Файл: 2. Перечислите особенности административного процесса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 260

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 тыс. руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 тыс. руб.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 тыс. руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В случае если налоговым органом не реализована процедура взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя, п. 1 ст. 47 НК предусмотрен двухлетний срок для обращения в суд, который исчисляется со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Законодателем могут быть предусмотрены и иные специальные сроки для обращения в суд контрольными органами.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Факт пропуска срока или отказ в его восстановлении служит основанием для отказа в удовлетворении заявления. Во всяком случае, обстоятельства пропуска срока подлежат выяснению судом. Данное правило применимо и для заявлений, направленных в арбитражный суд (ст. 214 АПК).

Статья 287 КАС, ст. 214 АПК устанавливают требования к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций. Такое заявление должно быть оформлено в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 125 КАС, ст. 125 АПК и подписано руководителем (заместителем руководителя) контрольного органа, от имени которого подано заявление.

Помимо общих требований в административном исковом заявлении по данной категории дел должны быть указаны:

  • сведения, предусмотренные п. 1 - 3, 5 и 8 ч. 2 ст. 125 КАС, ст. 125 АПК;

  • наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;

  • положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа;

  • сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке, о действиях по взысканию обязательного платежа;

  • размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.


К административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС, ст. 126 АПК.

Судья возвращает заявление в случаях, предусмотренных ст. 129 КАС, ст. 129 АПК; оставляет заявление без рассмотрения в случаях, указанных в ст. 196 КАС, ст. 148 АПК; оставляет заявление без движения по правилам ст. 130 КАС, ст. 128 АПК.

Соответствующее требованиям по форме и содержанию административное исковое заявление принимается судьей к производству, о чем выносится определение.

По заявлению истца суд может принять меры предварительной защиты в порядке, предусмотренном гл. 7 КАС, либо обеспечительные меры в порядке, установленном гл. 8 АПК. Суд вправе наложить арест на имущество ответчика в размере, не превышающем объема заявленных требований.

Являются нередкими случаи, когда в рамках дел данной категории заявляются и рассматриваются встречные требования о признании недействительным решения административного органа о взыскании обязательного платежа, пени, санкции.

Особенности рассмотрения административного дела о взыскании обязательных платежей и санкций

Административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судом по общим правилам административного искового производства, предусмотренным КАС, с особенностями, установленными в гл. 32 КАС, гл. 26 АПК.

Дела рассматриваются судьей единолично в срок не более трех месяцев со дня подачи соответствующего административного искового заявления, включая время на подготовку к судебному разбирательству и принятие решения (ст. 289 КАС, ст. 215 АПК).

В порядке подготовки к судебному разбирательству суд определяет круг лиц, участвующих в деле, обстоятельства, необходимые для разрешения спора, нормативные правовые акты, подлежащие применению. Суд принимает меры к примирению сторон (ст. 137 КАС, гл. 15 АПК).

Извещение сторон производится судом в порядке, предусмотренном гл. 9 КАС, гл. 12 АПК.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС).



Помимо изложенного суду необходимо проверить процедуру действий контрольного органа по взысканию платежа, санкций, срок давности и другие обстоятельства при взыскании санкций.

Следует уделить особое внимание распределению бремени доказывания. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Вместе с тем административный ответчик не освобождается от доказывания обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии обязанности по уплате обязательного платежа.

При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе.

В процессе судебного разбирательства рассмотрение дел может быть приостановлено (гл. 16 КАС, гл. 17 АПК), отложено (ст. 152 КАС, ст. 158 АПК).

Рассмотрение дела по существу оканчивается принятием определения о прекращении производства по делу (гл. 17 КАС, гл. 18 АПК), об оставлении заявления без рассмотрения (гл. 18 КАС, гл. 17 АПК) или принятием решения по существу спора.

Особенности судебного решения по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций

Решение суда по данной категории споров должно соответствовать требованиям, установленным в ст. 290 и гл. 15 КАС или гл. 20, ст. 216 АПК.

При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда также должны быть указаны в соответствии с ч. 2 ст. 290 КАС, ст. 216 АПК:

  • фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства; наименование организации, сведения о ее государственной регистрации, местонахождении; ИНН;

  • общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности, пени и санкций;

  • указание на распределение судебных расходов.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном, кассационном и надзорном порядке по правилам, предусмотренным разд. VII КАС и разд. VI АПК.

Упрощенное производство производится по делам этой категории по правилам гл. 33 КАС, гл. 29 АПК.

Решения по данной категории дел исполняются согласно общим правилам.

24. Проанализируйте административное судопроизводство по делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии. в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина. подлежащего депортации или реадмиссии. в специальном учреждении.


Согласно ст. 32.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" передача иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прием Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии, за исключением случая, предусмотренного п. 1.1 упомянутой статьи.

Реадмиссией является передача одним государством и принятие другим государством иностранных граждан (в том числе лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в государстве являются незаконными. Депортацией является принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Дела о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении появились как самостоятельная категория гражданских дел после внесения изменений в ГПК. Процессуальные особенности рассмотрения дел указанной категории первоначально определялись правилами гл. 26.1 ГПК с учетом общих положений о рассмотрении дел, вытекающих из публично-правовых отношений. С 15 сентября 2015 г. процессуальные особенности рассмотрения дел названной категории определяются гл. 28 КАС.


Глава 28 КАС устанавливает процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении. В компетенцию суда при осуществлении правосудия по указанной категории дел входят только два вопроса: 1) определение наличия основания для временного размещения лица, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении; 2) определение срока пребывания этого лица в специальном учреждении до реадмиссии.

Заявителем по делам рассматриваемой категории может выступать только территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в районный суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

В административном исковом заявлении о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении указываются общие сведения, предусмотренные ст. 125 КАС (наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца, место его нахождения; наименование административного ответчика, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования; иные сведения). Помимо этого в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о принятом решении о депортации или реадмиссии, в том числе предусмотренное федеральным законом основание для помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или