Файл: 2. Перечислите особенности административного процесса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 254
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
продления срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении и указание на срок, на который административный истец считает целесообразным поместить иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или продлить его пребывание в этом учреждении.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК административный истец при подаче в суд заявления в порядке настоящей главы освобожден от уплаты государственной пошлины.
К административному исковому заявлению по рассматриваемой категории дел приобщаются документы о полномочиях руководителя органа, подписавшего заявление, документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении, а также копии заявления или доказательства его направления (вручения) административному ответчику (п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС). В случае отсутствия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, к административному исковому заявлению должно быть дополнительно приложено заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об установлении личности, подготовленное в соответствии с федеральным законом.
КАС устанавливает сжатые сроки для обращения в суд с административным исковым заявлением о временном размещении иностранного гражданина в специальном учреждении: указанный срок не может превышать 48 часов с момента помещения гражданина в специальное учреждение. Заявление о продлении срока пребывания гражданина в специальном учреждении также должно быть подано не позднее чем за 48 часов до истечения срока, установленного ранее судом
Вопрос о принятии административного искового заявления должен быть немедленно разрешен судом, одновременно судья разрешает вопрос о продлении срока пребывания гражданина в специальном учреждении на период времени, необходимый для рассмотрения заявления.
Процессуальные особенности рассмотрения судом административных дел о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении
Судебное заседание назначается судом с учетом требований о сроке, установленных ст. 268 КАС, что должно быть учтено судом при извещении участников процесса. Одновременно суд вправе истребовать необходимые материалы и доказательства и обязать административного истца обеспечить участие гражданина в судебном заседании. Административное исковое заявление должно быть рассмотрено и разрешено судом в сокращенный пятидневный срок со дня возбуждения дела. КАС не предусматривает проведения выездного судебного заседания, устанавливая требование о рассмотрении заявления в помещении суда.
В судебном заседании должны принимать участие административный истец, гражданин, в отношении которого решается вопрос о помещении в специальное учреждение или о продлении срока пребывания в таком учреждении. Иностранному гражданину должно быть обеспечено право на переводчика, если он не владеет языком, на котором ведется судопроизводство.
В случае если участники дела окажутся не извещены о времени и месте судебного заседания, суд должен отложить слушание дела. Обязательным является и участие прокурора при рассмотрении дел данной категории. Однако неявка прокурора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения административного искового заявления.
Особенности судебного решения по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении
По результатам рассмотрения административного искового заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении суд может принять решение либо об удовлетворении заявления, либо об отказе в этом. Решение принимается и оформляется по общим правилам гл. 15 КАС, а при удовлетворении заявления в мотивировочной части решения должны быть приведены мотивы установленного судом срока пребывания гражданина в специальном учреждении, который во всяком случае должен отвечать критерию разумности. Этот же вывод воспроизводится и в резолютивной части решения, однако уже без дополнительного обоснования, путем четкого указания на конкретный срок, установленный в мотивировочной части решения.
КАС предусматривает специальные сроки для изготовления решения и его направления (вручения) лицам, участвующим в деле. По административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении мотивированное решение должно быть изготовлено в день его принятия. Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку.
25. Проанализируйте административное судопроизводство по делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке.
В соответствии с положениями российского законодательства психиатрическая помощь оказывается на добровольных началах при наличии информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство.
В то же время Законом предусматриваются отдельные исключения из общего правила о добровольности, такие как психиатрическое обследование для решения вопроса о годности гражданина к военной службе, принудительные меры медицинского характера, психиатрическое освидетельствование лица без его согласия, госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, производство психиатрических экспертиз.
Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением по установленным в законе основаниям, а также в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:
а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или б) его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи
При этом в случаях, указанных в п. "б" и "в", необходима предварительная санкция суда на освидетельствование (решение о психиатрическом освидетельствовании гражданина в случае, названном в п. "а", принимается врачом-психиатром самостоятельно).
