Файл: 8модуль основы бухгалтерского учета, его место в системе управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2.4. Организация бухгалтерского учета
Блок финансово-экономических и учетно-отчетных работ на предприя- тии может выполнять как небольшой отдел, так и сложный комплекс струк- турных подразделений, включающий отделы, бюро, группы и тому подобное.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение за- конодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководите- ли организаций. Осуществляя постановку бухгалтерского учета, руководи- тель организации самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы исходя из вида организации и конкретных условий хо- зяйствования. В зависимости от объема учетной работы руководители орга- низаций могут осуществить следующее:
– учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
– ввести в штат должность бухгалтера;
– передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организа- ции или бухгалтеру-специалисту;
– вести бухгалтерский учет лично.
В случае большого объема учетной работы и при наличии трех и более бухгалтеров на предприятии учреждается структурное подразделение – бух- галтерская служба.
Бухгалтерия организационно может быть представлена самостоятель- ным подразделением, которое возглавляет главный бухгалтер.
Работники бухгалтерии могут подчиняться непосредственно главному бухгалтеру либо его заместителю, или бухгалтерская служба может состоять из отделов, возглавляемых начальниками или старшими бухгалтерами.

172
Слайд 164
К главным задачам, стоящим перед бухгалтерской службой, относятся следующие:
– предоставлять руководству полную и достоверную информацию о финансовом состоянии предприятия, о критических ситуациях в сфере договорных отношений и материальных поставок, а так- же о дефиците денежных средств;
– осуществлять и регулировать расчетные взаимоотношения с де- биторами и кредиторами, а также с сотрудниками предприятия по оплате труда и средствам, выданным под отчет;
– контролировать работу материально ответственных лиц;
– отвечать за своевременное и в полном объеме выполнение пред- приятием своих обязательств по расчетам с бюджетом и внебюд- жетными фондами;
– нести ответственность за полноту и четкость операций по налич- ному и безналичному денежному обороту предприятия;
– представлять в срок в контролирующие органы бухгалтерскую, финансовую и налоговую отчетность предприятия.
Если на должность главного бухгалтера принимается новый работник, он в первую очередь должен ознакомиться с Положением о бухгалтерии. Ес- ли такой документ отсутствует, то составить его.
Положение о бухгалтерии должно включать следующие разделы:
– общие положения;
– цели, задачи бухгалтерии;
– функции бухгалтерии;
– права и обязанности работников;
– взаимоотношения с другими структурными подразделениями ор- ганизации;
– организация работы.


173
В Положении о бухгалтерии также могут закрепляться основные ква- лификационные требования, предъявляемые к главному бухгалтеру. Напри- мер, на должность главного бухгалтера может быть принят специалист с опытом работы в бухгалтерии не менее пяти лет, имеющий высшее экономи- ческое образование и аттестат профессионального бухгалтера.
В процессе своей работы главный бухгалтер должен сформировать оп- тимальное количество сотрудников бухгалтерии, установить требования к их квалификации. В соответствии с этим формируются и утверждаются долж- ностные инструкции. Они устанавливаются для каждого отдельного сотруд- ника бухгалтерской службы. Это осуществляется для разделения обязанно- стей работников, установления их прав и обязанностей.
Должностные инструкции утверждаются руководителем.
Слайд 165
Главный бухгалтер или бухгалтер централизованной бухгалтерии назначаются или освобождаются от должности руководителем и подчиняют- ся непосредственно руководителю организации. На должность главного бух- галтера назначаются лица с высшим профессиональным образованием и ста- жем работы по специальности не менее трех лет.
Главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с Законом о бухгалтерском учете и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Данные нормативные документы содержат общие принципиальные установки, которыми руководствуются в своей деятельности предприятия, а также требования, которые непосредственно относятся к учетным работни- кам. Согласно данным требованиям, главный бухгалтер обязан обеспечивать законность осуществляемых хозяйственных операций, грамотность заполне- ния денежных и расчетных документов, финансовых и кредитных операций, а также проводить контроль за движением имущества и исполнением обяза-

