Файл: Контрольная работа по дисциплине История, задание 17.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История», задание 17
Студента 1 курса заочного отделения бакалавриата
По направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Щукина Сергея Александровича, 157
Балашиха
2021 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Возникновение светского образования в России…………………………….4
2. Российская Академия Наук. Ученые XVIII в…………………………...……6
3. Инновации в социальной жизни и культуре……………………………..….14
4. Возникновение периодической печати……………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31
Введение
Новая российская история обычно начинается с так называемой эпохи преобразований нашей общественной жизни. Главной фигурой этих преобразований был Петр Великий. Поэтому время его царствования представляется нашему сознанию границей, отделяющей старую Русь от преобразованной России.
Настоятельная необходимость преобразований была вызвана комплексом различных факторов. Экономическое и, следовательно, военное отставание России от европейских стран росло, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету. Служилый класс, оплот самодержавной власти, ни в своем социально-политическом, ни в культурном развитии не отвечал требованиям общественного развития страны и по большей части оставался патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, которая имела смутное представление даже о своих классовых интересах. «Мятежный» характер XVII века, социальная нестабильность создали необходимость укрепления позиций правящего класса, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного управления и армии.
Духовный кризис общества, вызванный мирским сознанием и усиленный расколом церкви, создал необходимость качественных изменений в сфере культуры, призванных, с одной стороны, вернуть Россию в лоно европейской цивилизации, а с другой - укрепить власть новой рационалистической идеологии, заменившей религиозное обоснование ее всемогущества.
Древнерусская жизнь полностью исчерпала себя. Она развила все принципы, которые были скрыты в ней, все типы, в которых эти принципы были непосредственно воплощены. Она сделала все, что могла, и, закончив свое призвание, остановилась. В XVII веке наше государство достигло точки полного краха, морального, экономического и административного, и могло встать на правильный путь только путем резкой реформы.
Петр вывел Россию из этого кризиса на новый путь. Преобразования Петра кажутся естественной исторической необходимостью. Приобщение к европейскому, более цивилизованному образу жизни стало главной задачей Петра в области культуры.
Петр не был создателем культурного вопроса, но он был первым человеком, который решил осуществить культурную реформу. Результаты его деятельности были велики: он дал своему народу полную возможность материального и духовного общения со всем цивилизованным миром.
Его поведение, вся его манера поведения показывали, что он не просто изменял старые обычаи, но питал к ним страстную враждебность и ожесточенно боролся с ними. Он не улучшил старые времена, а прогнал их и насильно заменил новыми порядками.
В истории России едва ли найдется время, равное по значению петровской четверти XVIII века. За многовековую историю российского государства было проведено множество реформ. Что дали России петровские преобразования, время определенно сказало.
1. Возникновение светского образования в России
В XVIII веке в российском обществе произошло большое количество преобразований. Сфера образования в России в XVIII веке также претерпела реформы. В образовании 18 века в России впервые появилась светская школа. Были разработаны теории и методы светского образования в России, а также предпринята попытка создания государственной системы образования. Развитие образовательных реформ в России в XVIII веке можно разделить на 4 периода.
В первой четверти XVIII века были созданы первые светские учебные заведения. Эти школы давали базовые и практические знания. Многие школы объединяли образовательные и профессиональные основы. Было создано Пушкарское училище, медицинское училище. Был также создан ряд математических, навигационных и ремесленных школ.
В 1730-1755 годах появились дворянские учебные заведения. Сухопутный корпус, Корпус морской пехоты, Инженерный корпус. Также был создан Смольный институт благородных девиц. В то же время начали формироваться основы народного образования, ревнителем которого был Михаил Васильевич Ломоносов. В губерниях развивались епархиальные и адмиралтейские училища. В Москве и Санкт-Петербурге появляются первые общеобразовательные гимназии.
В 1755-1782 годах в русском обществе начали распространяться просветительские идеи. Работы Джона Локка были переведены и опубликованы. В своих трудах Локк говорит, что ребенка следует воспитывать не путем запугивания и подавления личности, а путем поиска более прогрессивных методов обучения. Государство пыталось создать систему учебных заведений, которая позволила бы получать новых квалифицированных врачей, художников, ремесленников и ученых. Были открыты новые школы.
В 1782 - 1786 годах была окончательно создана государственная система народного образования. Екатерина II долго работала над этим вопросом и решила построить русское народное образование по австрийскому образцу. В 1782 году была создана Комиссия по учреждению школ. По планам комиссии было создано два типа школ: основные с 4 классами в губерниях и небольшие двухклассные в уездах. Такие школы должны были обеспечить людей начальным образованием.
Понимая важность образования, российское правительство уделяло этому вопросу много времени. Образование в России в 18 веке было поставлено под строгий контроль.
2. Российская Академия Наук. Ученые XVIII в.
Идея создания Российской академии наук принадлежала Петру I. Пример Парижской академии, разговор Петра I со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иностранцев, соратников Петра в его реформах, убедили императора в необходимости создания академии наук в России. Этому способствовало и то, что Парижская академия наук избрала его своим членом. Петр писал: «Создать академию, а теперь узнать у русских, кто образован и имеет к этому склонность, а также начать переводить книги по юриспруденции».
На самом деле все предпосылки для создания Академии были: не нужно было думать о личных средствах, так как уже был опыт привлечения иностранцев для дел государственного управления - такое можно было получить для сотрудников академии. Предполагалось, что деньги также могут быть выделены из государственной казны, и некоторые принадлежности для академии уже существовали; из книг, которые были получены во время завоевания региона Остзее в виде трофеев, уже была сформирована библиотека, которая была дополнена при Петре покупкой книг за границей, а из различных коллекций, полученных Петром во время его зарубежных путешествий, была сформирована кунсткамера. Каждый академик должен был составить учебное пособие для молодых людей и каждый день тратить час на публичное преподавание своего предмета.
Но академики, приехавшие из-за границы, не застали императора Петра I в живых, и Академия открылась только при Екатерине I. Первое заседание состоялось 12 ноября 1725 года, а 27 декабря того же года состоялось торжественное заседание в присутствии императрицы.
Императрица оказывала особое покровительство Академии; помимо персонала, назначенного Петром, она выделяла помещения, часто посещала заседания Академии. Но так как у Академии не было Устава, то был произвол и воровство, особенно в экономической части. Когда после смерти императрицы высшее государственное управление Петра II было перенесено в Москву, куда отправился и президент Академии Блюментрост, положение академиков, не получавших содержания и находившихся под гнетом и произволом непременного секретаря Шумахера, порой было отчаянным. Открытие при академии типографии, различных мастерских, гравировальных и чертежных мастерских поглотило почти все штатное количество Академии и образовало постоянный, сильно растущий дефицит.
Создание Академии наук напрямую связано с реформаторской деятельностью Петра I, направленной на укрепление государства, его экономической и политической независимости. Петр понимал важность научной мысли, образования и культуры народа для процветания страны. И он начал действовать «сверху».
Согласно его проекту, Академия существенно отличалась от всех связанных с ней зарубежных организаций. Это было государственное учреждение; его члены, получая зарплату, должны были оказывать научно-технические услуги государству. Академия совмещала функции научных исследований и преподавания, имея университет и гимназию.
27 декабря 1725 года Академия отпраздновала свое создание большим публичным собранием. Это был торжественный акт появления нового атрибута российской государственной жизни.
Научная конференция стала органом коллективного обсуждения и оценки результатов исследований. Ученые не были связаны какими-либо господствующими догмами, пользовались свободой научного творчества / почти неограниченными возможностями публикации научных работ.
Первым президентом Академии был назначен врач Лоуренс Блюментрост. Заботясь о соответствии деятельности Академии мировому уровню, Петр I пригласил в нее ведущих зарубежных ученых. Среди первых были математики Николас и Даниэль Бернулли, Кристиан Гольдбах, физик Георг Бульфингер, астроном и географ Джозеф Делиль и историк Г. Ф. Миллер. В 1727 году Леонард Эйлер стал членом Академии.
Научная работа Академии в первые десятилетия велась по трем основным направлениям (или «классам»): математика, физика (естественные науки) и гуманитарные науки. Фактически Академия сразу же включилась в приумножение научного и культурного богатства страны. В ее распоряжение поступили богатейшие коллекции Кунсткамеры. Были созданы Анатомический театр, географический отдел, Астрономическая обсерватория, Физический и минералогический кабинеты. В академии был Ботанический сад и инструментальные мастерские. Здесь работали великие ботаники И. Г. Гмелин и И. Г. Гмелин. Кельрейтер, основоположник эмбриологии К. Ф. Вольф, известный натуралист и путешественник П. С. Паллас. Работы по теории электричества и магнетизма выполняли Г. В. Рихман и Ф. У. Эпинус. Благодаря исследованиям академических ученых были заложены основы для развития горнодобывающей, металлургической и других отраслей промышленности в России. Велись работы по геодезии и картографии. В 1745 году была создана первая общая карта страны - «Атлас России».
Деятельность Академии с самого начала позволила ей занять почетное место среди крупнейших научных учреждений Европы. Этому способствовала широкая популярность таких светил науки, как Л. Эйлер и М. В. Ломоносов.
Плодотворная, поистине титаническая научная деятельность великого ученого Леонарда Эйлера началась в Санкт-Петербургской академии наук. Математические исследования Л. Эйлера ознаменовали важнейший этап в развитии математического анализа и его приложений после Ньютона и Лейбница. Л. Эйлер получил глубокие результаты в теории чисел, заложил основы комплексного анализа, вариационного исчисления, аналитической механики и, вместе с Даниэлем Бернулли, гидродинамики. Его математические исследования были тесно связаны с практическими проблемами механики, баллистики, картографии, судостроения и навигации. Эйлер дал образование первым русским математикам.
Целая эпоха в истории Академии и российской науки сложилась из научной, образовательной и организационной деятельности великого ученого-энциклопедиста Михаила Ломоносова. Он обогатил ее фундаментальными открытиями в химии, физике, астрономии, геологии, географии; внес большой вклад в развитие истории, языкознания и поэтики; организовал в 1748 году первую химическую лабораторию