Файл: Урок 97. Задачи на умножение 3 5 1 х о д урока I. Организационный момент Много тайн скрывает умножение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(Проверка. Анализ ошибок.)

2. Работа над задачами

— Подберите к каждой задаче схему и решите задачи.

362 Умножение и деление

• С дерева улетели сначала 12 птиц, потом еще 6 птиц. Сколь-


ко всего птиц улетело с дерева?

• Рыбаки поймали 12 рыб, из них 6 окуней, остальные -


лещи. Сколько лещей поймали рыбаки?

• Лена купила 12 апельсинов и раздала по одному 6 подругам.


Сколько апельсинов осталось у Лены?

• Света решила 6 примеров, а Оля — 12. Сколько всего при-


меров они решили?

? 12

Г I Г X := 3


6 12 6 ?

3. Геометрический материал

(На доске рисунок.)

— Сколько треугольников на рисунке? (3.)

— Какие еще фигуры вы видите? (2 четырехугольника, Пяти-

угольник.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны равенства.)

23 + 45 = 68 7 6 -1 6 = 60 8-4 = 32

4 + 4 = 8 6 - 6 = 0 0-9 = 0

— Вспомните, как называют числа при сложении. (Слагаемое,

слагаемое, сумма.)

— Прочитайте равенства, записанные в первом столбике, раз-

ными способами.

— Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вы-

читаемое, разность.)

— Прочитайте равенства, записанные во втором столбике,

разными способами.

— Прочитайте равенства, записанные в третьем столбике, раз-

ными способами.

— Что вы заметили? (Мы незнаем, как называются числа при

умножении.)

— Как могут называться эти числа? (Ответы детей.)

— Сформулируйте тему и задачи урока.

Урок 100. Названия компонентов и результата умножения 363

— Давайте проверим, правильно ли вы предположили. От-

кройте учебник на с. 54. Прочитайте задачи урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте, что записано в рамочке.

— Как называют компоненты при умножении? (Множители.)

— Как называется результат умножения? (Произведение.)

— Как называется выражение при умножении? (Произведете.)

(Учитель закрепляет на доске плакате названиями компонен-

тов и результата умножения.)

— Прочитайте выражение на плакате хором с названием ком-

понентов и результата умножения.

— Как еще можно прочитать это равенство, используя назва-


ние выражения и результата? (Произведение чисел 2 и 8 равно

16.)

No 1 (с. 54).

— Замените умножение сложением одинаковых слагаемых

и вычислите значения произведений.

— Какие из них вы сможете вычислить, не заменяя сложени-

ем? (1-5, 0-4.)

— Почему? (Приумножении на / получается то же число. При

умножении на 0 получается 0.)

— Запишите первый пример. ( 9 - 2 —9+9=18. По 9 взять

2раза, получается 18.)

— Остальные примеры решите самостоятельно.

(Проверка. Учащиеся читают выражения, используя названия

компонентов и результата умножения, и называют ответы.)

V. Физкультминутка

На болоте жабы жили

И друг с другом так дружили!

Прыгали они по кочкам,

Спали вместе темной ночкой,

А проснувшись поутру,

Начинали вновь игру:

Сесть, и встать,

И два прыжка...

Вместе весело всегда!

Е. Гайтерова

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

No3(с. 54).

— Прочитайте задачу.

— Рассмотрите рисунок к первому вопросу.

364 Умножение и деление

- Запишите решение задачи.

- Сделайте схематический рисунок ко второму вопросу.

Сколько литров в каждой бутылке? (2л.)

- А сколько таких бутылок? (3.)

— Запишите решение. (2 - 3 = 6 (л).)

No 4 (с. 54).

— Прочитайте задачу. Выделите главные слова. Составьте

краткую запись.

Было - 30 л.

Выпили — ?, 5 л и 3 л.


Осталось — ?

— Решите задачу разными способами.

(Два ученика работают у доски.)

