Файл: Урок 97. Задачи на умножение 3 5 1 х о д урока I. Организационный момент Много тайн скрывает умножение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Урок 102. Переместительное свойство умножения 369

— Сколько прямоугольников вы видите? (7.)

(Учитель заранее выполняет такой же рисунок на доске. Один

ученик выходит к доске и обводит прямоугольники.)

— Какие прямоугольники имеют собственное название? (Ква-

драты.)

— Сколько квадратов на рисунке? (3.)

(Для индивидуальной работы можно предложить задания

из тетради с печатной основой: No 23, 24, 26, 27 (с. 50—51).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны примеры.)

3-2 5-2 5-3

— Найдите значения произведений, заменив их сложением.

— В каждом произведении поменяйте местами множители.

Найдите значения получившихся произведений, заменив

умножение сложением.

— Сравните между собой пары произведений с одинаковы-

ми множителями. Что вы заметили? (Мы поменяли местами

множители, но значения произведении не изменились.)

— Вспомните переместительный закон сложения.

(Учитель закрепляет на доске карточку.)

а + b — b + а

— Как вы думаете, существует ли такой закон для действия

умножения? (Ответы детей.)

— Рассмотрите еще раз пары равенств, сформулируйте этот

закон. (Если в произведении поменять местами множители,

значение произведения не изменится.)

— Откройте учебники на с. 56. Прочитайте правило.

(Учитель закрепляет на доске карточку.)

а • Ь = Ь • а


- Что вы можете сказать о наших рассуждениях?

- Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

No 1 (с. 56).

(Устное выполнение с комментированием по цепочке.)

No 2 (с. 56).

- Прочитайте задачу.

- Сделайте рисунок к задаче. Сколько кустов в каждом ряду? (5.)

- Сколько таких рядов? (3.)

370 Умножение и деление

ооооо

ооооо

ооооо

— Запишите решение задачи. (5* 3 = 15(к.).)

V. Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

No 3 (с .5 в).

— Что такое периметр? (Это сумма длин всех сторон.)

— Чем (у г л и чается квадрат от других фигур? (У него все стороны

равны.)

— Как найти периметр квадрата? (Сложить длины всех сторон.)

— Какова длина стороны квадрата? (25мм.)

— Запишите решение сложением. (25 + 25 У 25 + 25 = НЮ (мм).)

(Один ученик записывает решение на доске.)

-- Теперь замените сложение умножением. (25 • 4 — ИЮ (мм).)


— Длина сторон квадрата может быть разной. Обозначим ее

латинской буквой а. Какие математические формулы по-

лучим? (Р = а + а + а + а, Р — а ■ 4.)

(Учитель закрепляет на доске плакат.)

No 5 (с. 56).

(Учащиеся по цепочке выходят к доске и решают примеры

столбиком. Остальные работают в тетрадях. Проверка.)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 56). Самостоятельное выполне-

ние. Учащиеся записывают только знаки. Проверка в парах по об-

разцу на доске.)

- Оцените свою работу на уроке.

а

Р = а - 4

Р — а + а + а + а

Урок 103. Переместительное свойство умножения. Закрепление 371

VIII. Подведение итогов урока



— Чем интересен был сегодняшний урок?

— С каким новым математическим законом мы познакоми-


лись на уроке?


— Периметр какой фигуры научились вычислять умножением?


— Всели вам было понятно?


— Какое задание вам показалось трудным?


— Кто доволен результатами своей работы?

Домаш нее задание

1. Учебник: No 7 (с. 56).

2. Тетрадь с печатной основой: No 22 (с. 50).

Урок 103. Переместительное свойство

умножения. Закрепление

Цели: закреплять умения применять переместительное свой-

ство умножения, решать задачи на нахождение произведения;

совершенствовать вычислительные навыки; развивать внимание

и логическое мышление.

Планируемые результаты: учтунсся научатся заменять дейст-

вие умножения сложением одинаковых слагаемых и сравнивать

полученные результаты; использовать переместительное свойство

умножения при вычислениях; выполнять письменные вычисле-

ния изученных видов в пределах НЮ; моделировать с помощью

схематических рисунков и решать текстовые задачи; выполнять

задания творческого и поискового характера; контролировать

и оценивать свою работу и ее результат.

Х о д урока

I. Организационный момент

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постараемся понять,

Многое хотим узнать.

II. Актуализация знаний

I. Устный счет

— Решите цепочку примеров. Покажите окончательный ответ.

2. Работа над задачами

■ В куске было 29 м материи. Когда часть материи продали,


осталось 17 м материи. Сколько метров материи продали?

372 Умножение и деление

• В маленьком мешке 15 кг картофеля, а в большом на 35 кг


больше Какова масса большого мешка?

• С трех грядок собрали 24 кг клубники. С первой грядки со-

брали 5 кг, со второй — 9 кг. Сколько килограммов клуб-


ники собрали с третьей грядки?

