Файл: Урок 97. Задачи на умножение 3 5 1 х о д урока I. Организационный момент Много тайн скрывает умножение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 102. Переместительное свойство умножения 369
— Сколько прямоугольников вы видите? (7.)
(Учитель заранее выполняет такой же рисунок на доске. Один
ученик выходит к доске и обводит прямоугольники.)
— Какие прямоугольники имеют собственное название? (Ква-
драты.)
— Сколько квадратов на рисунке? (3.)
(Для индивидуальной работы можно предложить задания
из тетради с печатной основой: No 23, 24, 26, 27 (с. 50—51).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны примеры.)
3-2 5-2 5-3
— Найдите значения произведений, заменив их сложением.
— В каждом произведении поменяйте местами множители.
Найдите значения получившихся произведений, заменив
умножение сложением.
— Сравните между собой пары произведений с одинаковы-
ми множителями. Что вы заметили? (Мы поменяли местами
множители, но значения произведении не изменились.)
— Вспомните переместительный закон сложения.
(Учитель закрепляет на доске карточку.)
а + b — b + а
— Как вы думаете, существует ли такой закон для действия
умножения? (Ответы детей.)
— Рассмотрите еще раз пары равенств, сформулируйте этот
закон. (Если в произведении поменять местами множители,
значение произведения не изменится.)
— Откройте учебники на с. 56. Прочитайте правило.
(Учитель закрепляет на доске карточку.)
а • Ь = Ь • а
- Что вы можете сказать о наших рассуждениях?
- Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
No 1 (с. 56).
(Устное выполнение с комментированием по цепочке.)
No 2 (с. 56).
- Прочитайте задачу.
- Сделайте рисунок к задаче. Сколько кустов в каждом ряду? (5.)
- Сколько таких рядов? (3.)
370 Умножение и деление
ооооо
ооооо
ооооо
— Запишите решение задачи. (5* 3 = 15(к.).)
V. Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
No 3 (с .5 в).
— Что такое периметр? (Это сумма длин всех сторон.)
— Чем (у г л и чается квадрат от других фигур? (У него все стороны
равны.)
— Как найти периметр квадрата? (Сложить длины всех сторон.)
— Какова длина стороны квадрата? (25мм.)
— Запишите решение сложением. (25 + 25 У 25 + 25 = НЮ (мм).)
(Один ученик записывает решение на доске.)
-- Теперь замените сложение умножением. (25 • 4 — ИЮ (мм).)
— Длина сторон квадрата может быть разной. Обозначим ее
латинской буквой а. Какие математические формулы по-
лучим? (Р = а + а + а + а, Р — а ■ 4.)
(Учитель закрепляет на доске плакат.)
No 5 (с. 56).
(Учащиеся по цепочке выходят к доске и решают примеры
столбиком. Остальные работают в тетрадях. Проверка.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 56). Самостоятельное выполне-
ние. Учащиеся записывают только знаки. Проверка в парах по об-
разцу на доске.)
- Оцените свою работу на уроке.
а
Р = а - 4
Р — а + а + а + а
Урок 103. Переместительное свойство умножения. Закрепление 371
VIII. Подведение итогов урока
— Чем интересен был сегодняшний урок?
— С каким новым математическим законом мы познакоми-
лись на уроке?
— Периметр какой фигуры научились вычислять умножением?
— Всели вам было понятно?
— Какое задание вам показалось трудным?
— Кто доволен результатами своей работы?
Домаш нее задание
1. Учебник: No 7 (с. 56).
2. Тетрадь с печатной основой: No 22 (с. 50).
Урок 103. Переместительное свойство
умножения. Закрепление
Цели: закреплять умения применять переместительное свой-
ство умножения, решать задачи на нахождение произведения;
совершенствовать вычислительные навыки; развивать внимание
и логическое мышление.
Планируемые результаты: учтунсся научатся заменять дейст-
вие умножения сложением одинаковых слагаемых и сравнивать
полученные результаты; использовать переместительное свойство
умножения при вычислениях; выполнять письменные вычисле-
ния изученных видов в пределах НЮ; моделировать с помощью
схематических рисунков и решать текстовые задачи; выполнять
задания творческого и поискового характера; контролировать
и оценивать свою работу и ее результат.
Х о д урока
I. Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постараемся понять,
Многое хотим узнать.
II. Актуализация знаний
I. Устный счет
— Решите цепочку примеров. Покажите окончательный ответ.
2. Работа над задачами
■ В куске было 29 м материи. Когда часть материи продали,
осталось 17 м материи. Сколько метров материи продали?
372 Умножение и деление
• В маленьком мешке 15 кг картофеля, а в большом на 35 кг
больше Какова масса большого мешка?
• С трех грядок собрали 24 кг клубники. С первой грядки со-
брали 5 кг, со второй — 9 кг. Сколько килограммов клуб-
ники собрали с третьей грядки?
