Файл: 2. Перечислите особенности административного процесса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 261
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Однако в случае неявки в судебное заседание извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие (ч. 4 ст. 263 КАС РФ).
В соответствии со ст. 11 КАС РФ суд, при наличии оснований и с соблюдением порядка, может рассмотреть административное дело о приостановлении деятельности в закрытом судебном заседании.
Содержание судебного решения и особенности его исполнения. Решение суда по административному делу о приостановлении деятельности выносится по общим правилам, установленным гл. 15 КАС РФ.
Установив обстоятельства, являющиеся основаниями для приостановления деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо для запрета деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо для прекращения деятельности средств массовой информации, суд принимает решение, которым удовлетворяет административный иск.
Одновременно с решением суда по административному делу о ликвидации общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности, суд выносит решение об обращении в собственность Российской Федерации имущества ликвидируемых общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.
Копия решения суда вручается лицам, участвующим в деле, или направляется им не позднее 3 дней со дня его изготовления.
Если установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии оснований для приостановления деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо для запрета деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо для прекращения деятельности средств массовой информации, суд выносит решение, которым отказывает в удовлетворении административного иска.
Решение суда об удовлетворении административного иска о ликвидации общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису по основаниям, предусмотренным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности, подлежит немедленному исполнению в части прекращения деятельности общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации или в части прекращения поиска, получения, производства и распространения массовой информации средством массовой информации.
Обжалование решения суда. Решение суда по административному делу о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть обжаловано в порядке, установленном КАС РФ.
Решение по административным делам данной категории само по себе не препятствует лицу, уполномоченному представлять соответствующие организацию, объединение или выступать по вопросам деятельности соответствующего средства массовой информации, обжаловать это решение в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, в соответствии с КАС РФ.
22. Проанализируйте административное судопроизводство по делам о прекращении деятельности средств массовой информации.
23. Проанализируйте административное судопроизводство по делам о взыскании в предусмотренных федеральным законом случаях налогов и обязательных платежей с физических лиц и некоммерческих организаций
Как указал КС РФ в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти.
Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Правоотношения по уплате обязательных платежей основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых - уполномоченному органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой - плательщику - обязанность повиновения. Требование государственного органа и обязательство по уплате обязательного платежа следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером обязательного платежа, государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная
форма учреждения обязательного платежа, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер обязательств. Вследствие этого споры по данной категории дел находятся в рамках публичного, а не гражданского права.
Предполагается, что публичные обязанности исполняются добровольно и самостоятельно. В силу тех или иных причин такая обязанность может быть не исполнена в полном объеме и в установленный срок. В этом случае исполнение публичных обязанностей, к которым также относится полная и своевременная уплата налогов и других обязательных платежей, обеспечивается действиями административных органов, применением ответственности. Взыскание обязательного платежа не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
Еще одним способом понуждения к выполнению обязанности по уплате обязательных платежей является взыскание этих платежей с гражданина или юридического лица по решению суда. Такой способ дает возможность судебного контроля за соблюдением прав граждан, организаций в этих правоотношениях.
К обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды, уплачиваемые в порядке и на условиях, которые определены законодательством Российской Федерации.
В качестве примеров обязательных платежей можно назвать:
- налоги, сборы, предусмотренные ст. 13 - 15 НК;
- страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование;
- обязательные страховые взносы страхователей на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- таможенные платежи, предусмотренные ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза.
К обязательным платежам можно отнести и другие платежи, подлежащие уплате в силу закона за использование тех или иных общегосударственных ресурсов (например, плата за радиочастотный спектр, за негативное воздействие на окружающую среду и др.).
Подведомственность и подсудность административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций
Как уже отмечалось, административные органы обладают большими возможностями по получению с плательщика обязательного платежа. Вместе с тем в современном законодательстве названы случаи, при которых органы, наделенные функцией контроля за уплатой обязательных платежей, вправе взыскать задолженность по обязательным платежам, санкциям, пеням в судебном порядке.
В частности, такое правило в отношении задолженности физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено ст. 48 НК в части налогов, сборов, пеней этого физического лица. В отношении организаций, индивидуальных предпринимателей такой судебный порядок взыскания предусмотрен п. 2 ст. 45, ст. 47 НК, ст. 150 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Аналогичные правила предусмотрены для взыскания недоимки в случае неуплаты или неполной уплаты различных страховых взносов и других платежей. Во всех случаях судебный порядок допустим, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Рассмотрение таких категорий дел в суде первой инстанции осуществляется:
- районными, гарнизонными судами - по требованиям к гражданам, организациям (до введения в действие КАС данные споры рассматривали и мировые судьи через процедуру приказного производства. В настоящее время в законодательном порядке рассматривается вопрос о введении приказного производства мировых судей по данной категории дел. При принятии изменений в КАС мировые судьи будут наделены компетенцией по рассмотрению этих дел);
- арбитражными судами субъектов РФ - по требованиям к организациям, индивидуальным предпринимателям в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Особенности возбуждения производства по административному делу об уплате обязательных платежей и санкций
Взыскание обязательных платежей в судебном порядке является мерой, которая применяется после реализации административным органом своих полномочий по взысканию платежа во внесудебном порядке (ст. 104 НК) или если отсутствует иной порядок. Помимо недоимки в судебном порядке взыскиваются пени и санкции.
Административное исковое заявление о взыскании с физических лиц обязательных платежей подается в суд, если:
не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке;
пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
По заявлению о взыскании обязательных платежей с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей взыскание производится, в частности:
с лицевых счетов организаций, если сумма недоимки превышает 5 млн. руб.;
с некоторых видов организаций, если недоимка по акту налоговой проверки числится более трех месяцев;
с организаций или индивидуальных предпринимателей, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;
с организаций и индивидуальных предпринимателей, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
если не реализована процедура взыскания налога (сбора), взноса за счет имущества плательщика - организации или индивидуального предпринимателя;
в других предусмотренных законом случаях (ст. 45 - 48 НК).
Во всех случаях для обращения в суд требуется факт неисполнения требования заявителя об уплате задолженности в добровольном порядке или факт пропуска указанного в требовании срока уплаты.
Заявление подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации.
Правом на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательного платежа, пени обладают только те государственные органы, органы местного самоуправления, которые наделены федеральным законом функцией контроля за уплатой обязательных платежей. В частности, к таким органам относятся налоговые и таможенные органы, органы Пенсионного фонда РФ, Фонд социального страхования РФ, надзорные органы.
По данной категории дел установлен общий сокращенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением. В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. При этом в силу п. 1 ст. 48 НК налоговый (таможенный) орган в этот срок вправе подать заявление в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 тыс. руб.. В отношении взыскания с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей этот срок применим к тем обязательным платежам, по которым не установлены иные порядок и сроки взыскания.