Файл: 8модуль основы бухгалтерского учета, его место в системе управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
32
Слайд 25
Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководи- тель организации. Он, в зависимости от объема учетной работы, может:
– учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бух- галтером;
– ввести в штат должность бухгалтера;
– передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
– вести бухгалтерский учет лично.
При постановке бухгалтерского учета руководитель и главный бухгал- тер организации имеют право: самостоятельно устанавливать форму органи- зации бухгалтерского учета; определять методику бухгалтерского учета; раз- рабатывать систему управленческого учета, отчетности и контроля; форми- ровать учетную политику согласно законодательству.
Бухгалтерский учет по форме подразделяется на централизованный и децентрализованный.
При децентрализованной форме бухгалтерского учета в каждой орга- низации создается бухгалтерия, которая является самостоятельной структур- ной единицей. Ее возглавляет главный бухгалтер.
Бухгалтерия крупной организации может подразделяться на группы: финансово-расчетную, товарную, учета расчетов с персоналом по оплате труда, учета материалов.
При этом группы возглавляют старшие бухгалтеры. На малых пред- приятиях отделы не создаются, а учетные работы распределяются между ра- ботниками бухгалтерии.
Централизация бухгалтерского учета позволяет более эффективно ис- пользовать средства автоматизации учетных работ, рационально распреде- лять работу среди бухгалтеров в зависимости от их квалификации, лучше ор- ганизовывать контроль за работой структурных подразделений и тем самым повышать производительность труда работников бухгалтерии.
33
Слайд 26
Законодательством Российской Федерации установлены единые право- вые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского уче- та. Рассмотрим основные цели законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета предполагает четыре уровня и включает законодательные, норматив- ные, методические и организационные акты.
К первой группе нормативных актов относятся законодательные доку- менты: федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и по- становления Правительства Российской Федерации. Для бухгалтерского уче- та самым главным и основным законом является Закон о бухгалтерском уче- те, в котором прописаны единые правовые методологические основы бухгал- терского учета и отчетности на территории Российской Федерации для всех организаций, являющихся юридическими лицами. Данный закон определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используе- мые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
Ко второму уровню нормативных актов относятся нормативные доку- менты, которые устанавливают базовые правила ведения бухгалтерского уче- та, сгруппированные по отдельным разделам. Данные акты разрабатываются
Министерством финансов Российской Федерации.
К третьему уровню документов нормативного регулирования бухгал- терского учета относятся инструкции, рекомендации, методические указания.
Разработка документов третьего уровня базируется на развитии документов первого и второго уровней.
К четвертому уровню относятся рабочие документы, формирующие учетную политику предприятия, а также положения и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяй- ственной деятельности организации.
34
Слайд 27
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
Тема 1.3. Объекты бухгалтерского учета
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете», объектами бухгалтерского учета является все имущество организаций, их источники об- разования, а также все хозяйственные процессы, происходящие в данной ор- ганизации. В любом хозяйствующем субъекте в процессе осуществления ею производственно-хозяйственной деятельности происходит кругооборот акти- вов и совершается большое количество различных хозяйственных операций.
Бухгалтерский учет систематизирует и регистрирует всю хозяйствен- ную деятельность организации и объединяет все хозяйственные операции, которые осуществляются в ходе хозяйственных процессов и обеспечивают при этом получение финансового результата.
Предметом бухгалтерского учета являются все хозяйственные процес- сы, совокупность которых характеризует хозяйственную деятельность пред- приятий и организаций.
В бухгалтерском учете имущество определяется как совокупность обо- ротных и внеоборотных активов предприятия. К оборотным активам отно- сятся товарно-материальные ценности, денежные средства, а также продук- ция, которая в дальнейшем превращается в денежные средства.
Если имущество используется больше одного операционного цикла, то такое имущество оборотным не считается, а считается внеоборотным.
Теперь рассмотрим источники образования ресурсов, которые, соглас- но бухгалтерскому учету, называются пассивом и включают в себя собствен- ный капитал и обязательства, которые могут быть долгосрочными и кратко- срочными.
Операционный цикл означает период времени от момента вложения денежных средств до их возвращения.
35
Слайд 28
Хозяйственная операция представляет собой предпринимательскую и иную деятельность хозяйствующего субъекта, которая оказывает воздействие на имущество, обязательства, а также на величину денежных средств.
Из совокупности хозяйственных операций складываются процессы хо- зяйственной деятельности организации.
Хозяйственный процесс в сфере капитальных вложений – процесс при- обретения, создания и введения в эксплуатацию объектов производства.
Хозяйственный процесс в сфере снабжения предполагает процесс при- обретения материалов. То есть исходя из данного комплекса хозяйственных операций, организация обеспечивается предметами труда, которые необхо- димы для процесса производства. В процессе снабжения объектом бухгал- терского учета являются денежные средства. Они используются для приоб- ретения материально-производственных запасов.
В сфере производства происходит комплекс хозяйственных операций, связанных с переходом средств труда в готовую продукцию. В процессе про- изводства путем воздействия рабочей силы и средств производства на сырье создается готовый продукт, и данный процесс является основной стадией кругооборота средств. В этом случае объектами бухгалтерского учета будут израсходованные материалы и использованные предметы труда, амортиза- ция, заработная плата рабочих, стоимость выполненных работ и услуг, а так- же созданная готовая продукция.
