Файл: Теория государства и права как наука теория государства и права относится к гуманитарным наукам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дееспособность может быть ограничена только судом ча­стично «вследствие злоупотребления напитками или наркоти­ческими средствами» (статья 30 ГК РФ) или полностью«вслед­ствие психического расстройства» (статья 29 ГК РФ).

Правовой статус- это законодательно признанная со­вокупность субъективных прав, юридических обязаннос­тей и законных интересовчеловека или совокупность пол­номочий и компетенциидля государственных органов и дол­жностных лиц.

Правовой статус бывает общимспециальными индивидуальным.

1.Общий - это статус лица как гражданина государства, зак­репляемый обычно в Конституции.

2.Специальныйстатус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников вой­ны, депутатов, должностных лиц и т. д.), обеспечивает возмож­ность выполнения их специальных функций в обществе и госу­дарстве.

3.Индивидуальныйстатус выражает особенности положе­ния отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, долж­ность, стаж и т. п.) и представляет собой совокупность прав и обязанностей личности.(лица без гражданства с двойным гражданством или иностранные граждане)
Деликтоспособность - это способность нести ответственность, претерпевать негативные правовые последствия. Она в своей основе имеет пассивное поведение. При этом характер пассивной обязанности существенно отличает деликтоспособность от правоспособности и дееспособности.

Правонарушения и юр ответственность:

1) Гражданско-правовой деликт- гражданско-правовая ответственность( возраст с 18 лет полная, частичная с 14) – наказание возмещение вреда, неустойка.

2) Дисциплинарный проступок- дисциплинарная ответственность( возраст с 16 лет) –наказание: предупреждение, выговор, увольнение.

3) Административный поступок- административная ответственность ( возраст с 16 лет) –наказание: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия и так далее

4) Преступление –уголовная ответственность( возраст с 16 лет, за особо тяжкие с 14 лет) –наказание: штраф, арест, лишение свободы и так далее


44. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ.

Юридические факты – это определенные жизненные обстоятельства, в соответствии с которыми нормы права будут связаны, возникновение, изменение и прекращения отношений.

Признаки:

  1. Жизненное обстоятельство (рождение, брак, смерть и тд), которые существую вовне нашего сознания – есть в реальной жизни, которые существуют в определенном промежутке времени

  2. Жизненные обстоятельства всегда регулируются нормой права

  3. Юридический факт порождает последствие


Классификация:

  1. По последствиям

  • Правообразующий – юр. факт порождает новые правоотношения (покупка квартиры, работа и тд)

  • Правоизменяющий – несколько изменяет правоотношения (обмен транспортными средствами)

  • Правопрекращающий – (увольнение, окончание ВУЗа)

  1. По наличию воли

  • Действие – обстоятельство, которое зависит от воли лица, так как оно принимает в них непосредственное участие – совершает действие.

Действие правомерное – которое направлено на достижение определенных благоприятных последствий (составить гражданскую сделку, участие в референдуме)

  • Поступок – добровольное участие лица в определенных действиях с целью наступления последствий.

  • Юридический акт – действие лиц, направленное на результат.

Неправомерное действие – действие, направленное на нарушение закона.

  • Преступление - нет общественной опасности

  • Проступок - есть общественная опасность




  • Событие – определенное жизненное обстоятельство, которое не зависит от воли лица (старость, наступление совершеннолетия, рождение, смерть)


45. Понятие и сущность правопорядка и общественного порядка.

Правопорядок -это установленный в соответствии с правовыми нормами порядок, поддерживаемый в публичных местах.

1) представляет собой состояние упорядоченности общественной жизни правовыми средствами;

2) возникает на основе норм права;

3) выражается в правомерном поведении субъектов общественных отношений;

4) является итогом функционирования механизма правового регулирования;

5) устанавливается и обеспечивается государством.

Общественный порядок — это совокупная система общественных отношений, которая сложилась в результате реализации всех социальных регуляторов: норм права, морали, религии, неправовых обычаев, традиций и ритуалов, корпоративных норм.

Различия общественного и правового порядка проявляются в том, что у них:

- разная социально-нормативная основа — для формирования общественного порядка требуется вся совокупность существующих в обществе правил поведения и институтов отношений, а для правопорядка — только право;

- разное происхождение— общественный порядок зародился со становлением общества, правопорядок возник позже

, вместе с государством и правом;

- разная обеспеченность — правопорядок обеспечивается силой и средствами государственного аппарата, имеющего право на применение принуждения от имени государства, а общественный порядок — социальными институтами, общественным мнением и негативным порицанием;

46. Понятие и содержание субъективного права и юридической обязанности.

Субъективное право – это предоставляемая и охраняемая государством возможность субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом.

Существуют три разновидности субъективного права:

1) в возможности положительного поведения владельца субъективного права для удовлетворения его интересов;

2) в возможности управомоченного потребовать установленного поведения от обязанных лиц для удовлетворения его законных интересов;

3) в возможности управомоченного попросить защиты у компетентных государственных органов в случае нарушения его прав. Речь прежде всего идет о принудительной реализации права участника правоотношения.

