Файл: Контрольная работа по дисциплине История, задание 17.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует отметить, что на протяжении всего XYII века происходило активное проникновение западноевропейской культуры в Россию. Тем не менее в петровскую эпоху направление западноевропейского влияния меняется, и насильственно внедряются новые идеи и ценности, насаждаемые во всех сферах жизни российского дворянства - главного объекта преобразовательной политики Петра I. Такая ситуация во многом объяснялась государственными целями - Петру нужны были достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленных, административных, военных, финансовых реформ, для решения проблем внешней политики. Петр связывал успех этих реформ с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями.

В 1711 году вместо прежней многочисленной боярской думы (до 900 человек) Петр 1 учреждает Сенат, состоящий из 9 человек, назначаемых самим царем. Критериями отбора в Сенат были только деловые качества, и предыдущие наследственные привилегии не принимались во внимание. Сенат выступал в качестве высшего органа по законодательству и государственному управлению.

Решающее значение имела реформа Церкви, которая существенно ограничила место и роль религии и Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной Церкви - это упразднение патриархата. Его место заняла Духовная коллегия, или Священный синод, во главе которого стоял назначенный царем обер-прокурор. На самом деле Синод мало чем отличался от других государственных учреждений.

XVIII век стал временем создания в России системы светского образования и науки, которые ранее практически отсутствовали. Глубокие преобразования, происходившие во всех сферах общественной жизни, остро ставили проблему повышения культурного и образовательного уровня населения, которая не могла быть решена без широкой сети новых учебных заведений. В 1701 году на Сухаревой башне в Москве была открыта Навигационная школа, которая в 1715 году была переведена в Санкт-Петербург, где на ее базе была создана Военно-морская академия. Чуть позже еще несколько школ - Инженерная, артиллерийская и Медицинская-появляются по типу Навигационной школы.

Санкт-Петербургская академия, основанная по инициативе Петра Великого и открытая в 1725 году, сыграла важную роль в становлении и развитии науки. Важнейшей вехой в становлении и развитии российской науки стало основание Московского университета в 1755 году. Первоначально в нем было три факультета: философский, медицинский и юридический. Затем он быстро стал крупнейшим центром подготовки специалистов во всех отраслях знаний. В 1783 году была учреждена Российская академия наук, и княгиня Дашкова стала ее первым президентом.


Согласно указу Петра, вместо прежнего отсчета лет от «Сотворения мира» отныне предписывалось исчислять годы от Рождества Христова, то есть с 1 января 1700 года, как это было принято в европейских странах. Правда, в Европе использовался григорианский календарь, а в России был введен юлианский календарь. По указу Петра была также установлена новая традиция - отмечать «Новый год и столетие», украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и забавы.

Согласно указу Петра, была введена новая форма общения людей - собрание. Они собирали представителей высших слоев общества для отдыха и веселого времяпрепровождения в танцах, непринужденных беседах, игре в шахматы и шашки. Повседневная жизнь придворной знати также включает в себя традицию двуязычия. При Петре и Анне распространился немецкий язык, а со времен Елизаветы - французский. Влияние французской культуры проявилось и в том, что дамы из благородного общества начали играть музыку на клавесине. Петр посетил французские гостиные, где собирались и беседовали видные деятели науки, политики и искусства, и у него был план организации собраний в России. Русское дворянство, вводя новую форму общения и развлечений, преследовало две основные цели - приучить русских дворян к светскому образу жизни, распространенному в Европе, и приобщить русских женщин к общественной жизни. При организации сборок преобразователь использовал не только практические, но и теоретические достижения Западной Европы.

Значительные изменения происходят в одежде. Древнерусские длинные халаты уступают место немецким кафтанам, короткой и узкой европейской одежде. Мужчины из высших слоев общества теряют бороду. Среди придворной знати утверждены европейские правила этикета и светские манеры. Правилам хороших манер среди детей дворян способствует популярная книга «Честное зеркало молодежи, или указание на повседневное поведение».