174 тельств. Эту работу главный бухгалтер должен выполнять в первую очередь в интересах собственников организаций.
Исходя из задач, стоящих перед главными бухгалтерами, к основным показателям оценки их работы следует отнести выполнение следующих тре- бований.
Во-первых, разработка учетной политики и ведение бухгалтерского учета в соответствии с законодательством.
Во-вторых, обеспечение соответствия осуществляемых хозяйственных операций действующему законодательству, в том числе в конфликтных ситу- ациях.
В-третьих, соблюдение достоверности, полноты бухгалтерской отчет- ности и установленных сроков ее представления.
Наконец, сохранение коммерческой и государственной тайны в отно- шении содержания регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтер- ской отчетности.
Слайд 166
В процессе своей работы главный бухгалтер определяет в установлен- ном порядке форму и методы бухгалтерского учета, а также технологию об- работки учетной информации. Он разрабатывает систему внутрипроизвод- ственного учета, отчетности и контроля, формирует в установленном порядке учетную политику по другим вопросам. Главный бухгалтер руководит разра- боткой и реализацией мероприятий, направленных на соблюдение государ- ственной и финансовой дисциплины, осуществляет экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Кроме этого, главный бухгалтер принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно- материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законо- дательства. Он участвует в оформлении документов по недостачам и хище- ниям денежных средств и товарно-материальных ценностей.


175
Также главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем ор- ганизации документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно- материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств. Указанные документы без подписи главного бух- галтера или бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются.
Независимо от организационно правовых форм организаций с главны- ми бухгалтерами, как правило, заключаются срочные трудовые договоры на срок до пяти лет, если иное не установлено законодательством. В случае смены собственников имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместите- лями и главным бухгалтером.
Главный бухгалтер в соответствии с трудовым договором может нести материальную ответственность.
Слайд 167
Бухгалтерия предприятия осуществляет учетные работы в определен- ной последовательности по отдельным этапам, тесно связанным между со- бой. Основанием для записей в бухгалтерском учете служат документы, ко- торые с момента составления и до сдачи в архив проходят определенный путь – совершают документооборот.
Организуя документооборот, необходимо определить виды первичных документов, применяемых в данной организации, их перечень с указанием названий и номеров форм и, в зависимости от способов обработки и группи- ровки учетных данных, установить требования к оформлению и содержанию документа. Все документы, служащие основанием для записей в бухгалтер- ском учете, должны представляться в бухгалтерию предприятия в установ- ленном порядке к определенному сроку для проверки с точки зрения закон-

176 ности отраженных в них операций, правильности оформления и для после- дующей обработки и группировки.
Создание графика документооборота, то есть определение порядка, сроков составления и прохождения отдельных документов, а также функций каждого исполнителя в составлении, оформлении и обработке документа, способствует рациональному использованию рабочего времени, создает условия для ритмичной работы и повышает ответственность каждого учетно- го работника за качество и сроки выполнения определенных работ.
Слайд 168
На начальном этапе работы по составлению графика документооборота устанавливаются:
– перечень первичных документов, применяемых на предприятии;
– круг лиц, которые обращаются с первичными документами;
– лица, имеющие право подписывать данные документы и несущие ответственность за правильность их оформления и своевремен- ность представления в бухгалтерию, утверждаемые руководите- лем организации;
– рабочая схема функционирования отделов организации;
– порядок движения каждого документа между отделами организа- ции и крайний срок представления документов конечному потре- бителю информации, то есть бухгалтерии;
– график движения документов внутри бухгалтерии, позволяющий своевременно организовать начисление налогов и составление бухгалтерской отчетности.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хо- зяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организации.
В обязанности работников организации включаются положения о со- здании и представлении документов, относящихся к сфере их деятельности, в


177 строгом соответствии с графиком документооборота. Каждому лицу, участ- вующему в документообороте, вручается соответствующая выписка, опреде- ляется ответственность за невыполнение требований документооборота.
Правила документооборота и технология обработки учетной информа- ции, согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика ор- ганизации», должны быть отражены в приказе по учетной политике органи- зации.
Слайд 169
Бухгалтерский учет в организации можно рассматривать как систему, у которой на входе – первичные документы, а на выходе – бухгалтерский ба- ланс и другие формы бухгалтерской отчетности. Преобразование входных данных производят в носителях информации, называемых учетными реги- страми.
В учетных регистрах группируются и систематизируются по счетам данные о состоянии и движении имущества и обязательств. Записи в реги- страх могут производиться вручную или с помощью персональных компью- теров.
Данные учетных регистров используются для контроля за финансово- хозяйственной деятельностью организации, последующего анализа для при- нятия управленческих решений.
В связи с тем, что в учете используется множество регистров, необхо- дима их классификация. Учетные регистры классифицируются по следую- щим признакам: по внешней форме, по видам учетных записей.
Слайд 170
По внешней формерегистры подразделяются на книги, карточки и сво- бодные листы.
Карточкиизготавливаются из плотной бумаги, имеют небольшой раз- мер и хранятся, как правило, в картотеке. Используются они в основном для

