Файл: Урок 97. Задачи на умножение 3 5 1 х о д урока I. Организационный момент Много тайн скрывает умножение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Проверка. Анализ ошибок.)
2. Работа над задачами
— Подберите к каждой задаче схему и решите задачи.
362 Умножение и деление
• С дерева улетели сначала 12 птиц, потом еще 6 птиц. Сколь-
ко всего птиц улетело с дерева?
• Рыбаки поймали 12 рыб, из них 6 окуней, остальные -
лещи. Сколько лещей поймали рыбаки?
• Лена купила 12 апельсинов и раздала по одному 6 подругам.
Сколько апельсинов осталось у Лены?
• Света решила 6 примеров, а Оля — 12. Сколько всего при-
меров они решили?
? 12
Г I Г X := 3
6 12 6 ?
3. Геометрический материал
(На доске рисунок.)
— Сколько треугольников на рисунке? (3.)
— Какие еще фигуры вы видите? (2 четырехугольника, Пяти-
угольник.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны равенства.)
23 + 45 = 68 7 6 -1 6 = 60 8-4 = 32
4 + 4 = 8 6 - 6 = 0 0-9 = 0
— Вспомните, как называют числа при сложении. (Слагаемое,
слагаемое, сумма.)
— Прочитайте равенства, записанные в первом столбике, раз-
ными способами.
— Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вы-
читаемое, разность.)
— Прочитайте равенства, записанные во втором столбике,
разными способами.
— Прочитайте равенства, записанные в третьем столбике, раз-
ными способами.
— Что вы заметили? (Мы незнаем, как называются числа при
умножении.)
— Как могут называться эти числа? (Ответы детей.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.
Урок 100. Названия компонентов и результата умножения 363
— Давайте проверим, правильно ли вы предположили. От-
кройте учебник на с. 54. Прочитайте задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте, что записано в рамочке.
— Как называют компоненты при умножении? (Множители.)
— Как называется результат умножения? (Произведение.)
— Как называется выражение при умножении? (Произведете.)
(Учитель закрепляет на доске плакате названиями компонен-
тов и результата умножения.)
— Прочитайте выражение на плакате хором с названием ком-
понентов и результата умножения.
— Как еще можно прочитать это равенство, используя назва-
ние выражения и результата? (Произведение чисел 2 и 8 равно
16.)
No 1 (с. 54).
— Замените умножение сложением одинаковых слагаемых
и вычислите значения произведений.
— Какие из них вы сможете вычислить, не заменяя сложени-
ем? (1-5, 0-4.)
— Почему? (Приумножении на / получается то же число. При
умножении на 0 получается 0.)
— Запишите первый пример. ( 9 - 2 —9+9=18. По 9 взять
2раза, получается 18.)
— Остальные примеры решите самостоятельно.
(Проверка. Учащиеся читают выражения, используя названия
компонентов и результата умножения, и называют ответы.)
V. Физкультминутка
На болоте жабы жили
И друг с другом так дружили!
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе темной ночкой,
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру:
Сесть, и встать,
И два прыжка...
Вместе весело всегда!
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
No3(с. 54).
— Прочитайте задачу.
— Рассмотрите рисунок к первому вопросу.
364 Умножение и деление
- Запишите решение задачи.
- Сделайте схематический рисунок ко второму вопросу.
Сколько литров в каждой бутылке? (2л.)
- А сколько таких бутылок? (3.)
— Запишите решение. (2 - 3 = 6 (л).)
No 4 (с. 54).
— Прочитайте задачу. Выделите главные слова. Составьте
краткую запись.
Было - 30 л.
Выпили — ?, 5 л и 3 л.
Осталось — ?
— Решите задачу разными способами.
(Два ученика работают у доски.)
Решение
Первый способ:
1) 5 + 3 = 8 (л) - налили в банки;
2) 3 0 -8 = 22 (л).
Второй способ:
!) 30 - 5 = 25 (л) — осталось после того, как налили 5 л;
2) 25 - 3 = 22 (л).
Ответ: в бидоне осталось 22 л молока.
— Посмотрите на решения. Одинаковые они или разные?
(Разные.)
— А ответы какие получились? (Одинаковые.)
— Что это значит? (Задачу можно решить любым способом.)
— Запиши те оба решения одним выражением. (30— (5 + 3) =
= 22 (л), 30 - 5 - 3 = 22 (л).)
М 2 (с. 54).
(Устное выполнение с объяснением.)
М 5 (с. 54).
— Прочитайте задачу. Можем мы сразу найти периметр пря-
моугольника? (Нет.)
— Почему? (Мы не знаем длину второй стороны.)
— Как ее найти? (4 — 3 = 1 (см).)
— Можем ли мы сейчас найти периметр прямоугольника? (Да.)
— Запишите решение разными способами. ((4 + /) ■ 2 = Ю(см)
или 4- 2 + / • 2 = 10(см).)
Урок 101. Закрепление изученного. Решение задач 365
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, е. 54).)
— Прочитайте задачу. О чем она?
— Выполните к задаче рисунок и запишите в тетради произ-
ведения. Затем найдите ответ на вопрос.
(Проверка по образцу на доске.)
— Оцените свою работу па уроке.
VIII. Подведение итогов урока
-- Что нового вы узнали на уроке?
— Как называются числа при умножении?
— Кто смог угадан» их названия?
— Какие задачи вы решили сами?
— Какое задание вам показалось трудным?
Домашнее задание
1. Учебник: No 6 (с. 54).
2. Тетрадь с печатной основой: No X (с. 45).
Урок 101. Закрепление изученного.