Петр Великий оценивал культуру в целом, науку и даже искусство с точки зрения полезности. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: работа писателя, художника, актера, архитектора превратилась в своеобразную государственную службу, обеспеченную зарплатой. Культура стала государством, выполняющим определенные официальные функции. Она стала оказывать мощное влияние на людей, образ жизни и мышления которых был выровнен и унифицирован в соответствии с интересами самодержавия.



Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер и часто осуществлялись насильственными методами. Во главе этих реформ стояли интересы государства, которое строилось по строгому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты петровской эпохи, проявившиеся во введении европейских обычаев и обычаев, в отрыве от вековых традиций русской культуры, должны были подчеркнуть принципиальные различия между Российской империей, великим государством европейского типа, созданным за четверть века.

При Петре I была проведена радикальная перестройка всей системы образования и науки в стране. Издаются учебники: «Букварь» Ф. Поликарпова, «Первое учение мальчиков» Ф. Прокоповича, знаменитая «Арифметика» Л. Магнитского. Эту книгу, как и первую печатную грамматику М. Смотрицкого, М. В. Ломоносов назвал «вратами своего учения». Словари, различные пособия по механике, технике, архитектуре, истории и т. д. были опубликованы. В то время было издано более 600 наименований книг и других изданий, в том числе переводных. С этой целью в первой четверти 18 века было открыто несколько новых типографий.

Значительные изменения в петровскую эпоху произошли и в повседневной жизни. Патриархальный образ жизни постепенно уступил место секуляризму и рационализму. Прослеживается европеизация повседневной жизни.

Согласно указу Петра Великого, сбор материалов по истории России начался в 1722 году, в том числе В. Н.Татищевым (1686-1750), который позже написал пятитомную «Историю России с древнейших времен», переизданную в наше время.

Стремительному расцвету придворного ювелирного искусства в XVIII веке способствовала организация отечественных гранильных фабрик и привлечение большого числа опытных западноевропейских ювелиров для выполнения дорогостоящих заказов петербургской знати. В 1721 году Петр I основал в Петергофе «Алмазную мельницу» для обработки драгоценных и поделочных камней, где также огранялись алмазы.

Петр I создал модернизацию самого понятия культуры для России, отныне культура и вера были двумя разными явлениями, которые как-то переплетались, но не сливались полностью. Религиозная часть культуры была отнесена к национально-историческому развитию, а светская-к центру социальной и культурной жизни. Петр I также провел полноценную церковную реформу, после которой в жизни россиян стали важны не только религиозные цели, но и другие важные социальные, политические, научные и художественные явления. Результатом таких радикальных реформ стало появление библиотек и общественных театров, парков культуры, дворцовой скульптуры и военно-морского флота. Русская культура начала проникаться важным принципом историзма, события прошлого теперь представлялись как иллюстрация движения из прошлого в будущее и законов развития человечества.


Это привело к более осязаемому сознанию не только людей благородного сословия, но и простых людей. Концепции социального и культурного прогресса становятся все ближе простым людям, которые в настоящее время начинают осознавать иной, более культурный и богатый знаниями мир.

Инициация в собственном смысле не ограничивается выполнением определенного ритуала. Суть состоит в переходе от одного состояния к другому, от одного состояния всех человеческих способностей к другому, в открытии нового порядка возможностей. Обратный процесс-инициация сверху вниз, то есть закрытие возможностей, обычно рассматривается как девиантное поведение, как преступление, нарушение или, в лучшем случае, как деградация. В индуизме и джайнизме, например, нисходящее направление эквивалентно восходящему: все существа восходят к состоянию Бога и нисходят к противоположному, вечно и неизбежно; выход из этого «колеса» - его осознание.