По тем же основаниям допускается и принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар при условии, что его обследование или лечение возможно исключительно в стационарных условиях. При этом для содержания гражданина в психиатрическом стационаре свыше 48 часов в недобровольном порядке во всяком случае требуется судебное решение, которое призвано гарантировать лицу защиту не только от произвольного продления срока содержания, но и от неправомерного задержания как такового.
Глава 30 КАС регламентирует процессуальную форму реализации указанных материально-правовых норм.
До вступления в силу КАС дела о принудительном психиатрическом освидетельствовании и дела о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар рассматривались в порядке гражданского судопроизводства и относились законодателем к делам особого производства (гл. 35, п. 8 ч. 1 ст. 262 ГПК), что не вполне соответствовало сущности таких дел, поскольку особое производство традиционно понимается как производство бесспорное, в рамках которого не может и не должен решаться спор о праве (ч. 2 ст. 263 ГПК). В то же время разрешение дел рассматриваемой категории неразрывно связано с публично-правовым спором о наличии или об отсутствии оснований к принудительным госпитализации или освидетельствованию. Поэтому отнесение дел данной категории к делам из административных правоотношений, делам спорного характера, видится правильным.
В порядке административного судопроизводства разрешаются дела:
1) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке (далее по тексту настоящей главы - дела о принудительной госпитализации);
2) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (далее по тексту настоящей главы - дела о принудительном освидетельствовании);
3) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, если федеральным законом предусмотрен судебный порядок рассмотрения соответствующих требований (например, дела о недобровольной госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию, производство по которым урегулировано гл. 30 КАС с особенностями, установленными в гл. 31 данного Кодекса).
Указанными категориями дел ограничиваются пределы правового регулирования законодательства об административном судопроизводстве.
Законодательство об административном судопроизводстве не регулирует:
1) процессуальный порядок применения принудительных мер медицинского характера, в том числе продление применения указанных мер (основания и порядок регулируются уголовным и уголовно-процессуальным законодательством);
2) процессуальный порядок проведения судебно-психиатрических экспертиз, в том числе принудительных и (или) с помещением гражданина в психиатрический стационар (основания и порядок регулируются уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством).
Подведомственность и подсудность административных дел о недобровольной госпитализации в психиатрический стационар, о продлении срока госпитализации или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке
В отношении рассматриваемой категории дел действует правило единичной подведомственности судам общей юрисдикции.
По родовой подсудности дела относятся к компетенции районных судов.
Территориальная подсудность исключительная: дела о госпитализации подсудны судам по месту нахождения медицинской организации, в которую помещен гражданин, а дела о психиатрическом освидетельствовании - судам по месту жительства гражданина.
Особенности возбуждения производства по административному делу о недобровольной госпитализации в психиатрический стационар, о продлении срока госпитализации или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке
1. Право на обращение в суд. Лицо, имеющее право на обращение в суд по делам о принудительном психиатрическом освидетельствовании, - это врач-психиатр, оказывающий психиатрическую помощь, а по делам о принудительной госпитализации - представитель медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, в которую помещен гражданин. При этом правом подписи административного искового заявления о принудительной госпитализации (или продлении срока такой госпитализации) обладают руководитель медицинской организации или его заместители.
2. Сроки обращения в суд. Срок обращения в суд по делам о госпитализации составляет не более 48 часов с момента помещения гражданина в психиатрический стационар, в случае обращения с заявлением о продлении срока госпитализации - не более 48 часов после наступления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости продления срока госпитализации в недобровольном порядке. Данное положение КАС коррелирует с сохраняющей свое значение позицией КС РФ, сформулированной с учетом международных правовых актов и практики ЕСПЧ, согласно которой принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар является ограничением свободы ("задержанием" в смысле ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) и не допускается на срок более 48 часов без судебного решения.
