Файл: Урок 97. Задачи на умножение 3 5 1 х о д урока I. Организационный момент Много тайн скрывает умножение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(Учитель вызывает к доске 5 учеников и говорит, что каж-

дый из них должен получить 1 тетрадь по математике и 1 тетрадь

по русскому языку.)

— Сколько тетрадей получит каждый? (2.)

(Учитель просит одного ученика помочь ему в этом. Ученик

раздает тетради.)

— Сколько всего тетрадей у ребят? (10.)

— Как это записать? (2*5= 10.)

(Учитель вызывает другого ученика и просит раздать 18 тетра-

дей по 2 каждому ученику. Ученик раздает тетради.)

— Встаньте, пожалуйста, те, кто получил тетради.

— Посчитайте, сколько учеников получили тетради. (9.)

— Сколько было тетрадей? (18.)

— По сколько тетрадей раздавали? (По 2.)

— С помощью какого из изученных арифметических действий


можно это записать?

(Учащиеся пробуют, но затрудняются.)

— Каким словом можно заменить слово «раздать»? (Разло-

жить, разделить.)

— Как может называться это действие? (Ответы детей.)

— Проверьте свои предположения. Откройте учебник на с. 58,

прочитайте тему и задачи урока.

а* а — 0

0* а = а

0* а = О

1 * а — а

а + b * b =а

а — b * b = а

а* b = b * а

а + b = Ь*а

376 Умножение и деление

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с действием деления (практическая работа)

(У учителя в руках 10 карандашей.)

— Мне надо раздать по 2 карандаша каждому ученику. Сколь-

ко учеников получат карандаши? (Ответы детей.)

(Учитель берет 2 карандаша и отдает их первому ученику,

затем берет еще 2 карандаша и отдает их следующему ученику

и гак, пока не раздаст все карандаши. Все свои действия учитель

комментирует вслух.)

— Сколько раз я брала по 2 карандаша? (5.)

— Сколько учеников получили карандаши? (5.)

Такие задачи, в которых надо по одинаковому количеству

предметов раздать, разложить, разделить и узнать, сколько раз,

например, по 2 карандаша содержится в 10, решают с помощью

арифметического действия, которое называется делением. Реше-

ние нашей задачи можно записать так: 10:2 = 5.

(Учитель делает запись на доске.)

Две точки - это знак деления. Читают данное равенство так:

10 разделить на 2, получится 5. Посмотрите, как я изображу ре-

шение этой задачи с помощью рисунка.

(Учитель выполняет рисунок на доске, комментируя свои

действия.)

Решим еще одну задачу.

Мама купила 12 яблок.

— Положите перед собой столько кругов, сколько яблок ку-


пила мама.

(Один ученик работает у доски.)

Всем членам семьи она раздала по 3 яблока. Надо узнать,

сколько человек получили яблоки.

— Сколько раз по 3 содержится в 12? Покажите с помощью

кругов, как ответить на вопрос задачи.

— Сколько раз мама брала по 3 яблока? (4.)

Решение данной задачи можно записать так: 12:3 = 4.

(Учитель делает запись на доске.)

2. Работа по учебнику

— Прочитайте задачу на с. 58 рядом с красной чертой.

— Рассмотрите рисунок к задаче.

— Пользуясь рисунком, объясните решение задачи.

No 1 (с. 58).

— Прочитайте условие задачи.

Урок 104. Конкретный смысл действия деления 377

— Сделаем рисунок к задаче. Орехи обозначим кругами.

Сколько нужно нарисовать кругов? (12.)

— Нарисуйте 12 кругов.

(Учитель выполняет рисунок на доске.)

— Сколько орехов получал каждый ребенок? (3.)

— Как показать это на рисунке? (Отделить черточками

по 3 круга.)

ООО 000 000 000

— Сколько раз в 12 содержится по 3? (4.)

— Каким действием решается задача? (Делением.)

— Сколько детей получили орехи? (4.)

(Учитель записывает решение задачи на доске, а учащиеся —

в тетрадях: 12:3 = 4 (ор.).)

— Как изменились бы рисунок к задаче и ее решение, если бы


детям раздавали не по 3, а по 4 ореха?

(Один ученик выполняет рисунок на доске.)

оооо оооо оооо

— Запишите решение задачи. (12 :4 = 3 (ор.).)

V. Физкультминутка

Воробьишка потянулся,

Распрямился, встрепенулся,

Головой кивнул три раза,

Подмигнул нам черным глазом,

Лапки в стороны развел

И по жердочке пошел.

Прогулялся и присел,

Свою песенку запел:

Чик-чирик-чирик-чирик...

Е. Гайтерова

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

No 3 (с. 58).

— Прочитайте задачу.

— Сделайте схематический чертеж к задаче.

(Учитель выполняет чертеж на доске.)

72 п.

f А = ^3

50 п. 9

378 Умножение и деление

— Запишите решение задачи самостоятельно.

(Один ученик работает у доски. Проверка.)

— Составьте по схемам две обратные задачи и решите их: ва-

риант 1 — к первой схеме, вариант 2 — ко второй схеме.

(Схемы даны на доске.)

? 72 п.

( ..................-к - ------3 f ................. 1 1

50 п. 22 п. ? 22 п.

(Проверка.)

No 2 (с. 58).

— Прочитайте задание.

— Составьте верные равенства.

— Какое свойство умножения вы использовали? (Перемести-

тельное.)

— Составьте два верных неравенства.

No 5 (с. 58).

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

2. Работа в тетради с печатной основой



No 3 8 (с. 55).

(Самостоятельное выполнение.)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 58). Самостоятельное выполне-

ние. Проверка в парах по образцу на доске.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока


— Чем интересен был сегодняшний урок?

— Как называется действие, с которым мы сегодня познако-

мились? (Деление.)


— Все ли вам было понятно?


— Какое задание вам показалось особенно трудным?


— О каком задании вы расскажете дома?

Домашнее задание

1. Учебник: No 4 (с. 58).

2. Тетрадь с печатной основой: No 34 (с. 54).

Урок 105. Конкретный смысл действия

деления. Закрепление

Цели: продолжить работу над решением задач на деление; со-

вершенствовать вычислительные навыки; развивать внимание

и логическое мышление.