Решение

Первый способ:

1) 5 + 3 = 8 (л) - налили в банки;

2) 3 0 -8 = 22 (л).

Второй способ:

!) 30 - 5 = 25 (л) — осталось после того, как налили 5 л;

2) 25 - 3 = 22 (л).

Ответ: в бидоне осталось 22 л молока.


— Посмотрите на решения. Одинаковые они или разные?

(Разные.)

— А ответы какие получились? (Одинаковые.)

— Что это значит? (Задачу можно решить любым способом.)

— Запиши те оба решения одним выражением. (30— (5 + 3) =

= 22 (л), 30 - 5 - 3 = 22 (л).)

М 2 (с. 54).

(Устное выполнение с объяснением.)

М 5 (с. 54).

— Прочитайте задачу. Можем мы сразу найти периметр пря-

моугольника? (Нет.)

— Почему? (Мы не знаем длину второй стороны.)

— Как ее найти? (4 — 3 = 1 (см).)

— Можем ли мы сейчас найти периметр прямоугольника? (Да.)

— Запишите решение разными способами. ((4 + /) ■ 2 = Ю(см)

или 4- 2 + / • 2 = 10(см).)

Урок 101. Закрепление изученного. Решение задач 365



VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, е. 54).)


— Прочитайте задачу. О чем она?

— Выполните к задаче рисунок и запишите в тетради произ-

ведения. Затем найдите ответ на вопрос.

(Проверка по образцу на доске.)

— Оцените свою работу па уроке.

VIII. Подведение итогов урока


-- Что нового вы узнали на уроке?


— Как называются числа при умножении?


— Кто смог угадан» их названия?


— Какие задачи вы решили сами?


— Какое задание вам показалось трудным?

Домашнее задание

1. Учебник: No 6 (с. 54).

2. Тетрадь с печатной основой: No X (с. 45).

Урок 101. Закрепление изученного.

Решение задач

Цели: закреплять знания названий компонен тов и результата

умножения, умение решать задачи па нахождение произведения;

совершенствова ть навыки устного счета; подготовить к ознаком-

лению е перемес ти тельным свойс твом умножения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять дей-

ствие умножения сложением одинаковых слагаемых и сравни-

ватьиолученные результаты; выполнять письменные вычисления

изученных видов в пределах l(X); решать геометрические задачи;

выполнять задания творческою и поисковою характера; контро-

лировать и оценивать свою работу и ее результат.

Х о д урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет (работа по учебнику)

No 1 (с. 55).

(Учащиеся показывают ответы с помощью карточек.)

2. Работа над задачами

— Послушайте задачу.


У Оли 4 белые астры и 7 красных. Сколько астр у Оли?


— Какая из задач не будет обратной для данной задачи?

3 6 6 Умножение и деление

(Учитель читает задачи. Если учащиеся считают, что задача

является обратной данной, они один раз хлопают в ладоши, если

нет — сидят тихо.)

• У Оли 11 астр. Из них 4 белые, а остальные красные. Сколь-


ко красных астр у Оли?

• У Оли 4 тетради в клетку и 7 тетрадей в линейку. Сколько


тетрадей у Оли?

• У Оли 11 астр. Из них 7 красных, а остальные белые. Сколь-



ко белых астр у Оли?

3. Геометрический материал

— Ломаная состоит из трех одинаковых звеньев по 5 см в каж-

дом. Найдите се длину. (15 см.)

— Даны две ломаные. В одной три звена по 4 см, а в другой

четыре звена по 3 см. Какая ломаная длиннее? (Они одина-

ковы.)

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

No 2 (с. 5 5 ).

— Прочитайте первое выражение в нервом столбике. (По 9

взять 2 раза, получается 18.)

— Проми гайте второе выражение. (По 9 взять 3 раза.)

— На сколько девяток во втором выражении больше, чем

в первом? (На /.)

— Как найти значение второго выражения, используя значе-

ние первого? (18 + 9 27.)

