Файл: 8модуль основы бухгалтерского учета, его место в системе управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
Слайд 6
Основой российской системы бухгалтерского учета служат законода- тельные акты, такие как Положения по бухгалтерскому учету, нормативные документы, разработанные Правительством Российской Федерации, указы
Президента, письма Государственной Налоговой Службы, письма Централь- ного Банка Российской Федерации, распоряжения внебюджетных фондов.
Перед бухгалтерским учетом ставились следующие задачи:
– формирование полной и достоверной информации о деятельно- сти организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руково- дителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям – инвесторам, кре- диторам и другим;
– обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за со- блюдением законодательства Российской Федерации при осу- ществлении организацией хозяйственных операций и целесооб- разностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сме- тами;
– предотвращение отрицательных результатов хозяйственной дея- тельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспе- чение ее финансовой устойчивости.
Были сформулированы основные требования к ведению бухгалтерского учета:
– оценка имущества в рублях;
– раздельный учет собственного имущества и имущества других организаций;
– непрерывность учета во времени;
13
– ведение учета двойной записью в системе счетов;
– соблюдение тождества данных синтетического и аналитического учета;
– отражение хозяйственных операций на счетах без всякого изъя- тия;
– раздельное отражение затрат на производство;
– капитальные вложения.
На основе учетных данных проводится анализ финансово- хозяйственной деятельности, разрабатываются обоснованные управленче- ские решения. Но для того, чтобы предоставляемая учетом информация была полезной всем пользователям, она должна быть качественной, оперативной, объективной.
Слайд 7
Правительством Российской Федерации в 1998 году была принята Про- грамма реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международ- ными стандартами финансовой отчетности. Ее основной целью явилось при- ведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие с между- народными стандартами финансовой отчетности, что было необходимо для рыночной экономики.
Основные цели и задачи реформы:
– формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспе- чивающих полезной информацией пользователей, в первую оче- редь инвесторов;
– увязка реформы бухгалтерского учета в России с основными тен- денциями гармонизации стандартов на международном уровне;
– оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
В соответствии с Программой, для реализации заданных целей и реше- ния задач было необходимо провести основные мероприятия.
14
Первое направлено на совершенствование нормативной базы бухгал- терского учета.
Второе предусматривало становление бухгалтерской профессии.
Третье было направлено на повышение квалификации бухгалтерских кадров.
В конце 2000 года Министерство финансов России утвердило новый
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению. С 1 января 2001 года многие организации должны были применять новый План счетов бухгалтерского учета. Для большинства организаций переход на новый План счетов состоял- ся 1 января 2002 года.
В соответствии с программой реформирования начали пересматривать- ся нормативно-законодательные документы, регулирующие отечественный бухгалтерский учет. Правительством Российской Федерации внесены изме- нения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Данные изменения полностью согласуются с нововведениями, вытекающими из положений по бухгалтерскому учету. При этом в новую редакцию включены дополнения.
Одно из них взаимосвязано с обязательностью формирования сводной бух- галтерской отчетности группами взаимосвязанных организаций, образован- ных на добровольных началах.
Второе дополнение следует из Плана мероприятий по реализации Про- граммы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с междуна- родными стандартами финансовой отчетности и касается аттестации профес- сиональных бухгалтеров, в частности главных бухгалтеров и бухгалтеров- экспертов.
Слайд 8
В процессе выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетно- сти были установлены три группы организаций, по-разному составляющих
15 бухгалтерскую отчетность согласно российским правилам бухгалтерского учета.
Законодательством закреплены три основных варианта составления бухгалтерской отчетности: упрощенный, стандартный и множественный.
Существует четвертый вариант составления бухгалтерской отчетности в си- туации, при которой предприятие формирует отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и не составляет ее па- раллельно по российским правилам. Установление данных видов связано с тем, что различные группы организаций, исходя из целей и задач различной степени детализации, должны решать проблему достоверности и открытости при отражении итоговой бухгалтерской информации.
Предприятия первой группы используют международные стандарты финансовой отчетности. Их работа связана с потребностью дополнительного привлечения капитала для последующего развития производства, инфра- структуры и тому подобного. В данную группу включаются открытые акци- онерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке.
Вторую группу образуют предприятия, составляющие бухгалтерскую отчетность по множественному варианту. К ним относятся оставшиеся от- крытые акционерные общества, а также федеральные и крупные муници- пальные унитарные предприятия, организации.