Юридическая обязанность субъекта, в отличие от субъективного права, заключается в необходимости согласовывать свое поведение с представленными к нему требованиями

Две разновидности юридической обязанности выражаются:

1) в необходимости совершать активные положительные действия в пользу других участников правоотношений;

2) необходимости воздержанности от поступков, запрещенных нормами права.

Если содержание субъективного права формирует мера разрешенного поведения, то содержание его обязанности – мера должного поведения в правоотношении. Обязанному лицу предписывают меру должного поведения в целях удовлетворения интересов управомоченного лица.

47) Основания юридической ответственности – это те правовые и фактические факторы, при существовании которых государство применяет к субъектам права те или иные принудительные меры.

Ими являются:

1. Нормы права, предусматривающие возможность применения мер ответственности за противоправное поведение;

2. Совершенное правонарушение. Оно является юридическим фактом и влечет возникновение правоохранительного правоотношения;

3. Правоприменительный акт, которым определяется конкретный вид и мера юридической ответственности.

Некоторые авторы полагают, что ответственность имеет только два основания: нормативное (нормы права) и фактическое (правонарушение – конкретное виновное деяние, приносящее вред обществу) (С. АП. Комаров).


Основания освобождения от юридической ответственности – это юридические факты или фактические обстоятельства, при наличии которых в силу норм права снимается обязанность претерпеть меры государственного принудительного воздействия за совершенное правонарушение.

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. К ним относятся:

1. Не достижение установленного законом возраста;

2. Невменяемость;

3. Необходимая оборона;

4. Крайняя необходимость;

5. Объективно-противоправное деяние, т.е. деяние, совершенное без вины;

6. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

7. Физическое или психическое принуждение;

8. Обоснованный риск;

9. Исполнение приказа или распоряжения

48. Предпосылки зарождения государства.

1. Зарождение власти.

В суровые первобытные времена, когда природные условия были крайне неблагоприятными, человек мог выжить только в коллективе. Так появились первые общины, где люди помогали друг другу выживать.

Чтобы упорядочить отношения в общине, нужна была власть. Первым органом власти стало народное собрание, в которое было представлено всеми взрослыми членами общины. По мере усложнения общественной жизни, зарождались должности старейшин и вождей, которые тоже исполняли властные функции.

Разные общины взаимодействовали между собой, вступали в браки и перерастали в более крупные объединения людей – племена. Племена, в свою очередь, объединялись в союзы племен. Для координации действий таких крупных объединений, нужна была крепкая власть, а появление такой власти, было первым шагом к созданию государства.
2. Общественные разделения труда.

Очень важными предпосылками, для создания первых государств, стали три общественных разделения труда.

Когда климатические условия изменились, и многие виды крупных животных исчезли, человечеству пришлось расширять рацион своего питания. Человек стал больше употреблять растительной пищи, а вскоре научился такую пищу выращивать самому. Более того, люди поняли, что разводить и одомашнивать животных, намного выгоднее, чем просто на них охотиться. Появление земледелия и скотоводства, т.е. переход от присваивающего хозяйства к производящему и стал первым крупным общественным разделением труда.

С развитием скотоводства и земледелия, возникла необходимость в специальных инструментах, чтобы более эффективно осуществлять эту деятельность. Появилась специальная прослойка людей, которая эти инструменты изготавливала – ремесленники. Именно зарождение ремесла стало вторым крупным общественным разделением труда.
Занятие скотоводством, земледелием и ремеслом требовало от людей обмена результатами своей деятельности. Так появилась торговля и торговцы, что стало третьим крупным общественным разделением труда.
3. Появление частной собственности и избыточного продукта.

Активно пожиная плоды трех общественных разделений труда, человечество стало получать избыточный продукт от своей деятельности. А это, в свою очередь, поменяло отношение к собственности. Собственность делилась на два вида: полученная от предков – земля, созданная своим трудом – частная (орудия труда, меха, стада и т.д.)
Понятно, что основной излишек продукции, сосредотачивался в руках тех людей, которые осуществляли властные полномочия. А когда представители власти умирали, они старались оставить свое имущество не абы кому, а своим детям. Так появился институт наследования. Причем наследовалось не только имущество, но и властные полномочия. А это было главным шагом к созданию государства.
4. Зарождение аристократии и расслоение общества.
Когда количество представителей племени заметно увеличилось, им стало гораздо труднее управлять. Один вождь уже не мог контролировать всех и грамотно руководить деятельностью племени и ему требовались помощники.
Себе в помощь он выбирал наиболее сильных, умных и лояльных людей. Именно они и составляли ядро нарождавшейся аристократии. За верную службу они получали от вождя разные привилегии и стали заметно отличаться от рядовых членов племени. Именно из такой аристократии, когда появились первые государства и был создан государственный управленческий аппарат.

Аристократия составляла наименьшую прослойку общества. Большинство же населения представляло собой рядовых членов общины, которые не имели привилегий и высоких доходов.
Также появилась и прослойка бедняков и малоимущих, которые в силу различных обстоятельств, с трудом сводили концы с концами.

Самой низшей и бесправной категорией были военнопленные – рабы.

Расслоение общества на бедных и богатых, угнетателей и угнетенных, стало последней предпосылкой на пути создания первого государства.