178 ведения аналитического учета основных средств и различных товарно- материальных ценностей, а также различного рода расчетов и затрат на про- изводство.
Обязательными реквизитами карточек являются:
– наименование организации;
– наименование и код синтетического учета;
– наименование и код аналитического учета;
– единица измерения;
– количество для карточек учета различных видов имущества и другие.
Книги отличаются от других учетных регистров тем, что их листы, от- печатанные в виде таблиц, скреплены переплетом. Все листы учетных книг нумеруются, прошнуровываются, скрепляются печатью и надписью «Про-
шнуровано и пронумеровано страниц» с подписями ответственных лиц.
В настоящее время книги используются в учете в отдельных случаях.
Это связано с основным их недостатком – невозможностью разделения учет- ного труда из-за того, что одновременно с каждой книгой может работать только один человек. Свободные листы изготавливаются на отдельных ли- стах бумаги, разграфленных по определенной форме в зависимости от назва- ния. Например, в ведомости на выдачу заработной платы, кроме названия, указывается расчетный период, за который начислена заработная плата, наименование подразделения, перечень лиц и сумма оплаты труда.
Основное достоинство свободных листов состоит в том, что они могут использоваться несколькими работниками из-за того, что они не скреплены.
Основной недостаток связан с тем, что они неудобны для хранения из-за раз- личных форматов. Так, слишком объемные листы требуют свертывания, ко- торое может отразиться на качестве учетных записей.
Также учетными регистрами при автоматизированной форме учета служат машинные носители информации в виде съемных и жестких дисков.


179
Слайд 171
По назначению и содержаниюучетные регистры подразделяются на регистры синтетического учета, регистры аналитического учета, регистры, совмещающие синтетический и аналитический учеты.
Регистры синтетического учета предназначены для записей хозяй- ственных операций по синтетическим счетам. В основу данных видов реги- стров принята шахматная форма, где по горизонтали, то есть строкам, указы- ваются дебетуемые счета, а по вертикали, то есть столбцам, – кредитуемые счета. Хозяйственная операция, отражаемая по определенной корреспонден- ции счетов, записывается в клетку на пересечении соответствующих строк и столбцов дебетуемого и кредитуемого счета. Примером регистра синтетиче- ского учета является шахматная оборотно-сальдовая ведомость.
Построение регистров аналитического учета имеет многообразие форм, из которых можно выделить три вида:
– регистры аналитического учета ведутся параллельно регистрам синтетического учета и отдельно от них;
– регистры по группе однородных хозяйственных операций по аналитическим счетам для последующего отражения итоговых сумм этих регистров в регистрах синтетического учета;
– регистры, совмещающие синтетический и аналитический учеты.
По видам учетных записей регистры подразделяются на хронологиче- ские, систематические и комбинированные.
Хронологическиерегистры используются для регистрации хозяйствен- ных операций по мере их осуществления в порядке календарной очередности и поступления документов в бухгалтерию. Примером таких регистров явля- ется кассовая книга, отражающая движение денег по кассе, начальный и ко- нечный остатки (приход, расход). Журнал хронологической регистрации хо- зяйственных операций также относится к данному виду регистров.

180
Систематические регистрыиспользуются для получения обобщенных показателей на счетах бухгалтерского учета. Классическим примером такого регистра является Главная книга.
Комбинированные регистры– регистры, в которых записи ведутся ив хронологическом, и в систематическом порядке. Например, записи в журна- лы-ордера заносятся по кре́дитовому признаку определенного счета при со- блюдении хронологической последовательности операций. Кре́дитовые обо- роты при этом отражаются в развернутом виде, то есть в корреспонденции с дебетуемыми счетами.
Таким образом, использование Главной книги и журналов-ордеров позволяет обобщить данные по каждому синтетическому счету и субсчету. В свою очередь, заполнение регистров производится на основании информа- ции, отраженной в регистрах аналитического учета и в первичных докумен- тах.
Слайд 172
Важнейшим условием достоверности учета является качество записей в учетных регистрах. В связи с этим к учетным записям предъявляются требо- вания документальности, своевременности, краткости, точности и ясности.
На основе этих требований установлены правила учетной регистрации:
– учетные записи в регистры производятся только на основании оформленных документов с заполнением всех реквизитов после их проверки и разметки;
– каждый документ, удостоверяющий факт совершения операции, подлежит учетной регистрации;
– записи при этом производятся в следующем порядке: документы по отдельным хозяйственным операциям, не носящим массовый характер, регистрируются сразу в журналы-ордера. Массовые до- кументы предварительно группируются в различных ведомостях, по которым в конце отчетного периода подводятся итоговые