Третью группу составляют оставшиеся организации, в частности за- крытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и другие, за исключением малых предприятий и некоммерческих организа- ций, формирующие бухгалтерскую отчетность по стандартному варианту.
Четвертая группа объединяет субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации, составляющие отчетность по упрощенному варианту.
Ключевые направления совершенствования нормативной базы связаны с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобрен- ной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве
16 финансов России и Институтом профессиональных бухгалтеров России в де- кабре 1997 года.
Слайд 9
Тема 1.2. Сущность и содержание бухгалтерского учета
Хозяйственная деятельность любой организации, независимо от ее ор- ганизационно-правовой формы, включает в себя последовательные или од- новременно протекающие хозяйственные процессы.
С целью регулярного контроля за хозяйственными процессами органи- зации и за состоянием средств и источников их образования следует все хо- зяйственные операции непрерывно учитывать по отдельным стадиям, а также в пределах видов хозяйственных активов. В бухгалтерском учете такое отра- жение хозяйственных средств производится с помощью наблюдения за изме- нениями, которые происходят с различными видами имущества и источни- ками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.
Исходя из сказанного выше, прежде чем дать определение самому по- нятию «хозяйственный учет», необходимо более детально рассмотреть, что из себя представляет хозяйственный процесс, то есть основные процессы, ко- торые встречаются в ходе деятельности любой организации.
Назначение каждого из этих процессов – получение определенного ре- зультата.
В процессе снабжения организации приобретают производственные за- пасы: сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо и другие.
В процессе производства создается продукция, выполняются работы или оказываются услуги.
Процессом продаж завершается кругооборот средств организации.
Каждый хозяйственный процесс складывается из множества хозяй- ственных операций. Хозяйственная операция – факт, явление, вызывающие
17 изменения в хозяйственном процессе, а значит, в хозяйственной деятельно- сти организации, в ее финансовом положении.
Непрерывное движение средств происходит из-за влияния хозяйствен- ных операций, при которых финансовые ресурсы изменяют собственную форму и величину, проходя полный оборот и постепенно переходя из одной формы в другую: денежную, производственную и товарную.
Хозяйственные операциикак объект бухгалтерского учета включают процессы приобретения материалов, производства и продажи.
Слайд 10
Учетпредставляет собой вид деятельности, предметом которой служит информация. Он определяет состояние, выявляет и фиксирует результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Цель учета – упорядочение информационных потоков для рациональ- ного использования в разработке и принятии управленческих решений, со- хранность информации о деятельности организации.
При этом основным фактором, обеспечивающим единство такой си- стемы, служит первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.
Система наблюдения, измерения, регистрации, обобщения данных, а также контроль за хозяйственной деятельностью организации, вместе взятые, составляют сущность хозяйственного учета.
Хозяйственный учет объединяет три вида учета: оперативный, стати- стический, бухгалтерский. Бухгалтерский учет включает в себя финансовый и управленческий. Финансовый учет, в свою очередь – налоговый. Все эти виды учета тесно взаимосвязаны, дополняют, контролируют друг друга. Дан- ные, формируемые в каждом из этих видов учета, могут использовать одну и ту же информацию. Например, данные для управленческого учета формиру-
18 ются в бухгалтерском учете и используются для целей управления хозяй- ственными процессами.
При этом основным фактором, обеспечивающим единство такой си- стемы, служит первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.
Слайд 11
Оперативныйучет используется для получения информации в целях текущего контроля и управления хозяйственными процессами на всех этапах деятельности организации.
Источниками такой информации, которая необходима для получения сведений, могут быть первичные документы. Оперативный учет позволяет быстро формировать данные финансово-хозяйственной деятельности органи- зации для принятия руководством оперативных решений. Вся информация, формируемая для целей оперативного учета, используется для текущего кон- троля, управления работой организации и может передаваться через различ- ные средства связи. Данные могут регистрироваться в отчетах, которые раз- рабатываются самой организацией.
Формирование данных в оперативном учете не имеет временных огра- ничений, и надобность в нем возникает по мере необходимости получения какой-либо информации для принятия управленческих решений. Это первая отличительная черта оперативного учета. Информация такого вида оператив- ного учета формируется с использованием всех видов измерителей – нату- ральных, трудовых, денежных, однако применение последнего носит ограни- ченный характер. В оперативном учете нет необходимости постоянно обоб- щать полученную информацию, так как происходит группировка разнород- ных хозяйственных операций. Этот факт является вторым отличительным признаком оперативного учета. Третьим отличительным признаком опера- тивного учета является быстрота получения информации. Оперативный учет
19 может вестись на любом рабочем месте, позволяющем получать информа- цию о происходящем, любым сотрудником фирмы вне зависимости от его служебного положения – от простого рабочего до руководителя. Четвертый признак – далеко не вся полученная информация имеет документальное под- тверждение.
