3 взяли 4 раза.)
— Какие задачи мы будем решать сегодня на уроке?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
М 1 (с. 51).
— Прочитайте задачу.
— Сколько карандашей в коробке? (6.)
— Сколько коробок? (4.)
— Какое число — слагаемое? (6.)
— Сколько раз взяли по 6? (4.)
— Что обозначает фигурная скобка? (Сколько всего карандашей
в 4 коробках.)
— Как записать решение задачи сложением? (6+ 6 + 6 + 6 =
— Как еще можно записать решение? (6 - 4 = 24 (к.).)
— Какой способ записи вам нравится больше? Почему?
24 (к.).)
Урок 97. Задачи на умножение 353
М2 (с. 51).
— Прочитайте задачу. Сколько парт в каждом ряду? (5.)
— Сколько рядов? (3.)
— Сделайте рисунок к задаче, обозначив парты квадратами.
(Один ученик работает у доски.)
- Запишите решение задачи сложением. (5 + 5 + 5=15 (п.).)
- Запишите решение умножением. (5 3 = 15 (п.).)
- Какой способ решения рациональнее?
- Можно ли записать решение так: 3 5= 15 (и.)? (Нет.)
- Почему? (Нужно взять по 5 парт 3раза.)
V. Физкультминутка
Мы считали и устали,
А потом все дружно встали.
Ручками похлопали - раз, два, три,
Ножками потопали — раз, два, три.
Сели — встали, встали — седи
И друг друга не задели.
Мы немного отдохнем
И опя ть счи тать начнем.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
М 3 (с. 51).
— Прочитайте задачу и составьте краткую запись.
(Учитель составляет краткую запись на доске, учащиеся —
в тет радях.)
Было — ?, 10 руб. и 50 руб.
Истратила — 15 руб.
Осталось — ?
— Решите задачу самостоятельно.
(У доски работает один ученик. Проверка.)
Решение
Первый способ:
1) 10 + 50 = 60 (руб.) — было;
2 ) 60-1 5 = 45 (руб.).
Второй способ:
1) 50 - 15 = 35 (руб.) - сдача;
2) 35 + 10 = 45 (руб.).
Ответ: у Тани осталось 45 руб.
354 Умножение и деление
(Если все ученики решат задачу первым способом, учитель
обращает внимание на то, что есть еще один способ решения.)
— Как бы вы рассчитывались за покупку на месте Тани? (Ку-
пюрой достоинством 50руб.)
No4, 7 (с. 51).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка. Мож-
но использовать КИМы (математические диктанты, с. 68—71).)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 51). Самостоятельное выполне-
ние. Учащиеся записывают решение в тетрадь. Проверка в парах.
Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно
можно предложить выполнить задание на полях.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие задачи мы научились решать сегодня на уроке?
— Кто понял, как решаются такие задачи?
— Какие способы решения таких задач вы узнали?
— Всели вам было понятно?
— Какое задание вам показалось особенно трудным?
Домашнее задание
Тетрадь с печатной основой: No 1,5 (с. 43—44).
Урок 98. Периметр прямоугольника
Цели: познакомить с разными способами нахождения периме-
тра прямоугольника; совершенствовать вычислительные навыки
и умение решать текстовые задачи; развивать внимание и логи-
ческое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать
изученные геометрические фигуры и называть их отличительные
особенности; находить периметр прямоугольника разными спо-
собами; выполнять письменные вычисления изученных видов
в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков
и решать текстовые задачи; записывать решение задач уравне-
нием; выполнять задания творческого и поискового характера;
контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
(На доске запись.)
Урок 98. Периметр прямоугольника 355
1 5 -(6 + 5) (У)
17 — (18 — 9) (Н)
(4+ 8 ) - 7 (М)
(90 + 5) - (43 - 40) (А)
(46 — 40) + (58 — 8) (Ц)
(3 + 8) + (12 — 6) (И)
— Вычислите. Поставьте ответы и соответствующие им буквы
в порядке возрастания. Прочитайте слово. (Умница.)
2. Работа над задачами
• В книге 30 страниц. Таня прочитала 8 страниц. Сколько
страниц ей осталось прочитать?
• На полке было 20 книг. Сколько книг взяли с полки, если
их осталось 7?
