Файл: Урок 97. Задачи на умножение 3 5 1 х о д урока I. Организационный момент Много тайн скрывает умножение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Учитель вызывает к доске 5 учеников и говорит, что каж-
дый из них должен получить 1 тетрадь по математике и 1 тетрадь
по русскому языку.)
— Сколько тетрадей получит каждый? (2.)
(Учитель просит одного ученика помочь ему в этом. Ученик
раздает тетради.)
— Сколько всего тетрадей у ребят? (10.)
— Как это записать? (2*5= 10.)
(Учитель вызывает другого ученика и просит раздать 18 тетра-
дей по 2 каждому ученику. Ученик раздает тетради.)
— Встаньте, пожалуйста, те, кто получил тетради.
— Посчитайте, сколько учеников получили тетради. (9.)
— Сколько было тетрадей? (18.)
— По сколько тетрадей раздавали? (По 2.)
— С помощью какого из изученных арифметических действий
можно это записать?
(Учащиеся пробуют, но затрудняются.)
— Каким словом можно заменить слово «раздать»? (Разло-
жить, разделить.)
— Как может называться это действие? (Ответы детей.)
— Проверьте свои предположения. Откройте учебник на с. 58,
прочитайте тему и задачи урока.
а* а — 0
0* а = а
0* а = О
1 * а — а
а + b * b =а
а — b * b = а
а* b = b * а
а + b = Ь*а
376 Умножение и деление
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с действием деления (практическая работа)
(У учителя в руках 10 карандашей.)
— Мне надо раздать по 2 карандаша каждому ученику. Сколь-
ко учеников получат карандаши? (Ответы детей.)
(Учитель берет 2 карандаша и отдает их первому ученику,
затем берет еще 2 карандаша и отдает их следующему ученику
и гак, пока не раздаст все карандаши. Все свои действия учитель
комментирует вслух.)
— Сколько раз я брала по 2 карандаша? (5.)
— Сколько учеников получили карандаши? (5.)
Такие задачи, в которых надо по одинаковому количеству
предметов раздать, разложить, разделить и узнать, сколько раз,
например, по 2 карандаша содержится в 10, решают с помощью
арифметического действия, которое называется делением. Реше-
ние нашей задачи можно записать так: 10:2 = 5.
(Учитель делает запись на доске.)
Две точки - это знак деления. Читают данное равенство так:
10 разделить на 2, получится 5. Посмотрите, как я изображу ре-
шение этой задачи с помощью рисунка.
(Учитель выполняет рисунок на доске, комментируя свои
действия.)
Решим еще одну задачу.
Мама купила 12 яблок.
— Положите перед собой столько кругов, сколько яблок ку-
пила мама.
(Один ученик работает у доски.)
Всем членам семьи она раздала по 3 яблока. Надо узнать,
сколько человек получили яблоки.
— Сколько раз по 3 содержится в 12? Покажите с помощью
кругов, как ответить на вопрос задачи.
— Сколько раз мама брала по 3 яблока? (4.)
Решение данной задачи можно записать так: 12:3 = 4.
(Учитель делает запись на доске.)
2. Работа по учебнику
— Прочитайте задачу на с. 58 рядом с красной чертой.
— Рассмотрите рисунок к задаче.
— Пользуясь рисунком, объясните решение задачи.
No 1 (с. 58).
— Прочитайте условие задачи.
Урок 104. Конкретный смысл действия деления 377
— Сделаем рисунок к задаче. Орехи обозначим кругами.
Сколько нужно нарисовать кругов? (12.)
— Нарисуйте 12 кругов.
(Учитель выполняет рисунок на доске.)
— Сколько орехов получал каждый ребенок? (3.)
— Как показать это на рисунке? (Отделить черточками
по 3 круга.)
ООО 000 000 000
— Сколько раз в 12 содержится по 3? (4.)
— Каким действием решается задача? (Делением.)
— Сколько детей получили орехи? (4.)
(Учитель записывает решение задачи на доске, а учащиеся —
в тетрадях: 12:3 = 4 (ор.).)
— Как изменились бы рисунок к задаче и ее решение, если бы
детям раздавали не по 3, а по 4 ореха?
(Один ученик выполняет рисунок на доске.)
оооо оооо оооо
— Запишите решение задачи. (12 :4 = 3 (ор.).)
V. Физкультминутка
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся,
Головой кивнул три раза,
Подмигнул нам черным глазом,
Лапки в стороны развел
И по жердочке пошел.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик...
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
No 3 (с. 58).
— Прочитайте задачу.
— Сделайте схематический чертеж к задаче.
(Учитель выполняет чертеж на доске.)
72 п.
f А = ^3
50 п. 9
378 Умножение и деление
— Запишите решение задачи самостоятельно.
(Один ученик работает у доски. Проверка.)
— Составьте по схемам две обратные задачи и решите их: ва-
риант 1 — к первой схеме, вариант 2 — ко второй схеме.
(Схемы даны на доске.)
? 72 п.
( ..................-к - ------3 f ................. 1 1
50 п. 22 п. ? 22 п.
(Проверка.)
No 2 (с. 58).
— Прочитайте задание.
— Составьте верные равенства.
— Какое свойство умножения вы использовали? (Перемести-
тельное.)
— Составьте два верных неравенства.
No 5 (с. 58).
(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)
2. Работа в тетради с печатной основой
No 3 8 (с. 55).
(Самостоятельное выполнение.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 58). Самостоятельное выполне-
ние. Проверка в парах по образцу на доске.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чем интересен был сегодняшний урок?
— Как называется действие, с которым мы сегодня познако-
мились? (Деление.)
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вам показалось особенно трудным?
— О каком задании вы расскажете дома?
Домашнее задание
1. Учебник: No 4 (с. 58).
2. Тетрадь с печатной основой: No 34 (с. 54).
Урок 105. Конкретный смысл действия
деления. Закрепление
Цели: продолжить работу над решением задач на деление; со-
вершенствовать вычислительные навыки; развивать внимание
и логическое мышление.