Решение задач
Цели: закреплять знания названий компонен тов и результата
умножения, умение решать задачи па нахождение произведения;
совершенствова ть навыки устного счета; подготовить к ознаком-
лению е перемес ти тельным свойс твом умножения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять дей-
ствие умножения сложением одинаковых слагаемых и сравни-
ватьиолученные результаты; выполнять письменные вычисления
изученных видов в пределах l(X); решать геометрические задачи;
выполнять задания творческою и поисковою характера; контро-
лировать и оценивать свою работу и ее результат.
Х о д урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет (работа по учебнику)
No 1 (с. 55).
(Учащиеся показывают ответы с помощью карточек.)
2. Работа над задачами
— Послушайте задачу.
У Оли 4 белые астры и 7 красных. Сколько астр у Оли?
— Какая из задач не будет обратной для данной задачи?
3 6 6 Умножение и деление
(Учитель читает задачи. Если учащиеся считают, что задача
является обратной данной, они один раз хлопают в ладоши, если
нет — сидят тихо.)
• У Оли 11 астр. Из них 4 белые, а остальные красные. Сколь-
ко красных астр у Оли?
• У Оли 4 тетради в клетку и 7 тетрадей в линейку. Сколько
тетрадей у Оли?
• У Оли 11 астр. Из них 7 красных, а остальные белые. Сколь-
ко белых астр у Оли?
3. Геометрический материал
— Ломаная состоит из трех одинаковых звеньев по 5 см в каж-
дом. Найдите се длину. (15 см.)
— Даны две ломаные. В одной три звена по 4 см, а в другой
четыре звена по 3 см. Какая ломаная длиннее? (Они одина-
ковы.)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
No 2 (с. 5 5 ).
— Прочитайте первое выражение в нервом столбике. (По 9
взять 2 раза, получается 18.)
— Проми гайте второе выражение. (По 9 взять 3 раза.)
— На сколько девяток во втором выражении больше, чем
в первом? (На /.)
— Как найти значение второго выражения, используя значе-
ние первого? (18 + 9 27.)
— Почему? (По 9взяли на Iраз больше.)
— Остальные примеры решите самостоятельно.
(Проверка. Учащиеся хором называют ответы.)
No 4 (с. 5 5 ).
(Устное выполнение. Задание направлено на подготовку к ре-
шению задач на нахождение площади прямоугольника, а также
к усвоению переместительного свойства умножения.)
— Сколько клеток в каждой строчке?(б.)
— Сколько таких строчек? (4.)
— Сколько раз взяли слагаемое 6? (4.)
— Прочитайте выражения к этому способу решения задачи.
— Разберем второй способ. Сколько клеток в столбце? (4.)
— Сколько таких столбцов? (б.)
— Сколько раз взяли по 4? (б.)
— Прочитайте выражения к этому способу решения задачи.
— Чем похожи полученные произведения? (Одинаковый ответ.)
— Чем отличаются? (Выраженияразные. Множители поменя-
лись местами.)
Урок 102. Переместительное свойство умножения 3 6 7
— Какой вывод можно сделать? (Если переставить местами
множители у то значение произведения не изменится.)
IV. Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «дна».
V. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
No 6 (с. 55).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це-
i юч ке пазывают ответы.)
No 5 (с. 55).
— Прочитайте задание.
— Можно ли сразу начертить ломаную? {Нет, мы не таем дли-
ну третьего звена.)
— Как ее найти? (20 + 40 — 60(мм).)
— Начертите ломаную.
*No 8(с.55).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске.)
VI. Рефлексия
(Выполнение заданий в тез ради для проверочных работ
(с. 54—55). Проверка по образцу па листочке, который находится
у учителя.)
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Какие умения закрепляли на уроке?
— Кто смог сам найти решение задач?
— Всели вам было понятно?
— Какое задание вам показалось особенно трудным?
— Кому нужна помощь учителя?
— Какое задание было интересно выполнять?
Домашнее задание
1. Учебник: No 7 (с. 55).
2. Тетрадь с печатной основой: No 10 (с. 46).
Урок 10 2. Переместительное свойство
умножения
Цели: познакомить с переместительным свойством умноже-
ния; развивать внимание, память, логическое мышление; закреп-
лять навыки устных и письменных вычислений.
368 Умножение и деление
Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять дейст-
вие умножения сложением одинаковых слагаемых и сравнивать
полученные результаты; использовать переместительное свойство
умножения при вычислениях; выполнять письменные вычис-
ления изученных видов в пределах 100; решать геометрические
задачи; моделировать с помощью схематических рисунков и ре-
шать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поис-
кового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее
результат.
Х о д урока
I. Организационный момент
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая паука,
Очень точная наука,
Интересная наука —
Это математика!
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
(На доске записаны примеры.)
6 + 30 28 + 40
30 + 6 40 + 28
36 - 30 68 - 40
— Вычислите, покажите ответы с помощью карточек.
— Найдите в каждом столбике липший пример. Обоснуйте
свой выбор.
— Какой математический закон вы здесь наблюдаете? (От пе-
рестановки слагаемых значение суммы не изменится.)
2. Работа над задачами
— Подберите выражение к каждой задаче.
(Выражения записаны на доске. Задачи читает учитель.)
3 + 6 6 -3 6 - 3 (6 - 3)+ 6
• Саша заплатил за чай 3 руб., а за булочку — 6 руб. Сколько
всего денег заплатил Саша?
• Саша купил 3 булочки по 6 руб. Сколько денег заплатил
Саша?
• Саша заплатил 3 руб. за чай и 6 руб. за булочку. На сколько
булочка дороже чая?
• Саша заплатил за булочку 6 руб., а за чай - на 3 руб. меньше.
Сколько всего денег заплатил Саша?
3. Геометрический материал
— Рассмотрите рисунок на полях на с. 56 учебника.