— Почему? (По 9взяли на Iраз больше.)

— Остальные примеры решите самостоятельно.

(Проверка. Учащиеся хором называют ответы.)

No 4 (с. 5 5 ).

(Устное выполнение. Задание направлено на подготовку к ре-

шению задач на нахождение площади прямоугольника, а также

к усвоению переместительного свойства умножения.)

— Сколько клеток в каждой строчке?(б.)

— Сколько таких строчек? (4.)

— Сколько раз взяли слагаемое 6? (4.)

— Прочитайте выражения к этому способу решения задачи.

— Разберем второй способ. Сколько клеток в столбце? (4.)

— Сколько таких столбцов? (б.)

— Сколько раз взяли по 4? (б.)

— Прочитайте выражения к этому способу решения задачи.

— Чем похожи полученные произведения? (Одинаковый ответ.)

— Чем отличаются? (Выраженияразные. Множители поменя-

лись местами.)

Урок 102. Переместительное свойство умножения 3 6 7

— Какой вывод можно сделать? (Если переставить местами

множители у то значение произведения не изменится.)

IV. Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «дна».

V. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

No 6 (с. 55).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це-

i юч ке пазывают ответы.)

No 5 (с. 55).

— Прочитайте задание.

— Можно ли сразу начертить ломаную? {Нет, мы не таем дли-

ну третьего звена.)

— Как ее найти? (20 + 40 — 60(мм).)

— Начертите ломаную.

*No 8(с.55).

(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на доске.)

VI. Рефлексия

(Выполнение заданий в тез ради для проверочных работ

(с. 54—55). Проверка по образцу па листочке, который находится

у учителя.)

— Оцените свою работу на уроке.


VII. Подведение итогов урока


— Какие умения закрепляли на уроке?


— Кто смог сам найти решение задач?


— Всели вам было понятно?


— Какое задание вам показалось особенно трудным?


— Кому нужна помощь учителя?


— Какое задание было интересно выполнять?

Домашнее задание

1. Учебник: No 7 (с. 55).

2. Тетрадь с печатной основой: No 10 (с. 46).

Урок 10 2. Переместительное свойство

умножения

Цели: познакомить с переместительным свойством умноже-

ния; развивать внимание, память, логическое мышление; закреп-

лять навыки устных и письменных вычислений.

368 Умножение и деление

Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять дейст-

вие умножения сложением одинаковых слагаемых и сравнивать

полученные результаты; использовать переместительное свойство

умножения при вычислениях; выполнять письменные вычис-

ления изученных видов в пределах 100; решать геометрические

задачи; моделировать с помощью схематических рисунков и ре-

шать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поис-

кового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее

результат.

Х о д урока

I. Организационный момент

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая паука,

Очень точная наука,

Интересная наука —

Это математика!

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

(На доске записаны примеры.)

6 + 30 28 + 40

30 + 6 40 + 28

36 - 30 68 - 40

— Вычислите, покажите ответы с помощью карточек.

— Найдите в каждом столбике липший пример. Обоснуйте

свой выбор.

— Какой математический закон вы здесь наблюдаете? (От пе-

рестановки слагаемых значение суммы не изменится.)

2. Работа над задачами

— Подберите выражение к каждой задаче.

(Выражения записаны на доске. Задачи читает учитель.)

3 + 6 6 -3 6 - 3 (6 - 3)+ 6

• Саша заплатил за чай 3 руб., а за булочку — 6 руб. Сколько


всего денег заплатил Саша?

• Саша купил 3 булочки по 6 руб. Сколько денег заплатил

Саша?

• Саша заплатил 3 руб. за чай и 6 руб. за булочку. На сколько


булочка дороже чая?

• Саша заплатил за булочку 6 руб., а за чай - на 3 руб. меньше.


Сколько всего денег заплатил Саша?

3. Геометрический материал

— Рассмотрите рисунок на полях на с. 56 учебника.