3. Особенности содержания административного искового заявления и прилагаемых документов. Помимо общих сведений, предусмотренных п. 1 - 3, 5 и 8 ч. 2 ст. 125 КАС, в административном исковом заявлении должны быть указаны:
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК административный истец при подаче в суд заявления в порядке настоящей главы освобожден от уплаты государственной пошлины.
К административному исковому заявлению по рассматриваемой категории дел приобщаются документы о полномочиях руководителя органа, подписавшего заявление, документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении, а также копии заявления или доказательства его направления (вручения) административному ответчику (п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС). В случае отсутствия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, к административному исковому заявлению должно быть дополнительно приложено заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об установлении личности, подготовленное в соответствии с федеральным законом.
КАС устанавливает сжатые сроки для обращения в суд с административным исковым заявлением о временном размещении иностранного гражданина в специальном учреждении: указанный срок не может превышать 48 часов с момента помещения гражданина в специальное учреждение. Заявление о продлении срока пребывания гражданина в специальном учреждении также должно быть подано не позднее чем за 48 часов до истечения срока, установленного ранее судом
Вопрос о принятии административного искового заявления должен быть немедленно разрешен судом, одновременно судья разрешает вопрос о продлении срока пребывания гражданина в специальном учреждении на период времени, необходимый для рассмотрения заявления.
Процессуальные особенности рассмотрения судом административных дел о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении
Судебное заседание назначается судом с учетом требований о сроке, установленных ст. 268 КАС, что должно быть учтено судом при извещении участников процесса. Одновременно суд вправе истребовать необходимые материалы и доказательства и обязать административного истца обеспечить участие гражданина в судебном заседании. Административное исковое заявление должно быть рассмотрено и разрешено судом в сокращенный пятидневный срок со дня возбуждения дела. КАС не предусматривает проведения выездного судебного заседания, устанавливая требование о рассмотрении заявления в помещении суда.
В судебном заседании должны принимать участие административный истец, гражданин, в отношении которого решается вопрос о помещении в специальное учреждение или о продлении срока пребывания в таком учреждении. Иностранному гражданину должно быть обеспечено право на переводчика, если он не владеет языком, на котором ведется судопроизводство.
В случае если участники дела окажутся не извещены о времени и месте судебного заседания, суд должен отложить слушание дела. Обязательным является и участие прокурора при рассмотрении дел данной категории. Однако неявка прокурора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения административного искового заявления.
Особенности судебного решения по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении
По результатам рассмотрения административного искового заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении суд может принять решение либо об удовлетворении заявления, либо об отказе в этом. Решение принимается и оформляется по общим правилам гл. 15 КАС, а при удовлетворении заявления в мотивировочной части решения должны быть приведены мотивы установленного судом срока пребывания гражданина в специальном учреждении, который во всяком случае должен отвечать критерию разумности. Этот же вывод воспроизводится и в резолютивной части решения, однако уже без дополнительного обоснования, путем четкого указания на конкретный срок, установленный в мотивировочной части решения.
КАС предусматривает специальные сроки для изготовления решения и его направления (вручения) лицам, участвующим в деле. По административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении мотивированное решение должно быть изготовлено в день его принятия. Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку.
25. Проанализируйте административное судопроизводство по делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке.
В соответствии с положениями российского законодательства психиатрическая помощь оказывается на добровольных началах при наличии информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство.
В то же время Законом предусматриваются отдельные исключения из общего правила о добровольности, такие как психиатрическое обследование для решения вопроса о годности гражданина к военной службе, принудительные меры медицинского характера, психиатрическое освидетельствование лица без его согласия, госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, производство психиатрических экспертиз.
Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением по установленным в законе основаниям, а также в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:
а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или б) его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи
При этом в случаях, указанных в п. "б" и "в", необходима предварительная санкция суда на освидетельствование (решение о психиатрическом освидетельствовании гражданина в случае, названном в п. "а", принимается врачом-психиатром самостоятельно).
