Файл: 2. Перечислите особенности административного процесса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 259

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КоАП РФ определяет территориальную подведомственность дел органам админ.юрисдикции.

В ч.1 ст.29.5 КоАП закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. В большинстве случаев реализация правила способствует формированию достаточной доказательственной базы, т.к. облегчает установление необходимых для уяснения истины обстоятельств дела. Общее правило территориальной подведомственности может быть изменено по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, о передаче этого дела для рассмотрения по месту жительства данного лица (ст. 4.6). Такое ходатайство подлежит удовлетворению тогда, когда это продиктовано необходимостью решения задач, связанных с производством по делу.

13. Дайте характеристику административному судопроизводству в судах общей юрисдикции.

Право обжалования решений и действий (равно как и бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц – одно из основных конституционных прав человека и гражданина. Судебная защита прав граждан, юридических лиц и их объединений в сфере государственного управления является наиболее эффективной и демократичной формой защиты прав, поскольку лишь в судебном процессе обеспечивается процессуальное равенство прав субъектов, не имеющих равного правового статуса в административных материальных правоотношениях.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, к которым относятся:

  • • дела по заявлениям граждан, организаций, прокурора о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части (об оспаривании нормативных правовых актов);

  • • дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

  • • дела по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

  • • дела по заявлениям о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, в предназначенном для этого специальном учреждении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (дела о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении);

  • • дела по заявлениям исправительного учреждения и органа внутренних дел об установлении, продлении или прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);

  • • иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.


В процессе судебного рассмотрения исследуются правоотношения, которым присущ императивный характер. В качестве одного из участников данных правоотношений выступает орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт, совершившее оспариваемое действие или допустившее бездействие.

В ГПК РФ предусмотрено, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства (т.е. гражданского судопроизводства) с особенностями, установленными гл. 23–26.2 ГПК РФ.

То обстоятельство, что при рассмотрении дел данной категории применяются правила искового производства, вовсе не означает отрицания самостоятельности административного судопроизводства. В данном случае законодателем использован известный технико-юридический прием – распространение общих правил гражданского судопроизводства на все рассматриваемые судами общей юрисдикции дела. В связи с этим при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, действуют общие правила, касающиеся формы заявлений, извещения сторон, необходимости оплачивать государственную пошлину и ряда организационных моментов.

При этом ГПК РФ устанавливает следующие процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений:

  • • при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила заочного производства (ч. 2 ст. 246);

  • • суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246);

  • • бремя доказывания обоснованности требований возложено на субъект административных правоотношений, принявший оспариваемый правовой акт, совершивший оспариваемое действие или допустивший бездействие (ч. 1 ст. 249);

  • • суд обязан проявлять активность в выяснении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, для чего он может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, истребовать доказательства по своей инициативе. В случае неисполнения требований о явке в судебное заседание или предоставлении доказательств указанные лица могут быть подвергнуты штрафу (ч. 4 ст. 246, ч. 2 ст. 249 ГПК РФ);

  • • не используется ряд таких институтов гражданского процессуального права, как заключение мирового соглашения, встречный иск, признание иска, отказ от иска, третьи лица; не применяются правила договорной подсудности; дело не может быть передано на разрешение третейского суда (рис. 4.1).





Рис. 4.1. Процессуальные особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции дел, возникающих из публичных правоотношений

Дела, возникающие из публичных правоотношений, в судах общей юрисдикции рассматриваются и разрешаются, как правило, судьей единолично. Коллегиально рассматриваются лишь дела, предусмотренные в ч. 2 ст. 260.1 ГПК РФ – дела о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума.

Помимо общих особенностей, рассмотрение каждого вида дел, возникающих из публичных правоотношений, имеет свои специфические особенности, в том числе касающиеся сроков, применения мер обеспечения, вступления решений суда в законную силу.

Процессуальный порядок рассмотрения судом дел, возникающих из публичных правоотношений, представлен на рис. 4.2.



14. Проанализируйте административные дела и административные споры.

Административно-правовые споры, которые становятся предметом судебного разбирательства, в действующем процессуальном законодательстве обозначаются термином "дела, возникающие из административно-правовых (публично-правовых) отношений". Данное обстоятельство вызывает необходимость интерпретировать соотношение понятий "спор" и "дело". В цивилистике понятие гражданского дела обычно идентифицируется либо с вопросом судебного разбирательства либо со спором о праве. Считается, что гражданское дело может быть возбуждено лишь в случае спора о праве. Соотношение дела и спора о праве довольно часто сравнивается с соотношением понятий гражданско-правового договора как документа и соглашения: как договором оформляется соглашение сторон, так гражданским делом оформляется существующий между двумя и более лицами спор о праве.

В то же время трактовка «дела» как правового вопроса, внесенного на рассмотрение суда заинтересованным лицом, не является общепризнанной. Так, считается, что «правовой вопрос» является более узким понятием, чем спор о праве гражданском или административном, ибо спор о праве может объединять целый ряд вопросов материального права (процессуальное соучастие), а «дело» тем не менее, одно.

Спор о праве приобретает свойство дела с момента его заявления в юрисдикционный орган. Понятие «дело» предполагает возникновение правовой связи между лицами, участвующими в процессе, при участии юрисдикционного органа как обязательного и руководящего субъекта, т.е. возникновение процессуального правоотношения. Сущность дела видится в этом случае именно в споре о праве, заявленном в суд заинтересованным лицом и выступающем в качестве объекта процессуального правоотношения. Исходя из этого, например, судебное дело (гражданское или административное)
можно определить как спор о праве, заявленный в суде заинтересованным лицом, выступающий в качестве объекта процессуальных отношений, которые связывают лиц, имеющих юридическую заинтересованность и участвующих в разрешении спора по существу.

Такой подход, однако, требует определенных уточнений. Любое юридическое дело - будь то гражданское или административное - вряд ли правомерно идентифицировать только спором о праве или правонарушением. Юридическое дело, с одной стороны, следует рассматривать как конкретный жизненный случай, в отношении которого осуществляется применение закона, а с другой - как совокупность документов, комплектуемых в ходе применения закона к данному случаю. Этот конкретный случай в качестве предмета административного судопроизводства носит характер административно-правового конфликта в виде административного спора или административного правонарушения в смысле ст. 2.1 КоАП РФ.

В соответствии с действующим законодательством РФ термину «административное дело» соответствуют два вида дел: «дела, возникающие из административно-правовых отношений» и «дела о привлечении к административной ответственности». Однако надо иметь в виду, что по ГПК РФ «дела, возникающие из административных правоотношений» обозначаются как «гражданские дела», а по АПК РФ как «экономические споры».

Данная терминология по ГПК РФ обусловлена особенностями правового регулирования предмета административного судопроизводства в советский период. При этом надо иметь в виду, что категория «экономический спор» - не отраслевая, а введена для обозначения сферы отношений, участники которых решают свои споры в арбитражном суде, т.е. обозначения сферы предпринимательской и иной экономической деятельности. Обозначение этим термином административных по сути дел является крайне неудачным. Понятие «экономические споры, возникающие их административных правоотношений» является некорректным, поскольку споры, возникающие из административных правоотношений, есть ничто иное как административные споры. Экономические споры – это споры, возникающие из экономических отношений. Поэтому споры из административных отношений в первом Арбитражно-процессуальном кодексе РФ вполне обоснованно назывались «спорами в сфере управления».

15. Дайте характеристику субъектам административного судопроизводства.