• В первой пачке 40 книг, во второй 30 книг. Насколько книг
во второй пачке меньше, чем в первой?
3. Логическая разминка
(Равенство записано на доске.)
2 *6 *3*4* 5 *8= 12
- Расставьте вместо звездочек знаки + и — гак, чтобы полу-
чилось верное равенство. (2 + 6 — 3 + 4 —5 + 8= 12.)
III. Самоопределение к деятельности
— Из каких геометрических фигур состоит замок? На какие
две группы можно разделить все эти фигуры? (Многоуголь-
ники и круг.)
(Учитель стирает круг.)
— Как теперь можно разделить фигуры на две группы? (Тре-
угольники и четырехугольники.)
(Учитель стирает треугольники.)
— Как назвать одним словом оставшиеся фигуры? (Четырех-
угольники.)
— На какие две группы их можно разделить? (Фигуры с пря-
мыми углами и без прямых углов.)
356 Умножение и деление
(Учитель стирает трапецию.)
— Какие фигуры остались? {Прямоугольники.)
— Докажите, что оставшиеся фигуры прямоугольники. {4сто-
роны, 4 угла. Все углы прямые. Противоположные стороны
равны.)
— Сколько пар одинаковых сторон у прямоугольника? (2)
— Сколько произведений но ним можно составить? (2)
— Как вы что определили? (Если слагаемые одинаковые, то сло-
жение можно шменить умножением.)
— Что можно узна ть, зная длину сторон прямоугольника? {Пе-
риметр. )
— Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
I. Вывод формул (практическая работа)
Постройте прямоугольник со сторонами 3 см и 6 см и под-
пишите длину его сторон.
— Что такое периметр? {Сумма длин всех сторон.)
Найдите периметр прямоугольника. (2 + 6 l J + 6 IN (см).)
Ото первый способ нахождения периметра прямоугольника.
— Сумму каких слагаемых можно заменить умножением? (.? +.?
и 6 + 6.)
Замените. (.? -2 + 6-2
8 к. ?
- Как решить данную задачу?
- Составьте по схеме обратные задачи и решите их.
(Работа в парах. Проверка.)
No 5 (с. 52).
- Составьте задачу по первой краткой записи.
- Запишите решение задачи. ((5 + 6) + 30 = 41 (кг).)
- Составьте задачу по второй краткой записи. Сделайте схе-
матический чертеж.
(Учитель выполняет чертеж на доске.)
50 кг
Г 1 N к -Ж.
12 кг
358 Умножение и деление
— Составьте уравнение по схеме и решите его.
(Один ученик работает у доски. Проверка в парах.)
12 + х = 50
х = 50 — 12
х = 38
No 6 (с. 52).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — Л + 8, вариант 2 -
к-Н.)
(Проверка в парах.)
No 7 (с. 52).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 - первый и второй
примеры, вариант 2 — третий и четвертый примеры. Два ученика
работают у доски. Проверка в парах.)
* No 9 (с. 52).
(Самостоятельное выполнение.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 52). Самостоятельное выполне-
ние. Учащиеся 'записывают только ответы. Проверка в парах.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какое открытие вы сделали на уроке?
- Какое чувство вы испытали, когда ваше открытие совпало
с формулами в учебнике?
- Сколько способов нахождения периметра прямоуг ольника
существует?
- Всели вам было понятно?
— Кому нужна помощь?
- О каком задании вы расскажете дома?
Домашнее задание
Учебник: No 4 (с. 52).
Урок 99. Умножение нуля и единицы
Цели: познакомить с приемами умножения нуля и единицы
на любое число; развивать навыки устного счета, внимание, ло-
гическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять дейст-
вие умножения сложением одинаковых слагаемых и сравнивать
полученные результаты; выполнять письменные вычисления из-
ученных видов в пределах 100; моделировать с помощью схемати-
ческих рисунков и решать текстовые задачи; записывать решение
задач уравнением; выполнять задания творческого и поискового
Урок 99. Умножение нуля и единицы 359
характера; работать в группах; контролировать и оценивать свою
работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
(На доске записаны примеры.)
А + 42 = □ ® — 28 = О
0 + 63 = ® 2 • 9 = А
□ -2 5 = 0 0 + 30 = ?