По тем же основаниям допускается и принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар при условии, что его обследование или лечение возможно исключительно в стационарных условиях. При этом для содержания гражданина в психиатрическом стационаре свыше 48 часов в недобровольном порядке во всяком случае требуется судебное решение, которое призвано гарантировать лицу защиту не только от произвольного продления срока содержания, но и от неправомерного задержания как такового.
Глава 30 КАС регламентирует процессуальную форму реализации указанных материально-правовых норм.
До вступления в силу КАС дела о принудительном психиатрическом освидетельствовании и дела о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар рассматривались в порядке гражданского судопроизводства и относились законодателем к делам особого производства (гл. 35, п. 8 ч. 1 ст. 262 ГПК), что не вполне соответствовало сущности таких дел, поскольку особое производство традиционно понимается как производство бесспорное, в рамках которого не может и не должен решаться спор о праве (ч. 2 ст. 263 ГПК). В то же время разрешение дел рассматриваемой категории неразрывно связано с публично-правовым спором о наличии или об отсутствии оснований к принудительным госпитализации или освидетельствованию. Поэтому отнесение дел данной категории к делам из административных правоотношений, делам спорного характера, видится правильным.
В порядке административного судопроизводства разрешаются дела:
1) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке (далее по тексту настоящей главы - дела о принудительной госпитализации);
2) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (далее по тексту настоящей главы - дела о принудительном освидетельствовании);
3) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, если федеральным законом предусмотрен судебный порядок рассмотрения соответствующих требований (например, дела о недобровольной госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию, производство по которым урегулировано гл. 30 КАС с особенностями, установленными в гл. 31 данного Кодекса).
Указанными категориями дел ограничиваются пределы правового регулирования законодательства об административном судопроизводстве.
Законодательство об административном судопроизводстве не регулирует:
1) процессуальный порядок применения принудительных мер медицинского характера, в том числе продление применения указанных мер (основания и порядок регулируются уголовным и уголовно-процессуальным законодательством);
2) процессуальный порядок проведения судебно-психиатрических экспертиз, в том числе принудительных и (или) с помещением гражданина в психиатрический стационар (основания и порядок регулируются уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством).
Подведомственность и подсудность административных дел о недобровольной госпитализации в психиатрический стационар, о продлении срока госпитализации или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке
В отношении рассматриваемой категории дел действует правило единичной подведомственности судам общей юрисдикции.
По родовой подсудности дела относятся к компетенции районных судов.
Территориальная подсудность исключительная: дела о госпитализации подсудны судам по месту нахождения медицинской организации, в которую помещен гражданин, а дела о психиатрическом освидетельствовании - судам по месту жительства гражданина.
Особенности возбуждения производства по административному делу о недобровольной госпитализации в психиатрический стационар, о продлении срока госпитализации или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке
1. Право на обращение в суд. Лицо, имеющее право на обращение в суд по делам о принудительном психиатрическом освидетельствовании, - это врач-психиатр, оказывающий психиатрическую помощь, а по делам о принудительной госпитализации - представитель медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, в которую помещен гражданин. При этом правом подписи административного искового заявления о принудительной госпитализации (или продлении срока такой госпитализации) обладают руководитель медицинской организации или его заместители.
2. Сроки обращения в суд. Срок обращения в суд по делам о госпитализации составляет не более 48 часов с момента помещения гражданина в психиатрический стационар, в случае обращения с заявлением о продлении срока госпитализации - не более 48 часов после наступления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости продления срока госпитализации в недобровольном порядке. Данное положение КАС коррелирует с сохраняющей свое значение позицией КС РФ, сформулированной с учетом международных правовых актов и практики ЕСПЧ, согласно которой принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар является ограничением свободы ("задержанием" в смысле ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) и не допускается на срок более 48 часов без судебного решения.
3. Особенности содержания административного искового заявления и прилагаемых документов. Помимо общих сведений, предусмотренных п. 1 - 3, 5 и 8 ч. 2 ст. 125 КАС, в административном исковом заявлении должны быть указаны: