Файл: Курсовая работа игра студентки заочной формы обучения с применением дистанционных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Например, воспитатель обращается к девочке, которая не включается в игру, поскольку еще не умеет ставить игровые задачи: «Как ты думаешь, почему кукла такая грустная? Чего ей хочется?»

Если после такого обращения девочка не поставит игровую задачу, взрослый помогает советом: «Она, наверное, проголодалась, поэтому такая грустная».

Если и в этом случае ребенок не ставит игровую задачу, направленную на отображение хорошо знакомого действия, только тогда педагог использует прямой совет: «Покорми куклу, ей так хочется вкусной каши».

В приведенном примере воспитатель сначала побуждает ребенка самостоятельно поставить любую игровую задачу, например, грустную куклу можно не только накормить, с ней можно сходить на прогулку или почитать ей книжку. Поскольку ребенок не откликается на предложение, взрослый косвенно советует поставить игровую задачу, связанную с кормлением куклы («Она, наверное, проголодалась, поэтому такая грустная»). С этим предложением ребенок может согласиться или отобразить в игре что-то другое. И только после этих неудачных попыток активизировать ребенка воспитатель предлагает конкретную игровую задачу – накормить куклу. Даже прямая формулировка игровой задачи дает ребенку право не принимать ее, поэтому не следует настаивать на обязательном решении поставленной взрослым игровой задачи. Из примера видно, что обучение проходит в непринужденной форме.

Важным также в работе воспитателя МДОУ « » является разбирать детские конфликты. В связи с этим необходимо быть очень внимательным и чутким, справедливым и учитывать интересы каждого ребенка. Например, Наташа, укутав куколку в одеяльце, с удовольствием качает ее, что-то приговаривает. К ней подходит Света, она хочет, чтобы Наташа отдала ей куклу. Наташа отказывается. Назревает ссора. Воспитатель может предложить ребенку: «Посмотри, Светлана, как хорошо играет с куклой Наташа. Она – мама и сейчас будет укладывать свою дочку спать. Пусть ее дочка спокойно спит, а мы с тобой не будем им мешать. Хорошо? Посмотри, Светочка, какой грустный сидит медвежонок, он тоже хочет, чтобы его завернули в одеяльце, дали ему сосочку, поносили на ручках. Давай подойдем к нему. Посмотри, как сразу у него глазки засияли, когда он тебя увидел. Слышишь, он говорит: «Возьми меня, Светочка, я так хочу, чтобы ты стала моей мамой». Света берет мишутку на руки, смотрит на него с интересом. Воспитатель продолжает: «Вот тут лежат одеяльца. Выбери для мишутки любое, ему будет тепло. А вон и колясочка стоит, можно его покатать». Девочка улыбается и начинает играть с мишкой.


Постепенно и настойчиво воспитатель в младшей группе приучает детей к тому, что нужно всегда уважительно относиться к играм и занятиям других детей (не отнимать игрушки, не разрушать постройки, не мешать занятиям другого ребенка). Для этого он обогащает практический опыт детей: учит разнообразно пользоваться игрушками и предметами – заменителями, приучает спокойно играть со своими игрушками рядом с другими детьми, постепенно вовлекает детей с совместную игровую деятельность (играем вдвоем одной игрушкой; играем вместе, выполняя одинаковые роли, – катаем кукол в колясках; участвуем в общем сюжете – готовим обед, кормим кукол, укладываем их спать и пр.). В Приложении Б предлагаются игры для младшего возраста по освоению представлений социального характера.

В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно-ролевой игры.

В связи с новой социальной ситуацией развития дошкольнику становится интересным мир, в котором живут взрослые, – это трудовая деятельность, отдых, семейные дела и многое другие жизненные события. С удовольствием отображают в своих играх бытовые эпизоды из семейной жизни, исполняя привлекательные роли мамы или папы, в качестве детей обычно выступают куклы. С обогащением представлений об окружающем мире в играх все чаще отображается профессиональная деятельность взрослых.

Основная работа воспитателя МДОУ « » с детьми этого возраста является сплочение коллектива в игре, воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям, развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать культуру общения и обогащать представление о людях.

С помощью специальных приемов воспитатель вместе с воспитателем усиливает желание детей переносить полученные впечатления в жизни в игру. Например, люди, с трудом которых знакомят дошкольников, могут подарить игрушки или другой игровой материал. Этот прием достаточно эффективен для возникновения игры.

Ребенку легче всего обращаться к игрушке – партнеру, так как от нее нет ответной реакции, не возникает непонимания, конфликтов, что может случиться со сверстником. Кроме совместных игр с сюжетным содержанием эффективны и другие виды игр – подвижные, театрализованные и др. Воспитатель всячески поощряет совместные игры детей, желание вступать во взаимодействие в игре. Поощряется и желание что-то вместе сделать для игры. На примере рассмотрим, как воспитатель оказывает помощь в сооружении постройки для игры.

Максим на полу строит из крупного строительного материала самолет.



Воспитатель: «Что ты строишь?»

