Файл: Теория государства и права как наука теория государства и права относится к гуманитарным наукам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


49.Государственный суверенитет. Понятие и сущность.

Государственный суверенитет – это верховное неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая принципы и нормы международного права и законность.

Суверенитет государства представляет собой:

  1. юридическую природу осуществления государственной власти, юрисдикцию государства, его статус;

  2. верховное право государства – право представлять все общество в целом, право издавать законы, осуществлять правосудие, распространять власть на все население и др.;

  3. неотчуждаемое верховное право.

Суверенитет имеет две стороны: внутреннюю – верховенство внутри страны и внешнюю – независимость на международной арене.

Верховенство государства внутри страны проявляется:

  • в исключительном праве представлять все общество, а не отдельные его части;

  • в универсализме – власть в государстве распространяется на все население;

  • в прерогативе – государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права.

Независимость государства проявляется:

  • в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта международных отношений;

  • в осуществлении самостоятельной внешней политики;

  • в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.

Виды суверенитета:

  • народный,

  • национальный,

  • государственный.

Народный суверенитет – это само содержание демократии, основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу.

  • Под национальным суверенитетом понимается верховное неотчуждаемое право нации на самоопределение, т. е. право определять свою судьбу, самостоятельно избрать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных экономических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов федерации.


50.Понятие и виды государственного принуждения.


Государственное принуждение– осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях защиты личных, общественных или государственных интересов.

Признаки государственного принуждения:

    1. это деятельность государства в лице его органов (как обязательного субъекта) либо должностных лиц, выраженная в специфической форме правоприменения, в которой наиболее ярко проявляется деятельность государства, а также в форме соблюдения и исполнения;

    2. формы государственного принуждения закреплены в нормах действующего законодательства;

    3. цель государственного принуждения состоит в достижении социально полезного результата, усилении режима законности и правопорядка, охране прав и законных интересов личности, общества и государства.

    4. обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;

    5. применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;

    6. основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;

    7. применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;

    8. реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.


Виды принуждения:

  • меры юридической ответственности (лишение свободы, штраф, выговор и др.).

  • меры пресечения правонарушений (привод, изъятие имущества, административное задержание, заключение под стражу, подписка о невыезде и т.д.);

  • меры предупреждения правонарушений и других нежелательных явлений (проверка документов, прекращение или ограничение движения транспорта и пешеходов, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);

  • меры защиты (правовосстановительные) - восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов, принудительный раздел общей собственности и др.

Виды государственного принуждения:

    • административное принуждение;

    • уголовное принуждение;

    • гражданско-правовое принуждение;

    • дисциплинарное принуждение.

Механизм государственного принуждения, который включает в себя следующие компоненты:

    1. субъект — лицо, осуществляющее государственное принуждение;

    2. норма, закрепляющая полномочия государственного органа на применение государственного принуждения;

    3. объект, то есть лицо, подвергнутое государственному принуждению;

    4. акт государственного органа, содержащий юридические и фактические основания применения государственного принуждения;

    5. деятельность государственных органов по реализации акта.


51. Аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона -один из способов восполнения проблемы в праве, который заключается в поиске схожей нормы права в этом же нпа и применение ее как основной нормы
Аналогия права -один из способов восполнения пробелов в праве, который заключается в поиске схожей нормы во всей российской системе права,ориентируюсь на дух и идеологию законодательства
Субсидиарный применение права-один из способов восполнения пробелов в праве,который заключается в позоимвствовании норм права в схожих отраслях права

Аналогия не применяется в публичных отраслях права

Аналогия закона будет применяться в том случае если отсутствуют норма права
,соглашение сторон,обычаи делового оборота

Аналогия используется для преодоления пробела, а не его восполнения

Аналогия будет применяться в арбитражном и гражданском судопроизводстве преимущественно верховным судом

Аналогия законов применяется при:

1)наличие неурегулированности в конкретном случае

2)отсутствие юр нормы

3)существование аналогичной нормы


52. Понятие и содержание естественного права.

Естественное право — доктрина в философии права и юриспруденции, признающая наличие у человека ряда неотъемлемых прав, которые принадлежат ему исходя из самого факта его принадлежности к человеческому роду.
Естественное право противопоставляется доктрине правового позитивизма: если последняя утверждает, что право может быть даровано лишь по воле государства, воплощённой в законе, и что никакого права вне закона быть не может, то концепция естественного права разводит понятия «право» и «закон». 

Согласно ей, у каждого индивида есть некоторые высшие, постоянно действующие права, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок ценностей. Все они не зависят от норм и принципов, установленных государством, и действуют напрямую. Для законодателя естественное право должно быть ориентиром, к которому необходимо стремиться. Отсюда же выводится право народа на восстание в случае, если естественные права в данном государстве попираются.

53. Государство в политической системе общества.

Государство — это единая политическая ор­ганизация общества, которая распрост­раняет свою власть в отношении всего насе­ления на закреплённой за ним территории, располагает специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех ве­ления и обладает суверенитетом. Это глав­ный институт политической системы

Факторы, предопределяющие особое место государства в по­литической системе:
1) государство имеет широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения;

2) государство является единственной политической органи­зацией, которая обладает аппаратом управления и принужде­ния, распространяющим свою власть на всех граждан;

3) государство располагает широким набором средств воздей­ствия на своих граждан, при этом возможности всех политиче­ских организаций ограниченны;

4) государство устанавливает правовые основы функциониро­вания всей политической системы, принимает законы, опреде­ляющие порядок создания и
деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на деятельность тех или иных общественных организаций;

5) государство располагает огромными материальными ресур­сами, которые обеспечивают ему проведение своей политики;

6) государство выполняет объединяющую роль в рамках по­литической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни общества.
Функции политической системы:

1) определение целей, задач, путей развития общества;

2) организация деятельности общества по достижению по­ставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ресурсов;

4) согласование различных интересов субъектов политиче­ского процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных норм пове­дения;

6) обеспечение стабильности и безопасности общества;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм по­ведения, пресечение попыток их нарушения.


54) При́нципы пра́ва — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.

С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов.

Общеправовые (общие) выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности государства.

К числу этих принципов, в частности, относятся следующие:-верховенства права

-законности-равенства всех перед законом (равноправия)-взаимной ответственности личности и государства

-ответственности при наличии вины

Межотраслевые выражают общее в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей права (например, общими для таких отраслей права, как уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право, являются принцип гласности судопроизводства и принцип состязательности при отправлении правосудия).

Отраслевые лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права. Например, принципомгражданского права является принцип полного возмещения убытков (англ.)русск., принципом уголовного права — принцип индивидуализации наказания.