Иностранная культура активно внедрялась в литературу петровского времени, и она в основном обогащала творчество элиты. Это породило раскол: народное искусство почти никогда не соприкасалось с творчеством знатных людей. Наблюдалось увеличение числа печатных книг, не имеющих ничего общего с религией, а также развитие художественной литературы и просто книг, имеющих мирскую цель. Это положило начало вступлению русской литературы в эпоху классицизма, но все же многие литературные явления и даже повседневная речь теперь стали предметом огромного влияния Запада.

Историки и писатели по-разному, иногда прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и по сей день.

В XVIII веке Ломоносов восхвалял Петра, восхищался его деятельностью, считал его идеальным монархом, лишенным каких-либо недостатков. Для Радищева, декабристов, Петр был поистине Гигантом с большой буквы.

Личность Петра I занимает особое место в творчестве Александра Пушкина. Поэт относился к Петру I с глубоким уважением. Петру Великому посвящены такие произведения, как «Полтава», «Медный всадник». Пушкин собирался написать историческое исследование о Петре I. Но в то же время поэт видел и жесткость царя, который «поднял Россию на дыбы железной уздечкой».

Очень высокую оценку творчеству Петра I дал современник Пушкина историк М. Н. Погодин в 1841 году, то есть почти через полтора столетия после великих реформ первой четверти XVIII века.


Однако, как уже упоминалось выше, деятельность Петра подвергалась сомнению и критике, а иногда и жестокому богохульству. Известный и авторитетный историк Карамзин обвинил Петра I в предательстве «истинно русских» принципов жизни, а его реформы назвал «блестящей ошибкой». Можно было бы привести много примеров негативного отношения к Петру I среди славянофилов, ряда писателей последующего периода. Но самое интересное отметить взрыв, всплеск противоречивых оценок Петра I и его реформ в современных условиях. Казалось бы, в период реформ его деятельность должна быть примером, но есть много политических деятелей и представителей творческой интеллигенции, которые негативно относятся к этому реформатору.

Петр занимался прежде всего «смешением», все было вынужденным сосуществованием взаимоисключающих, несовместимых, разнородных, объединенных лишь формально религией, да и то подорванных расколом, стесненных материальным интересом.

Если квалифицировать трансформацию Петра как начало эпохи Просвещения в России, то, очевидно, идеология Просвещения должна уступить место рационализации всех возможных аспектов жизни. Эта идеология направлена прежде всего против «традиционного типа действия», если использовать термин М. Вебера, то есть типа действия, которое построено по мифологической модели и результатом которого является правильность исполнения, ритуал. Понятно, что реальный переход к рационализированному типу общества не мог произойти в России в XVIII веке, поэтому внешние формы рационализации, введенные Петром, можно, конечно, назвать псевдометаморфозами, как это сделал О. Шпенглер.

4. Возникновение периодической печати
Петр Великий нуждался в собственной печатной газете для продвижения намеченных реформ. Ему не нужно было резюме, так как он мог прочитать его сам. Объяснение политического курса. Грамотных людей в России было мало.

Функция первой газеты-продвигать собственную политику, рассказывать о новостях российской и зарубежной жизни.

15 декабря 1702 года-Петр Великий подписывает указ о печатании «Ведомостей». Здесь он подчеркнул необходимость свободных продаж-в отличие от курантов. Это было сделано чиновниками, в положении приказов. Вся важная информация направлялась в Монастырский приказ, оттуда в типографию.

16 декабря этот указ был доведен до широкой аудитории.

17 декабря, а по другой версии 16, выходит первый номер «Ведомостей». Каждый новый выпуск имел новое название. Первый выпуск был похож на перезвон-письма и только иностранные новости. На следующий день - второй номер от 17 декабря. Применение для ежедневного использования. Другое название-тренд. Пояснение: категорий не было, изменение содержания отразилось в названии. Второй выпуск - «Ведомости Московского государства». Разнообразное по содержанию содержание-о вступлении Петра Великого после победы над шведами.