К функциям оперативного учета относятся наблюдение за всеми хозяй- ственными процессами и сбор, представление данных для оперативного ана- лиза, контроля и управления на всех участках хозяйственной деятельности организаций.
Слайд 12
Статистический учет изучает массовые явления и их закономерности в общественной жизни и производственной деятельности. Эти сведения необ- ходимы для анализа хозяйственных и общественных процессов и прогнози- рования дальнейшего развития. Информация в статистическом учете строит- ся на обобщенных данных оперативного и бухгалтерского учета.
Статистический учет обобщает информацию и носит массовый харак- тер. Обобщение рассматриваемых явлений может протекать в различных об- ластях деятельности: в экономике, спорте, образовании, науке и прочих.
В статистических исследованиях широко используются выборочный метод наблюдения и регистрации, единовременный учет и переписи, данные оперативного и бухгалтерского учета, а также сведения, полученные при комплексных и выборочных наблюдениях. Статистический учет ведется спе- циалистами, работающими в специализированных организациях, которые со- здаются и объединяются по территориальному признаку. Предприятия и ор- ганизации представляют в комитеты по статистике специальную отчетность по утвержденным формам, причем данные формы различны для каждого ви- да деятельности.
20
Как способ отражения деятельности организации, статистический учет служит для практического руководства и позволяет контролировать хозяй- ственную деятельность предприятия.
Данные статистического учета формируются в финансовой отчетности организации, которая представляется в установленные сроки государствен- ным органам статистики.
Слайд 13
Бухгалтерский учет – это система наблюдения, измерения, регистрации и контроля за наличием и движением всех видов хозяйственных средств ор- ганизации, источников их образования, за ходом и результатами хозяйствен- ных процессов.
Современный бухгалтер занимается не только ведением учета факто- ров хозяйственной жизни, но и осуществляет хозяйственную деятельность, включающую в себя планирование, принятие решений, контроль и подготов- ку аналитических материалов для руководства.
Основные отличия бухгалтерского учета от статистического и опера- тивного состоят в следующем.
В-первых, бухгалтерский учет имеет более узкие рамки, чем статисти- ческий, но более широкие, чем оперативный.
Во-вторых, он должен быть сплошным и непрерывным, что необяза- тельно для других видов учета.
В-третьих, он учитывает взаимосвязь всех событий, то есть хозяй- ственных операций.
Следовательно, благодаря бухгалтерскому учету внутренние и внешние пользователи имеют полную картину финансово-хозяйственной деятельно- сти предприятия.
Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, функциони- рующие на территории Российской Федерации. Прочие организации или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, ведут учет и
21 составляют отчетность в порядке, предусмотренном налоговым законода- тельством.
Правильная организация бухгалтерского учета позволяет построить модель работы объекта управления, что является основой для разработки эф- фективных управленческих решений. Учетная информация – основа разра- ботки решений как внутри организации, так и за ее пределами.
Слайд 14
В системе управления хозяйственной деятельностью организации бух- галтерский учет выполняет ряд функций.
Контрольная функцияиграет существенную роль в рыночной экономи- ке при наличии различных форм собственности. Специалисты-бухгалтеры и аудиторы, работники налоговых служб контролируют деятельность компа- нии, следят за наличием и движением имущества организаций, правильно- стью их отражения в учете, своевременностью расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами. С помощью бухгалтерского учета осуществляют- ся три вида контроля – предварительный, текущий и последующий.
Одной из главных является информационная функциябухгалтерского учета. Бухгалтерский учет является основным источником информации, на основе которой разрабатываются верные решения, для разных уровней управления. Для того чтобы информация удовлетворяла всех заинтересован- ных пользователей, она должна быть качественной, достоверной, объектив- ной. Информация должна содержать требуемые сведения, что позволяет быстрее принимать оптимальные управленческие решения.
Обеспечение сохранности имущества – функция, играющая ведущую роль в условиях рынка и наличия разных форм собственности. Выполнение данной функции зависит от действующей у нас системы учета и определен- ных предпосылок: наличия складских помещений, оснащенных средствами оргтехники; совершенствования самой системы учета и применения научно обоснованных методов выявления недостач, растрат, хищений; использова-