Максим: «Самолет. Я же летчик».

Мальчик сделал крылья самолета.

Воспитатель: «Смотри, задние крылья и передние одинаковые. Разве так бывает?»

Максим стоит в раздумье, ему стали помогать другие мальчики.

Ваня: «Передние больше, чем задние».

Мальчики вместе исправляют конструкцию самолета.

Максим: «Мне еще надо пропеллер».

Поставил вместо пропеллера руль.

Воспитатель: «Да, самолет получился, как настоящий. На нем уже можно лететь».

Ваня: «А руля-то нет!»

Максим оглядывается по сторонам, взял два бруска. Сал на стул внутри построенного самолета, бруски поставил слева и справа от себя, держит их наклонно.

Максим: «Вот эти будут. Рулить ими буду».

Воспитатель: «Это такой у летчика штурвал?»

Максим: «Да, это штурвал».

Заинтересовавшись игрой, к построенному самолету подошли еще дети, они договорились лететь на нем в жаркие страны.

Воспитатель эпизодически включался в игру как посторонний наблюдатель, при этом способствовал появлению замысла, не давая готово решения, а побуждал к размышлению, к поиску собственного решения.

К старшему дошкольному возрасту у детей хорошо развита сюжетно-ролевая игра, которую можно охарактеризовать как подлинно самостоятельную и творческую деятельность.

Воспитатель МДОУ « » использует такой прием переноса жизненной действительности в игру как беседы с детьми, во время которых он предлагает вспомнить, о чем разговаривают взрослые с продавцом или кассиром в магазине, в аптеке, с официантом в кафе, как общаются пассажиры в транспорте, зрители в театре, других общественных местах. После этого предлагает разыграть сценку из реальной жизни, основным содержанием которой будет общение людей. В Приложении В представлены варианты игр для детей среднего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно находят сюжет к игре. В этом возрасте важно дружно, вместе играть. Однако иногда дети затрудняются согласовать действия в совместной игре. Рассмотрим на примере, как поступает воспитатель в таких случаях.

Саша в роли милиционера пытается регулировать движение, но играющие его не слушают. Мальчик обижен этим, он стал звонить по телефону, прекратив при этом начатую игру.

Воспитатель: «Милиционер, ты кому звонишь?»

Саша задумался: «В милицию».

Воспитатель: «Что-то случилось?»


Саша: «Скажу командиру, что меня водители не слушаются».

Воспитатель: «А что ты говорил им?»

Саша: «Все в гараж, тут уже пробка!»

Воспитатель: «Им не надо всем в гараж ехать, у каждого свои дела, они спешат по делам. Можно было сказать: водитель Алеша, не обгоняй легковую машину, в ней едут дети. Саша, а что еще можно сказать водителям?»

Воспитатель советует ребенку, как можно установить контакт с остальными играющими, что им можно сказать, вступая во взаимодействие. В приложении Д представлены варианты игр по социализации детей среднего возраста.

В приложении Д представлен Конспект игровой ситуации «Кто в домике живет?» для детей среднего дошкольного возраста.

Таким образом, воспитатель помогает детям с помощью игры и игрушки показывать окружающий мир, способствует объединению и общению детей с взрослыми и детьми, повышать эмоциональные состояния. Наблюдая и помогая детям организовать сюжетно - ролевые игры выявляет детей, которые в старшем дошкольном возрасте играют примитивно. В этом случае необходимо осуществлять коррекцию игровой деятельности. Иначе несформированность игры как ведущей деятельности негативно отразится на психологической готовности к школе. Вместо того чтобы с желанием перейти к следующей ведущей деятельности – учебной, дети предпочитают играть.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение теоретических аспектов проблемы использование игры и игрушки в работе с дошкольниками позволило нам прийти к следующим выводам:

1.Игра является одним из основных видом деятельности в дошкольном возрасте, который способствует практическому освоению реального социального пространства; в символических действиях ребенок проигрывает коллизии отношений людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых он по своей воле вводит в игровые сюжеты. Следовательно, приобретенный опыт взаимодействия с социальной средой в дошкольном возрасте постепенно ложится в основу социального поведения, социальных оценок, сознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию, к социализации.

2.Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет чрезвычайно большое значение в социализации ребенка. В игре дети в определенной мере усваивают отдельные знания и умения, поскольку в ней моделируются социальные ситуации и типичные отношения. Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего.

3.Игрушка обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденным или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям, представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним. Игрушки объединяют детей, требуют совместных усилий, согласованных действий, например, строительный материал, конструктор. Именно поэтому игрушка играет важную роль в социализации ребенка.

4.Дошкольное образовательное учреждение на современном этапе должно реализовывать социально-педагогическую деятельность как целостной технологии перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую – образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. Воспитательно-образовательный процесс должен строиться с опорой на сотрудничество и взаимодействие с семьей воспитанников как важнейшего микрофактора для достижения полноценной социализации ребенка. В связи с этим, можно утверждать, что данное учреждение является важным институтом социализации детей дошкольного возраста.