Файл: Теория государства и права как наука теория государства и права относится к гуманитарным наукам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- По характеру действия:
-
основные; -
субсидиарные.
- По отраслям права:
-
конституционные; -
гражданско-правовые; -
международные правовые обычаи и другие.
39. Понятие и сущность юридического прецедента как источника права.
Юридический прецедент — это правило, сформулированное в решении суда или иного государственного органа по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное значение.
Существуют два вида юридического прецедента: судебный и административный.
Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом.
Административный прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел.
Характеристики правового прецедента как источника права:
-
множественность - в правовой системе, использующей прецедент, его создают несколько органов; -
казуистичность - прецедент всегда конкретен и максимально приближен к жизненной ситуации; -
гибкость - позволяет правоприменительному органу выбирать тот прецедент, который в наибольшей степени соответствует как обстоятельствам дела, так и государственной политике в данной сфере.
-
Понятие и сущность нормативно-правового акта как источника права.
Нормативно—правовой акт – это официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права.
Согласно Конституции РФ:
-
по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ; -
по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; -
федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; -
вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов; -
законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон; -
в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует региональный нормативный правовой акт.
Признаки нормативно—правового акта:
-
письменная форма, порядок опубликования предусмотрен законодательством; -
соответствующие форма и реквизиты; -
наличие соответствующей юридической силы, он обязателен для исполнения определенной группой лиц, наличие предмета регулирования; -
действие в пределах оговоренного срока; -
действие на конкретной территории; -
позиция в системе правовых актов, взаимосвязь с иными нормативными актами.
Действие нормативного акта ограничивается:
-
временем – с момента его вступления в силу до прекращения его действия, -
пространством – в зависимости от органа, принявшего его и от юридической силы нормативно—правового акта, возможно действие закона на территории всей страны, на территории субъекта, принявшего его, на территорию, указанную в законе. -
кругом лиц – согласно общему правилу в круг лиц входят граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории страны).
Прекращение действия нормативно—правового акта:
-
окончание срока его действия, если он принят на определенное в нем время; -
прекращение путем принятия другим актом соответствующей силы; -
отмена нормативного акта органом, принявшим его.
-
Понятие, полномочия и структура Федерального собрания РФ.
Федеральное Собрание — самостоятельный орган законодательной власти, юридически не подчиненный никакому государственному органу, в том числе Президенту и Правительству.
Полномочия:
-
утверждение изменения границ между субъектами Федерации; -
утверждение указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения; -
решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории; -
назначение выборов Президента РФ; -
назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов; -
назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.
Структура:
Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).
Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы.
Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами. Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
42) Договоры нормативного содержания (нормативные договоры) представляют собой соглашение двух или более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативный договор служит результатом волеизъявления его сторон, на основе которого происходят взаимный учет и согласование интересов субъектов. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих нормативных правовых актов. На его основе формулируются новые нормы права
Признаки:
1. они ставят своей целью реализацию общественного интереса, общего блага, например распределение компетенции между органами государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина и др.;
2. представляют собой согласованное волеизъявление не менее двух субъектов, один из которых или оба наделены государственно‑властными полномочиями;
3. содержат нормы права, регулирующие не только действия непосредственных участников договора, но и иных коллективных и индивидуальных субъектов;
4. заключаются на основе норм публичного права – конституционного, административного, финансового и др.;
5. подлежат обязательной публикации в силу общеобязательности договорных условий;
6. оформляются по определенным процедурно‑процессуальным правилам;
7. занимают в правовой системе место, близкое к нормативным правовым актам, поскольку дополняют действующее законодательство, конкретизируют его, служат средством разрешения юридических коллизий и восполнения пробелов в правовом регулировании общественных отношений.
Вместе с тем надо отметить, что нормативные договоры по своему содержанию не могут противоречить действующему законодательству, выходить за пределы законов и закрепленной компетенции субъектов публичного права, следовательно, играют роль
дополнительного источника права.
К договорам нормативного характера принято относить различные международные акты – конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры и т. д. Как правило, они устанавливают соответствующие права и обязанности для участников и учитываются во внутригосударственном (национальном) праве.
В теории государства и права выделяют два вида договоров нормативного характера: 1) о компетенции; 2) о взаимодействии. Примером первого вида может служить Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и органами власти субъектов Российской Федерации». Примеры второго вида – многочисленные межрегиональные договоры о дружбе и сотрудничестве между субъектами Федерации, о совместной деятельности, о подготовке комплексных социально‑экономических и экологических программ и т. д. Это касается внутрифедеративных отношений в Российской Федерации. Международные договоры некоторые исследователи подразделяют на нормоустанавливающие (например, Договор о нераспространении ядерного оружия) и учредительные, например Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (М.С. Студеникина).
43)Правосубъектность - способность (возможность) лица быть субъектом права. Правосубъектность включает правовой статус, правоспособность и дееспособность.
Правоспособность - это способность иметь субъективные права и исполнять юридические обязанности. Правоспособность признается за всеми людьми, возникает с момента рождения и прекращается смертью.
Главное в правоспособности - не права, а принципиальная возможность или способность иметь права.
Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.
4. Общая правоспособность - это принципиальная возможность лица иметь права и обязанности, закрепленные законодательно, хотя фактическое обладание правами может наступить лишь при известных условиях.
5. Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права (например, в семейном, избирательном).
6. Специальная (профессиональная) правоспособность -это правоспособность, которая требует специальное образование (например, юридическое, экономическое) или умения, навыки, талант
Дееспособность - это способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права, а также исполнять обязанности.Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами человека и зависит от них. Дееспособность, в отличие от правоспособности, наступает по мере взросления, умственного и физического развития.
Выделяют следующие виды дееспособности:
полную(с 18 лет - статья 60 Конституции РФ);
- частичную(с 14 до 18 лет - статья 26 ГК РФ).
Человек, например, в Российской Федерации, может приобрести полную дееспособность и до достижения им 18 лет - в случае вступления в брак, а также по основанию так называемой «эмансипации» - объявление (судом или органом опеки) несовершеннолетнего (только с 16 лет) полностью дееспособным, если он работает или занимается предпринимательской деятельностью (с согласия родителей - статья 27 ГК РФ).