— Определите, какое число за каким знаком скрывается, и ре-
шите примеры.
— С какого примера вы начнете решать? (2-9 — А.)
2. Работа над задачами
• Летние каникулы продолжались 92 дня. Из них 30дней Во-
лодя провел в городе, а остальные дни — в деревне. Сколько
дней провел Володя в деревне?
• На одной стороне улицы 20 домов. Это на 3 дома больше,
чем на другой. Сколько домов на другой стороне улицы?
• В выходной день в парке было 56 мальчиков и 40 девочек.
На сколько меньше было девочек, чем мальчиков?
• В детский сад привезли 2 бидона молока. В одном бидоне
было 16 л молока, а в другом - 24 л. За обедом израсходо-
вали 18 л. Сколько литров молока осталось на ужин?
3. Логическая разминка
Десять котят в прятки играли,
Десять лисят к ним прибежали,
Восемь лисят скрылись у речки,
Двое - в канаве, в темном местечке.
Трос котят за забор убежали,
Четверо — в будку, их видно едва ли.
Дайте ответ: все ль разбежались?
Или немногие все же остались?
(Осталось 3 котенка, лисят не осталось.)
(Для индивидуальной работы можно предложить задания
из тетради с печатной основой: No 10, 11 (с. 46—47).)
III. Самоопределение к деятельности
(Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку
с примерами.)
1-3 0-7 1-9 0-10
— Решите примеры, заменив умножение сложением. Запи-
шите выводы при помощи буквенных равенств.
360 Умножение и деление
(К доске выходят по одному представителю от группы.)
— Что интересного вы заметили при умножении единицы
на число? (Получилось то число, на которое умножили.)
— А при умножении нуля на число? (Получился нуль.)
— Какие буквенные равенства вы составили? (0- а = 0, I ■ а=а.)
(Учитель закрепляет плакат с буквенными равенствами на доске.)
— Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте текст на с. 53 рядом с красной чертой.
— Совпадают ли эти рассуждения с теми выводами, которые
вы сделали, работая в группах?
No 1,2 (с. 53).
(Устное выполнение.)
V. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже —
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
No 3 (с. 53).
(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.)
No>4 (с. 53).
(Устное выполнение с подробным объяснением.)
2. Работа в тетради с печатной основой
No 1 2 (с. 47).
(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах по образ-
цу на доске. Можно использовать КИМы (задачи на умножение,
с. 71).)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 53). Самостоятельное выполне-
ние. Учащиеся записывают только ответы. Проверка в парах.)
— Как вы решили последний пример? Какой способ удобнее?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?
— Совпал ли ваш вывод с выводом в учебнике?
— Какие чувства вы испытали при этом?
— Все ли вам было понятно?
Урок 100. Названия компонентов и результата умножения 361
— Кому нужна помощь?
— О чем вы расскажете дома?
Домашнее задание
1. Учебник: No 5 (с. I0).
2. Тетрадь с печатной основой: No 20 (с. 49).
Урок 100. Названия компонентов
и результата умножения
Цели: познакомить с названиями компонентов, результата
умножения и соответствующего выражения; совершенствовать
вычислительные навыки и умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять дейст-
вие умножения сложением одинаковых слагаемых и сравнивать
полученные результаты; выполнять письменные вычисления из-
ученных видов в пределах 100; моделировать с помощью схемати-
ческих рисунков и решать текстовые задачи; записывать решение
задач уравнением; выполнять задания творческого и поискового
характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
Названия носят города и реки,
Вам от рождения фамилия дана.
И каждому числу при умножении
Особенные дали имена.
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант
(Один ученик работает на откидной доске.)
1. Замените сумму 43 + 43 + 43 + 43 + 43 произведением.
2. Замените произведение 66 • 2 суммой.
3. Какое число повторяется слагаемым в произведении 76 ■ 33?
4. Сколько раз повторяется слагаемое в произведении 4 • 6?
5. Замените произведение 113 суммой и найдите значение.
6. Замените сумму 31+31 + 31+30+1 произведением.
7. Что больше: 15+15 или 15-2?
8. Запишите произведением предложение: число 3 повторя-
ется слагаемым а раз.
9. Если 8 ■ 5 = 40, то чему будет равно 8 • 6?