Файл: Теория государства и права как наука теория государства и права относится к гуманитарным наукам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
49.Государственный суверенитет. Понятие и сущность.
Государственный суверенитет – это верховное неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая принципы и нормы международного права и законность.
Суверенитет государства представляет собой:
-
юридическую природу осуществления государственной власти, юрисдикцию государства, его статус; -
верховное право государства – право представлять все общество в целом, право издавать законы, осуществлять правосудие, распространять власть на все население и др.; -
неотчуждаемое верховное право.
Суверенитет имеет две стороны: внутреннюю – верховенство внутри страны и внешнюю – независимость на международной арене.
Верховенство государства внутри страны проявляется:
-
в исключительном праве представлять все общество, а не отдельные его части; -
в универсализме – власть в государстве распространяется на все население; -
в прерогативе – государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права.
Независимость государства проявляется:
-
в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта международных отношений; -
в осуществлении самостоятельной внешней политики; -
в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.
Виды суверенитета:
-
народный, -
национальный, -
государственный.
Народный суверенитет – это само содержание демократии, основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу.
-
Под национальным суверенитетом понимается верховное неотчуждаемое право нации на самоопределение, т. е. право определять свою судьбу, самостоятельно избрать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных экономических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов федерации.
50.Понятие и виды государственного принуждения.
Государственное принуждение– осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях защиты личных, общественных или государственных интересов.
Признаки государственного принуждения:
-
это деятельность государства в лице его органов (как обязательного субъекта) либо должностных лиц, выраженная в специфической форме правоприменения, в которой наиболее ярко проявляется деятельность государства, а также в форме соблюдения и исполнения; -
формы государственного принуждения закреплены в нормах действующего законодательства; -
цель государственного принуждения состоит в достижении социально полезного результата, усилении режима законности и правопорядка, охране прав и законных интересов личности, общества и государства. -
обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения; -
применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера; -
основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием; -
применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности; -
реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.
Виды принуждения:
-
меры юридической ответственности (лишение свободы, штраф, выговор и др.). -
меры пресечения правонарушений (привод, изъятие имущества, административное задержание, заключение под стражу, подписка о невыезде и т.д.); -
меры предупреждения правонарушений и других нежелательных явлений (проверка документов, прекращение или ограничение движения транспорта и пешеходов, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы); -
меры защиты (правовосстановительные) - восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов, принудительный раздел общей собственности и др.
Виды государственного принуждения:
-
административное принуждение; -
уголовное принуждение; -
гражданско-правовое принуждение; -
дисциплинарное принуждение.
Механизм государственного принуждения, который включает в себя следующие компоненты:
-
субъект — лицо, осуществляющее государственное принуждение; -
норма, закрепляющая полномочия государственного органа на применение государственного принуждения; -
объект, то есть лицо, подвергнутое государственному принуждению; -
акт государственного органа, содержащий юридические и фактические основания применения государственного принуждения; -
деятельность государственных органов по реализации акта.
51. Аналогия закона и аналогия права.
Аналогия закона -один из способов восполнения проблемы в праве, который заключается в поиске схожей нормы права в этом же нпа и применение ее как основной нормы
Аналогия права -один из способов восполнения пробелов в праве, который заключается в поиске схожей нормы во всей российской системе права,ориентируюсь на дух и идеологию законодательства
Субсидиарный применение права-один из способов восполнения пробелов в праве,который заключается в позоимвствовании норм права в схожих отраслях права
Аналогия не применяется в публичных отраслях права
Аналогия закона будет применяться в том случае если отсутствуют норма права
,соглашение сторон,обычаи делового оборота
Аналогия используется для преодоления пробела, а не его восполнения
Аналогия будет применяться в арбитражном и гражданском судопроизводстве преимущественно верховным судом
Аналогия законов применяется при:
1)наличие неурегулированности в конкретном случае
2)отсутствие юр нормы
3)существование аналогичной нормы
52. Понятие и содержание естественного права.
Естественное право — доктрина в философии права и юриспруденции, признающая наличие у человека ряда неотъемлемых прав, которые принадлежат ему исходя из самого факта его принадлежности к человеческому роду.
Естественное право противопоставляется доктрине правового позитивизма: если последняя утверждает, что право может быть даровано лишь по воле государства, воплощённой в законе, и что никакого права вне закона быть не может, то концепция естественного права разводит понятия «право» и «закон».
Согласно ей, у каждого индивида есть некоторые высшие, постоянно действующие права, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок ценностей. Все они не зависят от норм и принципов, установленных государством, и действуют напрямую. Для законодателя естественное право должно быть ориентиром, к которому необходимо стремиться. Отсюда же выводится право народа на восстание в случае, если естественные права в данном государстве попираются.
53. Государство в политической системе общества.
Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть в отношении всего населения на закреплённой за ним территории, располагает специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Это главный институт политической системы
Факторы, предопределяющие особое место государства в политической системе:
1) государство имеет широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения;
2) государство является единственной политической организацией, которая обладает аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех граждан;
3) государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, при этом возможности всех политических организаций ограниченны;
4) государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяющие порядок создания и
деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на деятельность тех или иных общественных организаций;
5) государство располагает огромными материальными ресурсами, которые обеспечивают ему проведение своей политики;
6) государство выполняет объединяющую роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни общества.
Функции политической системы:
1) определение целей, задач, путей развития общества;
2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;
3) распределение материальных и духовных ресурсов;
4) согласование различных интересов субъектов политического процесса;
5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;
6) обеспечение стабильности и безопасности общества;
7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;
8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.
54) При́нципы пра́ва — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.
С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов.
Общеправовые (общие) выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности государства.
К числу этих принципов, в частности, относятся следующие:-верховенства права
-законности-равенства всех перед законом (равноправия)-взаимной ответственности личности и государства
-ответственности при наличии вины
Межотраслевые выражают общее в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей права (например, общими для таких отраслей права, как уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право, являются принцип гласности судопроизводства и принцип состязательности при отправлении правосудия).
Отраслевые лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права. Например, принципомгражданского права является принцип полного возмещения убытков (англ.)русск., принципом уголовного права — принцип индивидуализации наказания.