3. Логическая разминка

— Как расставить в комнате 3 стула


стояло по одному стулу?

О т в е т :

ггобы у каждой стены

Как расславить в комнате 4 стула, члобы у каждой степы



стояло по два стула?

О т в е т :

Как расставить в комнате 7 стульев, чтобы у каждой слепы


их было поровну?

О т в е т :

□ □

□ □



□ □

(Три ученика показывают решение на доске. Прямоугольники

(комнаты) учитель чертит заранее.)

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

No 1 (с. 57).

— Рассмотрите первый рисунок и равенства под ним.

— Какое равенство подходит к рисунку? {Оба.)

— Почему? {Клетки можно посчитать по строчкам — по 8 взяли

2раза, а можно по столбикам — по 2 взяли 8раз.)

— Верно. Каким свойством умножения воспользовались при

составлении этих равенств? {Переместительным.)

Урок 103. Переместительное свойство умножения. Закрепление 373

— Расскажите правило. (От перестановки множителей значе-

ние произведения не меняется.)

(Аналогично разбираются второй рисунок и равенства к нему.)

No 2 (с. 57).

(Самостоятельное выполнение. Три ученика работают на от-

кидной доске. Проверка.)

IV. Физкультминутка

Топай, мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка!

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись!

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

No 4(1) (с. 57).

— Прочитайте задачу. Сделайте к ней рисунок. Тетради маль-

чиков обозначьте квадратами, а тетради девочек — кругами.

— По сколько тетрадей покупали мальчики? (По 4.)

— А де воч к и ? (По 3.)

— Сколько было мальчиков? (3.)

— А девочек? (4.)

□ □ □ □

□ □ □ □

□ □ □ □

О О О

О О О

О О О

О О О

— Как найти, сколько тетрадей купили мальчики? (43= 12(т.).)

— Как найти, сколько тетрадей купили девочки? (3-4 = 12(т.).)

— Сравните эти выражения. Что вы заметили? (Множители

поменяли местами, ответы одинаковые.)

— Какое свойство умножения вы здесь наблюдаете? (Переме-

стительное.)

No 5 (с. 57).

(Учащиеся по цепочке выходят к доске и решают примеры.

Остальные работаю! в тетрадях. Проверка.)

— Рассмотрите рисунок на полях. Прочитайте задание.

— Начертите недостающие фигуры.

VI. Рефлексия

(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ

(с. 56—57). Проверка по образцу на листочке, который находится

у учителя.)

— Оцените свою работу на уроке.

374 Умножение и деление

VII. Подведение итогов урока


— Какой математический закон мы использовали на уроке?



— Все ли вам было понятно?


— Какое задание вам показалось особенно трудным?


— Кто сегодня не сделал ошибок и доволен своими успехами?


— Кому нужна помощь?

Домашнее задание

1. Учебник: No 6 (с. 57).

2. Тетрадь с печатной основой: No 30 (с. 52).

Урок 1 0 4. Конкретный смысл действия

деления (решение задач на деление

по содержанию)

Цели: разъяснить смысл действия деления в ходе решения

задач па деление по содержанию; совершенствовать вычисли-

тельные навыки и умение решать задачи; развивать внимание

и логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать

с помощью схематических рисунков и записывать действие деле-

ния; анализировать, обобщать и делать выводы; использовать пе-

реместительное свойство умножения при сравнении выражений;

выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах

НИ); моделировать с помощью схематических рисунков и решать

текстовые задачи; составлять задачи, обратные данным; выпол-

нять задания творческого и поискового характера; контролировать

и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

Новая тема? Да, это верно —

Будем учиться делить непременно.

Если ученье пойдет детям впрок,

Значит, не зря проведен наш урок.

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

(На доске таблица. Учащиеся показывают ответы с помощью

карточек.)

М нож итель 2 6 5 10 9 4 1 0

М нож итель 5 3 4 6 2 5 15 25

П роизведение

Урок 104. Конкретный смысл действия деления 375

2. Работа над задачами

(Учитель читает задачу, учащиеся записывают только ре-

шение.)

• На пленке фотоаппарата 36 кадров, Витя уже заснял 25 кад-

ров. Сколько снимков еще можно сделать? (36 — 25.)

• В каждой пачке по 10 карточек. Сколько карточек в 3 таких

пачках? (10'3.)

• В магазин завезли 23 коробки с печеньем и 19 коробок

с вафлями. На сколько больше завезли коробок с печеньем,

чем с вафлями? (23— 19.)

• Мама купила 2 упаковки с мылом по 3 штуки в каждой.

Сколько пачек мыла купила мама? (3 -2.)

3. Логическая разминка

- Какие знаки надо поставить вместо звездочек, чтобы полу-


чились верные равенства?

(Равенства записаны на доске.)

III. Самоопределение к деятельности