3. Логическая разминка
— Как расставить в комнате 3 стула
стояло по одному стулу?
О т в е т :
ггобы у каждой стены
Как расславить в комнате 4 стула, члобы у каждой степы
стояло по два стула?
О т в е т :
Как расставить в комнате 7 стульев, чтобы у каждой слепы
их было поровну?
О т в е т :
□ □
□ □
□
□ □
(Три ученика показывают решение на доске. Прямоугольники
(комнаты) учитель чертит заранее.)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
No 1 (с. 57).
— Рассмотрите первый рисунок и равенства под ним.
— Какое равенство подходит к рисунку? {Оба.)
— Почему? {Клетки можно посчитать по строчкам — по 8 взяли
2раза, а можно по столбикам — по 2 взяли 8раз.)
— Верно. Каким свойством умножения воспользовались при
составлении этих равенств? {Переместительным.)
Урок 103. Переместительное свойство умножения. Закрепление 373
— Расскажите правило. (От перестановки множителей значе-
ние произведения не меняется.)
(Аналогично разбираются второй рисунок и равенства к нему.)
No 2 (с. 57).
(Самостоятельное выполнение. Три ученика работают на от-
кидной доске. Проверка.)
IV. Физкультминутка
Топай, мишка, хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка!
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись!
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
No 4(1) (с. 57).
— Прочитайте задачу. Сделайте к ней рисунок. Тетради маль-
чиков обозначьте квадратами, а тетради девочек — кругами.
— По сколько тетрадей покупали мальчики? (По 4.)
— А де воч к и ? (По 3.)
— Сколько было мальчиков? (3.)
— А девочек? (4.)
□ □ □ □
□ □ □ □
□ □ □ □
О О О
О О О
О О О
О О О
— Как найти, сколько тетрадей купили мальчики? (43= 12(т.).)
— Как найти, сколько тетрадей купили девочки? (3-4 = 12(т.).)
— Сравните эти выражения. Что вы заметили? (Множители
поменяли местами, ответы одинаковые.)
— Какое свойство умножения вы здесь наблюдаете? (Переме-
стительное.)
No 5 (с. 57).
(Учащиеся по цепочке выходят к доске и решают примеры.
Остальные работаю! в тетрадях. Проверка.)
— Рассмотрите рисунок на полях. Прочитайте задание.
— Начертите недостающие фигуры.
VI. Рефлексия
(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ
(с. 56—57). Проверка по образцу на листочке, который находится
у учителя.)
— Оцените свою работу на уроке.
374 Умножение и деление
VII. Подведение итогов урока
— Какой математический закон мы использовали на уроке?
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вам показалось особенно трудным?
— Кто сегодня не сделал ошибок и доволен своими успехами?
— Кому нужна помощь?
Домашнее задание
1. Учебник: No 6 (с. 57).
2. Тетрадь с печатной основой: No 30 (с. 52).
Урок 1 0 4. Конкретный смысл действия
деления (решение задач на деление
по содержанию)
Цели: разъяснить смысл действия деления в ходе решения
задач па деление по содержанию; совершенствовать вычисли-
тельные навыки и умение решать задачи; развивать внимание
и логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать
с помощью схематических рисунков и записывать действие деле-
ния; анализировать, обобщать и делать выводы; использовать пе-
реместительное свойство умножения при сравнении выражений;
выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах
НИ); моделировать с помощью схематических рисунков и решать
текстовые задачи; составлять задачи, обратные данным; выпол-
нять задания творческого и поискового характера; контролировать
и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
Новая тема? Да, это верно —
Будем учиться делить непременно.
Если ученье пойдет детям впрок,
Значит, не зря проведен наш урок.
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
(На доске таблица. Учащиеся показывают ответы с помощью
карточек.)
М нож итель 2 6 5 10 9 4 1 0
М нож итель 5 3 4 6 2 5 15 25
П роизведение
Урок 104. Конкретный смысл действия деления 375
2. Работа над задачами
(Учитель читает задачу, учащиеся записывают только ре-
шение.)
• На пленке фотоаппарата 36 кадров, Витя уже заснял 25 кад-
ров. Сколько снимков еще можно сделать? (36 — 25.)
• В каждой пачке по 10 карточек. Сколько карточек в 3 таких
пачках? (10'3.)
• В магазин завезли 23 коробки с печеньем и 19 коробок
с вафлями. На сколько больше завезли коробок с печеньем,
чем с вафлями? (23— 19.)
• Мама купила 2 упаковки с мылом по 3 штуки в каждой.
Сколько пачек мыла купила мама? (3 -2.)
3. Логическая разминка
- Какие знаки надо поставить вместо звездочек, чтобы полу-
чились верные равенства?
(Равенства записаны на доске.)
III. Самоопределение к деятельности