В сфере продаж рассматривают так называемый процесс продаж, кото- рый включает в себя комплекс хозяйственных операций, связанных с прода- жей готовой продукции и доведением ее до потребителя. Данный процесс яв- ляется заключительной фазой кругооборота средств организации. На этой стадии все хозяйственные средства, созданные в процессе производства, вновь переходят в денежную форму, что дает возможность возобновления кругооборота средств в новом качестве.
36
Непрерывное движение средств происходит в результате влияния хо- зяйственных операций, при которых финансовые ресурсы меняют свою фор- му и величину, проходя полный оборот и последовательно переходя из одной формы в другую – денежную, производственную и товарную.
Эта деятельность предполагает получение доходов – денежных или иных ценностей, получаемых в результате какого-либо вида деятельности.
Деятельность предполагает и также несение расходов– уменьшение имуще- ства предприятия или увеличение его источников образования, возникающие в процессе хозяйственной деятельности.
Слайд 29
В зависимости от участия в хозяйственных процессах, имущество ор- ганизаций делится на внеоборотные и оборотные активы, что составляет эко- номические ресурсы предприятия.
Имущество организации по составу и функциональной роли в процессе производства подразделяется на две основные группы – внеоборотные и обо- ротные активы.
Внеоборотные активы – это основные средства, нематериальные акти- вы, долгосрочные финансовые вложения и прочее.
Оборотные активы включают производственные запасы, денежные средства, дебито́рскую задолженность, краткосрочные финансовые вложения и прочее.
Слайд 30
Структура источников образования имущества включает следующие элементы.
Во-первых, уставный капитал, добавочный, резервный капитал и не- распределенную прибыль – это собственный капитал организации.
Во-вторых, заемный капитал, который в зависимости от сроков при- влечения рассматривается как долгосрочный и краткосрочный. Он выступает
37 в виде кредитов и займов банков, иных кредитных учреждений, организаций, поставщиков, подрядчиков, а также непогашенных обязательств перед пер- соналом организации, внебюджетными фондами и бюджетом.
Таким образом, объектами бухгалтерского наблюдения являются:
– капитал предприятия характеризуется как общая стоимость ис- точников образования предприятия в денежном выражении на определенную дату, складывается из собственного и заемного капиталов;
– финансовые результаты – конечная цель деятельности любого предприятия, которая может иметь положительную величину, то есть прибыль, если выручка превышает затраты, связанные с производством и реализацией продукции;
– обязательства предприятия, то есть задолженность, которая воз- никает в процессе производственно-хозяйственной деятельности из договоров, актов, сделок и может иметь как долгосрочный, так и краткосрочный характер.
Слайд 31
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность хозяйствующих субъектов, а также факты хозяйственной жизни, которые ха- рактеризуются и включают в себя следующие элементы: процесс снабжения, процесс производства, процесс продажи и хозяйственные операции. Хозяй- ственные операции вызывают изменения в объеме, составе, размещении и использовании имущества, а также изменения в назначении источников об- разования этого имущества. Хозяйственная деятельность любой организации складывается из многообразных хозяйственных операций. Таким образом, бухгалтерский учет должен регистрировать все вызываемые ими изменения в объектах учета.
Бухгалтерский учет использует специфические методы для познания сущности предмета учета. Разработка метода бухгалтерского учета позволяет
38 конкретно выразить совокупность способов и приемов. Их применение дает возможность регистрировать и обобщать хозяйственные операции.
Метод бухгалтерского учета включает в себя специфические приемы наблюдения, регистрации объектов бухгалтерского учета, их измерения, группировки и обобщения данных и представляет собой совокупность спосо- бов отражения финансово-хозяйственной деятельности организации.
Метод бухгалтерского учета отражает предмет учета как единое целое, основан на группировке экономически однородных активов, хозяйственных операций. Он определяет затраты и результаты в спектре каждого хозяй- ственного процесса и хозяйственной деятельности организации в целом, обобщает учетную информацию в системе форм аналитической, периодиче- ской и годовой отчетности.
Слайд 32
Первичное наблюдение – это основа функционирования хозяйственно- го учета.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными документами, на основании которых осуществля- ются записи в бухгалтерском учете.
Стоимостное измерение характеризуется оценкой и калькуляцией. Для руководства хозяйственными процессами требуется знать все затраты, свя- занные с их осуществлением.
Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета позволяет получать показатели, необходимые для текущего наблюдения за хозяйствен- ной деятельностью, обеспечивается также системой счетов.
Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвя- занном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными опера- циями.
39
Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете про- изводится путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их об- разования. Такое сопоставление носит название балансового обобщения. Ба- лансовое обобщение характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования. Равенство это сохраняется по- стоянно.
Результаты хозяйственной деятельности, а также конкретизация от- дельных показателей баланса содержатся в отчетности. Бухгалтерская отчет- ность– единая система информации о финансовом положении хозяйствую- щего субъекта за определенный период времени.
Слайд 33
Рассмотрим элементы метода бухгалтерского учета.
Документация формирует первичную информацию, вытекающую из хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. В основе любой хо- зяйственной операции должен лежать первичный документ. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет. Первичный документ является письменным свидетельством, который подтверждает факт соверше- ния хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает ма- териальную ответственность работников за доверенные им ценности.
Инвентаризация – это один из элементов метода бухгалтерского учета.
При помощи инвентаризации определяют фактическое наличие материаль- ных ценностей в организации и при этом проводят сверку с данными бухгал- терского учета.
В ходе проведения инвентаризации документально подтверждается наличие, состояние и оценка имущества и финансовых обязательств органи- зации.
Инвентаризация на предприятии проводится с целью обеспечения до- стоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Одним из элементов метода бухгалтерского учета является оценка.